Как? Восстановление шаровых опор может быть выполнено двумя способами: с разбором узла и без него. В первом случае можно детально оценить состояние конструкции и при надлежащих навыках вернуть ей практически заводское качество. Однако если допустить ошибку, то деталь выйдет из строя очень быстро.
На что обратить внимание? Другая технология требует специального оборудования, однако в ходе работ опора не разбирается и ее целостность практически не нарушается. При этом прочность в итоге не хуже, чем у новой детали.
В этой статье:
Признаки неисправности шаровой опоры
Благодаря шаровой опоре обеспечивается подвижность в месте, где соединяются ступица колеса и поворотный рычаг подвески. Узел состоит из корпуса, шарового пальца и пластикового вкладыша. Как правило, для соединения двух частей корпуса, в которых методом штамповки сформированы углубления в виде полусферы, применяется точечная сварка.
Признаки неисправности шаровой опоры
В этот металлический стакан с толстыми стенками при сборке помещается сферический наконечник пальца с пластиковым вкладышем. Для того чтобы надежно зафиксировать полимерную вставку в корпусе, обычно прибегают к вальцовке краев. Вместо использования готовых вкладышей пространство между пальцем и стенками корпуса часто заливают жидким полимером. Завершается сборка установкой пыльника, который защищает шаровую опору от влаги и загрязнений.
Сварные швы на стыках корпуса не обеспечивают полной герметичности стыков. Даже новенький пыльник не может полностью исключить попадания влаги. По этой причине для заполнения корпуса шаровых опор применяют пластичную смазку – литол.
О том, что шаровые опоры нуждаются в восстановлении, водители обычно узнают, когда подвеска начинает скрипеть и постукивать на неровностях дорожного покрытия. Более точную диагностику можно провести с помощником на смотровой яме. Один человек для этого должен покачать корпус автомобиля, а другой – спустившись в яму, положить руку на вызывающий подозрения узел.
Если неисправность опоры выявлена наощупь, ее снимают и фиксируют в тисках для того, чтобы выявить люфт шарнирного соединения или убедиться в его отсутствии. Важно понимать, что при нормальной работе палец не поддается легкому усилию, но и не закусывается намертво. Поводом для проведения диагностики могут стать:
- скрипы при повороте руля;
- рыскание автомобиля при прямом положении рулевого колеса;
- увеличение усилия, необходимого для поворота руля.
Признаки неисправности шаровой опоры
Разборный метод восстановления шаровых опор
Данный способ ремонта шаровых опор предусматривает полную разборку узла, для чего на неразборных шаровых опорах необходимо срезать заглушку, на место которой к корпусу приваривают специальное кольцо с предварительно нарезанной внутренней резьбой. Соответствующая ей наружная резьба формируется на отдельно изготовленной резьбовой пробке или резьбовом кольце.
Товары из категории
Если по результатам осмотра говорят о пригодности шарового пальца к дальнейшему использованию, его сферу зашлифовывают до ремонтного размера и полируют. На место изношенного полимерного вкладыша в корпус помещают заранее выточенные верхний и нижний пластиковые сухари. Реставрацию завершают сборкой узла и его регулировкой. В ходе сборки корпус восстановленного шарового шарнира заполняется пластичной смазкой и на него устанавливается новый пыльник.
У этого способа восстановления шаровой опоры (шарового шарнира), помимо ряда неоспоримых преимуществ, существуют и определенные недостатки.
Преимущества разборного способа реставрации шаровых шарниров:
- Вскрытие корпуса реставрируемого шарового шарнира позволяет определить, насколько изношены его стенки и шаровый палец, а также удалить ржавчину, грязь и металлические частицы, тщательно промыв и очистив внутреннюю поверхность.
- При наличии соответствующего точного оборудования, качественных инструментов и достаточных навыков мастер автосервиса без особого труда изготовит или восстановит шаровый шарнир рулевого управления или шаровую опору рычага подвески, как минимум не уступающую по своим характеристикам деталям, которые поставляют на отечественный рынок запчастей «серые» производители.
