Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
28.09.2023 Автосервис
1186
Время чтения: 14 минут

Агрегаты машин: устройство автомобиля, описание основных узлов

Сохранить статью:

Что это? Агрегаты машин – ключевые узлы, обеспечивающие возможность безопасной эксплуатации автомобиля. Им требуются своевременное техническое обслуживание и в случае необходимости ремонт.

Какие? К основным агрегатам относятся двигатель, трансмиссия, тормозная система, рулевое управление, система питания. Каждый из них выполняет свою функцию, совместными усилиями они заставляют двигаться авто.

Роль агрегатов в управлении машиной

Каждый автомобиль состоит из множества механизмов и узлов. Основные из них — это агрегаты. Это главные части машины, каждая из которых выполняет определенную функцию и состоит из нескольких механизмов.

Агрегаты в автомобиле — это двигатель, коробка передач, трансмиссия, шасси и другие узлы. Их слаженная работа приводит автомобиль в движение и позволяет пользоваться всеми его функциями.

Двигатель является ключевым агрегатом, который преобразует энергию, получаемую из топлива, в механическую работу, благодаря чему становится возможным движение автомобиля. С помощью трансмиссии крутящий момент от мотора передается колесам и приводит их в движение. Подвеска отвечает за управляемость машины и комфортный ход.

Роль агрегатов в управлении машинойРоль агрегатов в управлении машиной

Еще один необходимый агрегат — это тормозная система, обеспечивающая безопасность движения. Когда нужно замедлить скорость и остановить машину, работает именно этот узел.

Модернизация агрегатов машины с помощью инновационных технологий повышает безопасность, оптимизирует расходы топлива и делает транспортное средство комфортным для водителя и пассажиров.

Каждый из узлов и механизмов обеспечивает правильную работу автомобиля и облегчает управление им.

Самые главные агрегаты, без которых невозможно функционирование ни одного авто:

  • Двигатель обеспечивает движение машины.
  • Коробка передач переключает скоростные режимы движения автомобиля.
  • Рулевое управление контролирует направление движения.
  • Тормозная система позволяет выбрать скорость движения и остановить машину.
  • Генератор и аккумулятор обеспечивают бесперебойную работу разных приборов и устройств автомобиля.

Существуют и другие агрегаты, такие как система охлаждения, компрессоры, кондиционеры и т. д. Предназначение каждого из них — сделать машину комфортной и безопасной.

Описание основных агрегатов и узлов машины

Подвеска

Устройства, напоминающие современную подвеску, были еще у конных экипажей. Сейчас этим термином называют агрегат, объединяющий кузов и шасси. Подвеска автомобиля выполняет несколько функций.

 

В первую очередь подвеска позволяет компенсировать неровности дороги. Упругие элементы агрегата амортизируют при ударах и толчках машины. Также подвеска отвечает за то, чтобы шины автомобиля максимально плотно соприкасались с дорогой, от чего зависит не только комфорт, но и безопасность водителя и пассажиров.

Колеса не должны подпрыгивать при каждом наезде на препятствие. Когда автомобиль теряет сцепление с поверхностью, водитель не может контролировать направление движения, а при поворотах машину будет заносить. При отсутствии контакта с дорогой торможение также станет неэффективным.

Поэтому хорошая и качественная подвеска должна иметь оптимальные характеристики: быть достаточно жесткой, чтобы обеспечить максимальное сцепление с дорогой, и достаточно мягкой, чтобы водитель и пассажиры не подпрыгивали вместе с машиной на каждой кочке.

Рулевое управление

Рулевое управлениеРулевое управление

Задача этого агрегата очевидна — с помощью руля и механизмов системы водитель контролирует направление движения. Обычные варианты рулевого управления работают следующим образом. Поворот рулевого колеса в определенную сторону дает команду, которую обрабатывает гидравлический или электрический усилитель.

Затем команда передается рулевому механизму (сейчас он чаще всего выглядит как рейка или шестерня), соединенному с передними колесами и поворачивающему их на нужный угол.

Существуют и иные, более современные, рулевые системы, в которых связь между рулем и ведущими колесами осуществляется не механически, а электронно. Движения рулевого колеса считывают специальные датчики и дают сигнал отдельному устройству — электромотору, который и поворачивает колеса.

Как правило, при сборке узлов и агрегатов машин такую систему устанавливают не вместо, а вместе с классическим рулевым управлением. В случае выхода из строя электромотора будет подключен рулевой вал, обеспечивающий механическую связь с колесами.

