О чем речь? Ошибки балансировочного станка возникают при долгой службе устройства, и это нормальное явление. Большую часть из них можно убрать, проведя несложные манипуляции и калибровку.
На что обратить внимание? Однако сложные неисправности требуют иного подхода. Отремонтировать балансировочный станок своими силами можно, но только если вы четко знаете, что делаете. В противном случае лучше обратиться к специалистам.
В этой статье:
Устройство балансировочного станка
Наверное, каждый второй автолюбитель хоть раз в жизни сталкивался с ездой на автомобиле с разбалансированным колесом. В результате такого движения в руле транспортного средства ощущается сильная вибрация, происходит ускоренный износ резины и деталей подвески. Причиной разбалансировки является несовпадение геометрического центра колеса и его центра массы.
Процесс балансировки колес и карданных валов автомобиля предотвращает неравномерное истирание покрышек, увеличивает эксплуатационный период ступичных подшипников и деталей подвески. Наибольшим спросом эта услуга пользуется осенью и весной, когда все автолюбители переобувают своего «железного коня» в зимнюю резину, и наоборот.
Устройство балансировочного станка
Балансировка колес или карданных валов осуществляется только с помощью специализированного оборудования. Простая сборка колеса, хоть и правильная, не подразумевает его автоматическое уравновешивание. Специализированное балансировочное оборудование работает в различных режимах с различными размерами и формами дисков.
Если укрупненно рассмотреть конструкцию станка, то она состоит из опор, электромотора и комплекта измерительных датчиков. В процессе балансировки электромотор вращает оправку, на которой закреплено колесо. С помощью датчиков на вращающемся колесе определяется место неуравновешенности.
По конструкции опор балансировочные станки могут быть:
- Мягкими. В этом случае при балансировке происходит измерение амплитуды и частоты движения опоры, спровоцированных кручением разбалансированного колеса. Под каждый вид детали подбирается индивидуальный станок, следовательно, результаты проверок более точны.
- Жесткими. Здесь происходит измерение давления и фазы ротора. Это универсальный станок, который может тестировать разные виды деталей, но при этом точность измерений не такая высокая, как у станков с мягкими опорами.
Одним из важнейших устройств станка является датчик измерения скорости. Его работа основана на принципе акселерометра или магнитной индукции.
Следующим, не менее важным устройством является датчик измерения угла разворота.
В зависимости от значения показаний датчиков, а также количества поворотов колеса определяются место и масса, которую необходимо добавить.
По способу ввода данных балансировочные стенды могут быть:
- автоматическими;
- ручными.
При балансировке на автоматическом стенде необходимо ввести данные о диаметре колеса, расстоянии до диска, а иногда и ширине. Такой тип оборудования требуем минимальных затрат по времени для уравновешивания дисков и карданных валов. Вывод информации происходит на жк-монитор в цифровом виде.
Товары из категории
Во втором случае специалист производит измерение колеса вручную, с помощью линейки, а затем вводит данные в станок.
Датчик измерения угла разворота
Признаки неисправности балансировочного станка
Понять, что оборудование для балансировки карданных валов и колес неисправно, можно по следующим признакам:
- не удается произвести балансировку с первого раза;
- происходит неправильное определение массы и геометрии колеса, что свидетельствует о неисправности датчиков;
- во время работы происходит сброс показателей;
- автоматика выдает сообщение об ошибке балансировочного станка;
- треск подшипников или посторонние шумы от других деталей;
- сильное биение во время работы;
- сбой программного обеспечения.
Это далеко не весь перечень неисправностей, которые указывают на потребность в настройке оборудования или его ремонте. Любая, даже самая незначительная, поломка современного устройства требует обращения к сертифицированному ремонтному персоналу. Профессиональные инженеры с помощью диагностического оборудования могут точно определить ошибки балансировочного станка, признаки и причины неисправностей.
При возникновении сбоев в работе оборудования сотрудники шиномонтажной мастерской должны немедленно прекратить работу и сообщить о возникновении неполадки непосредственному руководству. Руководитель в большинстве случаев принимает решение о ремонте станка в специализированном сервисе.
Ремонтники в первую очередь производят разборку и чистку оборудования, выявляют ошибки балансировочного станка, разбираются в деталях и составляют ведомость обнаруженных дефектов.
Признаки неисправности балансировочного станка
На основании этого документа становится понятно, как, каким образом и где можно осуществить ремонт, какие материалы и запасные части потребуются для этого. Все возможные варианты реанимирования оборудования доносятся до владельца мастерской. Заказчик рассматривает их, анализирует каждый на предмет временных и финансовых потерь и принимает окончательное решение в пользу того или иного способа ремонта. Затем составляется смета, осуществляется восстановление работоспособности станка.
В стандартный перечень услуг специализированных сервисных центров по ремонту оборудования для шиноремонтной мастерской входит:
- установка оборудования и наладочные работы;
- калибровка измерительных приборов;
- замена неисправных комплектующих;
- диагностические работы;
- замена технических жидкостей оборудования;
- ремонт электрической части, в том числе замена привода;
- сервисные работы;
- консультационные услуги;
- регулировка механизма;
- замена, калибровка программного обеспечения.
