Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
03.08.2023 Автосервис
1402
Время чтения: 12 минут

Характеристики редукторных масел: виды, марки и свойства

Сохранить статью:

Что это? Характеристики редукторного масла зависят от вида – минерального, синтетического и полусинтетического. Каждое из них благодаря своим свойствам покрывает металл тонкой пленкой, защищая поверхность от коррозии и снижая ударные нагрузки.

Где применяют? Данная рабочая жидкость используется в качестве смазочного материала в промышленных индустриальных установках, автомобилях, технике. Смазка увеличивает срок эксплуатации подвижных механизмов и узлов. Главное правильно подобрать масло согласно его характеристикам.

 

Предназначение и виды редукторного масла

Редуктор является механическим узлом многих технических устройств. Его назначение состоит в передаче энергии в тех системах, где есть вращающиеся детали. Редуктор способен изменять крутящий момент, скорость и направление вращения, причем это не должно сопровождаться потерей мощности.

Предназначение и виды редукторного маслаПредназначение и виды редукторного масла

Словом, именно редукторы обеспечивают преобразование механической энергии в полезную работу. Появились они достаточно давно, но по сравнению с моделями, использовавшимися, к примеру, сто лет назад, теперь они стали более компактными и совершенными, и одним из показателей прогресса является увеличение их КПД.

С другой стороны, растет и нагрузка на современные механизмы, и они должны противостоять износу и температурному воздействию. В этом отношении многое зависит от масла.

Простейший редуктор можно представить в виде нескольких шестеренок, и по типу передачи они разделяются на несколько типов:

  • Цилиндрические – классический вариант с шестеренками, установленными параллельно.
  • Конические – у них один из валов имеет коническую форму и расположен под углом к цилиндрическому.
  • Червячные, у которых валы расположены под углом 90 градусов.
  • Смешанные, с использованием различных типов передач.

Также устройства отличаются по числу ступеней редукции. Что касается сферы применения редукторов, то она крайне широка, и эти устройства можно встретить в самом различном оборудовании: станки, штампы, кузнечные прессы, шахтное оборудование, конвейерные системы, грузоподъемники, транспортные средства, сборочные роботы-манипуляторы и т. д.

В редукторах применяются масла, сорт которых зависит от типа конструкции и технических параметров устройства. К примеру, отдельной категорией является смазочная жидкость для оборудования, задействованного в пищевом производстве – там предусмотрена возможность контакта масла с продукцией, и потому есть специальные пищевые допуски.

По своим характеристикам редукторные масла отличаются от машинных, хотя общие критерии классификации едины: вязкость, температура застывания, состав. По последнему параметру все современные масла можно условно разделить на три категории: минеральные, синтетические и смешанные полусинтетические. Оптимальными характеристиками обладают синтетические жидкости, которые рассчитаны на более длительный срок эксплуатации и в меньшей степени подвержены влиянию внешней среды.

К редукторным маслам предъявляются повышенные требования с учетом условий их работы – системы трансмиссии трутся с большим усилием, чем, к примеру, детали мотора, хотя и степень нагревания у них ниже.

Предназначение и виды редукторного маслаПредназначение и виды редукторного масла

В настоящее время на рынке представлен широкий ассортимент редукторных масел от различных производителей, число которых растет. К новинкам все же следует отнестись с определенной опаской, и надежнее приобретать продукцию от проверенных компаний-изготовителей. Нужно учитывать и мнение производителя оборудования – обычно в инструкции по эксплуатации указываются рекомендуемые марки смазочных жидкостей. Экономить на масле нельзя, поскольку низкокачественная жидкость вызовет ускоренный износ деталей технического устройства и его выход из строя.

Своевременная замена масла является необходимым элементом полноценного сервисного обслуживания любой техники, где есть редукционные узлы. Тип смазки напрямую связан с тем, какая разновидность механизмов перед нами:

  • Редукторы промышленного типа – в прокатных станах, измельчителях, гидравлических прессах и т. п. Детали подобного оборудования испытывают колоссальные нагрузки, и потому в смазку обычно вводятся противоизносные добавки, позволяющие продлить эксплуатационный ресурс.
  • Подшипники, постоянно находящиеся в движении и потому требующие смазки. Здесь нужно учитывать неизбежный нагрев поверхностей в процессе длительного вращения.
  • Синхронизированные и несинхронизированные трансмиссии, включая коробки передач, раздаточные коробки, также испытывают серьезные нагрузки и воздействие внешней среды.
  • Мосты внедорожников и пр.

В целом основными задачами редукторного масла являются: создание оптимальных условий для работы технических агрегатов, сокращение механического износа, уменьшение производимого при вращении шума, отвод излишнего тепла.

 

Технические характеристики редукторных масел

В настоящее время применяются различные варианты спецификации редукторного масла: например, ТУ 38.1011337-90 отечественного происхождения или международный стандарт DIN 51517, разработанный немецкими специалистами.

