Зачем нужны? Анализ и оценка автосервиса – важные показатели для любого владельца бизнеса. Они помогают не только убедиться, что клиенты получают наилучшее обслуживание, но и выявить те сферы, которые можно оптимизировать.
Что учитывается? Деятельность автосервиса проверяется по показателям эффективности, а также на соответствие нормам безопасности. Оценивается компетентность персонала, уровень загруженности и показатели прибыли.
В этой статье:
- Показатели эффективности деятельности автосервисов и дилерских центров
- Учет в автосервисе
- Оценка имиджа автосервисного предприятия
- Формула расчета уровня загруженности постов автосервиса
- Прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания
- Производительность труда работников
- Составляющие качества услуг автосервиса
- Анализ и оценка работы автосервиса надзорными органами
Показатели эффективности деятельности автосервисов и дилерских центров
Критерии, по которым производится анализ и оценка автосервиса, а также эффективность работы дилерских центров:
- Количество зон для ремонта и обслуживания автомобилей.
- Степень интенсивности проведения работ по ремонту и обслуживанию автомобилей.
- Объем дохода в расчете на одну ремонтную зону.
- Чистая прибыль и период окупаемости в расчете на одну ремонтную зону.
- Оснащение автосервиса современной техникой и оборудованием.
- Соответствие установленного на СТО оборудования стандартам качества.
- Квалификация работников.
- Эффективность производственной деятельности сотрудников.
- Количество проданных автомобилей за определенный период времени.
- Доля продаж наиболее приоритетных комплектаций автомобилей в общем ассортименте.
- Количество проданных комплектующих для автомобилей.
- Количество клиентов, которые после покупки обращаются с заявками на обслуживание или ремонт авто по гарантии.
- Количество положительных отзывов клиентов касательно обслуживания и сервиса.
- Объем использованных запасов за определенный промежуток времени.
- Эффективность применения оборудования в работе.
- Процент от общих продаж на рынке.
- Создание комфортных условий для клиентов: наличие зоны ожидания, возможность записаться онлайн, наличие сайта и удобство поиска на нем необходимой информации.
Учет в автосервисе
Данные подлежат обязательному учету в целях сбора статистики и последующего ее анализа. Это дает возможность произвести оценку рентабельности предприятия, привести к нулю объем нецелевых издержек и при необходимости изменить тактику развития бизнеса.
Какие виды учета применяются на СТО:
Оперативный учет
Осуществляется в рабочей зоне автомастерской, его основной функцией является контроль хозяйственной деятельности организации. Оперативный сбор данных обеспечивает регулярное поступление менеджерам сведений об использовании ресурсов в работе автосервиса, количестве сданных заказов и остатках на складах. А менеджеры, в свою очередь, обеспечивают всеми актуальными сведениями руководство. Основными элементами оперативного учета являются первичные документы: заказы-наряды, счета-фактуры и т. д.
Финансовый учет
Выполнить полноценный анализ и оценку автосервиса невозможно без учета всех сделок, которые были проведены в рамках реализации товаров и услуг в течение определенного периода времени. К основным задачам бухучета относятся контроль над изменениями объема уставного капитала компании и соблюдением финансового аспекта всех правил предоставления услуг автосервисом, а также сбор сведений для составления на их основе отчетных документов и последующей их сдачи в надзорные органы. Грамотно составленная бухгалтерская отчетность является основным инструментом финансового учета.
Учет в автосервисе
Статистический учет
С его помощью производится сбор информации о текущей деятельности СТО и ее дальнейший анализ, целью которого является оптимизация рабочих процессов автосервиса и его развитие. Источниками для получения сведений, которые будут использованы в статистическом учете, служат оперативно-технический и бухгалтерский учет. В небольших предприятиях статистический учет в основном применяется для контроля остатков товара на складах и рабочего оборудования.
Управленческий учет
Задача управленческого учета состоит в контроле за внутренними процессами на станции технического обслуживания в соответствии с принятой тактикой расширения бизнеса. Инструменты управленческого учета дают возможность вовремя выявлять недочеты в работе автосервиса и проводить своевременную коррекцию бизнес-процессов.
Товары из категории
Управленческий учет основывается на контроле степени загруженности работников сервиса и отслеживании их участия в рабочей деятельности.
Для учета используется первичная документация: заказы-наряды, счета-фактуры, договоры возмездного оказания услуг и отчеты о сданных заказах. Применяя систему управления в бизнесе, руководитель получает все необходимые инструменты для оптимизации рабочих процессов, сокращения ручного труда в автосервисе и упрощения сбора статистических данных.
