Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
28.11.2023 Шиномонтажное оборудование
1129
Время чтения: 12 минут

Какой должен быть развал-схождение

Сохранить статью:

О чем речь? Если хотите улучшить управляемость и эксплуатационные характеристики своей машины, то понимание развала-схождения необходимо. В этой статье расскажем о том, что такое развал-схождение, почему он важен и как определить оптимальные настройки схода-развала для вашего автомобиля.

 

Что такое углы установки колес и на что они влияют

Развал

Развалом называют угол, на который плоскость вращения колес отклоняется от вертикали. Для того чтобы увидеть отклонение, нужно посмотреть на автомобиль спереди или сзади.

При положительном значении развала верх колес будет выдаваться наружу по отношению к ступице. Такой угол установки при заводской регулировке выставляется на грузовых автомобилях и специальной технике. Большой вес груза приводит этот показатель к нулю, заставляя плоскость вращения колеса вернуться к вертикальному положению.

При отрицательном развале наружу выдается нижняя часть колес, что делает транспортное средство более устойчивым на дороге при повороте.

Схождение

Схождением принято называть угол, на который плоскость вращения колес отклоняется от продольной оси транспортного средства. Чтобы наблюдать его визуально, необходимо посмотреть на автомобиль сверху или снизу.

При положительном схождении перед колеса обращен внутрь, а при отрицательном – наоборот.

На первый взгляд правильно устанавливать нулевое схождение колес, однако при отрицательном развале необходима компенсация – отрицательное схождение, иначе будет иметь место быстрое изнашивание внутренней стороны покрышек.

Кастер

Этим термином принято обозначать отклонение оси поворота колеса от вертикали. Второе название – продольный угол наклона.

При положительных значениях кастера колеса отклонены вперед относительно точки крепления стоек, что способствует их стабилизации при разгоне. Такое явление можно наблюдать на велосипедах – при движении на достаточной скорости можно убрать руки с руля. «Железный конь» при этом продолжит движение по прямой. Такая установка управляемых колес свойственна и современным автомобилям. Отклонение, как правило, небольшое – от 6 до 10 градусов.

При отрицательном кастере управляемые колеса отклоняются от точки крепления стоек назад. Такую установку можно видеть на продуктовых тележках, колесики которых легко поворачиваются относительно оси стоек, что облегчает поворот в любом нужном направлении.

КастерКастер

Раньше наличие отрицательного кастера было нормой для большинства автомобилей. Яркий пример – Волга ГАЗ-21. Такой угол установки управляемых колес позволял достаточно комфортно управлять транспортным средством на больших скоростях при отсутствии гидроусилителя руля. Стабилизация колес тогда достигалась особой конструкцией шин.

Товары из категории

Хит продаж
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
  • Напряжение питания, В 220
  • Внешний зажим диска 10-20"
114 661 ₽
В кредит от 3 822/мес
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
  • Напряжение питания, В 380
  • Диаметр обода колеса, дюйм 14-26
424 088 ₽
В кредит от 14 136/мес
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 13-25
203 658 ₽
В кредит от 6 789/мес
Мойка для колес Wulkan 300H
Мойка для колес Wulkan 300H
  • Диаметр колеса 560-800
  • Ширина колеса, мм 135-305
887 191 ₽
В кредит от 29 573/мес
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 10-24
114 660 ₽
В кредит от 3 822/мес
Перейти в каталог

При нормировании углов установки современные автопроизводители учитывают такие факторы, как конструкция и жесткость подвески, пятно контакта шин с дорожным покрытием, вылет колес, размеры шин. Даже две одинаковых модели могут требовать отличных друг от друга настроек, зависящих от типа подвески и комплектации.

Когда и как необходимо регулировать сход-развал

Эксплуатация транспортного средства со временем приводит к изменению схождения и развала. Регулировка углов установки колес необходима, если:

  • выполнялись ремонт и замена узлов подвески – пружин, рессор, пальцев, сайлентблоков, рулевых реек;
  • устанавливались или снимались прокладки, увеличивающие клиренс;
  • шины изнашиваются слишком быстро или неравномерно;
  • не происходит возврата руля в прямое положение по окончании поворотов;
  • Колеса во время движения попадают в выбоины или на бугры.

Не все автомобили требуют регулировки развала. Пример – автомобили УАЗ «Патриот», которые выходят с завода с установленными и не подлежащими коррекции углами установки колес. Таким транспортным средствам требуется только настройка схождения после замены изношенных пальцев и вкладышей.

Для регулировки развала-схождения автомобили в сервисных центрах загоняют на специальный стенд. После выполнения всех необходимых операций вам должны предоставить данные о положении колес до и после обслуживания, зафиксированные в соответствующем протоколе.

 

Можно откорректировать углы установки колес своими силами. Для этого следует поставить транспортное средство на ровную площадку и воспользоваться специальными приспособлениями, следуя инструкции. Выполнение процедуры требует определенных навыков и опыта.

