Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Успейте получить скидку до 46 000 рублей на весь ассортимент
Только до 5 декабря
Получить скидку
01.02.2024 Шиномонтажное оборудование
1184
Время чтения: 12 минут

Азот в шинах: мифы и реальность

Сохранить статью:

О чем речь? Азот в шинах нередко наделяют чуть ли не магическими свойствами: и топливо экономит, и износ покрышки уменьшает, и плавность хода увеличивает. Из-за этого распространилось мнение, что закачка газа – не более чем маркетинговый ход.

На что обратить внимание? Однако беспристрастный подход позволяет определить реальные, а не мнимые преимущества использования азота. В конце концов, это не может быть только уловкой, ведь этот газ повсеместно используют в грузоперевозках, автоспорте и даже авиационных шинах.

 

Преимущества азота в шинах

Для начала рассмотрим, каким образом резина накачивается азотом. Данная процедура осуществляется в достаточно крупных автомобильных сервисных центрах, где есть спецоборудование либо баллон с газом.

Прежде всего из покрышки удаляют воздух, смесь всевозможных газов с разными свойствами (2 %) и конденсат, которого скапливается около 20 % от общего объема.

Когда колесный вентиль подсоединяется к специальному оборудованию, воздушная смесь осушается и фильтруется от примесей. Далее покрышки подкачиваются азотом, концентрация которого составляет 95 %. При этом давление в колесах должно быть соответствующее рекомендациям шинных концернов.

Преимущества азота в шинахПреимущества азота в шинах 

Использование азота в шинах имеет плюсы и минусы. Прежде всего перечислим, какие достоинства есть у резины, в которой вместо воздуха накачан 95%-й азот:

Стабильность давления в колесах

Многие автовладельцы отмечают, что, если накачать покрышки этим газом, давление не будет снижаться вне зависимости от климата. Объясняется это отсутствием водяного пара в камере, поэтому параметры давления остаются изначальными даже при смене погоды.

Устойчивость к взрыванию даже при воздействии максимальной нагрузки

95%-й азот практически не реагирует на повышение температуры, это значит, что давление не растет при перегреве, и колесо остается целым при активной эксплуатации. Именно по этой причине покрышки на спорткарах накачиваются азотом.

Кроме того, автогонщики отмечают, что этот газ используют еще и потому, что он не воспламеняется, чего нельзя сказать про кислород. Что касается случаев, когда резина взрывается, то это происходит из-за недостаточной прочности покрышки и повышения давления в ней. Здесь статистика показывает, что не имеет значения, каким газом было накачано колесо.

Плавность хода. Упругость азота меньше, чем у кислорода, поэтому машина будет двигаться по дороге мягко и комфортно. Действительно, воздушная смесь весит по-разному в зависимости от влажности и температуры.

К примеру, при 10 градусах Цельсия выше нуля 1 кубометр воздуха имеет вес 1248 граммов, однако при снижении температуры до 20 градусов Цельсия ниже нуля вес составит уже 1356 граммов. Отличия – 108 граммов на один кубический метр. Если азот в шинах используется в зимнее время года, поскольку давление воздуха на улице снижается, колеса не требуют подкачки.

Устойчивость к взрыванию даже при воздействии максимальной нагрузкиУстойчивость к взрыванию даже при воздействии максимальной нагрузки 

Мифы об азоте в шинах

Многие автовладельцы решают накачать шины азотом, поскольку основное достоинство этого газа заключается в том, что в нем нет кислорода. Но это утверждение нельзя назвать верным.

Дело в том, что состав воздуха выглядит следующим образом: лишь 21 % кислорода и 75 % азота. Однако в покрышки закачивают 95%-ный азот, таковы технические требования.

Но полностью устранить из колес кислород невозможно. При оптимальных условиях на автосервисе получится увеличить концентрацию азота до 97 %. Таким образом, в закачиваемом в шины газе содержится 3-5 % кислорода. Но это в идеале, поскольку во многих шиномонтажках вместо азота используют обычных воздух при накачке покрышек.

