Что это? Жгут на колесо при проколе – старый «дедовский», но многими забытый способ ремонта покрышки. Это бутилкаучуковые ленты, которые вставляются в место повреждения шины и герметизируют его.
Как использовать? Для ремонта колеса жгутом применяются специальные наборы. В них входят шило, напильник, сами жгуты, клей (не всегда). Технология проста – место прокола зачищается напильником, жгут смазывается клеем и с помощью шила вставляется в отверстие. Однако сам способ ремонта вызывает бурные споры.
В этой статье:
3 мифа об установке жгута на колесо
Ремонт бескамерных шин при помощи жгута на колесо научились выполнять еще несколько десятилетий назад. Однако только в 2000-е годы эта технология получила широкое распространение и стала востребованной среди автомобилистов.
Несмотря на то что в Интернете можно найти массу роликов о том, как правильно выполнить такой ремонт, не каждый автомобилист рискует заниматься им самостоятельно. Есть и те, кто вовсе не знает, что отремонтировать колесо можно резиновым жгутом.
3 мифа об установке жгута на колесо
Миф 1. Ремонт при помощи жгута необратимо портит колесо
Одно из наиболее распространенных заблуждений, согласно которому спиральное шило, используемое для подготовки отверстия, разрушает кордовые нити и формирует в колесе зону с пониженной прочностью.
Сторонники данной точки зрения настаивают на необходимости ремонта с разбором колеса, установкой «грибка» и последующей балансировкой колеса. Однако при более подробном изучении технологии разборного ремонта этот довод не выдерживает критики. Дело в том, что перед установкой грибка приходится в обязательном порядке замерять угол канала прокола относительно поверхности покрышки. Для этого отверстие рассверливается либо сверлом-фрезой при помощи электрической или пневматической дрели, либо таким же шилом, что и при жгутиковом ремонте.
Товары из категории
В результате «грибковый» ремонт, хотя он и проводится по другой технологии, сопряжен даже с более агрессивными манипуляциями с колесом, чем при установке жгута. Корд в обоих случаях затрагивается настолько незначительно, что эксплуатационные свойства шины практически не ухудшаются. Причиняемые колесу повреждения могут оказаться критичными лишь в том случае, если шина подвергается значительным нагрузкам, например используется для спортивной езды.
Миф 2. Жгут для колеса автомобиля можно установить только с использованием клея
В эту дискуссию внесли немалый вклад и производители наборов для жгутикового ремонта. В одних комплектах есть упаковка клея, а в других нет. Соответственно, в инструкциях к первым нанесение клея – обязательный этап ремонта, а во вторых он отсутствует вовсе.
Можно предположить, что разные производители предлагают свои технологии и используют отличающиеся составы для изготовления жгутов. В действительности же во всех наборах применяются жгуты из бутилкаучука.
Секрет в другом. Клей нужен не столько для того, чтобы загерметизировать жгут, сколько для смазывания. Жесткость большинства современных покрышек такова, что протолкнуть шило в отверстие вручную удается не всегда. С клеем-смазкой эта процедура выполняется гораздо легче.
Таким образом, ремонт колеса автомобиля жгутом возможен без использования клея. Практически для всех зимних шин и летних шин с компаундом вполне достаточно мускульной силы, чтобы протолкнуть шило без всякой смазки. Если же сделать это не удается, то придется использовать клей из комплекта или приобрести смазку отдельно.
Миф 3. Жгутики годятся только как временная мера, и в дальнейшем придется выполнять капитальный ремонт
Здесь также сыграли роль производители комплектов для ремонта шин. Множество наборов изготавливается на неизвестных фабриках в Азии, и в инструкциях обычно не содержится никакого указания на необходимость срочного ремонта в автосервисе по общепринятой технологии с разбором колеса и использованием «грибков».
Если же вы купите ремонтный набор от известного бренда, то в большинстве случае в руководстве по использованию будет содержаться настоятельная рекомендация обратиться в шиномонтаж, чтобы выполнить капитальный ремонт шины, даже если вы заклеили колесо жгутом правильно.