Также необходимо проследить, чтобы значения давления колес и нагрузки соответствовали паспортным. Обязательно проконтролируйте нулевое положение руля.

При измерении углов установки колес и их коррекции следует принимать в расчет в том числе и диаметры колесных дисков. К примеру, пересчет параметров необходим, если на автомобиль были установлены диски с наружным диаметром или колеса с высотой борта шины, отличной от паспортных значений. Особенно часто ошибки допускаются при выполнении развала-схождения на транспортных средствах повышенной проходимости.

Когда и как необходимо регулировать сход-развалКогда и как необходимо регулировать сход-развал

Что будет, если не регулировать сход-развал

Неправильно отрегулированные углы установки колес обычно становятся причиной ускоренного и неравномерного изнашивания покрышек. К примеру, при отрицательном развале протекторы более интенсивно изнашиваются с внутренней стороны, а положительный приводит к истиранию внешних частей шин. Если на автомобиле неправильно установлены углы схождения, износ происходит в виде так называемой «пилы», на которую резина становится похожей при взгляде сбоку (причина – неравномерный износ шашек).

Неправильно отрегулированный развал-схождение может стать причиной еще более серьезных проблем, когда начинает отрицательно сказываться на управляемости и поведении транспортного средства на дороге.

Например, положительное схождение колес приводит к тому, что автомобиль трудно входит в поворот и постоянно стремится выпрямить траекторию движения, что приводит к снижению поворачиваемости. При отрицательных значениях машину начинает уводить вбок, она будет рыскать при наборе скорости и торможении. Водитель при этом вынужден постоянно подруливать. Кроме того, в этом случае резко ускоряется изнашивание протектора.

Признаки нарушения схода-развала

Изнашивание и замена элементов подвески и рулевого управления приводят к постепенному изменению углов установки управляемых колес. О существенном уходе развала-схождения за допустимые пределы можно судить по:

  • неравномерному износу одной или двух шин на управляемых колесах;
  • равномерному, но слишком быстрому изнашиванию покрышек на обоих управляемых колесах;
  • сильным вибрациям и ударам по рулевому колесу при езде по неровностям дорожного покрытия;
  • самопроизвольному уводу автомобиля в сторону при движении по прямой;
  • рысканию автомобиля по дороге на скорости выше 80 км/час;
  • частым заносам задней части на скользкой дороге (в этом случае причина может заключаться в неправильном схождении задних колес).

Как регулируются углы установки колес

Многие современные автомобили с передним приводом выпускаются с конструктивно заданными углами развала управляемых колес и нерегулируемым углом продольного наклона стоек (кастером). Все, что необходимо при их обслуживании, – проверка и корректировка схождения.

Но сказанное касается именно современных моделей, еще не так давно все обстояло иначе. К примеру, «восьмерка», положившая начало выпуску многочисленных моделей на этой платформе, требовала регулировки не только развала-схождения управляемых колес, но и кастера. Очень часто мастера при ремонте и обслуживании таких машин предпочитали не касаться угла продольного наклона стоек, считая, что эта хлопотная процедура не оказывает особого влияния на эксплуатационные характеристики автомобиля.

С завода автомобиль ВАЗ-2108 выходил с развалом – 0° ± 30', схождением – 0°15' ± 10' и кастером – 0°20 ± 30'0. При таких очевидно больших допусках нормальным считалось изменение развала на один градус и «уход в минус» угла продольного наклона стоек управляемых колес.

Как регулируются углы установки колесКак регулируются углы установки колес

Какие выбрать углы

Зачастую мастер сам выбирает, на какие углы в пределах допусков выставлять колеса. Это не всегда положительно влияет на результаты регулировки. За годы практики многие опытные специалисты вырабатывают набор стереотипов, которые порой приходят в противоречие с теорией и рекомендациями производителей.

Подобная коррекция развала-схождения может ухудшить ходовые и эксплуатационные характеристики транспортного средства, а также привести к быстрому изнашиванию протекторов. Владельцам автомобилей следует внимательно оценивать протокол и анализировать итоговые цифры, не стесняясь, если это необходимо, вносить свои коррективы.

Каким должен быть кастер на «восьмерке»?

Если речь о стандартном варианте подвески и обычном стиле езды, специалисты рекомендуют делать его максимально положительным в пределах допустимых значений. Это – 0°50' для переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108. Сказанное относится ко всем транспортным средствам с передними ведущими колесами. Благодаря этому машина становится более устойчивой на дороге при езде на большой скорости (рулевое колесо само стремиться к нулевому положению). В отдельных случаях можно превышать заводские допуски, увеличивая угол продольного наклона стоек до 1° (60–65').

Платой за «четкий ноль» станет заметно потяжелевший руль, который с учетом отсутствия гидроусилителя будет постоянно делать попытки резко вернуться в прямое положение. Адаптироваться к изменившемуся управлению водитель сможет за считанные минуты.