- Восстановленная таким образом шаровая опора при дальнейшей эксплуатации легко обслуживается, разбирается, очищается от ржавчины и грязи. В нее можно устанавливать новые полимерные вкладыши, а также смазывать и регулировать
Недостатки разборного способа:
- Главный минус такого метода восстановления шаровых опор и шаровых шарниров, который отмечают все автомобилисты, состоит в том, что такой ремонт считается непредусмотренным производителем вмешательством в конструкцию узлов и чреват проблемами при прохождении техосмотра.
- Изменение размеров восстанавливаемой шаровой опоры или шарнира может привести к тому, что узел просто не встанет на прежнее место или будет создавать помехи работе остальных элементов подвески.
- После реставрации разборным способом шаровая опора может изнашиваться быстрее новой из-за того, что сферический наконечник контактирует с изготовленными самостоятельно сухарями на площади меньшей, чем у стандартных заводских вкладышей.
- Работу восстановленных шаровых опор и шарниров рулевого управления необходимо постоянно контролировать. Отреставрированные таким способом узлы нуждаются в частом обслуживании с заменой изношенных сухарей, смазкой и регулировкой зазоров. Иными словами, сэкономив на покупке новых деталей, вы при таком ремонте расходуете наиболее ценный ресурс – свое время.
Восстановление шаровых опор рычагов и шаровых шарниров рулевого управления на первый взгляд имеет еще одно преимущество. Многие водители ошибочно считают, что можно добиться дополнительной экономии, поджимая узел резьбовым кольцом по мере изнашивания деталей.
Дело в том, что для оценки состояния шаровой опоры и принятия решения о необходимости замены сухарей или поджатия резьбового кольца, как правило, необходимо производить разборку подвески (рулевого управления) с последующей регулировкой или пересыпкой рулевых наконечников, тяг и шаровых опор, а значит, каждый раз измерять и корректировать углы установки колес. И эту процедуру придется повторять снова и снова примерно раз в четыре недели.
А если не уделять должного внимания состоянию восстановленных узлов, то по мере изнашивания верхнего сухаря сферический наконечник пальца начнет тереться о верхнюю часть внутренней поверхности корпуса, что рано или поздно приведет к его разрушению со всеми вытекающими последствиями.
Восстановление шаровых опор по методу SJR
При восстановлении шаровой опоры таким способом в пространство между сферическим пальцем и внутренними стенками корпуса нагнетается жидкий полимерный материал. Такой метод не требует разборки узла, главное – обзавестись экструдером.
Восстановление шаровых опор по методу SJR
Стоит отметить основные преимущества этого метода:
- реставрация не сопровождается вскрытием корпуса, а значит, он сохраняет заданные производителем характеристики – прочность и долговечность;
- жидким полимерным материалом заполняются все дефекты и полости, к появлению которых приводит выработка, что позволяет эффективно восстановить работоспособность узла;
- застывание жидкого полимера приводит к формированию цельного вкладыша, не уступающего оригинальному, а зачастую и превосходящего его по своим техническим характеристикам;
- наличие в полимерном материале специальных добавок обеспечивает эффективную сухую смазку рабочих поверхностей;
- восстановленные таким способом узлы автомобиля отлично выдерживают ударные нагрузки.
Для заполнения корпуса шаровой опоры жидким полимерным материалом в нем снизу высверливается отверстие необходимого для использования экструдера диаметра. Из пространства между сферическим наконечником пальца и поверхностью вкладыша нужно полностью удалить грязь, ржавчину, песчинки и частички металла.
После застывания жидкого полимерного состава, который нагнетается внутрь корпуса экструдером, узел полностью готов к эксплуатации. Из недостатков этого метода специалисты выделяют то, что он не дает возможности оценить степень износа сферических наконечников пальцев.
