Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Успейте получить скидку до 46 000 рублей на весь ассортимент
Только до 5 декабря
Получить скидку
27.11.2023 Автосервис
986
Время чтения: 13 минут

Задиры в двигателе: причины появления, диагностика, ремонт

Сохранить статью:

Что это? Задиры в двигателе – продольные насечки на стенках цилиндров. Являются серьезной проблемой, так как нарушают герметичность камеры сгорания, что приводит к усиленному расходу масла, образованию нагара и поломке ДВС.

Как избежать? Нужно менять масло чаще, чем раз в 15 000 км, следить за состоянием поршневых колец, маслосъемных колпачков. Не допускать попадания пыли, грязи, осколков коллектора в цилиндры двигателя. Периодически проводить диагностику.

 

Предпосылки к образованию задиров в двигателе

Задиры в двигателе возникают на определенных участках стенок цилиндра в месте постоянного непосредственного контакта с поршнем. Такие дефекты имеют вид вертикальных царапин. Опасность этого явления состоит в том, что в ходе эксплуатации мотора металл в таких зонах истирается, что приводит к разрастанию повреждений. Их увеличение влечет заметное ухудшение работы ДВС, снижение компрессии, появление стука и растущий расход моторного масла.

Предпосылки к образованию задиров в двигателеПредпосылки к образованию задиров в двигателе 

Раньше водители практически не знали, что такое задиры в двигателе. Данная «болезнь» относительно часто встречается у современных ДВС. Этому способствует ряд факторов:

Производители не заинтересованы в выпуске долговечных двигателей

Раньше репутация автопроизводителя напрямую зависела от надежности и долговечности выпускаемой продукции. Это касалось всех областей промышленного производства, включая и автомобилестроение. В наше время приоритеты поменялись. Компания получает больше прибыли с нескольких проданных двигателей, имеющих средний рабочий ресурс, чем с одного мотора, который прослужит десятки лет.

В таких условиях производители не видят смысла в минимизации риска возникновения задиров, так как современные автомобили в среднем «пробегают» не более 300 000 км, а большая часть выпускаемых сегодня моторов не подлежат капитальному ремонту.

Снижение массы двигателей

Для улучшения эксплуатационных характеристик транспортного средства требуется уменьшение веса всех узлов и агрегатов, включая мотор. Для облегчения в нем все чаще используют алюминиевый сплав, делают более тонким металл, из которого изготовлен блок цилиндров, – все это повышает риск перегрева и деформации, приводящих к возникновению задиров.

Свою роль сыграло и изменение конструкции поршней, которые облегчили и оснастили более короткой юбкой. Положительная сторона такого решения заключается в существенном снижении потерь мощности. Однако снижение веса и уменьшение длины привели к тому, что увеличился риск возникновения задиров на поршнях двигателя.

Причина в перекосе, который в свою очередь вызывает перегрев и снижает теплопередачу. Для устранения этого недостатка конструкторы вынуждены уменьшать зазор между поршнями и стенками цилиндров, а также избавляться от вставки, которая уменьшает расширение металла при нагревании.

У таких моторов даже относительно небольшой перегрев приводит к тому, что расширившиеся поршни поглощают расстояние до стенок и входят с ними в плотный контакт, что приводит к появлению задиров.

 

Борьба за экологичность автомобилей

Речь о современных каталитических устройствах, оснащенных клапанами рециркуляции, возвращающих в камеру сгорания часть отработанных газов, которые должны охладить двигатель до приемлемой температуры. Если продукты сгорания топливной смеси нагреваются более чем до +650 °C, происходит выработка оксида азота. Это соединение наносит большой вред окружающей среде, и именно с ним борется катализатор.

В начале эксплуатации катализатора его применение не наносит вреда ДВС. Однако когда начинают разрушаться керамические соты, с обратным током газов в двигатель попадают отколовшиеся от них твердые частицы.

