Какие? Размеры смотровой ямы не регламентированы, но есть ориентиры, от которых нужно отталкиваться. В первую очередь, это ширина и длина автомобиля. Также нужно помнить о росте человека, который будет ею пользоваться.
Как сделать? Ширина рассчитывается по расстоянию между колесной парой. Длина, как правило, составляет плюс один метр от длины машины, но лучше прибавить еще немного. Однако есть и другие нюансы обустройства смотровой ямы.
В этой статье:
Есть ли требования ГОСТ к размерам смотровой ямы
Смотровая яма является обязательной практически для любого автосервиса. Такой объект подвержен нормативному регулированию, ведь данное углубление – часть технической базы СТО, а потому, в соответствии с ГОСТ, подлежит обязательной регистрации.
Вообще, регистрирование и нормативное регулирование обычно производятся в тех случаях, когда существует реальная угроза безопасности производственному процессу и людям, в нем участвующим. В чем же здесь опасность? В первую очередь, дело не в смотровой яме, а в качестве ее оснащения системами вентиляции и освещения. Нужно понимать, что сертификация нужна лишь в том случае, если данное техническое углубление будет эксплуатироваться исключительно в коммерческих целях.
Есть ли требования ГОСТ к размерам смотровой ямы
Впрочем, отсутствие необходимости в официальной регистрации не означает, что не существует никаких ограничений при возведении этого технического углубления. Есть определенные стандарты, влияющие на безопасность и комфорт при эксплуатации смотровой ямы. Немаловажным является и то, при ремонте каких машин предполагается ее использование: грузовых или легковых (определенного класса). Это обуславливает габаритные размеры и сложность оснащения сооружения.
При оборудовании смотровой ямы следует учитывать уровень грунтовых вод. В частности, если вода подступает к поверхности ближе, чем на 2,5 м, то подземные объекты устраивать в таких условиях недопустимо, так как никакие меры предосторожности не смогут предотвратить скопление на дне влаги (даже кессон).
Единственной альтернативой смотровой яме станет сооружение эстакадной конструкции, но она требует значительной высоты помещения (потолок должен располагаться на уровне 6 м, не меньше). Поэтому эстакаду обычно ставят на улице.
Что влияет на размеры смотровой ямы в гараже
Размерные показатели автомобиля определяются, прежде всего, колесной базой, то есть расстоянием между передней и задней осью. Эти габариты являются в данном случае основными параметрами.
Товары из категории
Каков же оптимальный размер смотровой ямы? Существуют минимальные требования к ее ширине, которая должна составлять 80–85 см. Что касается второго параметра, то часто к длине автомобиля прибавляется еще 1 м – это и будет протяженностью обустраиваемого углубления. Следует отметить, что для обеспечения удобства использования траншею во многих гаражах выкапывают на полную длину (то есть на все 6 м).
Получается, что размеры смотровой ямы для машины зависят от определенных факторов по каждому габариту:
Глубина
Определяющим здесь является человеческий рост – заглубление должно быть на 10–15 см больше высоты среднестатистического сотрудника. В этом случае для осуществления ремонта не придется тянуться.
Ширина
Данный показатель зависит от расстояния между колесами одной оси авто. Не стоит делать яму слишком широкой, скорее всего, обслуживать придется автомобили разных марок, и все они должны уверенно заезжать на яму, а не держаться «на бровях» по поперечнику.
Длина
Чтобы было удобно спускаться в смотровую яму и подниматься из нее, даже когда над ней стоит автомобиль, углубление следует сделать как минимум на 1 м длиннее потенциальных машин, которые будут над ней установлены.
И, наконец, большое значение имеет то, в каких целях яму планируется эксплуатироваться – личных или коммерческих. Кроме того, следует понимать, ремонт каких типов транспортных средств будет производиться.
Что влияет на размеры смотровой ямы в гараже
Теперь стоит проанализировать размеры сооружения. Понятно, что котлован под смотровую яму для автомобиля должен быть немного больше. Это связано с тем, что перед строительством необходимо провести подготовительные работы. Для этого на дне углубления следует уложить подушку с гидроизоляцией и залить стяжку. Стены можно сделать из блоков, кирпича или в виде монолитной конструкции в опалубке.
При определении размеров котлована следует предусмотреть достаточно места для укладки этих материалов. Поэтому он должен быть примерно на 30 см больше финальных размеров смотровой ямы. По такому же принципу определяется фактическая длина и глубина сооружения. В последнем случае к итоговой высоте нужно прибавить минимальную толщину песчано-щебеночной подушки (25 см утрамбованного песка плюс 15 см щебня) и требуемое заглубление – 1,8–2 м (итого котлован составит примерно 2,3-2,4 м).