Оборудование для восстановления шаровых опор по методу SJR
Для реставрации шаровых шарниров пользуются специальными стержнями из полимерного состава, который способен выдерживать крайне высокие нагрузки – 1 300 кг/см2 на сжатие и 850 кг/см2 – на скручивание. Застывший полимер поглощает ударные нагрузки и очень устойчив к изнашиванию. Еще одно важное достоинство этого материала заключается в его химической стойкости – полимер устойчив к воздействию смазки и технических жидкостей. По принятым в США нормам после такого ремонта дают гарантию на 100 тысяч километров пробега. В нашей стране гарантийный срок для восстановленных таким способом узлов обычно составляет полгода.
Экструдер плавит стержень из полимерного материала и подает его под давлением более 100 бар во внутреннее пространство шарового шарнира. Для введения состава пользуются смазочным или специально просверленным в нижней части корпуса отверстием с резьбой под штуцер. Застывая, полимер формирует практически идеальный вкладыш.
Данный метод позволяет многократно восстанавливать работоспособность шарового шарнира по мере изнашивания вкладыша. Отреставрированные узлы по техническим характеристикам сравнимы с оригинальными.
Этот стенд дает возможность производить быстрый и качественный ремонт изношенных шаровых опор, стоек стабилизаторов, рулевых наконечников с диаметром сферы до 28 мм. Для заполнения зазоров в изношенных узлах применяется высокопрочный полимерный состав, который разогревается до температуры +280 °С.
Оборудование для восстановления шаровых опор по методу SJR
Преимущества стенда Nordberg Automotive VHS-1 заключаются в:
- удобной дозировке и подаче полимерного состава;
- специально подобранном полимерном материале, который входит в комплект поставки;
- возможности выбора и автоматического поддержания оптимальной температуры.
Для того чтобы подготовить шаровое соединение к закачке полимерной смеси, необходимо провести подготовку, тщательно удалив остатки старого вкладыша, для чего необходимо расплавить материал газовой горелкой. Для продувки применяется специальный пневматический пистолет. Процедуру следует повторять до полной очистки внутреннего пространства корпуса опоры. Подготовительные работы завершаются промывкой, которая позволяет избавиться от загрязнений, ржавчины и частичек металла.
Комплект поставки состоит из:
- стенда;
- фильтра влагоотделителя с регулятором давления;
- горелки и пирометра для разогрева корпуса до требуемой температуры;
- силиконовой смазки, с помощью которой очищается рабочая камера;
- полимерного материала;
- сверла для подготовки отверстий под штуцер;
- ключа для монтажа/демонтажа сопел;
- упорных шайб;
- ключа для затяжки винтов крепления пальца.
Восстанавливать или менять шаровые опоры
Реставрация шаровых опор без специального оборудования и соответствующих навыков, как правило, не позволяет достичь долгосрочного эффекта. Обычно восстановленные своими силами шарниры «проезжают» не более 20 тысяч километров. Если же доверить работу профессионалам, ресурс узлов заметно возрастает, а совокупные расходы оказываются ниже. Экономия может составить до 70 %. Однако бывает, что восстановить работоспособность узла не под силу даже опытным мастерам. Чаще всего причина в сильно изношенном посадочном месте на рычаге. Чаще всего эта проблема возникает, если деталь изготовлена из хрупкого чугуна. В этом случае каждое обслуживание с разборкой подвески только усугубляет проблему.
Прежде чем покупать и устанавливать новые рычаги, специалисты советуют пару раз прибегнуть к реставрации, что позволяет неплохо сэкономить. Важно понимать, что гарантия на 50 тысяч километров, которую вам дадут на станции технического обслуживания, отнюдь не говорит о том, что по достижении такого пробега узел сразу же выйдет из строя. Многое тут зависит от манеры езды и регулярности обслуживания.
Сегодня услуги по восстановлению шаровых опор предлагают многие станции технического обслуживания, автосервисные предприятия и даже небольшие мастерские. Популярность реставрации объясняется тем, что таким образом владельцы существенно снижают затраты на обслуживание своих автомобилей, ведь покупка и установка новых рычагов в сборе – удовольствие не из дешевых. Если вы решили сэкономить и отреставрировать узел своими руками, важно помнить о замене пыльника, ведь именно с его износа обычно начинаются проблемы с шаровыми шарнирами.