Тормозная система

Машине нужно не только приходить в движение, но и иметь возможность сбавлять скорость и вовремя останавливаться. На каждом колесе установлены тормозные механизмы, управляемые гидравлической системой. При нажатии на педаль тормоза меняется давление в системе, после чего оно может увеличиваться усилителем. Далее давление по шлангам и трубкам передается тормозным механизмам, замедляющим движение колес.

Этот простой вариант системы торможения применялся в автомобилях, выпускаемых в прошлом веке. Современные модели часто оборудованы электронными тормозными системами. Их принцип действия примерно такой же, что и у электронного рулевого управления: команду от педали тормоза считывают датчики и отправляют в блок управления, запускающий работу электрического насоса.

В некоторых аварийных ситуациях автомобиль, оборудованный электронным торможением, способен тормозить до нажатия водителем на педаль. Еще одно преимущество электронной системы — более эффективное и, следовательно, безопасное распределение тормозного усилия по колесам.

Более того, даже в моделях среднего ценового сегмента часто устанавливают антиблокировочную систему (АБС), которая не дает колесам заблокироваться при внезапном торможении. Если колеса резко перестанут крутиться, автомобиль продолжит скользить в прежнем положении и будет неуправляем, но благодаря АБС водитель сохраняет контроль над движением. Электронное управление тормозной системой осуществляют и другие приспособления. Например, ESP — противозаносная система, которая как раз с помощью тормозов стабилизирует движение транспортного средства по скользкой дороге и при маневрах.

Отдельно выделяют такой элемент тормозной системы, как ручной тормоз, фиксирующий положение машины на стоянке. Во время движения «ручником» пользуются только в случае выхода из строя основных тормозов. Стояночный тормоз тоже может блокировать колеса механически или электронно. В первом случае рычаг приводит в действие колодки, зажимающие диск или барабан. Электронный «ручник» по нажатию на кнопку в салоне передает блоку управления команду заблокировать колеса.

 

Двигатель

ДвигательДвигатель

Вместе с коробкой переключения передач двигатель образует силовой агрегат машины. Большинство автомобилей обладают двигателем внутреннего сгорания (ДВС), преобразующего энергию, получаемую из сжигаемого топлива, в механическую энергию. Некоторые модели также оборудованы генераторами, которые часть этой энергии превращают в электричество.

В настоящее время все более популярными становятся авто с электродвигателями. Бензин или дизельное топливо такой машине не требуется, энергия поступает из аккумуляторов, которые можно перезаряжать. Пользуются спросом и гибридные форматы, то есть автомобили, в которых установлен и ДВС, и электродвигатель (причем электрических может быть несколько).

Но в гибридах используются батареи с относительно небольшой емкостью. Энергии хватает на несколько километров пути; затем запускается ДВС, который продолжает движение, одновременно заряжая аккумуляторы. На первый взгляд такая схема кажется менее эффективной по сравнению с традиционным использованием ДВС. Однако из-за того, что электродвигатель выступает в качестве электрического генератора, сам ДВС работает более экономично. Часть энергии, затраченной на разгон, возвращается при дальнейшем торможении. Этот алгоритм называется рекуперацией.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Система питания

ДВС для получения и преобразования энергии требуется не только топливо, но и воздух для горения. Подготовку смеси воздуха с топливом для движения машины и работы силовых агрегатов осуществляет система питания.

В автомобилях, выпускаемых в ХХ веке, приготовлением смеси определенного объема воздуха с бензином занимался карбюратор. Затем эти устройства были практически полностью вытеснены более современными системами впрыска топлива, сейчас установленными почти во всех машинах с ДВС.

Смешивание выполняют электронные устройства. На основе информации от датчика кислорода, установленного в выхлопной трубе, и других детекторов эти компьютеры рассчитывают оптимальные пропорции. Далее по сигналу блока управления форсунки начинают подавать рассчитанное количество бензина во впускной коллектор, где топливо смешивается с воздухом и перемещается в цилиндр двигателя.

Также существуют системы непосредственного впрыска, подающие бензин сразу в цилиндры, и уже там топливо перемешивается с подаваемым из впускного коллектора воздухом. Принцип у обеих систем одинаков: топливо и воздух поступают в цилиндры и, смешиваясь, воспламеняются.

