Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
21.07.2023 Общегаражное оборудование
1188
Время чтения: 12 минут

Какой фаркоп лучше: разбираемся в деталях

Сохранить статью:

Какие бывают фаркопы? Самодельными и заводскими, съемными и несъемными, кроме того, они подразделяются и по другим критериям.

На что обратить внимание? Выбор зависит от типа автомобиля, его размера и массы буксируемого прицепа. Помимо технических характеристик, нужно учитывать и некоторые нормативные аспекты.

Задачи фаркопа

Современный автомобиль не только позволяет нам передвигаться с комфортом, но и дает возможность перевозить грузы. Владельцам пикапов или минивэнов достаточно просто решить вопрос с перевозкой относительно крупных предметов, однако небольшие легковые автомобили оснащаются багажниками, в которые можно поместить разве что несколько чемоданов и сумок.

При необходимости можно выйти из положения разными способами, например, прибегнув к смене транспортного средства, взяв в аренду грузовую машину, попросив помощи у знакомых, располагающих подходящим автомобилем или просто оборудовав свою легковушку фаркопом. Остановившись на последнем из перечисленных вариантов, можно не только решить проблему с перевозкой габаритных грузов, но и прилично сэкономить, ведь это несложное приспособление даст возможность пользоваться прицепом, в который, кстати, зачастую можно поместить больше, чем в тот же небольшой грузовичок или микроавтобус.

Задачи фаркопаЗадачи фаркопа

Учитывая непредсказуемость жизни, нужно быть готовым к тому, что еще недавно ненужные и неинтересные для нас вещи вдруг могут здорово нас выручить. Конечно, частично решить проблему с перевозкой габаритных грузов можно, оборудовав свой автомобиль дополнительным багажником, который монтируется на крышу транспортного средства. Однако чаще всего более простым и практичным окажется именно вариант с использованием фаркопа и автомобильного прицепа.

Товары из категории

Стенд для восстановления шаровых опор NORDBERG VHS-1
Стенд для восстановления шаровых опор NORDBERG VHS-1
  • Напряжение питания, В 220
  • Максимальный размер пальца, мм 28
99 170 ₽
В кредит от 3 306/мес
Камера пескоструйная T06305 AE&T 990л
Камера пескоструйная T06305 AE&T 990л
  • Производительность, м2/час 1-3
  • Рабочее давление, бар 3.5-8.6
158 990 ₽
В кредит от 5 300/мес
Пресс, усилие 50 тонн NORDBERG PRO N3550
Пресс, усилие 50 тонн NORDBERG PRO N3550
  • Развиваемое усилие, тонн 50
  • Ход штока, мм 220
183 162 ₽
В кредит от 6 105/мес
Стенд универсальный для ремонта ДВС, КПП и др. агрегатов весом до 2000кг. стацион. ЧЗАО Р776Е
Стенд универсальный для ремонта ДВС, КПП и др. агрегатов весом до 2000кг. стацион. ЧЗАО Р776Е
  • Макс. грузоподъемность 2000
  • Тип стационарный
209 000 ₽
В кредит от 6 967/мес
ПРЕСС с пневмоприводом 100т PRO NORDBERG PRO N35100
ПРЕСС с пневмоприводом 100т PRO NORDBERG PRO N35100
  • Развиваемое усилие, тонн 100
  • Ход штока, мм 220
409 766 ₽
В кредит от 13 659/мес
Станок для заклепки тормозных колодок пневмогидравлический T3306PH AE&T
Станок для заклепки тормозных колодок пневмогидравлический T3306PH AE&T
  • Максимальное усилие, тонн 6
  • Рабочее давление, бар 0-10
114 990 ₽
В кредит от 3 833/мес
Перейти в каталог

Автомобильные фаркопы представляют собой тягово-сцепные устройства, которые служат для сцепки транспортного средства с прицепом. Эти приспособления могут иметь разные конструктивные особенности, обусловленные расположением и типом точек крепления на конкретном автомобиле. Иначе обстоят дела с самими прицепными крюками, которые выпускаются, как правило, в примерно одинаковом исполнении. Для большинства неопытных водителей именно последние и есть фаркопы. На деле все немного не так, и крюки – только часть конструкции более сложного устройства.

Прицепные крюки имеют вид изогнутого металлического штыря, который заканчивается наконечником в виде шара. Последние всегда имеют один диаметр – 50 мм. Благодаря стандартизации к крюку можно подсоединять практически любой автомобильный прицеп. У самих приспособлений могут быть различными конфигурация, конструкция, способ крепления к раме транспортного средства и т. д.