В результате получается, что процент азота в простых автошинах, и резине, накачанной специальным газом, отличается всего на 20 %. Это значит, что характеристики колес будут практически идентичными.

Далее рассмотрим, какими достоинствами все же обладают колеса, накачанные азотом с соблюдением технологии работы, и какие мифы об этом газе существуют.

 

Если в шинах азот, они не сдуваются

Молекулы азота действительно больше, чем молекулы кислорода, но отличия составляют всего 6 %. Кроме того, в обычном колесе – не 100 % кислород, а его смесь с азотом.

Это значит, что водитель не сможет ощутить разницу: если в покрышке воздух, давление с течением времени снизится на 1 атм, а если азот – то на 0,9 атм. Таким образом, даже если накачать шины 95%-ным азотом, давление в колесах все равно будет падать естественным образом.

Голословное утверждение о том, что утечка азота из покрышек намного меньше, чем обычного воздуха, – причина того, что многие автовладельцы перестают регулярно подкачивать колеса либо делают это слишком редко. В результате может произойти аварийная ситуация.

Обратите внимание! Даже если у вас в шинах азот, следует периодически проверять давление и при необходимости подкачивать шины.

Специалисты заявляют, что если у вас новые покрышки в хорошем состоянии, то в течение нескольких лет они не будут спускать воздух. Главное регулярно, минимум каждый месяц, проверять давление с помощью манометра и подкачивать колеса. Вывод из всего вышесказанного следующий: не имеет значения, воздух или азот в шинах, важно, чтобы камеры, резина, диски и клапаны были в идеальном состоянии.

В покрышках с азотом давление не снижается вне зависимости от температуры

Объяснить истоки этого заблуждения легко: у азота и воздуха отличается температурный коэффициент расширения. Но разница этого параметра ничтожно мала: у воздуха коэффициент расширения составляет 0,003665 1/К, у азота значение этой характеристики равно 0,003672 1/К.

Таким образом, отличия в показателях не колоссальные, как голословно утверждают поклонники накачки шин азотом, а всего лишь 0,000007 1/К.

Поскольку указанный параметр отличается всего в 1,0019 раз, при повышении температуры отличия давления в покрышках с воздухом и азотом получится обнаружить лишь при использовании сверхчувствительного оборудования. С помощью стандартного манометра невозможно увидеть разницу.

Мифы об азоте в шинахМифы об азоте в шинах 

Когда азот в шинах, их вес снижается

Это утверждение соответствует реальности: накачанные азотом покрышки будут легче, чем колеса с воздухом. Объясняется это разницей в плотности этого газа и воздуха. Но динамические характеристики машины изменятся минимально.

Объясняется это тем, что плотность воздуха при температуре 0 градусов Цельсия составляет 1,29 кг/м3, плотность азота при той же температуре — 1,25 кг/ м3.

Таким образом, отличие в весе одного колеса составит всего 6-8 г. Да, когда в шинах азот, они действительно станут легче, однако разница будет ничтожно мала. Нередко сильно стертая резина либо колеса, на которых налипла грязь, меняют свой вес намного больше.

Если в шинах азот, резина не стареет, на колесах не образуется ржавчина

Данное заявление соответствует правде. Поскольку процентное соотношение кислорода минимально, при этом чистота азота высокая, поскольку он очищен от конденсата, масляных частиц и прочих включений, внутренние элементы колеса не будут ржаветь, а процессы старения в резине станут протекать медленнее.

Но есть один важный нюанс: вы не заметите особую разницу, поскольку образование ржавчины на дисках из стали, на которые установлены бескамерные покрышки, визуально невозможно определить. Кроме того, вы поймете, что шины состарились, только спустя 8-10 лет эксплуатации, не важно, воздух или азот в них закачан.

