Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
03.03.2023 Общегаражное оборудование
2876
Время чтения: 14 минут

Опоры для двигателя: функции и разновидности

Сохранить статью:

О чем речь? Опоры для двигателя делают поездку на машине более комфортной, ослабляя динамические вибрации, возникающие при работе мотора. Выполняют они и некоторые другие важные функции вроде защиты деталей от деформации во время движения автомобиля.

На что обратить внимание? Опоры двигателя, по большому счету, являются расходниками, так как со временем изнашиваются или по разным причинам выходят из строя. В этом случае их приходится менять. Работа весьма непростая и требует наличия определенных навыков.

 

Функции опор двигателя

Подушки – название, принятое для специальных узлов, с помощью которых автомобильный двигатель внутреннего сгорания крепится на раму, подрамник или кузов транспортного средства. Строго говоря, правильное название этих узлов – опоры двигателя.

Функции опор двигателяФункции опор двигателя

Опоры или подушки двигателя одновременно выполняют несколько важных функций, они отвечают за:

  • гашение ударов и вибраций, которые постоянно сопровождают работу двигателя внутреннего сгорания во время движения автомобиля;
  • обеспечение эффективной шумоизоляции и виброизоляции салона автомобиля на холостых оборотах двигателя;
  • снижения скорости изнашивания важных узлов и деталей, вызванного вибрацией и раскачиванием работающего двигателя.
Опоры двигателя обязательно должны быть очень прочными и устойчивыми к изнашиванию, ведь они эксплуатируются в крайне сложных условиях.

Общее количество опор двигателя

Как правило, большая часть владельцев автомобилей не имеет понятия о том, где расположены подушки двигателя до тех пор, пока не придется столкнуться с внезапно появившейся сильной вибрацией и стуками при работе силового агрегата. В ходе визуального осмотра двигателя человек, который не знаком с конструкцией автомобиля и не имеет соответствующего опыта, сможет определить место нахождения только верхней опоры двигателя.

Товары из категории

Стенд для восстановления шаровых опор NORDBERG VHS-1
Стенд для восстановления шаровых опор NORDBERG VHS-1
  • Напряжение питания, В 220
  • Максимальный размер пальца, мм 28
99 170 ₽
В кредит от 3 306/мес
Камера пескоструйная T06305 AE&T 990л
Камера пескоструйная T06305 AE&T 990л
  • Производительность, м2/час 1-3
  • Рабочее давление, бар 3.5-8.6
158 990 ₽
В кредит от 5 300/мес
Пресс, усилие 50 тонн NORDBERG PRO N3550
Пресс, усилие 50 тонн NORDBERG PRO N3550
  • Развиваемое усилие, тонн 50
  • Ход штока, мм 220
183 162 ₽
В кредит от 6 105/мес
Стенд универсальный для ремонта ДВС, КПП и др. агрегатов весом до 2000кг. стацион. ЧЗАО Р776Е
Стенд универсальный для ремонта ДВС, КПП и др. агрегатов весом до 2000кг. стацион. ЧЗАО Р776Е
  • Макс. грузоподъемность 2000
  • Тип стационарный
209 000 ₽
В кредит от 6 967/мес
ПРЕСС с пневмоприводом 100т PRO NORDBERG PRO N35100
ПРЕСС с пневмоприводом 100т PRO NORDBERG PRO N35100
  • Развиваемое усилие, тонн 100
  • Ход штока, мм 220
409 766 ₽
В кредит от 13 659/мес
Станок для заклепки тормозных колодок пневмогидравлический T3306PH AE&T
Станок для заклепки тормозных колодок пневмогидравлический T3306PH AE&T
  • Максимальное усилие, тонн 6
  • Рабочее давление, бар 0-10
114 990 ₽
В кредит от 3 833/мес
Перейти в каталог

Число опорных элементов и их расположение зависят от типа кузова конкретной модели, положения двигателя в моторном отсеке и веса силовой установки.

На большинстве современных автомобилей для крепления двигателя внутреннего сгорания устанавливается либо три, либо четыре подушки.

