Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
03.11.2023 Автосервис
928
Время чтения: 13 минут

Часто включается вентилятор охлаждения двигателя: причины и решение проблемы

Сохранить статью:

В чем проблема? Если часто включается вентилятор охлаждения двигателя, то это повод насторожиться любому автовладельцу. Ездить на машине в таком случае нельзя, даже если уровень температуры в норме.

Что делать? Самые распространенные причины частой работы вентилятора – загрязненный радиатор, сбой ЭБУ, отказ датчика температуры. Некоторые неисправности можно устранить самостоятельно, причем за пять минут, другие требуют квалифицированной помощи работников СТО.

 

Принцип работы вентилятора охлаждения двигателя

В жаркую погоду помещения охлаждают при помощи бытовых вентиляторов. Аналогичный прибор в автомобиле не выступает в качестве главного механизма системы охлаждения и потому в нормальных условиях не часто включается. Вместо вентилятора охлаждения двигателя основные задачи здесь выполняет техническая жидкость — антифриз – и контур циркуляции. Система запускает работу вентилятора обычно только в том случае, когда термостат и радиатор не справляются со снижением температуры горячего двигателя.

В каждом авто вентилятор расположен рядом с основным радиатором. Механические устройства находятся между его корпусом и блоком цилиндров, электрические помещают в кожух, прикрепленный к радиатору. От используемого силового механизма зависит конструкция охлаждающего устройства и схема его подключения.

Механический привод

Лопасти вентилятора крепятся непосредственно к шкиву коленвала, либо присоединены к нему ремнем. Самая надежная, но старомодная схема. В настоящее время встречается в основном только на тяжелых грузовых авто и спецтехнике, хотя ранее схему ставили и в легковые машины. Обладает существенным недостатком, который заключается в непрерывном охлаждении, из-за чего в холодную погоду ДВС не способен прогреться до нормальной рабочей температуры.

Вискомуфта

Более усовершенствованная механическая схема, использующая гидравлику. Ось вентилятора оснащена ременным приводом. К лопастям прикреплены биметаллические пластины, при их нагреве до определенной температуры на лопасть и пластину подается вязкий гель, который и передает вращение. Главный минус схемы, из-за которого ее более не применяют, — это слишком сложное устройство механизма, из-за чего страдает эффективность температурного контроля.

Принцип работы вентилятора охлаждения двигателяПринцип работы вентилятора охлаждения двигателя

Подключение к датчику температуры охлаждающей жидкости

Один из вариантов электрической схемы. Вентилятор подключается к сенсору, который находится в радиаторе. Ранее схема применялась в карбюраторных и первых инжекторных автомобилях. Вентилятор, подключенный таким образом, плохо контролирует температуру, особенно если радиатор поврежден и возникли протечки антифриза. Из-за этого существенного недостатка в настоящее время схема почти не используется.

Подключение к электронному блоку управления двигателем

Современная схема, ставшая популярной за счет высокой точности. ЭБУ почти на любых машинах получает показания от большого количества самых разных датчиков. Анализируя данные, блок управления дает сигнал запуска электромотору вентилятора.

Система охлаждения нагревается постепенно. Сперва происходит нагрев малого контура, состоящего из рубашки охлаждения ДВС и патрубков, идущих в салон. Когда температура этого контура приближается к рабочей, термостат запускает нагрев большого контура. Жидкость начинает поступать в радиатор и его шланги. Соприкасающиеся с атмосферным воздухом соты радиатора отдают свое тепло. Если естественного охлаждения недостаточно, включается принудительный обдув вентилятором.

Сегодня автомобили чаще всего оснащают двумя (обычно одинаковыми) вентиляторами. Однако это не означает, что охлаждение становится в два раза более эффективным, поскольку вентиляторы выполняют задачи в разных системах: один — в системе охлаждения, а второй ответственен за работу кондиционера, имеющего собственный радиатор (конденсор). Функция второго вентилятора — охлаждение фреона.