С азотом покрышки не перегреваются, тепловой режим эксплуатации улучшается

Заявление о том, что, когда азот в шинах, они не перегреваются, полностью не соответствует действительности. На самом деле по сравнению с воздухом азот хуже проводит тепло. Это приводит к тому, что внутренняя поверхность резины плохо охлаждается.

Тепловой режим шин с азотом действительно улучшается. Объясняется это тем, что теплоемкость этого газа выше, чем у воздуха. Поэтому азот не дает внутренней поверхности резины быстро охлаждаться.

Однако это отличие почти невозможно заметить без применения специального измерительного оборудования.

При ответе на вопрос, зачем азот в шинах, многие автовладельцы утверждают, что этот газ применяют для накачки покрышек спорткаров «Формулы-1».

Это утверждение действительно правдиво, но с единственным уточнением. По действующим требованиям «Формулы-1» можно накачивать покрышки как азотом, так и воздухом. Это значит, что каждый автовладелец самостоятельно решает, какой газ использовать для накачки колес, поскольку никаких существенных отличий между воздухом и азотом нет.

 

Чем закачивают азот в шины

Для закачки азота в колеса существует специальное оборудование, которое подсоединяют к сети 220 Вт, а также к воздушной магистрали либо компрессору. Выработка азота происходит из сжатого воздуха. Оборудование включает в себя камеру подготовки газа, азотный генератор, а также накопительный ресивер.

Чем закачивают азот в шиныЧем закачивают азот в шины 

Как функционирует азотный генератор:

  • Воздух нагнетается в камеру, затем из него удаляются всевозможные включения. Для этого установлены фильтрующие элементы.
  • Затем происходит разделение воздуха на составляющие и удаление кислорода.
  • Далее газ поступает на абсорбционную и мембранную очистку. В результате этого процесса получается 95%-ный азот.

Существует несколько видов оборудования:

  • Абсорбционное оборудование оснащено блоком с абсорбентом, в который поступает очищенный от включений сжатый воздух. Затем воздух разделяется на фракции: азот попадает в ресивер, в абсорбенте хранится кислород. На выходе получается практически 100%-ный азот.
  • Мембранное оборудование оснащено специальными фильтрующими элементами, отделяющими кислород и прочие газы. Скорость движения азота больше, чем у других газов и кислорода, поэтому он остается в мембранном блоке, после чего попадает в ресивер. В итоге удается добиться высокой степени очистки азота – 90-99 %. Подобное оборудование применяется на шиномонтажках, а также в специализированных автомобильных сервисных центрах.

Товары из категории

Хит продаж
Шиномонтажный полуавтоматический станок NORDBERG 4638 (220В)
Шиномонтажный полуавтоматический станок NORDBERG 4638 (220В)
  • Напряжение питания, В 220
  • Внутренний зажим диска 305-585/12-23
93 548 ₽
В кредит от 3 118/мес
Станок шиномонтажный для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
Станок шиномонтажный для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
  • Максимальный вес колеса, кг 500
  • Максимальный диаметр колеса 1600 мм (63)
393 796 ₽
В кредит от 13 127/мес
Балансировочный станок для грузовых авто NORDBERG 45TRKE (220В)
Балансировочный станок для грузовых авто NORDBERG 45TRKE (220В)
  • Тип ручной
  • Грузоподъемность лифта 300
158 932 ₽
В кредит от 5 298/мес
Мойка для колес Wulkan 300H
Мойка для колес Wulkan 300H
  • Диаметр колеса 560-800
  • Ширина колеса, мм 135-305
887 191 ₽
В кредит от 29 573/мес
Балансировочный станок NORDBERG 4523N1
Балансировочный станок NORDBERG 4523N1
  • Педаль тормоза есть
  • Максимальный вес колеса, кг 65
101 907 ₽
В кредит от 3 397/мес
Перейти в каталог

Важный функционал:

  • Можно сразу накачивать все 4 автоколеса, поэтому при помощи такого оборудования получится быстро обслуживать клиентов. Подобные установки применяются, когда большой поток автомобилей на шиномонтажном сервисе.
  • Есть вакуумметр, чтобы удалить воздух из покрышек, и после этого можно закачивать в шины азот.
  • Можно установить необходимые параметры давления и контролировать его. Исключается риск ошибки, все покрышки будут накачаны одинаково.

