О чем речь? Зазор в свечах зажигания влияет на токсичность выхлопа, стабильность работы зажигания, полноту сгорания выхлопа. Неправильная величина приведет к пробою изоляторов и проводов и даже к невозможности завести мотор.
На что обратить внимание? В процессе эксплуатации зазор растет, и чем дешевле свеча, тем быстрее изменяется параметр. Для измерения используют специальные щупы, и после этого приступают к регулировке.
В этой статье:
Задачи зазора в свечах зажигания
Свечи зажигания играют ключевую роль в инициировании процесса горения топливно-воздушной смеси в цилиндрах ДВС. Возгорание происходит благодаря электрической искре, которая возникает между центральным и боковым электродами свечи. Устройства зажигания подразделяются на различные категории в соответствии с несколькими параметрами:
- калильное число;
- материал электродов;
- конфигурация свечи и форма электродов;
- тип контактной гайки;
- диаметр и длина резьбовой части и др.
Задачи зазора в свечах зажигания
Изготовители устройств устанавливают зазор на свечах зажигания в зависимости от типа двигателя. Для ДВС, оборудованных различными системами впрыска топлива, оптимальные расстояния между электродами принимают следующие значения:
- Для карбюраторных свечей — в пределах 0,5–0,6 мм.
- Для двигателей с карбюратором и электронной системой зажигания — 0,7–0,8 мм.
- Для инжекторных ДВС с системой непосредственного впрыска топлива — 1–1,3 мм.
Зазор в свечах зажигания оказывает влияние на несколько важных параметров работы двигателя:
- Величина питающего напряжения, необходимого для генерации искры.
- Стабильность функционирования системы зажигания.
- Полнота сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндре.
- Уровень токсичности выбросов в выхлопных газах и другие аспекты работы ДВС.
Учитывая все перечисленные факторы, правильная настройка зазора является очень важной для того, чтобы двигатель работал исправно.
По ходу эксплуатации автомобиля расстояние между электродами постепенно увеличивается из-за износа, что приводит к ухудшению состояния свечи. Продолжительность работы, в течение которой допустимый зазор становится шире, в основном зависит от материалов, использованных для электродов, немного меньше влияют конструктивные особенности устройства.
Товары из категории
Например, никелевые свечи прослужат 30 тыс. км пробега, платиновые — 70 тыс. км, а иридиевые, в зависимости от толщины электродов, — от 60 до 120 тыс. км. По мере износа качество свечей быстро ухудшается.
Задачи зазора в свечах зажигания
Последствия неправильного зазора в свечах зажигания
Зазор в свечах зажигания может быть слишком большим или слишком маленьким.
Слишком маленький зазор
Неподходящие расстояния между электродами могут вызвать проблемы в системе зажигания. Даже сильной искры, образуемой между близко расположенными электродами, может быть недостаточно для поджига топливной смеси. Это может вызывать дерганье и недостаточную скорость авто. На карбюраторах возможно заливание свечей, что еще хуже — из-за троения.
Обязательно проверяйте свечи после покупки, особенно те, зазор которых варьируется от 0,1 до 0,4 мм.
Слишком большой зазор
Производители обычно устанавливают оптимальный зазор между электродами свечи зажигания. Тем не менее с течением времени это расстояние может увеличиваться.
Свечи изнашиваются по мере пройденного автомобилем расстояния. Электроды, подвергаемые воздействию температуры и электрических разрядов, постепенно выгорают. Это происходит как с верхним, в форме буквы Г, так и с нижним. Верхний электрод истончается и закругляется из-за выгорания боковых частей, а нижний электрод прогибается вниз.
Часто из-за слишком большого зазора пробивает изолятор нижнего электрода. Это происходит потому, что искра стремится найти кратчайший путь между контактами, преодолевая изоляцию.
Зимой можно столкнуться с трудностями при запуске автомобиля.
Электроды, отдалившиеся друг от друга из-за износа, часто покрываются нагаром, что еще сильнее ухудшает искру. Чтобы избежать подобных проблем, следует проверять свечи каждые 15 тыс. км, периодически менять и при необходимости чистить.
Слишком большой зазор между электродами свечи зажигания составляет 1,3 мм и более.
Последствия неправильного зазора в свечах зажигания
Когда допустим малый зазор в свечах
Если катушка зажигания в плохом состоянии, аккумулятор не выдает достаточно напряжения в холодную погоду или просто разряжен или во время затяжных дождей на деталях системы зажигания постоянно образуется конденсат, что сопровождается утечкой электрического тока, то нормальной искры на свечах не будет.
В таких ситуациях можно уменьшить расстояние между электродами. Это помогает создать искру и позволяет слабому току проходить через этот зазор.
Сокращение зазора между электродами свечей зажигания делает запуск двигателя более эффективным и повышает стабильность как на холостом ходу, так и в движении.
Рекомендуется уменьшать зазор до нижнего предельного значения или чуть ниже. Например, для свечей зажигания, применяемых в бесконтактной системе зажигания двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ, рекомендуемый зазор составляет 0,7–0,8 мм. Зимой можно установить расстояние в 0,7 мм, а летом — 0,8 мм. При желании допустимо уменьшить нижний предел до 0,6 мм, но не стоит превышать этот порог из-за возможных негативных последствий.
Измерение зазора в свечах зажигания
Эту операцию обычно выполняют с помощью набора щупов, похожего на складной нож, вместо лезвий у которого находятся пластины строго определенной толщины с шагом в 0,05 мм. Величину зазора в свечах зажигания можно узнать, пробуя вставить между электродами пластины разной толщины.
