Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
06.04.2023 Автосервис
3722
Время чтения: 16 минут

Забитый катализатор: причины, последствия, варианты решения проблемы

Сохранить статью:

В чем проблема? Забитый катализатор в автомобиле грозит его владельцу многочисленными неприятностями. Это может быть нестабильная работа двигателя, повышенный расход моторного масла и топлива, появление течи через различные уплотнения вроде прокладок и сальников.

На что обратить внимание? Если продолжать ездить на машине с неисправным катализатором, дело может закончиться необходимостью замены ДВС. Совершенно ясно, что до такого лучше не доводить, вовремя «поставив диагноз» и устранив неисправность.

 

Функции катализатора в автомобиле

Катализатор по-другому называется нейтрализатором. Это наиболее передовая система очистки выхлопа транспортного средства, обеспечивающая удержание токсичных выбросов благодаря фильтрующему элементу, в состав которого входят редкоземельные металлы. В итоге резко сокращаются объемы эмиссии углекислого и других газов в атмосферу.

Функции катализатора в автомобилеункции катализатора в автомобиле

Наличие нейтрализаторов позволяет относить большую часть автомобилей (преимущественно легковых) к стандарту Евро-5 или Евро-6 с точки зрения их экологического класса. Последние присваиваются транспортным средствам в зависимости от того, какой объем вредных веществ выбрасывает их силовая установка (определяется по количеству вредных газов на 1 км пробега).

Как же работает такой катализатор? Внутри них присутствуют реактивные реагенты, которые вступают в химическое взаимодействие с веществами, формирующими выхлоп автомобиля. Они конвертируются в менее токсичные газы, которые выводятся из выхлопной трубы в атмосферу, но при этом не загрязняют ее. Нейтрализатор активируется только при нагревании, то есть некоторое время после запуска двигателя катализации выхлопа не происходит.

Нейтрализатор – это высокотехнологичный комплексный элемент, работающий в паре с кислородными датчиками, функционалом которых является контроль воздушно-топливной смеси, поступающей в камеры сгорания. Ведь от того, обогащенным или же обедненным является горючее, зависит химический состав образующихся выхлопных газов. То есть кислородные датчики оказывают помощь катализатору в управлении процессом очистки, чтобы сделать его максимально эффективным.

Нейтрализатор располагается в выхлопной трубе, в промежутке между выходным коллектором двигателя и глушителем. Этот элемент стоит дорого, поэтому он в обязательном порядке дополнительно прикрывается экраном, который предотвращает попадание по катализатору камней, летящих из-под колес транспортного средства. Достаточно единственного «удачного» попадания, чтобы раскаленный докрасна катализатор мгновенно вышел из строя.

Причины забитого катализатора

Необходимо все время иметь в виду, что катализатор – это очень хрупкое устройство, как следствие, существует большое число факторов, воздействие которых может привести к его повреждению. Вот некоторые из них:

Маленькие пропускные соты

Повышенная температура может легко сплавить очистительные ячейки катализатора, в результате чего температурная нагрузка на остальные увеличится, что также приведет к их последовательному слипанию.

Неисправности системы зажигания

Если работа силового агрегата нестабильна, топливо в цилиндрах сгорает не полностью, значит, его остатки вместе с частицами моторного масла будут в больших объемах поступать в выхлопную трубу и далее непосредственно в нейтрализатор. Загрязнение ячеек масляно-топливной смесью – это одна из самых частых причин разрушения катализатора.

Причины забитого катализатораПричины забитого катализатора

Использование топлива с низким октановым числом

Содержание нештатных примесей, очень быстро приводит к тому, что катализатор забивается. При этом несгоревшее топливо, как правило, догорает в коллекторе и даже в выхлопной трубе. Катализатор в этом случае не просто перегревается, а оплавляется.

Сомнительные присадки

Не торопитесь заливать в бак горючее с «инновационными» присадками, «увеличивающими мощность двигателя в 10 раз». Скорее всего, они не разгонят вашу машину и в полтора раза, зато прожгут дорогостоящий нейтрализатор.

Перегрев

Эксплуатировать мотор, который греется, крайне не рекомендуется по многим причинам. Но если в системе охлаждения присутствуют какие-либо неисправности, а на выхлопной трубе стоит нейтрализатор, то категорически запрещено просто даже включать двигатель.