Очевидно, что рекомендации известных производителей вызывают больше доверия, чем инструкции неизвестных китайских умельцев. Скорее всего, этим и было порождено заблуждение, что при проколе колеса ремонт жгутом позволит добраться до ближайшего автосервиса своим ходом, но не более того. И в Сети можно встретить множество именно таких советов.
Конечно, ремонт «грибком» обычно дает более долговечный результат. Однако ремкомплект жгутов для колес вполне может продлить срок службы шины на несколько лет, особенно при использовании качественного набора от известного бренда. Указания на необходимость обслуживания проколотого колеса в шиномонтажной мастерской обусловлены не недостатками жгутиковой технологии, а стремлением ведущих изготовителей минимизировать возможность аварии из-за ошибок при таком ремонте.
Кроме того, нельзя забывать и о сугубо коммерческом подходе. Очевидно, что производитель заработает больше, если автовладелец сначала купит ремкомплект на экстренный случай, а затем заплатит еще и за ремонт и расходники в автосервисе. А кто-то сразу просто купит новые колеса. В любом случае это больше маркетинговый ход.
Технология ремонта колеса жгутом
Для того чтобы правильно заклеить колесо жгутом, понадобится мыльный раствор (его можно приготовить из обычного шампуня и незамерзающей жидкости, пузырек с таким составом лучше постоянно иметь в машине), напильник, чтобы прочистить место прокола, ножницы, сам жгут и оправка для его монтажа.
Установка жгута на снятом колесе
Установка жгута на снятом колесе
Демонтируем колесо. В первую очередь нужно точно определить место прокола. Для этого на поверхность шины наносим слой заранее приготовленного мыльного раствора, перекатывая колесо. На месте сквозного отверстия под давлением выходящего наружу воздуха будут образовываться пузырьки. Затем необходимо немного расширить найденное отверстие напильником, поскольку диаметр жгута больше диаметра прокола. В противном случае протолкнуть жгут в отверстие будет очень тяжело.
Теперь нужно взять упаковку со жгутами. Обычно в одном комплекте находятся четыре штуки по 20 см длиной. Для ремонта шины понадобится отрезать половину одного куска, снять с него защитную пленнику и бумажную подложку. Жгуты достаточно прочные, порвать их очень сложно. Также они содержат специальную пропитку, благодаря которой можно обойтись и без клея.
Теперь необходимо взять оправку, вставить в ее прорезь жгут примерно на половину длины (концы жгута остаются снаружи) и установить оправку в отверстие на шине до середины. Держа жгут за два конца, осторожно удаляем оправку из покрышки. Остатки жгута отрезаются, снаружи должны остаться торчать хвостики на 5-7 мм. По окончании всех этих манипуляций требуется выждать около 10 минут для высыхания жгута, после чего покрышка устанавливается на место. Затем надо накачать шину до необходимого давления, и можно продолжать движение.
Без демонтажа колеса
Если латка или жгут устанавливаются при проколе переднего колеса, то можно выполнить весь ремонт, не снимая покрышки. Для этого передняя ось приподнимается над землей при помощи домкрата и фиксируется упором. Коробка переключения передач должна быть установлена в нейтральное положение. Колесо выкручивается в крайнее правое или левое положение (в зависимости от того, с какой стороны оси произошел прокол).
Дальнейшие действия аналогичны тем, которые выполняются при ремонте снятого с оси колеса. При помощи мыльного раствора находится место прокола, далее отверстие зачищается напильником, оправка с вставленным в нее жгутом устанавливается в прокол, затем вытаскивается, а оставшийся жгут подрезается до нужной длины. Остается только опустить машину с домкрата обратно на землю и накачать камеру.
Отремонтировать прокол колеса жгутом или заплаткой можно своими силами, не тратя деньги на услуги автосервиса. Главное внимательно прочитать инструкцию по использованию ремкомплекта и правильно оценить степень повреждения шины и ее пригодность к ремонту.