Оценка имиджа автосервисного предприятия
Для того чтобы измерить имидж компании, необходимо вычислить средний показатель скорости увеличения разницы между доходами предприятия и его переменными расходами благодаря потоку новых клиентов, выбрав для этого определенный временной промежуток. Для большей наглядности ниже приведен пример с расчетами, который используется для анализа и оценки автосервиса:
ТРмд% = МД1/МД2 * 100 %
Где ТРмд – процентное выражение темпа роста предельного дохода, которое может получить автосервис.
МД1 – выраженный в денежных единицах предельный (маржинальный) доход, полученный благодаря приходу новых клиентов в отчетном временном промежутке.
МД2 – выраженный в денежных единицах предельный доход, полученный благодаря приходу новых клиентов в предыдущем временном промежутке.
Формула расчета уровня загруженности постов автосервиса
Определить, насколько загружены рабочие зоны для ремонта и обслуживания автомобилей, можно при помощи следующей формулы:
Пз = ЗВ/Во * 100 %
Где Пз – степень загруженности рабочих зон автосервиса, выраженная в процентах.
3В – количество времени, затрачиваемое на ремонт авто в конкретной зоне.
Во – длительность одной рабочей смены.
Получается, что отношение времени, которое было затрачено в конкретной зоне на ремонтные работы, к длительности рабочей смены и есть степень загруженности данной рабочей зоны.
Прибыль и рентабельность в расчете на один пост обслуживания
Формулы для определения рентабельности и прибыли, получаемой с одной рабочей зоны:
Прpost = ПР / Npost
Рpost = Прpost / З
Где Прpost – объем чистой прибыли с одной рабочей зоны в рублях.
ПР – объем всей прибыли со всех рабочих зон автосервиса в рублях.
Npost – число рабочих зон.
Рpost – уровень рентабельности одной рабочей зоны в процентах.
З – объем вложений в одну рабочую зону.
Прибыль и рентабельность в расчете на один пост обслуживания
Производительность труда работников
Эффективность производственной деятельности сотрудников СТО и автомастерских рассчитывается в двух вариантах выражения: натуральном и стоимостном:
ПТнат = Nav / ССЧ
Где ПТнат – натуральный показатель эффективности производственной деятельности сотрудников, то есть объем выполненных работ, поделенный на количество работников.
Nav – количество выполненных заказов на обслуживание авто в выбранном временном промежутке, измеряемое в единицах.
ССЧ – среднее число работников, которые выполняли заказы в течение выбранного периода.
ПТ = В / ССЧ
Где ПТ – стоимостной показатель эффективности производственной деятельности сотрудников, руб/чел.
В – сумма, полученная автосервисом за проданные услуги.
Если рассматривать показатель эффективности производственной деятельности сотрудников на примере дилерского центра, то в данном случае эта величина будет рассчитываться как объем выручки, полученной с продажи машин, поделенный на среднесписочное количество торговых работников.
ПТдц = В (ТО) / ССЧ (ТП)
Где ПТдц – стоимостной показатель производительности трудовой деятельности в дилерском центре, руб/чел.
В(ТО) – объем выручки(товарооборота) от продажи машин, выраженный в рублях.
ССЧ (ТП) – среднесписочное количество человек, осуществляющих торговую деятельность.
Составляющие качества услуг автосервиса
Проводя анализ и оценку автосервиса, можно легко понять, насколько качественно оказываются услуги, взяв в расчет три основных показателя:
- полностью ли выполняются работы и запросы клиента, которые регламентируются технологией на данный тип работ;
- соответствует ли работа нормативам и условиям выполнения;
- количество времени, затраченное на работу.
Качество услуг, которые предоставляет автосервис, оценивается по следующим критериям:
- сведение к минимуму числа невыполненных заказов;
- сведение к минимуму работ, которые были выполнены некачественно;
- максимальное снижение различий между сданными заказами и нормативными актами;
- уменьшение времени, в течение которого автовладелец не имеет возможности пользоваться своим ТС.
Составляющие качества услуг автосервиса
То, насколько эффективна деятельность автомастерской, чаще всего определяется на основании объема выполненных работ, разницы между выручкой и затратами, а также количества удовлетворенных выполненными работами клиентов. Изучают средний чек, наполняемость заказа-наряда и другие показатели деятельности компании. Но этого недостаточно.
Ниже приведено схематичное изображение эффективности работы СТО или дилерского центра.
Составляющие качества услуг автосервиса
Эффективность работы станции технического обслуживания автомобилей и дилерских центров анализируется с применением комплексного подхода. В основе методов лежат качественные и количественные показатели.
