Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
01.04.2024 Автосервис
1089
Время чтения: 12 минут

Затяжка болтов головки блока цилиндров: порядок выполнения, необходимые инструменты

Сохранить статью:

О чем речь? Затяжка болтов головки блока цилиндров выполняется после капитального ремонта двигателя. Это очень ответственный этап, работы необходимо проводить в определенном порядке с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя автомобиля.

Как правильно? Прежде всего необходимо обзавестись специальным инструментом –динамометрическим ключом, так как без него затягивать болты сложно. Затяжку осуществляют в строгой последовательности с конкретным усилием.

 

Важность затяжки болтов головки блока цилиндров после ремонта

Важнейшее значение при обслуживании мотора поле его ремонта имеет затяжка шпилек головки блока цилиндров. Крепежи нужны для надежного монтажа, а герметичность сборки обеспечивается специальной прокладкой ГБЦ.

При недостаточном усилии затяжки болтов головки блока цилиндров нельзя обеспечить герметичность системы, и из-за этого антифриз попадает в масло, могут возникать поломки силовой установки. Кроме того, при эксплуатации автомобиля под воздействием вибрации крепежи могут ослабнуть.

Важность затяжки болтов головки блока цилиндров после ремонтаВажность затяжки болтов головки блока цилиндров после ремонта

В то же время избыточной момент затяжки болтов головки блока цилиндров приводит к повреждению витков резьбы и деталей мотора.

Наряду с правильным моментом затяжки должен быть соблюден и соответствующий алгоритм монтажа, который неизменен на любом двигателе внутреннего сгорания.

Сборка начинается с закрутки центрального болта, после этого зажимаются два правых крайних болта, затем, два левых крайних и т. д.

Общие правила затяжки болтов головки блока цилиндров

Основные стандарты для затяжки болтов головки блока цилиндров можно сформулировать следующим образом:

  • Указания изготовителя ТС по порядку монтажа головки блока цилиндров и усилию зажима должны неукоснительно выполняться.
  • Необходимо применять динамометрический ключ. С ним можно точно выставить оказываемое на крепеж усилие. Использование стандартного баллонного ключа недопустимо.
  • Все крепежи, устанавливаемые на мотор, по возможности должны быть новыми. Не допускается использование болтов с поврежденной резьбой, а также с перенарезанной. Пружинные болты должны быть новые, поскольку их повторная установка после демонтажа не обеспечивают необходимой герметичности и вызывают риск протечки масла.
  • Выполнять дополнительное зажимание ГБЦ с болтами типа TTY нельзя, поскольку они должны затягиваться не с заданными усилием, а по определенному градусу. Соответствующие сведения необходимо сверять по документации производителя авто.
  • Приобретая прокладку для ГБЦ, требуется сразу уточнять допустимое усилие затяжки для соответствующего изделия. Этот параметр должен примерно соответствовать усилию затяжки болтов мотора.
  • Когда масло заливается в глухое отверстие под болт ГБЦ, то важно не превысить допустимое количество жидкости, в противном случае резьба не закрутится полностью. Сквозное отверстие необходимо смазывать не маслом, а пластичным полимером (герметиком).

Общие правила затяжки болтов головки блока цилиндровОбщие правила затяжки болтов головки блока цилиндров

При необходимости выполнить дотяжку необходимо учитывать следующую особенность. Чугунная ГБЦ затягивается «на горячую», а алюминиевая – напротив, «на холодную». Первая ситуация предполагает, что мотор должен быть разогрет как минимум до 800 °С.

 

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров

Болты закручиваются в следующем порядке:

  1. В руководстве по эксплуатации двигателя найти сведения и рекомендации производителя относительно последовательности сборки и оптимального момента затяжки.
  2. Убедитесь на тестовых деталях, что динамометрический ключ работает корректно.
  3. Покрытие блока цилиндров и его головки необходимо осмотреть и убедиться, что на них нет повреждений, а также протереть при помощи ветоши и продуть компрессором.
  4. Поместите прокладку на свое место, после чего установите головку в соответствии с расположением направляющих втулок.
  5. Резьбу смажьте моторным маслом, если это допускается рекомендациями производителя.
  6. Болты вставьте в отверстия и закрутите их без использования инструментов, исключительно вручную.
  7. Затяните резьбовые крепления. На всех моторах нужно придерживаться указаний завода-изготовителя и не нарушать правильную последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров. Обычно они перекрестно закручиваются от центра к краям. Например, в первую очередь зажимают центральные болты левого и правого рядов, потом равномерно сдвигаются в стороны, поочередно переходя то на левую сторону, то на правую, закручивают болты в обоих рядах, сдвигаясь к краям. В последнюю очередь закручиваются болты, расположенные справа в каждом ряду.