Причины включения вентилятора

По разным причинам устройство может работать некорректно. Почему и при каких условиях часто включается вентилятор охлаждения двигателя, можно узнать из таблицы:

Причины включенияФакторы для включения
Поврежден датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) и/или его проводкаДвигатель запущен в аварийном режиме
Короткое замыкание проводов на массуДвигатель запущен. Вентилятор отключается при появлении/исчезновении контакта
Короткое замыкание на массу двух ДТОЖДвигатель запущен (первый датчик), либо включено зажигание (второй датчик)
Выход из строя реле вентилятораДвигатель запущен в аварийном режиме
Сбои в работе ЭБУЗависит от режима конкретного ЭБУ
Из-за загрязнения снижена теплоотдача радиатораДвигатель запущен. Непрерывная работа вентилятора при длительной поездке
Неисправности датчика давления фреонаВключен кондиционер
Слабая работа системы охлажденияДвигатель запущен

Почему часто включается вентилятор охлаждения двигателя

Если часто включается вентилятор охлаждения двигателя, причины этого заключаются в следующем:

Сломан ДТОЖ или повреждены его провода

Блок управления получает некорректные данные (слишком высокие или низкие значения), либо происходит короткое замыкание. Это провоцирует ошибки ЭБУ — блок запускает аварийный режим ДВС, при котором вентилятор работает непрерывно, чтобы избежать перегрева двигателя. Опознать причину неполадки можно по тому, насколько медленно запускается еще не прогретый мотор.

Почему часто включается вентилятор охлаждения двигателяПочему часто включается вентилятор охлаждения двигателя

Короткое замыкание «на массу»

Неисправность возникает при повреждении минусового провода ДТОЖ. Проявляется по-разному в зависимости от конструкции мотора. Если двигатель оснащен двумя датчиками и повреждена проводка первого, вентилятор «молотит», когда включено зажигание. Если стерт минусовый провод второго, вентилятор будет постоянно работать до отключения двигателя.

 

Отказ реле включения вентилятора

У большинства моделей авто энергия подается на вентилятор по минусовому проводу реле и плюсовому от блока управления. «Плюсовое» питание поступает постоянно, а «минусовое» — после сигнала ЭБУ о достижении антифризом рабочей температуры.

Сбои блока управления

Могут возникать из-за ошибок программного обеспечения ЭБУ (в частности, после перепрошивки), либо по причине попавшей внутрь влаги. При этом источником влаги может быть сам антифриз (особенно характерно у машин Chevrolet Cruze, у которых охладитель попадает в корпус блока управления при обрыве трубки обогрева дроссельной заслонки, расположенной близко к ЭБУ).

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Загрязнение основного радиатора или радиатора кондиционера

По этой причине вентилятор запускается и работает постоянно, пока включен кондиционер.

Неисправности датчика давления фреона

Зачастую сопровождается утечкой охладителя. ЭБУ «видит», что радиатор перегрет, и заставляет вентилятор работать непрерывно.

Неэффективная работа системы охлаждения

Неполадки возникают при недостаточном объеме ОЖ в контуре, протечках антифриза, отказе термостата или помпы, разгерметизации радиатора или расширительного бачка. Из-за этого также может часто включаться или постоянно работать вентилятор охлаждения двигателя даже зимой.

 

Что делать в случае неисправности

Если вентилятор часто или непрерывно работает, автовладелец может самостоятельно выполнить диагностику, основывающуюся на наиболее вероятных причинах. Проверку выполняют по следующим этапам:

  • Сперва нужно проверить память блока управления на наличие ошибок и узнать их коды. Код Р2185 означает, что к ДТОЖ не подключен минусовый провод, в таком случае следует искать место его повреждения. Коды от Р0115 до Р0119 свидетельствуют об отсутствии контакта других элементов электрической цепи.