Если говорить о развале, то на автомобилях любителей гонок и дрифта он обычно сильно отрицательный и может превышать один градус, что делает машину более «нервной» и чувствительной к наклону дорожного полотна – зачастую руль просто «рвется из рук», особенно если установлены колеса большого диаметра с широким протектором. Если они стоят «домиком», шины на них очень быстро изнашиваются с внутренней стороны.

Оптимальным, по мнению специалистов, является развал управляемых колес «с легким намеком на минус» (примерно – от 0°5 до -10' на каждой стороне). На отечественных автомобилях такая ювелирная точность регулировки затруднительна, тем более что мастеру, как правило, не очень хочется тратить рабочее время на такие сложные операции.

 

На автомобилях ВАЗ с передним приводом специалисты также не рекомендуют выставлять развал с большим отклонением от вертикали. Важно учитывать, что даже небольшая загрузка транспортного средства приводит к компенсации углов установки колес на величину от 5 до 7'. Положительная это будет коррекция или отрицательная, зависит от того, в каком положении находятся «усы» рулевой рейки на конкретной модели.

Какие выбрать углыКакие выбрать углы

Когда регулировка углов установки колес не помогает

Даже при правильной юстировке оборудования и высокой квалификации оператора ему не всегда удается выполнить регулировку согласно рекомендациям производителя с точностью до одной минуты. Причины заключаются в износе деталей подвески и возникших из-за него люфтах. Опытные специалисты, приступая к регулировке углов установки колес, первым делом выполняют первичную диагностику ходовой, осмотр резиново-металлических элементов и проверки их взаимного перемещения. Если ходовая часть сильно изношена, выполнять регулировку развала-схождения попросту бессмысленно.

Иногда даже при исправной подвеске возникают проблемы с регулировкой углов установки колес из-за необратимых деформаций кузова после серьезного ДТП или коррозии силовых элементов. В первом случае можно исправить положение с помощью стапеля. А вот во втором простых путей нет, а сложные – нецелесообразны.

Если машину ведет в сторону даже после регулировки углов установки колес, опытные водители советуют поменять местами управляемые колеса (в идеале – заменить их новыми).

Последствия неправильного схода-развала

Если при регулировке развала-схождения были установлены углы, превышающие допуски, но без перемены знака, водителя ожидают:

  • ускоренное изнашивание шин (если увеличить схождение втрое, покрышки на легковом авто будут служить от 2 до 4 тысяч километров);
  • преждевременный выход из строя сальников, вкладышей и пальцев;
  • необходимость постоянно подруливать, чтобы выровнять автомобиль на дороге.

Если колеса установлены под углом с обратным знаком, это будет проявляться резкой потерей курсовой устойчивости, склонностью к заносам, рысканием при торможении, что может стать причиной не только преждевременного износа шин, подвески, рулевого управления, но и серьезного ДТП.

Последствия неправильного схода-развалаПоследствия неправильного схода-развала

Часто задаваемые вопросы о развале-схождении

Обязательна ли регулировка развала-схождения после замены колес?

Если летние и зимние шины, используемые на автомобиле, имеют одинаковый радиус, не слишком сильно изношены, стоят на одинаковых дисках и замена не привела к ухудшению управляемости, регулировать углы установки колес при каждом «переобувании» необязательно.

Нужно ли регулировать углы установки колес при покупке нового автомобиля?

На первый взгляд может показаться, что в этом нет смысла. Однако, как правило, на заводе выставляются усредненные значения с расчетом на предпродажную подготовку, которую дилеры не всегда выполняют добросовестно. Если заметили у нового автомобиля любые проблемы с курсовой устойчивостью – лучше съездить в сервисный центр и проверить углы установки колес.

Что нужно регулировать первым – схождение или развал?

Эти регулировки выполняются параллельно, четко рекомендованной последовательности нет.

Какие причины приводят к сбою регулировок углов установки колес?

Развал-схождение требует регулировки при:

  • критическом износе или выходе из строя элементов подвески – сайлентблоков, шаровых опор, рулевых тяги и наконечников, подшипников ступиц т. п.;
  • нарушении регулировки этих узлов;
  • изменении геометрии кузова.

Правильно отрегулировать углы установки колес можно только при условии полной исправности всех элементов подвески.

Можно ли ограничиваться регулировкой схождения-развала только управляемых колес?

Если на задних колесах производителем не предусмотрена возможность регулировки, можно ограничиться передними.

Даже правильно выполненная регулировка углов установки колес порой не помогает полностью решить проблему курсовой неустойчивости. Обычно это свидетельствует о необратимых изменениях геометрии кузова, деформациях деталей подвески или колесных дисков. Если же автомобиль исправен, коррекции развала-схождения будет вполне достаточно.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...