Важно! Затягивание выполняется в несколько приемов, при каждом из которых сила затягивания больше, чем в предыдущем. Лучше всего сделать три-четыре подобных подхода:

  • первый раз с моментом затяжки 3-4 кгс;
  • второй раз с усилием 7 кгс;
  • третий раз момент увеличивается до 9 кгс;
  • последний раз крепежи затягивают с усилием 11,5-12 кгс.

Рекомендации производителя могут содержать указание на необходимость дотяжки под соответствующим углом. После нескольких дней использования ТС следует проверить рядом расположенные болты, если они закреплены ненадежно – подтянуть их.

Как уже было сказано выше, нельзя проводить манипуляции на глаз, полагаясь только на собственные ощущения и измеряя усилие буквально на ощупь. Для этого существует специальный инструмент – динамометрический ключ, при его применении можно точно дозировать усилие.

Инструменты для затяжки болтов головки блока цилиндров

Для затяжки болтов крепления головки блока цилиндров понадобится динамометрический ключ с изменяемым моментом затяжки, а также торцевая головка под определенный крепеж.

Щелчковый (пружинный, или предельный) ключ

Он подходит для затяжки резьбы с ограниченным крутящим моментом. Когда усилие начинает превышать заранее заданное значение, срабатывает пружинный механизм и слышится щелчок. Это говорит о том, что закручивание резьбы необходимо прекратить. У данного инструмента есть погрешность, но на исправном ключе она ограничивается 4 %.

Щелчковый (пружинный, или предельный) ключЩелчковый (пружинный, или предельный) ключ

Стрелочный (дорсальный) ключ

Этот инструмент имеет шкалу усилия, похожую на часы, по которой можно контролировать момент затяжки. Однако недостаток такого ключа заключается в большой погрешности, которая может составить 5-20 %. Также металл инструмента со временем утрачивает упругость, что не позволяет сделать регулировку.

Цифровой ключ

Этот инструмент наиболее точный, погрешность – не более 1 %. Такой ключ следует использовать при установке крепежей, для которых требуется полная точность.

Цифровой ключЦифровой ключ

Другие приспособления

Нередко водители используют для ограничения усилия затяжки болтов ГБЦ самодельные динамометрические ключи. Они делаются из трещотки и пружинных либо цифровых весов. Однако такие инструменты часто имеют большую погрешность, поскольку при их изготовлении трудно соблюсти нужную калибровку.

Затяжка болтов головки блока цилиндров без динамометрического ключа

Прежде уже говорилось, что использование полностью рабочего динамометрического ключа – обязательное условие правильной затяжки ГБЦ. Тем не менее в ряде случаев можно обойтись и без него, особенно на устаревших моделях ТС. Понадобится обычный ключ и удлиняющая насадка.

 

Важный момент. Для работы обычным инструментом требуется понимание, какое усилие является допустимым, и чувство этого усилия. Без необходимого практического опыта лучше не рисковать. Если же речь идет о ремонте ГБЦ на любом современном автомобиле, то подручные приспособления не подойдут, должен использоваться специальный динамометрический инструмент, на котором можно четко выставит момент затяжки.

Схема затяжки болтов головки блока цилиндров при использовании любого инструмента следующая:

  • Сначала болты вкручиваются вручную.
  • Правый подход затяжки делается с минимальным усилием.
  • При следующем подходе усилие возрастает.
  • На третьем подходе делается финальная затяжка с максимальным допустимым усилием.