Попадая в цилиндры, эта пыль собирается на стенках, царапая их и приводя к возникновению задиров. Первый симптом, игнорировать который недопустимо, – выросший расход моторного масла. Результатом может стать преждевременный отказ ДВС.

Основные причины появления задиров в двигателе

Характерное постукивание работающего мотора в сочетании с повышенным угаром моторного масла и растущим расходом горючего – тревожные признаки, свидетельствующие о небольших или ярко выраженных задирах в цилиндрах двигателя. Их появление может быть следствием:

  • попадания твердых частиц в цилиндры;
  • низкого давления или уровня моторного масла;
  • перегрева узлов и агрегатов, приводящего к тепловому расширению цилиндров и поршней;
  • неквалифицированного техобслуживания и использования расходников низкого качества.

Процесс начинается с появления небольших локальных повреждений, не оказывающих заметного влияния на рабочие характеристики ДВС. Однако со временем дефекты увеличиваются и в определенный момент становятся причиной лавинообразного развития неполадок с глубокими повреждениями деталей. Задиры в двигателе могут привести к выходу последнего из строя и необходимости дорогостоящего ремонта.

Основные причины появления задиров в двигателеОсновные причины появления задиров в двигателе 

Твердые частицы в цилиндрах ДВС

Если разбираться, от чего появляются задиры в двигателе, одна из наиболее частых причин заключается в механических частицах. Причины, по которым они попадают в цилиндры, могут быть разными:

  • нарушена герметичность впускного коллектора на стыках патрубков воздуховодов и в местах подключения вакуумного усилителя тормозов и других систем;
  • неправильно установленный или некачественный воздушный фильтр;
  • разрушенные уплотнительные прокладки крепления впускного коллектора к ГБЦ.

К примеру, если на автомобиле стоит газовое оборудование второго поколения со смесителем, установленным перед ресивером, пыль может попадать в двигатель через неплотно установленную резиновую трубу, по которой происходит подача воздуха из фильтра.

При замене паронитовых прокладок между впускным коллектором и ГБЦ важно проследить, чтобы на соприкасающихся поверхностях не было повреждений и перекосов. Прикипевшие прокладки нельзя удалять с помощью металлических инструментов, которые могут оставить вмятины или поцарапать поверхность деталей.

Низкий уровень масла или его давление

Масляная пленка между соприкасающимися элементами предотвращает сухое трение, уменьшает потери мощности и снижает скорость изнашивания поверхностей. При внимательном осмотре задиров на стенках цилиндров можно обнаружить признаки, говорящие о масляном голодании, причина которого может скрываться в:

  • недостаточно высоком давлении масла в системе;
  • низком уровне смазки в картере.

Вал масляного насоса вращается с частотой, прямо зависящей от оборотов коленвала ДВС. На холостых давление масла колеблется от 0,45 до 0,55 МПа. Этого недостаточно для работы с большой нагрузкой при движении автомобиля. Сухое трение поршней о стенки цилиндров приводит к образованию глубоких дефектов.

Углубленный анализ влияния задиров в цилиндрах на работу ДВС показывает, что повышение угара масла – одно из наиболее отрицательных последствий этого явления. Снижение его уровня в картере приводит к быстрому падению эффективности работы масляного насоса. Исчезновение масляной прослойки между соприкасающимися поверхностями вызывает эффект «сухого трения», что в свою очередь ускоряет разрастание повреждений.

Давление, выдаваемое масляным насосом двигателя Kia G4KD при скорости вращения коленвала от 750 до 850 об/мин, не превышает 0,5 МПа. Такой производительности недостаточно для полноценной подачи масла, особенно густого. Сухой контакт зеркала с юбкой поршня приводит к возникновению микроскопических царапин, которые со временем превратятся в серьезные повреждения.