Анализ и оценка работы автосервиса надзорными органами
Контроль над соблюдением техники безопасности и проведением всех рабочих процессов требует в обязательном порядке проведения регулярных проверок предприятия. Кроме налоговой службы, проверка проводится и другими надзорными органами:
- администрацией населенного пункта;
- экологической службой;
- полицией и госавтоинспекцией;
- противопожарной службой РФ.
Анализ и оценка автосервиса проводится в том числе для подготовки всей необходимой документации к комплексным проверкам. Как правило, они проходят сразу после открытия СТО и по завершении отчетных периодов. Если соблюдены все нормативы, то проверки проходят без неудобств для владельца бизнеса. Далее расскажем, проверку каких основных параметров осуществляют органы надзора.
Проверки администрации города
Администрация населенного пункта осуществляет контроль над землями, которые использует автосервис. Если предприятие арендует участок земли, то проверять его будут тщательнее, чем если земля в собственности. Большая часть вопросов возникает касательно прилегающего участка земли, используемого в качестве зоны подъезда и парковки у автосервиса. Если данная область не приватизирована, то для владельца бизнеса под запретом:
- перекрытие подъездных путей к зданию, в котором расположена СТО;
- парковка автомобилей в ночное время суток;
- организация неузаконенного пространства для хранения отходов автосервиса.
Проблемы могут возникнуть, если предприниматель использует землю не по назначению. К примеру, из зеленой территории сделал парковочную зону для посетителей СТО. Чтобы снизить вероятность появления проблем в процессе прокурорских и административных проверок, необходимо отдавать предпочтение тем помещениям, у которых имеется удобный подъезд, пространство под парковку и хранение отходов, с возможностью дальнейшей приватизации.
Проверка экологической службы
Если уделяется недостаточно внимания экологическому состоянию предприятия, это часто оказывается причиной для внеочередной проверки. Предметы проверки экологической службы:
- состояние спецодежды и инструментов сотрудников сервиса;
- смывы с поверхностей, на которых проводятся работы;
- зона хранения отходов и методы их утилизации;
- работоспособность вентиляции;
- проверка технической воды на предмет наличия бактерий;
- уровень качества и соответствие нормам искусственного освещения рабочих зон.
Дополнительным требованием экологической службы может стать создание плана по улучшению экологического состояния прилегающих к автосервису территорий. Если все требования и нормы соблюдены, проверка не доставит проблем.
Полиция и Госавтоинспекция
Деятельность автосервиса напрямую связана с автомобилями, поэтому проверки данными службами проводятся чаще других. Кроме запланированных заранее мероприятий, причиной для проведения дополнительной проверки может быть совершенное неподалеку преступление. В первую очередь надзорные органы смотрят на такие обстоятельства:
- соответствие требованиям государства трудовых договоров работников СТО;
- наличие в автосервисе угнанных авто;
- рекламу и вывески, установленные с нарушениями.
ГИБДД имеет право выписать штрафы за нарушение правил парковки или создание условий, препятствующих свободному передвижению других автомобилей. Для того чтобы минимизировать риски появления проблем в процессе проверок полицией, нужно соблюдать все условия при организации зоны парковки автомобилей и хранении рабочих документов в сейфе внутри автосервиса.
Противопожарная служба РФ
Контроль над пожарной безопасностью более сложный, поэтому такие проверки осуществляются несколько раз в течение года. На что инспектор обращает пристальное внимание:
- Наличие на всей территории СТО планов эвакуации и инструкций при возгорании.
- Журнал противопожарного инструктажа.
- Состояние пожарного щита и инвентаря.
- Количество и работоспособность огнетушителей.
- Соответствие требованиям пожарной безопасности отделочных материалов.
- Обеспечение хранения и утилизации отходов, повышающих риск возгорания.
- Работоспособность систем пожаротушения и оповещения при пожаре.
Противопожарная служба РФ
Если анализ и оценка автосервиса на соответствие правилам пожарной безопасности показывает нарушения, это грозит наложением штрафов противопожарной инспекцией. Помочь избежать подобных сложностей может пожарный аудит выбранного для аренды помещения под СТО. Он выявит все недочеты на начальной стадии, что даст возможность не вкладывать средства в дополнительные ремонтные работы и доработки, а также избежать штрафов в дальнейшем.
Чтобы не переживать по поводу проверок, должна быть полная уверенность в эффективности всех рабочих процессов автосервиса. В противном случае могут быть выявлены недочеты, что приведет к появлению проблем для владельца бизнеса. Избежать их поможет своевременное проведение комплексного аудита автосервиса, станции технического обслуживания, дилерского и сервисного центров. Он не только определит наличие недоработок, но и позволит быстро их исправить, а значит, повысить эффективность работы предприятия и, как следствие, увеличить прибыль.