Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
14.11.2023 Автосервис
1106
Время чтения: 11 минут

Детонация двигателя: причины и способы устранения

Сохранить статью:

Что это? Детонация двигателя – неисправность главного узла автомобиля, сопровождающаяся характерным звуком из-под капота. Мало кто знает, что ее вызывает, и еще меньше тех, кто понимает, чем это может аукнуться.

Как исправить? Данная проблема может возникнуть в любом автомобиле. Чтобы действовать грамотно, следует в первую очередь понять причину поломки.

 

Что такое детонация двигателя

Детонацией двигателя принято называть сбой, при котором топливо в цилиндрах сгорает не плавно, а с отчетливо слышимым звуком взрыва. Взрывная волна при этом распространяется не со стандартной скоростью от 30 до 45 м/с, а со сверхзвуковой – 2 000 м/с (именно в момент, когда скорость распространения взрывной волны превышает скорость звука, происходит хлопок). Причиной возгорания топливно-воздушной смеси в этом случае служит не искра на электродах свечи зажигания, а избыточное давление в камере сгорания.

Что такое детонация двигателяЧто такое детонация двигателя

Если учесть, что детонация двигателя – это взрыв, то воздействие взрывной волны может серьезно повредить стенки цилиндра, которые подвергаются избыточному нагреванию, поршни и прокладку головки блока цилиндров. Вред, наносимый последней, – максимален. Волна от взрыва, экстремальная температура и резкое повышение давления способны практически сжечь ее или, как говорят опытные водители, – «выдуть».

Детонация обычно возникает на бензиновых двигателях, оснащенных инжектором или карбюратором. Проблема может коснуться автомобилей, на которых установлено газобаллонное оборудование и в качестве топлива используется метан или пропан. Однако чаще всего с подобными неполадками сталкиваются водители автомобилей с карбюраторным мотором. О дизельных ДВС поговорим позже.

Датчики детонации (ДД) начали устанавливать на карбюраторные двигатели в конце 70-х годов прошлого века, встраивая в блоки управления, которые регулировали их работу.

Современные V-образные ДВС часто оснащают двумя ДД. На четырехцилиндровых двигателях обычно устанавливают один датчик детонации, располагая его между вторым и третьим или третьим и четвертым цилиндрами. Маломощные моторы до последнего времени, как правило, ими не оборудовались.

Признаки детонации двигателя

Детонация чаще всего возникает:

  • на сильно прогретом моторе (холодный эта проблема не затрагивает);
  • при использовании бензина с низким октановым числом;
  • в режиме высоких нагрузок или на очень низких оборотах.

Риск возникновения детонации повышается, если ДВС в течение длительного времени работал с минимальной нагрузкой, что привело к скоплению нагара в камерах сгорания. На практике современные автомобильные моторы с впрыском топливной смеси, если они не тюнингованы и оснащены исправно функционирующей системой управления, подвержены подобным неполадкам только на минимальных оборотах. Речь идет о транспортных средствах с механической КПП – на «автоматах» это невозможно.

 

Последствия детонации двигателя

Следует понимать, что при детонации речь идет о взрыве, который не может остаться без последствий для двигателя.

Взрыв приводит к существенному снижению мощности двигателя и сопровождается увеличением расхода топлива.

Огромные нагрузки, воздействующие на стенки цилиндров, со временем становятся причиной их выхода из строя, а в наиболее тяжелых случаях – полного разрушения двигателя. Экстремальная температура, которой сопровождается детонация топливной смеси, зачастую приводит к прогоранию прокладки ГБЦ – она повреждается первой, так как не приспособлена к долговременному воздействию механических и термических нагрузок.

От взрыва могут серьезно пострадать коленчатый вал, блок цилиндров и другие элементы. Двигателю после детонации может понадобиться дорогостоящий капитальный ремонт с полной заменой вышедших из строя узлов и деталей.

Последствия детонации двигателяПоследствия детонации двигателя

Специалисты пользуются условной классификацией, согласно которой детонация может быть приемлемой и неприемлемой.

В первом случае детонация двигателя, возникающая на малых оборотах и мгновенно прекращающаяся, может оставаться незамеченной. Это явление характерно для ДВС небольшого объема с внушительной мощностью и большим крутящим моментом.

Неприемлемая детонация двигателя обычно возникает при работе мотора на больших оборотах и с серьезной нагрузкой. Такой сбой в работе за считанные секунды может серьезно повредить силовую установку.