Плохие дорожные условия

Ездить по бездорожью – плохо для любой машины: от этого страдает подвеска, кузов, тормозная система и пр. Встреча с лежачим полицейским или серьезным ухабом запросто может привести к тому, что вы лишитесь не только дорогостоящего катализатора, но и части выхлопной трубы.

 

Последствия забитого катализатора

Нейтрализатор не только предотвращает выброс в атмосферу токсичных газов, но и способствует безотказной эффективной работе мотора. А вот забитый катализатор может вызвать поломку двигателя.

Возможные негативные последствия:

  • Работа двигателя перестает быть стабильной: температура охлаждающей жидкости приближается к максимально допустимой, появляется «троение», ухудшается динамика разгона, плавность хода и управляемость. А еще забитый катализатор приводит к ощутимому повышению расхода топлива. Такое происходит в случае существенного сокращения проходимости данного узла: плавящиеся ячейки закупоривают поры, уменьшая пропускную способность выхлопных газов через фильтры.
  • Запуск двигателя осуществляется с большим трудом, кроме того, мотор не дает возможности разогнать машину до высокой скорости.
  • Резко возрастает расход моторного масла и горючего.

Последствия забитого катализатораПоследствия забитого катализатора

  • Возрастает температура головки блока цилиндров. Это влечет ускоренный износ и даже выход из строя клапанов. Кроме того, затвердевают их сальники, в выпускном коллекторе образуются трещины, а в поршневой группе – задиры.
  • Эксплуатировать машину с неисправным нейтрализатором крайне не рекомендуется: в 80 % случаев это приводит к необходимости последующего проведения капитального ремонта силового агрегата.Катализатор может разрушиться чисто физически, тогда части его керамических элементов могут попасть в цилиндры (благодаря обратной тяге). Здесь уже без капитального ремонта точно не обойтись.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Признаки неисправности

Как определить забитый катализатор? Главным признаком его неисправности является резкое падение мощности двигателя и заметное ухудшение приемистости.Разумеется, данные симптомы могут быть обусловлены и иными поломками, однако если при наличии катализатора разгон при старте с места можно охарактеризовать как «вялый», то в первую очередь следует проверять на исправность именно его.

Если во время пуска мотора или при повышенной нагрузке на двигатель в районе днища появляются громкие удары, то, скорее всего, происходит активное физическое разрушение катализатора. Дело в том, что при повышенной тяге его отделяющиеся керамические осколки уносятся потоками стремительно отходящих выхлопных газов, издавая характерный звук.

Еще одним признаком забитого катализатора является уменьшение давления выхлопных газов из глушителя. Это свидетельствует о том, что данный узел, скорее всего, пора менять. Нормой являются пульсирующие толчки выхлопа из глушителя при работающем на холостых оборотах двигателе.Кроме того, если нейтрализатор действительно неисправен, то после выключения двигателя из глушителя будет идти слабый, но ровный поток выхлопных газов.

 

Если на приборной панели загорается индикатор «Check Engine», а ваш автомобиль при этом оборудован нейтрализатором, имеет смысл сразу отправляться в сервисный центр, где с помощью диагностического сканера вам подтвердят забитый катализатор, заменят его и перепрошьют код ошибки.

Помимо указанных, следует отметить такие симптомы забитого катализатора, как:

  • трудности при запуске как холодного, так и горячего двигателя;
  • наличие запаха сероводорода в выхлопе;
  • нестабильность работы двигателя на холостых оборотах (частота вращения вала произвольно то увеличивается, то уменьшается).

Диагностика проблемы

Что делать, если у вас появилось подозрение, что катализатор вашего автомобиля забит:

Внешний осмотр

Нейтрализатор полностью демонтируется и осматривается на просвет. Это самый простой и эффективный вариант первичной диагностики. Минусом здесь является то, что иногда крепление настолько сильное, что неразрушающими способами демонтировать катализатор не получается – приходится использовать болгарку. Кроме того, некоторые конструкции нейтрализаторов слишком сложны с точки зрения сборки/разборки, поэтому на данную операцию может уйти несколько дней.

Диагностика противодавлением

Для начала замеряются нормальные показатели давления выхлопных газов в системе: манометр вкручивается вместо первого кислородного датчика посредством переходника, после чего производятся замеры значений давления при различных оборотах.