Технические характеристики редукторных маселТехнические характеристики редукторных масел

В этих стандартах определяются технические требования к различным видам масел. Современные производители все чаще используют синтетические добавки, придающие смазочной жидкости требуемые характеристики. Масла без присадок сейчас применимы лишь в системах, не имеющих критического значения, а в ответственных узлах добавки стали необходимостью.

Виды присадок по тому, какими качествами должна обладать рабочая жидкость:

  • антиокислительные;
  • износостойкие;
  • противозадирные;
  • антикоррозийные (защитные);
  • депрессорные – улучшают низкотемпературные характеристики редукторного масла;
  • антипенные.

Одним из важнейших параметров масла является вязкость, причем редукторные смазочные жидкости более вязкие, чем моторные. Технически это свойство определяет температурные диапазоны, при которых смазка сохраняет свое текучее состояние.

Если редуктор работает на высоких скоростях, то для него предпочтительнее менее вязкое масло, которое быстрее распределяется внутри механизма. Еще в этих случаях может быть использована жидкость с эффектом масляного тумана, когда ее мельчайшие частицы размером менее 0,02 мм находятся в парящем состоянии, что обеспечивает равномерное покрытие всех прилегающих поверхностей.

Как уже было отмечено, по своей основе масло бывает:

  • минеральное – изготавливается из нефти без присадок;
  • синтетическое – производится из синтезированных химическим путем материалов.

К наиболее современным и перспективным разновидностям синтетики относятся:

  • полиальфаолефиновое масло – универсальная рабочая жидкость, сохраняющая свои свойства в широком диапазоне температур;
  • полигликолиевое, отличающееся малой воспламеняемостью и низкой температурой застывания.

Согласно спецификации DIN 51517, распространенной в странах Европы, существуют 3 класса редукторных масел:

  • CL – смазочные жидкости без добавок, предназначенные для использования в устройствах с относительно невысокими нагрузками.
  • CLP – имеются присадки антикоррозийного и антиокислительного характера; в основном эти масла находят применение в циркуляционных системах.
  • CGLP – помимо вышеперечисленных, в их состав входят добавки, повышающие износоустойчивость. Такие масла способны функционировать в механизмах с высокими силовыми нагрузками.

В нашей стране существует ГОСТ советского времени под номером 17479 (правда, он касается моторных масел), а также более современный международный стандарт по всем индустриальным маслам – ISO 3448-75. В соответствии с ними выделены классы вязкости вплоть до самого большого с показателем 1500. Чем выше скорость работы редукционного устройства, тем меньше должна быть вязкость. Там же, где присутствуют значительные силовые и ударные нагрузки, рекомендуется использовать более густые смазочные жидкости.

Еще один фактор, влияющий на характеристики масла – температура вспышки, при которой жидкость начинает улетучиваться. Если этот показатель низкий, то маловязкие фракции в процессе работы будут быстро выгорать и испаряться. У качественных редукторных масел температура вспышки должна составлять не менее 240 °С.

 

Марки редукторных масел

Представляем вам несколько популярных марок редукторного масла:

«ТНК Редуктор CLP» 68–680

Это отечественный продукт, не уступающий зарубежным аналогам. К гидроочищенной минеральной базе добавляются различные присадки антиокислительного, антикоррозийного и противоизносного характера. Применяется в зубчатых передачах промышленного оборудования. В ассортименте представлены смазочные жидкости с вязкостью от 68 до 680.

Shell Omala 100–680

Компания Shell является одним из общепризнанных мировых лидеров в производстве масел и других технических жидкостей. Для редукторов предназначена линейка Omala, здесь используется минеральная основа, а также в составе есть различные активные присадки. Эти рабочие жидкости могут успешно применяться в системах с масляным туманом. Существуют сорта масла с буквой Х в маркировке, что означает очень высокие эксплуатационные свойства.

Texaco MEROPA 68–680

Также очень известный бренд, причем Meropa позиционируется как масло премиум-класса для промышленного оборудования. Преимущества – антизадирные присадки, высокая несущая способность, защита от ударных нагрузок и точечной коррозии.

Esso Spartan EP 150–460

Смазка на нефтяной основе, пригодная для эксплуатации в сложных условиях. Характеристики данного редукторного масла: уменьшение износа, устойчивость к окислению, низкое пенообразование. Может применяться в зубчатых передачах, подшипниках и других редукторных узлах.

Mobil Mobilgear 626–636

Обладает выдающимися техническими характеристиками: не окисляется даже под воздействием кислой воды, обеспечивает защиту от ржавчины и коррозии, его структура препятствует образованию засоров в масляных фильтрах, не допускает появления задиров, устойчиво к микропоттингу – усталостному износу деталей. Используются в системах с эффектом масляного тумана.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Общие требования и применение редукторного масла 220

Основой современных редукторных масел обычно выступает сернистая дистиллятная нефть, имеющая хорошие антифрикционные свойства, однако качественные смазочные жидкости не могут не содержать синтетических добавок. Еще один достойный продукт – ИТД-220, в состав которого как раз входят противоокислительные и противозадирные присадки.