Ошибки балансировочного станка и методы самостоятельного их устранения
Ниже приведены коды неисправностей и причины их появления, а также методы устранения.
Код ошибки | Наименование и возможная причина ошибки | Способ устранения |
---|---|---|
Err 1 | Неправильное направление вращения вала или ошибка ротационного датчика. | Поменять местами 2 фазы 380 B или выполнить операции аналогичные ошибкам 6 и 8. |
Err 2 | Ошибка EEPROM. Нет контакта с D9 или она неисправна. | Замена платы вычисления. |
Err 3 | Ошибки параметров станка | Произвести обнуление параметров станка, если код ошибки сохранится, необходима замена платы вычисления. |
Err 4 | Ошибка усилителя сигнала пьезодатчиков. Напряжение на входах АЦП <0.8 В или >2.3 В | Проверить напряжение питания платы ±5 В и -5В. Если оно в норме, возможно появление утечек из-за отсыревания. Требуется просушить станок, плату вычислителя или заменить ее. |
Err 5 | Ошибка параметра балансировки вала | Если ошибка возникает при включении станка и повторяется, произведите действия аналогичные ошибке Err 3. Если ошибка возникает при балансировке, это означает, что сигналы с датчиков превышают допустимое значение. |
Err 6 | Ошибка нулевого отсчёта ротационного датчика | Произвести регулировку положения ротационного датчика и проверить чистоту диска с метками на шкиве. |
Err 7 | Остановка вала в процессе измерения | Устранить причину остановки |
Err 8 | Ошибка ротационного датчика | Проверить положение ротационного датчика и чистоту диска с метками |
Err 9 | Замкнуты кнопки клавиатуры при включении станка | Произвести замену клавиатуры |
Err 10 | Нет сигнала с частотного преобразователя | Произвести проверку предохранителя на частотном преобразователе, при его неисправности заменить |
Калибровка балансировочного станка
По прошествии определенного времени точность показателей балансировочного станка может падать. Проверку его работы осуществляют следующим образом:
- Берется колесо 15-го или 16-го радиуса и устанавливается на станок.
- В ручном режиме вводятся необходимые параметры.
- Запускается процесс балансировки.
- После остановки колеса выдается результат 25-30. Производится установка грузиков и снова запускается станок. Результат может быть в пределах 05-10.
Если указанные выше проблемы подтвердились, то следует провести обязательную калибровку оборудования. Это делается следующим образом:
- После того как показатели доведены до значения 00-00, следует набить грузик весом 100 грамм и запустить процесс балансировки. Должны получиться показатели 00-100.
- Если значения будут составлять 05-95, то уже нужно планировать мероприятия по калибровке станка. Работать на нем еще допустимо, но следует тщательно проверить крепление и наличие люфтов.
- В случае если итоговое значение после контрольной балансировки показывает отклонение в 15 единиц, работа запрещается до калибровки оборудования.
Если не удается достигнуть параметров 00-100, требуется проведение технического обслуживания стенда с привлечением квалифицированного ремонтного персонала. Они произведут его очистку от загрязнений, замерят напряжение сети и т.д. После чего производится повторный процесс калибровки.
Калибровка балансировочного станка
Также необходимо обращать внимание на то, как балансировочный стенд производит оценку колеса посредством измерения его параметров. Для этого диск условно делится на горизонтальную и вертикальную плоскости, благодаря чему шина условно разделяется на четыре приблизительно одинаковые части.
При определении параметров колеса главную роль играет точность его установки на вал балансировочного оборудования. Идеальным вариантом является тот, при котором все четыре части оказываются равными. В случае неперпендикулярной установки колеса на вал станка разделение его на части будет неравномерным, что приведет к искажению снимаемых данных.
Нужно ли калибровать новый балансировочный станок
Многие начинающие владельцы шиноремонтной мастерской считают, что при покупке нового балансировочного оборудования можно не производить его калибровку. Правильно это или нет?
При изготовлении балансировочного станка завод-изготовитель обязан провести первичное опробование его работы и осуществить калибровку. Но чаще всего с момента производства оборудования и до его покупки и доставки потребителю может пройти довольно большой период времени, в течение которого станок претерпевает несколько транспортировочных переездов.
Необходимо помнить, что оборудование, предназначенное для балансировки карданных валов и колес, должно проходить периодические проверки, техническое обслуживание и калибровки. Если в процессе работы не получается произвести балансировку с первой попытки, то это является первым признаком того, что вероятно калибровка станка была сбита.
В качестве примера можно рассмотреть балансировочное оборудование фирмы Trommelberg. Этот производитель очень популярен в нашей стране. Правильность показаний нового станка проверяют следующим образом: на правую часть пустого ротора прикрепляют грузик, весом 100 грамм и запускают процесс балансировки.
Идеальными показателями будут: нулевое значение с левой стороны, а с правой – 100. При установке грузика с левой стороны показатели соответственно меняются. Допустимая погрешность оборудования может составлять 1 – 2 грамма. На практике абсолютно новые станки могут выдавать показатели 35-75 вместо положенных 0-100.
Следовательно, после монтажа и пробного включения нового станка необходима его калибровка. Впоследствии это сэкономит время, нервы и позволит оказывать качественные услуги клиентам, которые будут рады посетить ваш сервис еще раз.