Причины детонации двигателя

Причины детонации двигателяПричины детонации двигателя

Детонации часто подвержены старые двигатели внутреннего сгорания, оснащенные карбюратором, однако эта неприятность не обходит стороной и современные моторы с инжектором и электронным управлением впрыском. Среди наиболее частых причин:

Воспламенение чересчур обедненной топливно-воздушной смеси

Происходящее до появления искры на электродах свечей зажигания. Причина, по которой в этом случае происходит детонация, кроется в окислительных процессах, спровоцированных высокой температурой.

Раннее зажигание

Если угол зажигания слишком велик, топливная смесь воспламеняется до прохождения поршнем так называемой верхней мертвой точки.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Неправильно выбранное октановое число бензина

Которым был заправлен автомобиль. Если оно ниже рекомендованного производителем двигателя, возрастает риск детонации. Дело в более высокой химической активности низкооктанового топлива. Такой же эффект возможен при использовании низкокачественных суррогатов.

Высокая компрессия

При закоксовывании цилиндров двигателя внутреннего сгорания или попадании других загрязнений происходит их накопление на поршнях, что повышает вероятность возникновении детонации.

Детонация на горячем двигателе

К которой могут приводить неисправности в системе охлаждения. Избыточный нагрев ДВС приводит к повышению давления в цилиндрах, что в свою очередь вызывает взрыв топливно-воздушной смеси.

Перечисленные условия являются общими как для двигателя, оснащенного инжектором, так и для карбюраторного. У первого детонация может происходить также из-за поломки соответствующего датчика, при нормальной работе подающего сигнал о возникновении подобных неполадок электронному блоку управления, который в свою очередь должен автоматически изменить угол зажигания. Если устройство вышло из строя, ЭБУ не сможет отреагировать на проблему и устранить ее. В подобной ситуации на приборной доске загорается индикатор Check Engine, а сканер выдает соответствующую ошибку (диагностические коды P0325, P0326, P0327, P0328).

Кроме того, детонация двигателя может возникать по ряду других причин:

  • Степень сжатия. Эта величина определяется конструкцией конкретной модели ДВС. При высоких значениях вероятность возникновения детонации возрастает.
  • Особенности формы камеры сгорания и днища поршней. Для некоторых моделей современных мощных, но малообъемных двигателей внутреннего сгорания характерна склонность к детонации (эта проблема решается за счет оснащения электронным блоком управления).
  • Форсирование двигателя. Такие моторы отличаются высокой температурой горения топливно-воздушной смеси и большим давлением в цилиндрах, что делает их предрасположенными к детонированию.
  • Турбированные ДВС – смотрите предыдущий пункт.

Таким образом, детонация топливно-воздушной смеси в дизельном двигателе может происходить из-за низкого качества топлива, проблем в работе системы охлаждения или неправильно установленного угла опережения впрыска.

Взрыв также может возникать вследствие нарушения рекомендаций производителя, касающихся режимов работы ДВС. К примеру, возникновение этой неполадки возможно при езде с малой скоростью на повышенной передаче и низких оборотах. Топливная смесь может воспламеняться из-за высокой степени сжатия.

Часто владельцы автомобилей прибегают к чип-тюнингу, чтобы сэкономить на топливе, снизив его расход за счет обеднения топливно-воздушной смеси, что приводит к снижению динамики, увеличивает нагрузку на двигатель и, как следствие, повышает риск возникновения детонации.

 

Где на двигателе находится датчик детонации

Чаще всего датчики детонации устанавливают на блоке цилиндров с помощью резьбового соединения, располагая его поблизости от камер сгорания и центрального цилиндра. Выбор места установки неслучаен и полностью соответствует назначению устройства.

Если описывать работу ДД простыми словами, то он выполняет функцию микрофона, улавливая звук взрывной волны, которая бьет в стенку цилиндра при детонации топлива.

Где на двигателе находится датчик детонацииГде на двигателе находится датчик детонации

Возникновение взрывной волны связано с горением топливной смеси в камере сгорания, которая происходит с аномальной быстротой. Этот процесс отличается от штатного так же, как работа порохового заряда, который выталкивает артиллерийский снаряд, отличается от его взрыва при попадании в цель.