Диагностика противодавлениемДиагностика противодавлением

Нормой является давление на уровне 0,3 кгс/см2 при 2,5 тыс. оборотов в минуту.Но у данной методики присутствуют и недостатки: иногда бывает откровенно неудобно демонтировать кислородный датчик (это может занять много времени).

Применение инфракрасного термометра

Как еще проверить катализатор, если появилось подозрение, что он забитый? Ответ – с помощью ИК-термометра. Для начала следует проехать на автомобиле в течение примерно получаса. За это время двигатель полностью прогреется, температура разогретого катализатора вырастит до +400 °C.

Остановитесь, приподнимите автомобиль на домкрате и снова заведите силовой агрегат. Возьмите инфракрасный термометр и заберитесь под машину. Направьте лазер термометра на выхлопную трубу перед нейтрализатором – зафиксируйте значение температуры. Далее направьте лазер на заднюю стенку нейтрализатора, откуда выхлопные газы попадают в глушитель. Разница между температурными значениями (на выходе и входе) должна составлять от 30 до 50 °C, причем на выходе температура должна быть больше, чем на входе. В этом случае катализатор исправен.

Данная температурная «аномалия» объясняется экзотермическими реакциями, которые происходят внутри устройства – это они выделяют тепло. Забитый катализатор будет «вести себя» некорректно – температура на выходе будет либо меньше, либо совпадать с входящей.

Использование диагностического адаптера

Включите диагностический адаптер(еще его называют автосканером) в разъем OBD2 (если автомобиль достаточно старый, разъем может иметь маркировку G12).Заведите двигатель и доведите его до рабочих показателей по температуре.На смартфоне предварительно установите приложение «Torque» (или аналогичное).Подключитесь к автомобильному сканеру по Bluetooth.Зайдите в настройки приложения и добавьте еще два датчика, фиксирующие температурные показатели – Сat B1S1 и Сat B1S2.

Замеры следует осуществлять так же, как и в случае использования инфракрасного термометра. Итоговые показатели, свидетельствующие о нормальном состоянии катализатора, должны быть точно такими же. В противном случае нейтрализатор следует заменить.

Применение мотор-тестера

Это наиболее технологически выверенные варианты. Здесь используется другое специализированное оборудование – мотор-тестер.

Применение мотор-тестераПрименение мотор-тестера

Установите датчик давления вместо свечи. Заведите двигатель и проведите анализ осциллограммы на высоких оборотах. Если давление в выпускном коллекторе превышает 200 кПа, то это означает, что катализатор должен идти под замену.

Варианты действий по устранению проблемы

Решение проблем с каталитическим нейтрализатором недопустимо откладывать в долгий ящик. Меры нужно принимать немедленно. Итак, что же следует делать, если катализатор оказался забит:

  1. Попробуйте промыть устройство. Только помните, что данный способ продления его ресурса может быть эффективным лишь в начальной стадии эксплуатации. Забившиеся соты имеют свойство оплавляться – вода такую проблему не решит.
  2. Разберите корпус нейтрализатора, поменяйте наполнитель на пламегаситель вместе с эмульгаторами. Кроме того, следует осуществить перепрошивку электронного блока управления двигателем. Особое внимание нужно уделить системе выброса продуктов сгорания горючего. Обычно при осуществлении проверки узла газоанализатором в катализаторе обнаруживается повышенное содержание канцерогенов. Это не только говорит о потенциальной неисправности узла, но и чревато наложением штрафных санкций.
  3. Отслуживший свое катализатор нужно менять на новый. Иных вариантов здесь, к сожалению, нет! Спортивные катализаторы повышают мощность и приемистость силового агрегата примерно на 10 %.

Как влияет на двигатель забитый катализатор? Данный неисправный узел способен создать сразу множество проблем. К примеру, трудности с запуском мотора и высокий расход топлива. Игнорирование проблемы, связанной с выхлопом из-за неисправности нейтрализатора, может привести к появлению дефектов в цилиндрах, поршнях и клапанах. Следует помнить, что отслуживший свое или поломанный катализатор восстановить невозможно – можно лишь продлить его ресурс, заливая качественное топливо и осуществляя регулярную профилактику.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