Товары из категории

Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
295 434 ₽
В кредит от 9 848/мес
Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК
Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК
  • Напряжение питания, В 40
  • Количество каналов, шт 6
682 560 ₽
В кредит от 22 752/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
331 200 ₽
В кредит от 11 040/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Перегрев силового агрегата

Расчет теплового режима бензиновых и дизельных ДВС выполняется с учетом разницы в условиях эксплуатации. Для компенсации теплового расширения деталей между ними предусматриваются зазоры. При неправильной регулировке, например, щели клапанов на рычагах привода появляются царапины, аналогичные повреждениям цилиндров и поршней, описанным выше.

Для поддержания баланса большинство современных двигателей оснащается жидкостной системой охлаждения. Моторное масло отводит тепло от деталей. Самые мощные легковые и грузовые автомобили оборудуются масляными радиаторами.

Превышение критической температуры при работе ДВС может быть вызвано:

  • естественным выпариванием охлаждающей жидкости, приводящим к снижению ее уровня в системе;
  • утечкой охладителя через дефекты трубок и шлангов, особенно на соединениях;
  • попаданием охладителя в масляный картер из-за нарушения целостности прокладки ГБЦ между каналами;
  • недостатком моторного масла на стенках цилиндров.

Для того чтобы моторное масло лучше разбрызгивалось, современные двигатели оснащают форсунками, которые устанавливаются на шатуны и создают требуемый напор. Если такие устройства отсутствуют, масляной прослойки может быть недостаточно, что часто приводит к появлению царапин и задиров. Часто причиной возникновения последних становятся конструкционные особенности отдельных моделей ДВС.

Облегченные поршни, которыми оснащаются высокофорсированные двигатели Theta 2, при малейшем нарушении теплового режима становятся причиной возникновения серьезных задиров и ускоренного изнашивания стенок цилиндров. Происходит это из-за:

  • использования обогащенной топливной смеси с высокой температурой горения, которая необходима для увеличения удельной мощности двигателя;
  • малой теплоемкости облегченных поршней, которая становится причиной их перегрева;
  • раскачивания и подклинивания поршней, особенно при быстро нарастающей нагрузке.

Задиры – частая проблема корейских двигателей, о которой не понаслышке знают многие владельцы Kia Rio с большим пробегом. Регулярное появление подобных дефектов – результат неудачного конструирования силового агрегата. Цель, которой хотели добиться – повышение динамичности с сохранением относительно низкого расхода топлива – частично была достигнута, но пострадали эксплуатационные характеристики мотора.

 

Неквалифицированное техобслуживание двигателя

Неквалифицированное техобслуживание двигателяНеквалифицированное техобслуживание двигателя 

Соблюдение периодичности технического обслуживания транспортных средств и применение качественных расходных материалов, соответствующих рекомендациям производителя, являются важным условием эксплуатации. Если использовать некачественное или не соответствующее климатическим условиям моторное масло, с большой долей вероятности можно ожидать появления задиров в цилиндрах. Слишком вязкая или жидкая смазка не может полноценно выполнять свои функции.

Приведем конкретный пример. В цилиндрах двигателя Hyundai Solaris задиры появились из-за залитого моторного масла 5W30 вместо рекомендованного 5W40 и установки неоригинального масляного фильтра. Мотор запускали при -25 °С. Насос не смог обеспечить давление, необходимое для нормального распределения масла по системе. Как следствие, из-за недостатка масляной прослойки трущиеся детали повредили друг друга. Подобных случаев очень много.

Способы диагностики задиров в двигателе

Звук двигателя с задирами даже опытный водитель может спутать, например, со стуком клапанов, возникающим после запуска. Для диагностики лучше воспользоваться специализированным оборудованием:

Анализатор герметичности цилиндров (АГЦ)

Проверить двигатель на задиры на ранних стадиях можно прибором АГЦ. Преимущество этого способа в том, что его применение не требует разборки мотора. Устройство крепится в свечном колодце на бензиновых ДВС или в месте установки топливной форсунки – на дизельных.

