На что влияют? Углы установки колес, или развал-схождение – основные параметры ходовой части. Без этого машина будет неуправляемой в прямом смысле слова: вилять по прямой, с трудом входить в поворот, руль станет тяжело крутиться.
Что делать? После каждых 20-30 тысяч километров нужно загонять автомобиль на регулировку углов. Они меняются из-за попадания в яму, износа покрышек. Помимо этого, к услуге прибегают после ДТП и смены колес. Сделать развал-схождение можно и в гараже, но лучше обратиться в сервис, так как требуется точность до долей градуса, чего подручными средствами не добиться.
В этой статье:
Что такое углы установки колес
Углы установки колес (УУК) — это регулировка положения передних и задних колес относительно кузова. На первый взгляд колеса идут под прямым углом к дороге и параллельно друг другу. Однако они незаметно наклонены, и эти невидимые миллиметры и доли градуса значительно влияют на равновесие и управляемость всей конструкции.
Разные виды и модели транспортных средств имеют свои параметры. Чтобы рассчитать углы, нужно учесть устройство подвески, жесткость и другие свойства упругих элементов КПП, размеры колес и шин, колею и прочие параметры. Для каждой модели УУК рассчитывают индивидуально. Оптимальные значения отличаются у каждого отдельного автомобиля, так как две одинаковые модели могут иметь разную массу и другие различия.
Основными из УУК являются сход и развал. Их нужно регулировать до и во время эксплуатации ТС. Третий важный угол положения колес автомобиля — кастор. Давайте подробнее узнаем о каждом из них.
Сход (схождение)
Сходом называют угол между плоскостью диска колеса и продольной осью автомобиля. Увидеть этот наклон можно, если посмотреть на колеса сверху или снизу — они будут не параллельны друг другу.
Схождение измеряется в градусах. Также значение можно выразить в миллиметрах как разницу в расстоянии между передними и задними точками колеса.
Сход
Величина может быть положительной или отрицательной. Положительный сход значит, что колесные диски немного наклонены внутрь, соответственно, их плоскости пересекаются перед машиной. При отрицательном схождении (иначе его называют «расхождение») колеса, наоборот, немного развернуты наружу, а их плоскости вращения пересекаются позади автомобиля.
От значения схода зависит управляемость автомобиля, в частности схождение влияет на устойчивость транспорта при прямолинейном движении и его реакцию на повороты руля. Сход и передних, и задних колес в идеальном положении у большинства авто почти равен нулю. Значение непараллельности колес на одной оси не превышает 3 мм.
Сход каждого колесного диска настраивают так, чтобы при движении прямо руль находился ровно в нулевом положении. Стабильность движения зависит именно от этого угла установки колес автомобиля.
Развал
Развал — угол между плоскостью колеса и вертикальной осью автомобиля. Он также может быть положительным и отрицательным. При положительном развале колесо наклоняется наружу от кузова, а расстояние между нижними точками колес одной оси меньше, чем между их верхними точками. При отрицательном развале, соответственно, все наоборот — колесо наклоняется внутрь, и наружу выступает его внутренняя часть (при большом значении отрицательного развала колеса одной оси установлены в виде «домика»).
Товары из категории
Положительный развал ранее устанавливали для уменьшения износа шин. Например, у «Жигулей» угол регулируют примерно в половину градуса. Дорога никогда не бывает идеально ровной и плоской. Ее поверхность делают немного выпуклой, чтобы на ней не образовались лужи, а вода стекала на обочину.
Отрицательный развал применяют на гоночных болидах для повышения сцепления с дорожным покрытием во время поворота, однако это сильно изнашивает покрышки. В настоящее время большинство машин имеет околонулевые (чаще отрицательные) значения и развала, и схождения. Это устанавливает баланс между стабильностью хода машины и равномерностью износа шин.
Кастор
Величина этого угла задается разницей отклонения оси поворота колеса от вертикали при движении вперед. При положительном касторе ось наклонена в обратную сторону от направления движения, при отрицательном — наклонена по ходу движения. Если они совпадают, кастор называют нулевым.
Углы кастора при установке управляющих колес на большинстве автомобилей делают положительными. У той же вазовской классики обычно их выставляют в +4° с учетом нагрузки. Есть и модели с другими конструкциями, например некоторые старые Citroën.
В чем функция кастора?
При распространенном положительном значении колеса самостоятельно, без участия руля возвращаются в прямолинейное положение после того, как машина вышла из поворота. Ход движения становится более стабильным при наборе скорости, что делает авто безопаснее. Такое поведение автомобиль получает по причине того, что при повороте его передняя часть приподнимается. Вес машины направляется вниз, стремясь поставить колеса прямолинейно движению. Слишком большим угол наклона не делают, так как руль становится слишком тяжелым. Серийные модели конструируют с кастором в несколько градусов, у гоночных величина может достигать 10–15°.