 

Устройство фаркопа и его виды

Помимо заводских автомобильных фаркопов, большой популярностью пользуются устройства, изготовленные своими руками. Еще не так давно последние составляли подавляющее большинство используемых в нашей стране прицепных приспособлений. Их мастерили в гаражах из того, что оказывалось под рукой.

В наши дни достаточно сложное и трудоемкое самостоятельное изготовление тягово-сцепных устройств потеряло актуальность, ведь рынок предлагает огромный ассортимент качественных и относительно дешевых автомобильных аксессуаров. Для владельцев машин, которым необходимо транспортировать габаритные грузы, главная задача – правильно выбрать фаркоп, который будет отвечать конкретным требованиям по грузоподъемности и габаритам. Не менее важно, чтобы приобретаемое устройство было совместимо с конкретным транспортным средством.

В специализированных магазинах и на рынках можно приобрести как универсальное тягово-сцепное устройство, так и модель, предназначенную для эксплуатации с конкретными марками и моделями автомобилей. В последнем случае преимущество заключается в большей надежности фаркопов и простоте – как в установке на транспортное средство, так и в последующей перевозке грузов. Опытные водители рекомендуют приобретать изделия, ориентируясь в первую очередь на их надежность, удобство и долговечность, а не на стоимость.

Устройство фаркопа и его видыУстройство фаркопа и его виды

В основе классификации всех находящихся в эксплуатации модификаций автомобильных фаркопов лежит их грузоподъемность или нагрузочные показатели, которые характеризуют максимальную массу груженого прицепа, который можно буксировать, используя это устройство. Нагрузочные показатели тягово-сцепных устройств должны соотноситься с классом транспортного средства – если сам фаркоп весит больше трех тонн, его установка на обычный легковой автомобиль просто невозможна.

Фаркопы делятся на три основных класса:

  • большие – вес, на который рассчитаны такие устройства, предназначенные для оснащения микроавтобусов и тяжелых рамных внедорожников, доходит до 3 500 кг;
  • средние – такие фаркопы предназначены для транспортировки грузов весом менее 3 500 кг и подходят для установки на универсалы, минивэны, кроссоверы и внедорожники;
  • малые – устройства рассчитаны на буксировку прицепов весом не более 1 500 кг и оптимальны для установки на легковые автомобили средних размеров.
При выборе тягово-сцепного устройства следует учитывать конструктивные особенности транспортного средства и нагрузочные показатели конкретной модификации фаркопа.

У современных механизмов, широкий ассортимент которых представлен на рынке автомобильных аксессуаров, для соединения конструктивных элементов могут быть применены как сварка, так и болтовые соединения. А для крепления платформ обязательно используются усиленные болты.

Модификации, в которых применено болтовое соединение, нуждаются в постоянном контроле затяжки креплений, однако их отличают простота и удобство использования в сочетании с надежностью и долгим сроком службы.

Устройства со сварными соединениями не требуют регулярного контроля затяжки крепежных элементов и удобны в эксплуатации, но из-за усталости металла и коррозии швы со временем начинают приходить в негодность.

По способу установки на автомобили ТСУ могут быть:

  • несъемными;
  • съемными;
  • условно-съемными.

Первый из перечисленных вариантов конструкции специалисты считают самым надежным и удобным в эксплуатации. Такие фаркопы крепятся к платформе сваркой. Однако подобное конструктивное решение имеет минус – для демонтажа устройства, когда в нем отпадает необходимость, требуется заменить несколько несущих элементов, которые являются частью рамы транспортного средства.

Прицепные крюки фаркопов со съемной конструкцией закрепляются на платформе с помощью специальных запорных устройств, что позволяет при необходимости быстро и без особого труда устанавливать и демонтировать металлический прицепной крюк.

У условно-съемных тягово-сцепных устройств для крепления металлических крюков к платформе применяются усиленные болты. Этот вид фаркопов выгодно отличается от первых двух своей универсальностью в сочетании с высокой прочностью, надежностью и долговечностью. Если предполагается какое-то время не пользоваться прицепом, крюк легко снимается.