Такие щупы предназначены для регулировки клапанов в двигателе, но хорошо подойдут и для свечей. Более точный метод — использование специализированных щупов в виде изогнутых проволочек.
Перед тем как проверять зазор, нужно очистить электроды от нагара, воспользовавшись металлической щеткой или тонкой наждачной бумагой. Очистку следует проводить осторожно, избегая повреждения изолятора.
Износ электродов является основной причиной проблем, помимо брака и неправильного подбора свечи под конкретный двигатель. Под воздействием электрической дуги и высокой температуры происходит постепенное испарение металла с поверхности электродов. Этот процесс неизбежен, хотя и протекает не быстро. Именно поэтому периодически приходится корректировать увеличившийся зазор в свечах зажигания.
Сокращение расстояния может произойти из-за образования отложений, возникающих при длительной работе на холостом ходу, при использовании переобогащенной топливно-воздушной смеси или низкокачественного бензина.
Измерение зазора в свечах зажигания
Порядок регулировки зазора в свечах зажигания
Очистите свечу
Только что купленная новая свеча, как правило, идеально чиста. При проверке зазора на свечах зажигания, извлеченных из двигателя, следует предварительно удалить все загрязнения с электродов при помощи чистой ткани. В процессе эксплуатации контактные поверхности часто покрываются белым налетом, похожим на известь. Чтобы получить точные значения зазора, перед измерением необходимо тщательно очистить электроды.
Если контакты сильно загрязнены, перед чисткой может быть полезно нанести немного 90 % спирта на контактные поверхности. Когда отложений очень много или электроды почернели, это значит, что свечи близки к концу срока эксплуатации. А если налет настолько обильный, что его невозможно полностью удалить, рекомендуется заменить свечи.
Определите, нужно ли отрегулировать зазор
Если необходимый щуп легко проходит между электродами, это свидетельствует о том, что зазор слишком велик. Когда измеритель вообще не получается вставить между контактами, это указывает на противоположную проблему — зазор слишком мал, и следует немного увеличить расстояние. Но если щуп входит в пространство между контактами достаточно плотно, то зазор в норме, и свечу можно устанавливать без дополнительной регулировки.
Обычно перед установкой нет необходимости предварительно корректировать зазор как обычных свечей зажигания, так и тех, что с иридиевым покрытием. Однако для карбюраторов и других специфических двигателей может понадобиться измерить и скорректировать расстояние на новых свечах с учетом технических характеристик ДВС.
Используйте инструменты, чтобы поправить внешний электрод
Регулировка зазора осуществляется путем изменения положения внешнего электрода относительно внутреннего. Для уменьшения расстояния следует немного приподнять внешний контакт в сторону внутреннего, а для увеличения зазора, наоборот, слегка отогнуть наружу.
Не рекомендуется выполнять подгибку электрода более чем на 0,5 мм за один раз. Этот процесс требует небольшого усилия, поэтому нужно быть осторожным. Материал электрода довольно прочен, но важно не превышать предельные значения оказываемого на него давления.
Если не удается подогнуть контакт внутрь с использованием инструмента, можно прижать электрод к плоской поверхности, например столешнице, и немного надавить на корпус свечи в направлении пола. Под воздействием давления контакт поддастся, и зазор уменьшится.
Используйте инструменты, чтобы поправить внешний электрод
Снова замерьте величину зазора
Повторно измерьте величину зазора и при необходимости еще раз аккуратно подогните контакт. Будьте осторожны и избегайте при этом соприкосновения с внутренним электродом (который выдвигается из корпуса), чтобы избежать повреждения свечи. В случае поломки или короткого замыкания потребуется заменить устройство.
Действуйте очень аккуратно
Избегайте сильного давления, чтобы не повредить электрод. Нажимайте с минимальным усилием; лучше несколько раз немного подогнуть электрод, чем один раз вызвать короткое замыкание.
Советы:
- При закручивании свечей избегайте излишнего усилия. Многие двигательные головки выполнены из мягких алюминиевых сплавов, и внутреннюю резьбу легко повредить.
- Свечи стоят не слишком дорого, поэтому лучше просто заменить их при первой необходимости.
- Стремитесь к тому, чтобы зазоры у всех свечей были равны.
- Если цвет электродов на свечах различается, это может свидетельствовать о возможных проблемах с двигателем.
- Подключая высоковольтные провода обратно к свечам, внимательно следите за правильным порядком, чтобы не запутаться.
Часто задаваемые вопросы о зазоре в свечах зажигания
Требуется ли корректировать зазор у новых свечей?
Можно довериться производителю, предполагая, что в новых свечах зажигания зазор установлен правильно и соответствует стандартам. Тем не менее изменение расстояния может произойти при транспортировке или во время хранения. Проверка зазора не повредит устройству, а иногда некорректно установленное расстояние можно выявить даже визуально.
Какой зазор на свечах зажигания будет оптимальным для бензиновых и газовых ДВС?
Октановое число сжиженного природного газа колеблется в пределах 105–115, что превышает показатели октанового числа бензина. Газ требует более высокой степени сжатия. Образование искры в газовых двигателях происходит проще, и заводской зазор составляет примерно 0,7 мм. Однако на практике водители замечают, что система зажигания работает более эффективно, когда зазор между электродами равен около 1,1 мм.
Существуют ли специальные свечи для автомобилей, работающих на газе?
Существуют специально предназначенные для газовых моторов свечи с более тонкими электродами. Однако на деле редко можно наблюдать особый эффект, и, возможно, выпуск таких свечей является лишь маркетинговым ходом.
Внимательному автовладельцу стоит периодически проверять зазор свечей зажигания инжектора или любого другого типа ДВС, чтобы не перегружать систему зажигания и по максимуму предотвратить возможные неполадки.