Также можно воспользоваться безменом. Сначала следует измерить длину инструмента. Для примера возьмем длину 0,2 метра. Так как длина ключа в 5 раз меньше 1 метра, килограммы безмена необходимо помножить на 5. Так, для KIA CEE'D (ED) 1.6 DiD 128 момент затяжки составляет 49 Нм. Каждый Нм – это 0,1 ксм. Соответственно, 49 Нм составят 4,9 ксм.

Затяжка болтов головки блока цилиндров без динамометрического ключаЗатяжка болтов головки блока цилиндров без динамометрического ключа

При длине инструмента, равной 1 метру, можно ограничиться усилием 4,9 кг по шкале безмена. Так как длина ключа в 5 раз короче, то 4,9 умножается на 5, в результате получается 24,5 кг.

Теперь нужно прикрепить безмен на конце ключа и тянуть его, пока стрелка шкалы не покажет отметку 24,5 кг.

Зачем нужна смазка при затяжке болтов головки блока цилиндров

ГБЦ в ходе эксплуатации мотора разогревается до высоких температур, что может привести к прикипанию шпильки и болтов. Во избежание таких проблем необходимо применять особую смазку.

Оптимальным вариантом является использование смазочных покрытий, которые содержат, помимо прочего, графит и дисульфид молибдена. Такая смазка предотвращает прикипание крепежа к головке блока цилиндров даже при эксплуатации двигателя с рабочей температурой 400 градусов по Цельсию.

ГБЦ может покрываться смазкой как на сборочном конвейере автопроизводителя, так и при последующей разборке и сборке двигателя. Покрытие производится при помощи аэрозольного баллона.

За счет использования смазывающих компонентов значительно уменьшается время на разборку блока цилиндров, так как не приходится применять проникающие жидкости. Монтаж также значительно облегчается, поскольку момент затяжки оказывается соответствующим рекомендованным значениям.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Часто задаваемые вопросы о затяжке болтов головки блока цилиндров

Какие ошибки допускают при затяжке?

Наиболее распространенная ошибка при монтаже головки блока цилиндров и установке крепежей – отказ от использования динамометрического ключа. Это приводит к избыточному усилию, оказываемому на болты, деформации резьбы и головки, также стыки между деталями не получаются герметичными, в результате через неплотности проникают газы, антифриз и смазка. Результатом таких дефектов может стать серьезная поломка мотора.

Поскольку значение газораспределительного механизма для нормальной работы мотора исключительно велико, соблюдение правильной очередности затяжки болтов головки блока цилиндров и рекомендованного усилия является обязательным.

Можно ли использовать старые болты для крепления головки?

Лучше применять новые крепежи при каждой сборке. Особенно это касается длинных болтов, которые со временем меняют свои геометрические характеристики. Тем более не допускается установка шпилек и болтов с повреждениями резьбы, трещинами металла и иными дефектами.

Как быть, если нет точных данных по моменту затяжки?

Желательно проконсультироваться с автомастером, чтобы не допустить ошибки и не повредить детали. В крайнем случае можно использовать показатели для близких по конструкции моделей авто. Так, момент затяжки при монтаже ГБЦ для ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 примерно одинаковый.

Можно ли затягивать головку блока без ключа?

Только в самом крайнем случае и с особой осторожностью. Точное соблюдение рекомендованного усилия затяжки обеспечит только исправный динамометрический ключ. Использование иных инструментов чревато сильной перетяжкой либо применением недостаточного усилия затяжки.

Когда нужно проводить повторную подтяжку головки блока цилиндров?

После прохождения ремонта или планового обслуживания ДВС, предусматривающего демонтаж и монтаж головки блока цилиндров, состояние крепежей необходимо проверить по прохождении автомобилем 300-500 километров. Металл за это время усаживается, из-за чего между деталями может образовываться зазор.

Для корректной работы мотора и головки блока цилиндров очень важно соблюдение правильного момента затяжки. Это касается не только придаваемого усилия и обязательности использования динамометрического ключа, но и последовательности установки крепежей. Также рекомендуется обрабатывать посадочное место смазкой, чтобы в последующем было проще выполнить демонтаж ГБЦ. При проведении всех работ нужно четко следовать указаниям производителя авто, чтобы не повредить ГБЦ.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