Использовать жгут для ремонта колеса или нет
Наборы для ремонта колеса жгутом позволяют устранить прокол в полевых условиях без необходимости обращаться за помощью в профессиональный автосервис. Это не временная мера, при соблюдении технологии можно проехать на залатанной шине не одну сотню километров. Вместе с тем необходимо следить, чтобы давление в шине оставалось стабильным в ходе движения автомобиля. Если приходится часто выполнять подкачку, значит, что-то было сделано неправильно, придется проследовать на СТО.
Многие автолюбители после установки жгута в колесо интересуются, на сколько хватает такого ремонта. Как уже говорилось, при правильном монтаже жгут позволяет использовать покрышку практически до истечения эксплуатационного срока.
Негативное влияние на результат ремонта путем вставки жгута в колесо может оказать невысокое качество самого жгута. Особенно это касается комплектов от малоизвестных азиатских производителей. Так, материал может рваться, в результате прокол только заполняется резиной, не обеспечивая необходимой жесткости. В других случаях жгут расширяет брекер, также негативно сказываясь на прочности покрышки.
Причем с такими фактами не спорят как сторонники, так и противники подобного ремонта. Тем не менее технология заделки проколов жгутом точно оправданна как минимум в качестве временной меры. А кроме того, ее нередко используют даже в СТО.
Из всего сказанного можно заключить, что жгутиковый ремонт – вполне допустимая процедура при мелких повреждениях шины, то есть при диаметре прокола не более 6 мм и если задеты только наружные слои резины.
Если правильно ставить жгут в колесо, то результат ремонта позволяет и обеспечить необходимую герметизацию отверстия и продлить срок службы шины вплоть до конца заявленного производителем срока.
Использовать жгут для ремонта колеса или нет
Если же оказался проколот корд или каркас, то жгутиковый ремонт вряд ли будет эффективен. В этом случае такая технология подойдет лишь в качестве экстренной меры, если нет возможности добраться до автосервиса иначе, как своим ходом. При таких повреждениях надежно заделать колесо жгутом не получится, поскольку шина не сможет выдерживать приходящиеся на нее в ходе дорожного движения нагрузки.
Ограниченность видов повреждений шин, позволяющих поставить жгут в колесо и этим обеспечить надлежащее качество ремонта, не в последнюю очередь стала причиной разногласий среди автолюбителей. Кто-то считает жгутиковое латание прокола адекватной заменой обслуживанию в шиномонтаже, а кто-то, напротив, не признает такую технологию ремонта в принципе.
Безопасность движения при жгутиковом ремонте резины может быть обеспечена лишь при соблюдении технологии ремонта, а также при отсутствии повреждений корда или боковины покрышки. В противном случае нагрузка на колесо при движении автомобиля по дороге может привести к разрушению шины и аварии.
С учетом всего вышесказанного можно сделать вывод, что установка жгута на колесо – вполне оправданная методика в полевых условиях и при небольшом повреждении слоя резины – в пределах 6 мм. Если при осмотре места прокола выявлены дефекты корда, борта, каркаса (или при их повреждении при самом ремонте), то жгут стоит использовать лишь для того, чтобы добраться до шиномонтажа. Надо понимать, что это лишь временное решение, так как ремонт не будет качественным и ездить с такой покрышкой просто опасно.
Необходимо отметить, что даже в автосервисах ремонт шин часто выполняется при помощи жгутов, а не путем установки «грибка». За услуги специалиста придется заплатить не менее 1500 рублей (в Москве). В магазине автозапчастей можно купить наборы из четырех жгутов по 100 рублей. Разница в цене очевидна, поэтому неудивительно, что все больше автомобилистов при проколе колеса стараются заделать его самостоятельно. Весь ремонт занимает не более получаса, поэтому при некоторых навыках нет необходимости тратить время на поездку в автосервис.