Относительно медленное сгорание порохового заряда толкает снаряд, придавая ему необходимое ускорение, а взрывчатое вещество внутри него предназначено для того, чтобы дробить и разрушать. Дело в том, что детонация сопровождается горением, скорость которого на порядок выше, чем при сгорании пороха.

6 способов устранения детонации двигателя

  • Способ 1

Первое, что необходимо для предотвращения детонации двигателя, – правильное топливо. Ошибка, которую допускают многие водители, заключается в игнорировании рекомендаций производителя. Часто, стремясь сэкономить, автомобиль заправляют более дешевым горючим. Этого категорически нельзя делать, так как качество бензина и его цена прямо взаимосвязаны.

Заплатив на заправке немного меньше, можно через какое-то время столкнуться с необходимостью выложить в десятки раз больше за капитальный ремонт и замену вышедших из строя деталей. Важно также заправляться бензином, имеющим именно то октановое число, которое указано в сопроводительной технической документации к конкретному транспортному средству.

  • Способ 2

Регулировка угла опережения зажигания. При преждевременном воспламенении топливно-воздушной смеси в камере сгорания создается слишком высокая температура, что может привести к детонации. Неправильно настроенный мотор может продолжать детонировать даже после выключения.

  • Способ 3

Проверка свечей зажигания на исправность и их замена (если в этом есть необходимость).

6 способов устранения детонации двигателя6 способов устранения детонации двигателя

  • Способ 4

Если в ходе эксплуатации двигатель автомобиля подолгу испытывает небольшую нагрузку, в цилиндрах могут скапливаться отложения нагара, который в свою очередь повышает риск возникновения детонации при его выключении. Для профилактики специалисты рекомендуют периодически повышать нагрузку, например, увеличивать обороты на высокой передаче.

  • Способ 5

Если детонация двигателя сопровождается выбросом с выхлопными газами зеленого или черного дыма, значит, в них содержится алюминий. Это в свою очередь говорит о начале разрушения поршневой системы или ее выходе из строя. Решить проблему можно только полной заменой соответствующих деталей.

  • Способ 6

Если детонация двигателя на холостом ходу происходит, несмотря на правильно отрегулированный угол опережения зажигания, используется качественный бензин с рекомендованным октановым числом, свечи зажигания исправны, то причина кроется в чрезмерно высокой температуре. Очень часто устранить проблему можно, снизив «жар» в цилиндрах с помощью интеркулера, охлаждающего приточный воздух, или обычной воды.

Причиной избыточной температуры двигателя может быть неисправный термос. Если он вышел из строя, для устранения детонации необходимо обращаться к профессионалам – своими силами исправить положение не получится.

Часто задаваемые вопросы о детонации двигателя

Часто задаваемые вопросы о детонации двигателяЧасто задаваемые вопросы о детонации двигателя

В чем разница между калильным зажиганием и детонацией двигателя?

Калильным зажиганием называют воспламенение топливно-воздушной смеси при взаимодействии с нагретыми элементами ДВС, из-за которого последний может продолжать работать после выключения. Однако между этим процессом и детонацией нет ничего общего.

Также нередко взрывную волну путают с так называемым дизелингом, который также приводит к тому, что мотор некоторое время продолжает работать после выключения зажигания. Возможно, причины этого явления в повышенной степени сжатия или использовании горючего с несоответствующей рекомендациям производителя детонационной стойкостью. Название такой неполадки связано с воспламенением смеси под действием высокого давления, как это происходит в дизельных двигателях.

Что нужно сделать в первую очередь при детонации двигателя?

Услышав звук детонации двигателя, водитель должен по возможности быстро выяснить ее причину и принять меры для устранения неполадок, ведь это явление наносит вред деталям и узлам мотора и может даже привести к полному выходу ДВС из строя.

Правда ли, что автомобили, оснащенные автоматическими КПП, реже страдают от детонации двигателя?

Да, это так. Дело в том, что мотор с автоматической коробкой даже при желании невозможно заставить работать, например, в таком режиме, как если на «механике» по ошибке включить четвертую передачу вместо второй. Однако и с АКПП возможна незначительная детонации при наборе скорости в гору.

Итак, мы выяснили, почему чаще всего происходит детонация двигателя. Изложенная выше информация поможет предотвратить возникновение этого неприятного явления. Если все-таки придется услышать характерные звуки из-под капота, теперь вы знаете, что следует делать.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