Трансмиссия

Этот узел включает в себя все элементы, участвующие в передаче крутящего момента на колеса. Трансмиссия представляет собой не только коробку переключения передач (КПП), но и другие детали: валы, соединяющие коробку с мостами, редукторы, которые передают движения непосредственно на колеса, шарниры равных угловых скоростей, необходимые для работы коленвала. Автомобили с ручной КПП также оборудованы сцеплением — устройством, соединяющим и разъединяющим остальные элементы трансмиссии с двигателем.

Существует три типа приводов: задний, передний и полный. КПП тоже могут быть устроены по-разному: есть механические, автоматические, вариаторные, роботизированные коробки. При выборе автомобиля стоит опробовать в деле трансмиссию разных видов. После приобретения выполняют обкатку машин и следят за поведением агрегата во время движения.

Электрооборудование

К электрическим агрегатам относится не только электродвигатель. Современные машины с ДВС буквально напичканы электрооборудованием. Это и свечи зажигания, на которые подается ток, фары, кондиционер и система отопления, дворники, магнитола и многие другие устройства.

ЭлектрооборудованиеЭлектрооборудование

Электрическую энергию поставляют два источника: генератор и аккумулятор. Аккумулятор хранит запас электричества, выдает ток одновременно с запуском мотора, питает электрооборудование при выключенном двигателе, например, когда машина стоит на «аварийке» или в ней включена музыка.

Запас энергии в аккумуляторе ограничен. При запуске двигателя также начинает работу генератор. Устройство можно сравнить с маленькой электростанцией, которая использует часть энергии ДВС и преобразует ее в электрический ток. Задача генератора — снабжать энергией бортовую систему, а также пополнять энергетический запас аккумулятора.

Часто задаваемые вопросы об агрегатах машины

Как выполняется капитальный ремонт двигателя?

Капитальный ремонт агрегата подразумевает разборку механизмов и дефектовку мотора машины. Автослесарь выясняет причины неисправностей, восстанавливает и заменяет изношенные запчасти.

Капитальный ремонт приходится выполнять чаще, если эксплуатировать авто в условиях отрицательной температуры. Зимой машина еще сильнее нуждается в регулярном обслуживании, поэтому важно снижать нагрузку на агрегаты, вовремя обновлять технические жидкости (например, антифриз), очищать воздушный фильтр.

Есть два варианта капитального ремонта. При индивидуальной реставрации двигателя агрегат демонтируют, и пока идут ремонтные работы по восстановлению, машина стоит без дела в нерабочем состоянии.

Во время агрегатного ремонта демонтируют нерабочие запчасти агрегата, и вместо них устанавливаются аналогичные рабочие детали. Автомобилем можно пользоваться, пока слесарь производит работу демонтированных запчастей агрегата машины.

Что такое несущий кузов?

Несущая система — это конструкция в форме плоской рамы или объемного кузова, к которой крепятся все агрегаты и узлы автомобиля. При помощи подвески несущая система связана с колесами таким образом, чтобы при движении по неровной дороге конструкцию со всеми агрегатами не трясло и не болтало. Благодаря упругости этой связи минимизируются вертикальные динамические нагрузки.

Кузов автомобиля — это кабина, где размещается водитель, пассажиры и перевозимый груз. У некоторых моделей кузов выполняет функции несущей системы. Также понятие кузова включает в себя все системы, которые не относятся к основным узлам: ремни и другие устройства безопасности, климат-контроль, внешние световые приборы и др.

Что собой представляет выпускная система машины?

Эту систему также называют выхлопной. Ее устанавливают только при сборке авто с ДВС. Задачи системы — удаление отработанных газов и снижение шума этого процесса. При испытании агрегат машины должен показывать эффективную и быструю работу.

Выпускная система обычно состоит из трех элементов: глушителей, резонаторов и нейтрализаторов. Попадающие внутрь газы сгоревшего топлива остывают, а звуковые волны их шумового потока проходят через патрубки с перегородками и частично гасятся. В итоге из выхлопной трубы выходят не раскаленные, а теплые газы без шума и грохота.

Один из важных элементов выхлопной системы — каталитический нейтрализатор, который снижает токсичность отработанных газов, разлагая компоненты выхлопа на воду, углекислый газ и азот.

На первый взгляд может показаться, что автомобиль устроен очень сложно. Однако разобраться, как действуют агрегаты и как механизмы связаны друг с другом, оказалось не так уж и трудно. Поверхностных знаний о конструкции и узлах авто хватит начинающему водителю, чтобы правильно управлять транспортным средством, а также выполнять первичный ремонт, разборку и сборку агрегатов машины для устранения различных поломок.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