Общее количество опор двигателяОбщее количество опор двигателя

Чаще всего производители автомобилей используют трехточечную систему фиксации. Главная функция опор автомобильного двигателя внутреннего сгорания, независимо от положения, конструкции и способа крепления мотора, заключается в том, чтобы исключить значительные смещения силового агрегата при работе.

Конструктивно при трехточечном варианте фиксации двигателя заметно отличается от остальных задняя опора, которая поддерживает коробку передач – она крепится особым образом и имеет форму, отличную от конфигурации двух других подушек, практически идентичных друг другу.

 

Разновидности опор

Для фиксации современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания используются либо резинометаллические, либо гидравлические опорные элементы. Разберем подробно их особенности:

Резинометаллические опоры

Целиком выполненные из резины подушки, в конструкции которых использовались специальные крепежные и армирующие элементы, ушли в прошлое, уступив место резинометаллическим, наиболее широко применяемым для крепления двигателей внутреннего сгорания в современных автомобилях.

Конструкцию любой резинометаллической опоры двигателя составляют две пластины, как правило, изготовленные из стального или алюминиевого сплава, и прокладка из высокопрочной и устойчивой к изнашиванию резины. Часто в таких подушках используются также дополнительные буфера и пружины, которые делают опорный элемент жестче и позволяют более эффективно гасить сильные удары, сопровождающие работу мотора и езду по неровным дорогам.

Многие современные автопроизводители с каждым годом все чаще заменяют резиновые элементы в опорных подушках полиуретановыми. Сегодня этот материал используется в основном в спортивных моделях, однако нередко такие опоры приобретают на заказ и устанавливают на обычные легковые автомобили.

Гидравлические опоры

Гидравлические опорные элементы, по мнению многих специалистов, – оптимальный выбор для городских автомобилей в силу их способности подстраиваться под любой режим работы силовой установки, эффективно гася удары и вибрации различной интенсивности.

Конструкция гидравлических опор включает в себя три ключевых элемента: две камеры и расположенную между ними подвижную мембрану, гасящую вибрации средней интенсивности. Система заполняется антифризом на основе пропиленгликоля или гидравлической жидкостью, которые позволят демпфировать более серьезные удары благодаря достаточно высокой вязкости.

Разновидности опорРазновидности опор

Различают несколько подтипов гидравлических подушек для фиксации двигателя внутреннего сгорания по виду управления. Основные три из них:

  • Опоры с механическим управлением, которые требуют тонкой настройки и гасят вибрацию только в определенном диапазоне интенсивности.
  • Опоры с электронным управлением, которые могут перестраиваться в зависимости от того, в каком режиме работает двигатель, гася вибрации любой силы.
  • Динамические опоры с электронным управлением, в камеры которых закачивается гидравлическая жидкость с металлическими частичками, реагирующими на электромагнитное поле, что позволяет произвольно изменять вязкость.
Первый вариант распространен наиболее широко в силу своей относительной дешевизны и простоты изготовления.

Наиболее сложное устройство и высокую стоимость имеют динамические опоры двигателя с камерами, заполненными магнитной металлизированной жидкостью, особенность которой состоит в способности менять вязкость под действием магнитного поля определенной интенсивности. Благодаря моментальной подстройке под любой режим работы ДВС, такие демпферы гасят как небольшие вибрации, так и серьезные удары, что позволяет уберечь от повреждения остальные элементы конструкции автомобиля. Работой опор управляет специальная электронная система.

Возможные причины неисправности подушек двигателя

Выделить одну главную причину выхода опор из строя невозможно – это всегда результат совокупного воздействия нескольких факторов, которые могут оказывать на подушку как прямое, так и косвенное воздействие. Рассмотрим их подробнее:

Установка колес с низкопрофильной резиной и жестких амортизаторов – наиболее популярные среди автовладельцев способы повышения управляемости и улучшения внешнего вида автомобилеНеудовлетворительная работа подвеский. Однако наряду с достижением этих положительных эффектов водителей ждут и неприятные моменты, которые дают о себе знать, например, когда колеса транспортного средства попадают на неровности дорожного покрытия – бугры или ямы.