Что делать в случае неисправностиЧто делать в случае неисправности

  • Затем следует проверить целостность остальных проводов системы охлаждения и ДВС. От конструкции мотора зависит, в каких местах чаще встречаются повреждения изоляции, которые являются причиной короткого замыкания. Осмотр проводят визуально либо используя мультиметр. При отсутствии последнего можно просто вставить две иголки в контакты фишки и замкнуть полученную цепь. ЭБУ зафиксирует ошибку перегрева двигателя в том случае, если провода не повреждены.
  • Если проводка в порядке, нужно протестировать датчик температуры хладагента. В ходе этого следует проверить и состояние его фишки — могут быть повреждены контакты, ушко или фиксатор. Будет не лишним очистить контакты от окислов.
  • Проверить реле и предохранитель. С помощью мультиметра нужно проанализировать передачу питания от реле к вентилятору. Для определения требуемого контакта изучите схему его подключения. Иногда реле может «залипать», в таком случае требуется его замена. При отсутствии питания проверьте предохранитель.
  • Очистить радиаторы и другие элементы системы охлаждения. Уберите все наружные загрязнения. Если засор внутренний, необходимо промыть всю систему с использованием специальных очищающих средств либо снять радиатор двигателя и чистить его отдельно.
  • Проверить работоспособность системы охлаждения. Низкая эффективность работы — еще одна причина, почему часто включается или постоянно работает вентилятор охлаждения двигателя. Требуется проверить каждый элемент системы, а затем отремонтировать либо заменить поврежденные детали.
  • Проверить уровень фреона и датчик его давления. Самостоятельно выполнить такую диагностику и устранить причину неисправности сложно, так что следует обратиться к специалистам автосервиса.
  • Проверить блок управления. Крайняя мера, принимаемая после проверки всех других узлов системы охлаждения. Требуется снять корпус ЭБУ и разобрать на части. В частности, нужно проверить внутреннюю плату, также желательно протереть ее от пыли и подтеков антифриза при помощи спирта.

Что делать в случае неисправностиЧто делать в случае неисправности

Если вентилятор постоянно работает при поездках летом, это не слишком критично, хотя и нежелательно. Но если частые включения происходят зимой, необходимо как можно скорее выполнить диагностику и провести ремонт, чтобы не допустить недостаточного прогрева двигателя и других критичных неисправностей.

Часто задаваемые вопросы о частом включении вентилятора охлаждения двигателя

Что будет, если игнорировать постоянную работу вентилятора?

Не следует ездить на машине, у которой вентилятор охлаждения включается слишком часто. Ведь даже если температура двигателя при этом не достигнет максимальных показателей, это может привести к локальным перегревам в зонах, где не установлены температурные датчики. Поэтому следует срочно выявить причины постоянной работы вентилятора и устранить их.

Что делать, если часто включается вентилятор охлаждения двигателя в дороге?

Если неисправность произошла в пути, есть несколько способов, с помощью которых можно снизить температуру двигателя и не допустить его перегрева во время движения:

  • Следует ехать с высокой скоростью (от 60 км/ч, если это возможно), но на малых оборотах, на четвертой передаче или выше.
  • Включите отопление салона. Радиатор отопителя заберет часть тепла системы охлаждения.
  • Включите кондиционер. Его вентилятор поможет частично охладить двигатель.
  • Постоянно следите за температурными показателями.
  • Если температура достигла критических значений, остановите автомобиль, но не глушите мотор сразу. Категорически запрещается открывать крышку радиатора или расширительного бачка, поскольку это может привести к серьезным ожогам и расплескиванию технической жидкости. В жаркую погоду капот не следует открывать, так как это не поможет мотору остыть.

Есть ли простой способ избавиться от неполадки вентилятора?

Чаще всего вентилятор постоянно включается и работает, если загрязнен радиатор. Демонтировать последний самостоятельно достаточно трудно, а перед этим придется слить весь антифриз. Можно промыть систему специальными очищающими средствами, но очистить радиатор важно не только внутри, но и снаружи. Поэтому нужно отправиться на мойку самообслуживания, помыть и высушить радиатор.

Сначала нужно открыть капот и подать воду под высоким давлением. Струя должна быть на минимальном расстоянии к решетке радиатора. Вы сразу увидите, сколько грязи и пыли потечет с его поверхности. Далее нужно полностью просушить все пространство под капотом. Если излишняя работа вентилятора не связана с повреждениями элементов системы охлаждения, его постоянное срабатывание прекратится.

Но если после такой очистки проблема продолжает возникать, следует провести диагностику узла, а еще лучше — посетить автосервис. Своевременное выявление причины неполадок и работа опытных мастеров поможет избежать больших трат на ремонт двигателя, которые неизбежны при его перегреве.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