Критерии выбора фаркопаКритерии выбора фаркопа

Критерии выбора фаркопа

Совместимость

Для установки фаркопов на транспортные средства в их конструкции предусматривается наличие специальных монтажных отверстий. Каждая машина отличается от других расположением посадочных мест, которое зависит от конструктивных особенностей конкретной модели, а значит, при выборе тягово-сцепного устройства следует учитывать не только марку и модель автомобиля, но и год выпуска. В противном случае можно столкнуться с несовпадением отверстий, что осложнит установку или сделает ее невозможной.

В наши дни можно без особых проблем приобрести фаркопы практически на любое транспортное средство, однако внимание производителей главным образом сосредоточено на кроссоверах и внедорожниках, с помощью которых часто транспортируют катера, гидроциклы, велосипедные платформы, квадроциклы и т. д.

Конструкция

Тягово-сцепные устройства выпускаются в разборных и неразборных вариантах. Силовые элементы последних соединяются друг с другом сваркой, что делает фаркоп более прочным. Однако продавцам приходится помучиться с такими моделями, занимающими при хранении слишком большую часть ценного складского пространства. Разборные конструкции собираются с помощью мощных болтов, затяжку которых следует регулярно проверять.

Разные модели фаркопов могут быть оснащены шарами различных типов. Эти элементы могут быть вварными, условно-съемными, фланцевыми или быстросъемными. Отдельную группу составляют прицепные крюки с вставными шарами (так называемые «американские квадраты»). Самыми прочными являются вварные шары, однако постоянно выступающее за габариты машины прицепное устройство может осложнять парковку. Для крепления фланцевых и условно-съемных шаров применяется от 2 до 4 болтовых соединений. Монтаж/демонтаж таких приспособлений занимает всего от 10 до 15 мин. С помощью «американского квадрата» можно использовать шары разного диаметра, устанавливать лебедки и платформы для велосипедов.

 

Тяговая нагрузка

Этот показатель характеризует способность устройства выдерживать статические и динамические нагрузки, а значит, определяет максимальную массу транспортируемого прицепа. Важно учитывать, что значение тяговой нагрузки зависит от типа и качества дороги.

Кроме того, тяговая нагрузка зависит от конструкции устройства и материала, из которого изготовлены его элементы.

Тяговая нагрузкаТяговая нагрузка

Какой фаркоп лучше

Какой фаркоп лучше поставить? С этим вопросом сталкиваются все водители, решившие оборудовать свою машину подобным устройством. Оптимальное решение – оригинальное изделие, предназначенное для конкретной модели, которым в качестве опции ее может оснастить завод-изготовитель. Такой вариант избавит вас от дополнительных затрат времени и труда на дооборудование транспортного средства. Однако в этом случае следует приготовиться к относительно высокой стоимости.

Известные европейские марки Thule, Westfalia, Bosal славятся высоким качеством и широким ассортиментом продукции, которая по цене занимает в среднем место между оригинальными заводскими устройствами и фаркопами российского производства.

Российские водители чаще всего отдают предпочтение отечественным фаркопам, которые при схожих эксплуатационных характеристиках существенно дешевле.

Какой фаркоп лучшеКакой фаркоп лучше

Часто задаваемые вопросы о фаркопах

Все ли автомобили можно оснащать фаркопами?

Если буксировка прицепа предусмотрена производителем конкретной модели, в технической документации указывается его максимально допустимая масса. Все данные можно найти в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Там же обычно приводится схема установки фаркопа. Необходимость использовать устройства, совместимые с вашим автомобилем, обусловлена расположением монтажных отверстий.

Какой фаркоп лучше и как определить, что его использование предусмотрено конструкцией автомобиля?

Сертификат на использование прицепов является опцией, а значит, не всеми производителями проводятся соответствующие испытания.

Помимо руководства по эксплуатации, необходимую информацию может содержать нагрузочная табличка: в первой строке на ней указывают максимально допустимую массу автомобиля, а во второй – максимально допустимую массу автомобиля с прицепом. Исходя из этих данных, водитель может решить, какое устройство будет оптимальным для его транспортного средства.

Нужна ли проверка конструкции автомобиля на безопасность после монтажа тягово-сцепного устройства?

Если конструкция транспортного средства предусматривает установку фаркопа, что указывается в соответствующей технической документации и руководстве по эксплуатации, а само устройство сертифицировано в соответствии с ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», дополнительной проверки не потребуется.

Если же сертификата нет или использование фаркопа не предусмотрено производителем, то после установки ТСУ необходимо провести дополнительную проверку безопасности в соответствии с ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и внести соответствующие изменения в регистрационные документы.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...