Шины и подвеска после тюнинга перестают в полной мере справляться с интенсивными и резкими нагрузками, поэтому часть энергии ударов достигает опорных элементов двигателя, постепенно выводя их из строя. При езде на машине со спортивной подвеской и низким профилем покрышек по неровным дорогам важно соблюдать предельную аккуратность.

V-образный двигатель на машине

Такая конфигурация чаще всего становится причиной повышенной вибрации на холостых оборотах, чем, как правило, не страдают обычные рядные двигатели внутреннего сгорания. Меньше всего этой болезни подвержены четырехцилиндровые моторы с рядным расположением цилиндров, которым свойственны оптимальный баланс и отличная развесовка, а значит, кривошипно-шатунный механизм при работе меньше вибрирует и практически не нагружает опорные элементы.

Манера езды водителя

На состоянии опорных элементов двигателей внутреннего сгорания, как и многих других узлов и деталей автомобиля, сильно сказывается то, как привык ездить его владелец. К примеру, задняя и передняя опора двигателя при быстрых разгонах и торможениях подвергаются очень серьезным нагрузкам, которые объясняются простыми физическими законами и связаны с инерцией силового агрегата и смещением центра его тяжести. Неблагоприятно воздействуют на ресурс опор также резкие повороты и проезд на большой скорости по неровностям дорожного покрытия.

Плохое состояние дорог

При езде по разбитому дорожному покрытию с ухабами и выбоинами даже аккуратному водителю не удастся избежать повышенных нагрузок на опоры двигателя, которые страдают не меньше, чем узлы подвески автомобиля

Возможные причины неисправности подушек двигателяВозможные причины неисправности подушек двигателя

Единственный выход – стараться не попадать на плохие дороги, объезжая их, если есть такая возможность, что, конечно же, займет больше времени, однако позволит продлить срок службы опорных элементов двигателя внутреннего сгорания и подвески автомобиля.

Естественный износ

Резинометаллические опоры изнашиваются довольно медленно и обладают достаточно большим рабочим ресурсом. С первыми признаками износа аккуратный водитель обычно начинает сталкиваться после 200 000 км пробега. Не стоит забывать, что к износу подушек ведут не только механические нагрузки – негативное воздействие оказывают и перепады температуры, которые становятся основной причиной постепенного снижения эластичности резины. Из-за растрескивания и расслоения резиновые прокладки со временем утрачивают свою способность поглощать интенсивную вибрацию и сильные удары.

Накопившаяся грязь в двигателе

Нередко упускается из виду и еще один важный фактор – загрязнения. Всем известно, как плохо действует на резину масло, которое снижает срок службы резиновых элементов опор, снижая их эластичность. Рецепт прост – необходимо следить за чистотой двигателя и регулярно мыть его, попутно производя визуальный осмотр.

Не лучшим образом на резиновые части опорных элементов также действует попадание бензина, тосола, тормозной или любой другой агрессивной технической жидкости.

Диагностика неисправности опор

Опорные элементы – это, по сути, расходники, ведь их приходится периодически менять.

Диагностика неисправности опорДиагностика неисправности опор

Понять, что опоры начали приходить в негодность, под силу даже неопытному водителю. Не обратить внимания на плохую работу этих элементов попросту невозможно – они сами дадут о себе знать. Судить о критической степени износа опорных подушек двигателя можно по:

  • сильной вибрации мотора на холостых оборотах;
  • стуку, раздающемуся из-под капота при глушении или запуске двигателя;
  • затрудненному переключению передач;
  • посторонним звукам в области коробки передач или где-то еще под капотом;
  • рывкам во время разгона (это главным образом относится к гидравлическим опорам).

Если обнаружить причину, по которой возникли описанные проблемы, обычно можно при внешнем осмотре, то оценить степень изношенности визуально смогут только водители с большим опытом. О критическом износе опор двигателя внутреннего сгорания могут свидетельствовать:

  • резина, просевшая настолько, что начинают соприкасаться металлические части опоры;
  • надрывы и трещины на резиновой части подушек;
  • частично разрушенный демпфирующий слой, что говорит о попадании на резину масла, тосола или другой агрессивной технической жидкости;
  • сломанные кронштейны опорных элементов двигателя;
  • подтекающая из гидравлических опор двигателя жидкость.