Материалы для обустройства смотровой ямы
При расчете количества требуемых материалов разумно брать их с запасом, то есть увеличивая объем примерно на 10–15 %. Потребуется:
- Песок и щебень. Необходимы не только для песчано-гравийной подушки – они востребованы и для замеса бетона (при решении отстройки монолитной конструкции). Если же стены ямы предполагается выкладывать, например, из кирпича, то гравия нужно поменьше, а дополнительный песок все равно понадобится для кладочного раствора.
- Цемент. Востребован либо для раствора, либо для бетонной смеси.
- Брус (30х30 или 40х40 мм), а также доски (дюймовой толщины) или же фанерные листы стандартного размера, которые необходимы для формирования опалубки. Также для смотровой ямы в гараже нужна крышка, для которой потребуются доски толщиной в 40–45 мм.
- Арматура. Нужны будут прутки диаметром 6–8 мм. Армировать следует как стены ямы (даже если они выкладываются из кирпича – металлическую сетку надо вставлять каждые четыре ряда), так и стяжку пола.
- Гидроизоляция. Здесь потребуется плотная пленка из полиэтилена или же классический рубероид. Для скрепления листов изоляции понадобится мастика.
- Стальной уголок. Из него нужно создать колесоотбойник (на полу). Для этого достаточно уголка размером 50х50 мм.
- Стальная проволока с диаметром 1,5–2 мм для скручивания арматурных прутков.
- Пластиковые фановые трубы диаметром 100 мм. Их предполагается использовать не по назначению, а в качестве вентиляционной вытяжки.
- Кирпичи или блоки (впрочем, они пригодятся лишь в том случае, если возводить яму именно из таких материалов).
Алгоритм возведения смотровой ямы
Несмотря на то, что смотровая яма не столь уж грандиозный строительный объект, возведение данного сооружения представляется весьма трудоемким мероприятием, которое определенно займет значительное количество времени. Это объясняется необходимостью проведения земляных работ на относительно большой глубине (2 м).
Каких же размеров должна быть смотровая яма? Для более комфортной работы персонала углубление лучше сделать шире, кроме того, необходимо прибавить к грунтовой выемке еще полметра, которые уйдут под кладку стен и их гидроизоляцию.
Алгоритм возведения смотровой ямы
Итак, котлован для ямы выкопан – начинаем обустройство пола. На дно необходимо насыпать слой песка (примерно 35 см) и как следует его утрамбовать (до 25 см). Поверх укладывается щебень (примерно 15–17 см) и тоже трамбуется, только уже при помощи виброплатформы. Затем следует уложить гидроизоляционную пленку и сформировать арматурный каркас. Теперь все готово для заливки бетона.
Однако прежде чем заливать бетонную смесь, в нее следует добавить специальные присадки, которые придадут полу гидроизоляционные свойства после высыхания. Раствор заливается в опалубку слоем в 10 см и выравнивается. После этого его следует оставить до полного высыхания (в теплую и сухую погоду на это обычно уходит трое суток).
Рассмотрим технологию сооружения стен ямы из бетона. Начинать нужно с выкладывания грунта полиэтиленовой мембраной, она будет служить гидроизоляцией. Далее формируется стальной арматурный каркас, в конце выставляется опалубка – очередность действий должна быть именно такой. В результате с одной стороны заливаемый бетон ограничен деревянной (или фанерной) опалубкой, с другой – грунтовым массивом, проложенным гидроизоляционным слоем.
Полностью высохшие стены обычно оштукатуривают или отделывают керамической плиткой (можно использовать декоративные гипсоволокнистые панели). На верхние внутренние края ямы устанавливают «воротник» из уголка – его нужно приварить к выпускам арматуры. Это будет основание для крышки ямы.
При сооружении ямы в отапливаемом гараже, помимо гидроизоляции, имеет смысл предусмотреть и теплоизоляцию, чтобы тепло не «впитывалось» стенами и не уходило в грунт. Теплоизоляционный материал следует укладывать на гидроизоляционную мембрану (или это может быть один и тот же материал). В этом случае бетонные или кирпичные стены углубления будут находиться в тепле, то есть окажутся менее подверженными температурной коррозии. Часто в качестве утеплителя используется практичный пенополистирол.