Чем закачивают азот в шиныЧем закачивают азот в шины 

Альтернативы азоту в шинах

Какой может быть альтернативный вариант вместо азота в шинах зимой или летом? На самом деле тот же самый эффект можно получить, соблюдая правила эксплуатации:

  • Необходимо заменять покрышки осенью и весной, тогда автомобиль будет отлично держать дорогу, при этом износ резины станет минимальным.
  • Прежде чем отправиться в длительное путешествие, следует увеличить давление в колесах на 0,2 бара. Жесткость немного увеличится, однако расход бензина снизится.
  • Установите облегченные диски, не просто легкосплавные, а кованые, их вес намного легче, чем у стандартных. Подбирайте диски не исходя из визуальной привлекательности, а с учетом их массы. Отдавайте предпочтение только качественным изделиям, они будут прочные и надежные.
  • Приобретайте покрышки, выполненные по энергосберегающей технологии, их производят многие известные бренды. У такой резины минимальное сопротивление качению.
  • Прежде чем купить шины, изучите статистические данные, полученные после проведения тестов журнала «За рулем». В ходе таких исследований у каждой модели измеряется сопротивление качению.
  • Используйте легкосплавные облегченные диски большого диаметра. Чтобы выбрать подходящее для вашего автомобиля изделие, воспользуйтесь онлайн-калькулятором, оставив наружный диаметр колеса неизменным либо немного увеличив его.
  • Если вы передвигаетесь по трассе, при этом машина нагружена либо передачи в КПП вашей машины короткие, к примеру, как на «Рено-Логан», «Лада-Ларгус», и при 100 километрах в час мотор делает на высшей передаче более 3 тысяч оборотов в минуту, установите покрышки большого диаметра. Тогда передачи станут длиннее, а расход горючего уменьшится.

Часто задаваемые вопросы об азоте в шинах

Применяют ли азот для накачки колес в других странах?

По всему миру азот активно применяется для накачки покрышек, устанавливаемых на грузовые автомобили. Это позволяет снизить риск возгорания перевозимого товара, колеса движутся стабильно по идеально ровному асфальту, снижаются затраты на дозаправку на СТО. Однако это утверждение не доказано статистическими данными о том, что количество пожаров реально снизилось после применения азота в шинах.

Каких брендов выбирать оборудование для закачки азота?

Следующие марки установок завоевали настоящую популярность среди покупателей: «Нордберг» NG12013, Remax (V 1860), АЕТ (AE&T TT-300).

Чем отличается закачка азота в покрышки грузовых коммерческих автомобилей?

Главное отличие применения этого газа для колес грузовиков заключается в том, что нужно регулярно проверять давление в покрышках, а также периодически корректировать этот параметр, поскольку нагрузка на колеса таких машин максимальная, резина быстро изнашивается.

Каждый автовладелец должен самостоятельно решить, нужно ли использовать азот для накачки колес. Прежде всего, учитывайте особенности эксплуатации вашей машины, специфику установленной резины. Профессионалы утверждают, что использование азота лишь незначительно улучшает характеристики легкового автомобиля.

Если же у вас спорткар, то с помощью азота удастся снизить вес колес и увеличить скорость автомобиля, поскольку для гонки значение имеет каждый грамм. Что касается грузового транспорта, то преимущества проявляются в связи со значительным объем азота, необходимого для накачки колес большого диаметра.

close icon
Евгений Ковальчук (менеджер)

Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