Итак, визуальный осмотр, как правило, позволяет обнаружить критический износ подушек двигателя. Бывает, что о необходимости их замены водитель догадывается по характерному дребезжанию и вибрациям.

Диагностика неисправности опорДиагностика неисправности опор

Оценку остаточного ресурса обычно можно произвести по тому, насколько сильно просела резина подушки.

 

Процесс замены подушек двигателя

Обнаружив характерные неполадки, о которых было сказано выше, не следует медлить с заменой опор, но эти проблемы не настолько критичны, чтобы вызывать эвакуатор. Спокойно отправляетесь в автосервис или свой гараж, но старайтесь не разгоняться – скорость не должна превышать 60 км/ч. Чаще всего изнашиваются левая или задняя опора двигателя. Однако не стоит ограничиваться покупкой одного элемента, как правило, их меняют парой.

Подготовка к замене опоры

Специалисты советуют зимой производить замену в теплом помещении, чтобы резина подушек не задубела и была достаточно эластичной, что существенно облегчит работу.

Перед заменой необходимо скинуть клеммы с аккумулятора. Осмотр рекомендуется начинать с левой передней стороны двигателя – она наиболее доступна, к тому же расположенные в ней опоры чаще других выходят из строя.

Если опора оторвалась, но не изношена, ее необходимо закрепить, а при износе резиновой части замена нужна однозначно.

Замена опоры двигателя

В первую очередь необходимо снять защиту двигателя, обеспечив доступ к неисправной подушке. Далее следует подвести под мотор домкрат. Если машина стоит на яме, домкрат устанавливается на доску, опертую на ее края.

Затем нужно поднимать двигатель домкратом, чтобы сбросить с опор нагрузку. Открутив крепежные винты, следует снять старую опору и установить новую. Далее действия повторяются в обратном порядке.

Процесс замены подушек двигателяПроцесс замены подушек двигателя

При замене задней опоры двигателя часто возникают проблемы, ведь она подвергается наиболее серьезным нагрузкам, которые могут привести к деформации крепежных элементов. Кроме того, эта деталь отличается от остальных своей формой.

Скорее всего, при замене заднего опорного элемента не удастся ограничиться домкратом – лучше использовать для подвешивания мотора кран-балку. В условиях гаража можно воспользоваться перекладиной, опирающейся на стаканы стоек амортизаторов, предварительно приподняв двигатель домкратом. Если крепеж опоры сильно деформирован, винты проще срезать болгаркой.

Прикипевшие опоры снимают, предварительно нанося на них моторное масло, керосин или WD-40. При установке заднего опорного элемента нужно убедиться, что стрелка, которая нанесена на него, направлена вперед. Далее сборку следует производить, повторяя действия в обратной последовательности.

Закончив замену задней опоры двигателя, можно менять правую. Трудности могут быть связаны как с деформированным крепежом, так и с расположенным здесь генератором или компрессором кондиционера, который снимать не стоит, так как это может привести к разгерметизации контура и утечке хладагента.

В иномарках, как правило, правые опоры смещены вперед, а значит, доступу могут мешать фара и решетка радиатора.

Если срезать деформированные болты болгаркой не удается из-за затрудненного доступа, можно воспользоваться ножовкой по металлу, будет дольше, но безопаснее – меньше вероятность повредить расположенные рядом элементы. Устанавливая на место решетку радиатора, следует соблюдать осторожность, чтобы не порезать руки ее острыми сотами.

Несмотря на растущую популярность гидравлических опор, во многих автомобилях по-прежнему устанавливаются резинометаллические. Независимо от типа подушек, важно придерживаться изложенных выше рекомендаций: аккуратно водить машину, следить за чистотой двигателя, по возможности выбирать дороги с хорошим покрытием и регулярно проверять отсутствие признаков критического износа.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...