Почти у всех современных транспортных средств конструкция не предусматривает возможность изменить изначальный кастор, каким его задали на заводе. Также не у каждой модели можно выставить развал. Но есть машины, у которых углы установки регулируются и у управляющих, и у управляемых колес. У таких моделей задняя подвеска должна быть многорычажной. Если мост неразрезной или стоит скручивающаяся балка, настроить развал не получится.
Схождение можно менять, поэтому операцию по его регулировке выполняют чаще всего. У многих машин выставляют сход колес на передней и задней осях.
Какие углы можно отрегулировать, а какие нет
Углы нерегулируемых задних колес со временем меняются из-за деформации балки или моста. В таких случаях требуется вернуть им прежние значения. Иногда это делают, вставляя специальные шайбы под ступицу колеса либо меняя балку на другую б/у. Но эти способы во многих случаях не помогают. Гораздо эффективнее, хотя дороже, будет поставить новую оригинальную балку.
Какие углы можно отрегулировать, а какие нет
На большинстве подвесок Макферсона нельзя отрегулировать развал. А именно этот тип подвески стоит в большинстве производящихся сейчас автомобилей.
Кастор почти всегда имеет ненулевые значения только на передней оси, а задняя ось вертикальна. Есть исключения в виде машин, задняя ось которых способна подруливать, но ее кастор нельзя настроить. Однако значения могут измениться, например, после ДТП или из-за некачественного ремонта и неоригинальных деталей.
Что будет, если не регулировать сход-развал
Углам установки колес требуется периодическая регулировка. При неправильных значениях интенсивнее и более неравномерно изнашиваются покрышки. К примеру, чем более отрицателен развал, тем быстрее износ протектора с внутренней стороны. При положительном, наоборот, сильнее изнашивается внешняя часть. Из-за нарушения схода колес на покрышках образуется характерная «пила» — неравномерное повреждение шашек протектора, которое делает профиль самого протектора похожим на пилу.
Например, при слишком положительном значении схода автомобиль не так охотно входит в поворот и стремится выйти за траекторию — повороты руля станут недостаточно эффективными. Из-за излишне отрицательного схода колеса могут уводить автомобиль от прямолинейного хода, рыскать при разгоне и торможении, поэтому придется постоянно подруливать. Чересчур отрицательный развал больше всего влияет на повышенный износ покрышек.
Как часто нужна регулировка углов
Как часто углам установки колес нужна проверка? Во-первых, нужно выполнить ее сразу при обнаружении любого из вышеописанных дефектов. Во время пользования автомобилем стоит проверять настройку УУК каждые 20–30 тысяч километров.
Операция обязательна после ДТП, удара колесами и подвеской при наезде на препятствие или если машина попала в глубокую яму. Тем более она нужна, когда колеса автомобиля стоят прямо, а руль при этом отклонен от нейтрального положения.
Также регулировку нужно выполнять после ремонта или замены деталей ходовой: сайлентблоков или рычагов, валов и шарниров (ШРУС), амортизационных стоек подвески, рулевых механизмов, шаровых опор, тяг или наконечников. Чтобы снять запчасть, нужно полностью разобрать подвеску и затем собрать обратно.
Проверьте углы установки колес и после замены сезонного комплекта шин. Особенно если зимние и летние покрышки обладают разной степенью износа или размером.
Как делают развал-схождение
Сначала мастер проверяет, исправна ли подвеска. Давление в шинах должно быть нормальным и одинаковым у колес одной оси. На разных осях давление может отличаться. Нормативы конкретной модели помещаются на наклейке в дверном проеме или люке бензобака.
Если не привести давление в норму, машину будет кренить в сторону шины с наименьшим значением даже при правильных настройках. Данные углы установки колес не смогут повлиять на правильное поведение автомобиля, если у него разбиты шаровые опоры или порваны сайлентблоки рычагов.
Перед сменой сезонного комплекта операцию не выполняют — сначала нужно переобуться и уже после этого отрегулировать развал-схождение.
Некоторые модели перед регулировкой каких-либо углов установки колес требуется дополнительно нагрузить. На СТО машину утяжеляют канистрами с водой или песком. Значение нагрузки указано в руководстве по эксплуатации конкретного авто.
Как делают развал-схождение
Автомобиль ставят на платформе для схода-развала так, чтобы колеса находились на поворотных кругах — «пятаках». Эти механизмы снимают нагрузку с подвески. Колеса при этом находятся под нагрузкой, и их можно поворачивать. Пятаки не только вращаются, но и передвигаются вдоль оси колес. Движение механизмов должно быть свободным. Если пятаки с трудом сдвигаются из-за ржавчины или песка внутри, точность расчетов и настройки УУК может серьезно ухудшиться.