Общие требования и применение редукторного масла 220Общие требования и применение редукторного масла 220

Эта смазочная жидкость может использоваться в закрытых механических передачах, в том числе в тех, где предполагаются высокие силовые нагрузки. Для смазывания элементов рабочих деталей возможно создание масляного тумана.

Основные сферы применения:

  • редукторные приводы любого вида;
  • мультипликаторы;
  • опоры качения в производственном оборудовании;
  • механизмы скольжения и т. д.

Кинематическая вязкость масла варьирует от 198 до 242. Данная смазочная жидкость обладает повышенной антиокислительной стойкостью, обеспечивает защиту от задиров, износа, выкрашивания и поверхностной коррозии.

Это масло хорошо защищает нагруженные узлы и увеличивает эксплуатационный ресурс оборудования.

Факторы, влияющие на выбор масла

Сейчас на рынке огромный выбор смазочных материалов, поэтому необходимо обращать внимание на технические характеристики редукторного масла, чтобы найти оптимальное сочетание цены и качества продукции.

Факторы, влияющие на выбор маслаФакторы, влияющие на выбор масла

При подборе нужно исходить из следующих критериев:

Вязкость

От нее зависит толщина защитной пленки, которая покрывает поверхности деталей. В отношении вязкости стоит ориентироваться на рекомендации производителя оборудования.

Дополнительные присадки

Которые улучшают характеристики редукторного масла. Большинство современных смазочных жидкостей имеют добавки, наиболее распространенными из которых являются противозадирные, антиокислительные, антикоррозийные и противоизносные. Их комбинация подбирается с учетом того, в каких условиях придется работать маслу.

Основа состава

Как правило, используется минеральная база. Полностью синтетические масла востребованы там, где эксплуатация редуктора происходит при высоких температурах. Иногда замена смазочной жидкости имеет сезонный характер, что вызвано учетом изменений внешней среды.

Наличие сертификации

В соответствии с общепринятой классификацией. Покупать масло без маркировки в розлив нельзя – подобная экономия потом может вылиться в дорогостоящий ремонт оборудования, вышедшего из строя по причине некачественной смазки.

Восстановление редукторного масла после отработки

Как и любая другая техническая жидкость, редукторное масло имеет определенный срок службы, после которого требуется замена смазки или проведение полной регенерации.

Процесс восстановления строится на нескольких методиках:

  • отстаивание;
  • фильтрация;
  • физико-химические методы.

Конечно, предпочтительнее менять смазочную жидкость, если есть такая возможность, хотя регенерация позволяет сократить расходы на сервисное обслуживание.

Что касается методов регенерации, то простейшим является отстаивания, но самым эффективным, бесспорно, можно назвать физико-химический, базирующийся на ионном обмене с использованием растворителей.

Часто задаваемые вопросы о редукторном масле

  1. Когда необходимо менять масло в редукторе?

Два ключевых способа основываются на учете времени использования смазки или проделанной механизмом работы. Скажем, у автомобилей периодичность замены трансмиссионного масла составляет около 50 тыс. км или раз в два года. Если транспорт эксплуатируется интенсивно, то стоит обновлять смазку чаще, например в случаях:

  • регулярной перевозки тяжелых грузов, буксировки прицепов и т. п.;
  • езды по бездорожью, по глубокому снегу и в аналогичных неблагоприятных дорожных условиях;
  • когда машина много времени стоит в пробках – здесь километраж теряет свое значение.
  1. Какое трансмиссионное масло нужно заливать?

Экономичнее всего использовать всесезонную смазку – менять ее каждый сезон получится накладно. Всесезонные масла имеют двойную нумерацию. Например, маркировка 75W-90 говорит о том, что при отрицательных температурах вязкость составляет 75, а в теплое время года – 90. Для регионов, где зимы морозные, следует брать масло, где первая цифра меньше. К примеру, 75W может эксплуатироваться при температуре минус 40 градусов, а 70W выдержит и мороз -55 °C.

  1. Сколько требуется трансмиссионного масла для замены?

Для легкового автомобиля обычно достаточно 1-2 л смазки. Полноприводные машины с двумя картерами потребуют не менее 3 литров. Еще больше нужно для грузового автотранспорта. Кроме того, лучше взять запас смазки для промывки механизма.

В целом современные смазочные жидкости обладают отличными эксплуатационными свойствами и уменьшают износ механизмов. При выборе нужно смотреть на технические характеристики редукторного масла и прислушиваться к советам производителя устройства.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