Кроме установки «воротника», необходимо позаботиться еще и о страховой рейке, которая предотвратит проваливание колес автомобиля в яму и не допустит просачивания воды с пола гаража. Обычно данные приспособления выполняются из двух тавровых балок, вертикальные «шейки» которых уверенно выдерживают вес транспортного средства.
Для большей эргономичности в стены смотровой ямы можно встроить полки для размещения инструмента и материалов.
Гидроизоляция смотровой ямы в гараже
При сооружении какого-либо углубления в земле всегда есть риск появления в нем повышенной влажности. Если водоносные горизонты в месте расположения гаража подступают близко к поверхности, к сожалению, никакая гидроизоляция не предотвратит распространения влажности из выстроенной ямы во внутренний объем помещения.
Любой металл, непрерывно находящийся над смотровой ямой, из которой поднимаются влажные испарения, будет подвергаться ускоренной коррозии. Поэтому машину над ней лучше не парковать и уж тем более не оставлять на длительный срок. Лучше всего, если в гараже будет два места: одно – под яму, второе – непосредственно под транспортное средство.
В противном случае придется самым основательным образом заняться вопросами гидроизоляции смотровой ямы. И начинать надо с определения ближайшего уровня горизонта грунтовых вод. Еще раз повторим: если вода подступает к поверхности на глубину менее 2,5 м, то ни о какой траншее речи быть не может – внутри будет вечная сырость, а значит, грибок и плесень.
В качестве компромиссного варианта предлагаем обустройство так называемой лежачей ямы, рассчитанной на то, что работник будет осуществлять ремонт авто в положении лежа, просто в немного большем комфорте. Заглубляться при строительстве в этом случае нужно значительно меньше, а значит, и риск «докопаться» до воды снижается.
Гидроизоляция смотровой ямы в гараже
Величина поперечного сечения досок щита, которым закрывается смотровая яма, не должна быть выше 40–45 мм, так как никакой нагрузки (кроме собственной) приходиться не будет. Главная функция крышки – перекрыть выход испарений в помещение гаража.
Еще одним способом борьбы с влажностью является регулярное проветривание с осушением. Делать это нужно в теплые летние дни. Просушка должна осуществляться в течение суток или даже двух.
Часто задаваемые вопросы о размерах смотровой ямы
Каковы оптимальные размеры смотровой ямы для грузовых машин?
Размер смотровой ямы для автомобиля, предназначенного для перевозки крупногабаритных грузов, должен быть выверен по ширине. Дело в том, что у грузового транспорта совершенно другие расстояния между колесами (особенно это касается задних осей). Кроме того, данные показатели отличаются еще и от модели.
Расчет можно сделать несколькими способами. Например, взять в качестве эталона имеющийся грузовой транспорт и уменьшить ширину ямы на 30–40 см. Но если колеса осматриваемой модели расставлены шире, то до нужных узлов придется тянуться. Кроме того, для грузового транспорта подойдет универсальный тип смотровой ямы с усредненными размерами. Ширина ее в данном случае будет около метра, что позволит ремонтировать машины с базой по ширине от 80 см.
Что учесть при закладке смотровой ямы?
Помимо вышеперечисленных параметров, при проведении земляных работ необходимо учитывать пространство для гидроизоляции, кладки или заливки стен, а также для засыпки по периметру глиной, которая может дополнительно использоваться в качестве гидроизоляционного материала.
Размеры смотровой ямы для авто зависят от некоторых факторов. Если стены будут из кирпича или бетона, то ширина котлована должна быть увеличена на 120–150 мм в каждую сторону, из газосиликатных блоков – на 200 мм, а для бетонного пола глубина увеличивается на 200 мм. При устройстве дренажного или гидроизолирующего слоя котлован дополнительно углубляется на 150–170 мм.
Нужно ли освещение в смотровой яме?
Обходиться налобным фонариком при работе в смотровой яме совершенно необоснованно – лучше установить несколько стационарных светильников или фонарей, расположенных на гибких штангах (с изменяющимся вектором направленного освещения).
Смотровая яма существенно облегчает жизнь автовладельца и способна избавить его от лишних хлопот при осуществлении ремонта собственными силами. Однако чтобы она не повлекла существенных неприятностей, следует соблюдать строительные нормы и правила (при этом углубление можно возвести даже в том случае, если гараж уже построен). Очень внимательно нужно отнестись к вопросам гидроизоляции, так как это один из существенных моментов при обустройстве данного полезного сооружения.