Как делают развал-схождение
Перед операцией на колеса надевают специальные стеклянные или зеркальные датчики — «мишени». Камера направляется на их поверхность и считывает координаты колеса. Мишени не ставят на диски, так как это долго, к тому же можно поцарапать металл. Поэтому используют более безопасные зажимы на покрышке.
Далее специалист вводит в программу стенда сведения о машине: марку и модель, год выпуска и комплектацию. Программа настраивает стенд под конкретное транспортное средство и выдает мастеру требуемые для настройки значения УУК. Если у машины пневматическая подвеска, в программу нужно ввести величину клиренса каждого колеса.
Как делают развал-схождение
Из программы мастер получает инструкцию по настройке всех углов. Для расчета развала машину откатывают немного назад и обратно на исходное положение. Чтобы программа рассчитала угол схода, нужно повращать руль вправо-влево. После этого следует заблокировать тормоза и руль, чтобы исключить погрешность при регулировке. Руль устанавливают строго посередине относительно рейки.
На тягах и наконечниках рулевого механизма есть резьба. С ее помощью увеличивают или уменьшают их длину, регулируя таким образом схождение. Специалист настраивает положение плоскости дисков и видит на мониторе, как изменяются значения. Настройку выполняют настолько тщательно, что учитывают не только градусы, но и минуты — доли градусов. Если отрегулировать все правильно, программа отображает величины углов зеленым цветом.
Часто задаваемые вопросы об углах установки колес
Как подобрать угол установки?
Для стандартной подвески и обычного вождения есть нормальные значения УУК. Например, у «Самары» с передним приводом максимальный кастор не должен превышать 0°50'. У похожих переднеприводных моделей, у которых этот параметр можно настроить, его лучше устанавливать на максимальное положительное значение. За счет этого ход машины будет более стабилен на высоких скоростях, а руль станет самостоятельно приходить в равновесие. Угол может немного отклоняться от заводских значений. Например, кастор допустимо увеличивать до 60–65'.
Что будет, если не выполнять сход-развал?
Не случится ничего хорошего. Углы установки колес необходимо регулировать на операции развала-схождения, чтобы автомобиль одинаково хорошо вел себя и при прямолинейном движении, и в поворотах. Верные настройки сделают машину максимально управляемой, а ее ход устойчивым. Сбитые параметры приведут к тому, что транспортное средство начнет вилять, заставляя водителя применять больше силы для удержания руля и контроля прямолинейности движения.
Что будет, если не выполнять сход-развал?
На каком оборудовании выполняют наиболее точную настройку УУК?
Самым точным (но и самым дорогим) оборудованием считаются 3D-стенды. Программа устройства строит объемную проекцию машины с помощью камер и фотоэлементов, направленных на мишени, которые прикрепляют к покрышкам.
Всегда ли развал-схождение позволяет правильно настроить углы?
Даже опытному мастеру может быть не под силу на правильно настроенном стенде (а его настройка имеет большое значение) выставить углы установки передних и задних колес в допустимых заводских значениях. Этому чаще всего способен помешать износ запчастей подвески и их заметные люфты. Детали могут отклоняться на целые градусы, поэтому и минуты пытаться выверять будет бессмысленно.
Поэтому сперва «развальщик» проводит первичную, грубую диагностику, то есть осматривает элементы и проверяет, не перемещаются ли они взаимно и как это происходит. Часто до того, как заехать на стенд, нужно посетить ремонтную мастерскую и заменить изношенные запчасти подвески. Как следует «перетряхнув» ходовую, можно пытаться настраивать нужные УУК.
Можно ли выполнить сход-развал самостоятельно?
В теории — попробовать можно. Но все-таки лучше посетить СТО со специализированным оборудованием. Электронный расчет показателей гораздо более точный, он выполняется с учетом долей градусов — минут. Измеряя углы самостоятельно, можно допустить слишком большую погрешность. К тому же необходимо точно знать заводские допуски.
В гаражных условиях для регулирования углов установки колес по длине кузова натягивают нить параллельно колесным дискам. Колеса устанавливают как можно ровнее и измеряют длину от шины до нити в двух точках. Если расстояния отличаются, углы колеса требуется настроить.
Углы схода и развала — это значимые параметры, которые влияют на поведение автомобиля и ресурс колес. Нельзя отрегулировать их значения раз и навсегда. Во время эксплуатации углы могут отклоняться от заводских значений за допустимые пределы по разным причинам. Например, из-за постепенного износа элементов ходовой части или из-за столкновения с препятствиями и езды по плохой дороге. Каждый автовладелец должен знать, когда настает время выполнить операцию по регулировке УУК и что будет, если про нее забыть.