Этот прибор, похожий на обычный компрессометр, позволяет проводить диагностику на горячем двигателе после прекращения подачи топлива и прокручивания коленвала на пять оборотов с помощью стартера. АГЦ предназначен для измерения двух показателей:

  • полного вакуума (Р1) – оценивается степень изношенности цилиндров и плотность между седлами и клапанами;
  • остаточного вакуума (Р2) – производится оценка степени деградации поршневых колец (компрессионных и маслосъемных).
Измерение Р1 выполняется с установкой комбинированного редукционного клапана. После прокрутки вала стартером. Р2 определяют, заменив клапанный узел вакуумным.

Проверка двигателя на задиры выполняется просто. Достаточно определить, в какой зоне расположена точка пересечения. Например, при Р1, равном 0,5, и Р2, равном 0,6, можно говорить о снижении компрессии, возникшем из-за трещин или задиров на стенке цилиндра. Данный прибор используется для приблизительной оценки.

Эндоскоп

Способы диагностики задиров в двигателе<Способы диагностики задиров в двигателе 

Как выглядят задиры в двигателе? Это можно узнать с помощью эндоскопа, который позволяет рассмотреть дефекты стенки цилиндра. Гибкий кронштейн и подсветка позволяют обнаруживать царапины в самых труднодоступных местах без разборки мотора. Прибор вводится через свечной канал или отверстие для топливной форсунки при поршне, установленном на нижней мертвой точке. Специальное приложение дает возможность вывести изображение на экран мобильного устройства.

Такой прибор дешевле аналогов, в комплект которых входит дисплей. О наличии задиров на юбке поршней можно судить косвенно – по дефектам, обнаруженным на стенке цилиндра.

Часто задаваемые вопросы о задирах в двигателе

На каких двигателях задиры встречаются чаще?

Особенно часто от этой «болезни» страдают корейские и немецкие моторы: Kia, Hyundai, Mercedes-Benz, BMW и Volkswagen.

Выпускаемые в Японии атмосферные двигатели отличаются высокой надежностью. Однако на стенках цилиндров отдельных моделей задиры все же начинают появляться, когда пробег автомобиля переваливает за отметку 200 000 км. Основная причина – перегрев из-за засорившейся системы охлаждения, низкого уровня моторного масла и т. п. Если мотор проходит регулярное ТО, он служит долго.

Двигателями-«миллионниками» на сегодня оснащают некоторые рамные внедорожники и грузовые автомобили.

Как избежать возникновения задиров в цилиндрах ДВС?

Вопрос, что делать, чтобы не появлялись задиры в двигателе, крайне важен. Самое главное условие – соблюдение рекомендованной производителем периодичности проведения техобслуживания. Моторное масло нужно менять не реже, чем через каждые 7 500 км, особенно в моторах, склонных к возникновению подобных дефектов. Не менее значимо использование качественного топлива.

Если автомобиль оснащен катализатором, важно своевременно производить его замену. Любители экономить на всем часто просто ставят заглушку на клапан системы рециркуляции отработанных газов или вообще избавляются от каталитического нейтрализатора.

По каким признакам можно определить наличие задиров в цилиндрах?

Трудно переоценить важность своевременной диагностики и устранения повреждений. Обнаружив признаки появления дефектов на цилиндрах и поршнях, не следует тянуть. В противном случае можно столкнуться с серьезными поломками и расходами на дорогостоящий ремонт.

Задиры в двигателе заявляют о себе следующими симптомами:

  • «цокотом» поршней из‐за перекоса;
  • снижением уровня компрессии;
  • увеличением расхода топлива;
  • ненормально большим расходом моторного масла.

Часто о наличии задиров в цилиндрах можно судить по стуку, отличающемуся от издаваемого клапанами цокота из-за больших зазоров или неисправных гидрокомпенсаторов. Причем эти звуки издает как холодный, так и горячий мотор.

Мы разобрались, как определить задиры в двигателе. Используя изложенную выше информацию, во многих случаях можно выполнить диагностику самостоятельно, например, с помощью эндоскопа или анализатора герметичности цилиндров. Однако не стоит своими руками выполнять сложный ремонт – лучше доверить его профессионалам.

close icon
Евгений Ковальчук (менеджер)

Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