Какие различают? Традиционная классификация видов ремонта автомобилей предполагает разделение на текущий, средний, капитальный в зависимости от степени износа деталей и регламентных сроков.
Как осуществить? Текущие ремонтные работы можно сделать самостоятельно при наличии минимального набора приспособлений. Средний и капитальный виды ремонта требуют профессионального подхода и специальных наборов инструментов и оборудования.
В этой статье:
Основные виды ремонта автомобилей
В зависимости от того, насколько поврежден или изношен автомобиль или его отдельные агрегаты, могут выполняться следующие виды ремонта:
Текущий ремонт (ТР)
Текущий ремонт (ТР)
Этот вид ремонта выполняется для того, чтобы обеспечить работоспособность автомобиля. Производится замена или восстановление вышедших из строя, а также поврежденных деталей и узлов, что позволяет увеличить срок службы машины. Вместо тех, что утратили функциональность, устанавливаются новые или отремонтированные запчасти. Такая процедура целесообразна, когда результаты диагностики свидетельствуют о большом ресурсе остальных элементов.
Решение о замене или восстановлении работоспособности узлов и деталей принимается по результатам диагностики. График плановых ТР формируется с учетом рекомендаций изготовителя. Цель их проведения – восстановление эксплуатационных характеристик машины и/или отдельных агрегатов до уровня, соответствующего нормативам. Задача явочного текущего ремонта – устранение или профилактика случайных отказов техники.
Средний ремонт (СР)
Данный вид технического обслуживания и ремонта автомобилей выполняется с целью частичного возобновления ресурса автомобиля путем замены или восстановления изношенных или вышедших из строя элементов с неполной разборкой машины. При проведении СР как минимум две (но не более 50 %) запчасти меняются на новые. Также оценивается состояние всех основных деталей, выполняются сварочные, слесарные, смазочные, регулировочные работы. Трудозатраты составляют от 200 до 300 человеко-часов и зависят главным образом от количества сборочных единиц, которые подлежат замене или восстановлению.
Товары из категории
Капитальный ремонт (КР)
Это самый трудоемкий вид ремонта автомобилей и входящих в их конструкцию агрегатов, в ходе которого восстанавливается ресурс как всей машины, так и основных и вспомогательных ее частей, включая базовые, с их заменой, если потребуется. О необходимости капитальной починки двигателя, трансмиссии, подвески и т. д. можно судить по результатам специальной ресурсной диагностики.
В ходе капитального ремонта после очистки корпуса и днища от грязи машину разбирают и проводят дефектацию узлов и деталей. Далее восстанавливают или меняют изношенные детали, выполняют сборку, регулировку, обкатку, окраску и испытания.
Таким ремонтом занимаются специализированные автосервисные предприятия, в распоряжении которых имеются необходимые приспособления и инструменты.
Капитальный ремонт (КР
Высокие трудозатраты на капитальный ремонт автомобиля связаны с конструктивной сложностью современных машин. Трудоемкость работ зависит от ремонтной технологичности, степени механизации процесса, квалификации мастеров и нередко достигает 800 человеко-часов.
Гарантийный и профилактический ремонт
Такие работы выполняются на основании предварительной диагностики и замера основных параметров. Если техническое состояние признается неудовлетворительным, неисправности, возникшие в период действия гарантии и подпадающие под ее условия, устраняются путем ремонта и замены вышедших из строя деталей, узлов или агрегатов. Запасные части для профилактического и восстановительного ремонта поставляет завод-изготовитель.
Виды периодических ТО автомобилей
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Ежедневное обслуживание, выполняемое в перерыве между сменами, состоит из контрольного осмотра основных механизмов и систем, от исправности которых зависит безопасность эксплуатации транспортного средства, а также кузова, кабины и осветительных приборов. В ходе подготовки автомобиля к очередному выезду на линию проводится дозаправка, восполняется уровень масла и охлаждающей жидкости, восстанавливается давление сжатого воздуха. При необходимости, если того требуют погодные условия, санитарные нормы и внешний вид машины, ее отправляют на специализированный пост для мойки.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
В ходе первого ТО после наружного осмотра транспортного средства выполняют контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, электротехнические и заправочные работы, объем которых регламентируется соответствующими нормативами. Кроме того, проверяют двигатель, рулевое управление, тормозную и ряд других систем.
Первое техобслуживание автомобиля выполняется по достижении установленного нормативами пробега. Основная цель такой работы – добиться, чтобы все важные агрегаты, механизмы и системы работали безотказно, и максимально увеличить срок их службы.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
В перечень работ при втором техническом обслуживании, помимо перечисленных в предыдущем пункте, входят крепежные, регулировочные, смазочные и пр. Кроме того, агрегаты, механизмы, системы и приборы транспортного средства проверяются на специальных стендах, позволяющих замерять требуемые параметры на работающих устройствах.
Сезонное техническое обслуживание (СО)
Этот вид работ осуществляется дважды в год в рамках подготовки транспортных средств к летнему или зимнему сезону. В регионах с холодным климатом сезонное обслуживание выполняется отдельно, а в остальных областях его совмещают со вторым ТО, что увеличивает трудоемкость последнего.
Обезличенный и необезличенный методы ремонта автомобиля
Необезличенный ремонт
Данный вид ремонта позволяет устанавливать прошедшие восстановление узлы и детали на автомобиль, которому они принадлежали изначально. После разборки транспортного средства и/или отдельных агрегатов детали соответствующим образом помечаются, что позволяет при сборке вернуть их на место.
При таком ремонте удается сохранить сопряжения частей, которые не нуждались в ремонте. Данный способ позволяет существенно повысить качество обслуживания транспортных средств и в полном объеме сохранить их эксплуатационные характеристики.
Среди основных минусов такого способа ремонта следует отметить сложную организацию процесса, ведь ни одна деталь не должна быть обезличена, а значит, разборка и сборка отнимают значительное количество времени.
Обезличенный ремонт
Данный вид ремонта легкового автомобиля не требует сохранения принадлежности узлов и деталей к конкретному транспортному средству.
Одной из разновидностей обезличенного метода является так называемый агрегатный, который заключается в замене неисправных агрегатов на новые или восстановленные. Детали для установки на обслуживаемый автомобиль при этом берут из обменного фонда, в который они поступают после демонтажа с других транспортных средств и восстановления работоспособности. Данный способ позволяет снизить издержки и существенно повысить скорость ремонта.
Обезличенный ремонт
Агрегатный ремонт имеет ряд значимых преимуществ:
- позволяет наиболее полно использовать технический ресурс агрегатов, одновременно сокращая удельные затраты за счет снижения стоимости запасных частей, а значит, удешевляя восстановление работоспособности транспортного средства в целом;
- ремонт отнимает меньше времени, что позволяет снизить потери, к которым приводит простой автомобилей;
- использование более простого оборудования позволяет добиться значительного упрощения технологического процесса;
- высокая пропускная способность позволяет использовать меньшие производственные площади, что в свою очередь ведет к снижению затрат на строительные работы и эксплуатацию зданий автосервисных предприятий;
- дает возможность более качественно ремонтировать поступающие в обменный фонд агрегаты и узлы.
У данного способа есть и серьезный недостаток. В отличие от полнокомплектного, агрегатный ремонт связан с большей вероятностью выхода техники из строя из-за отказа других, не подвергшихся замене запасных частей. Такой ремонт целесообразен для автомобилей, которые благодаря конструктивным особенностям легко разбираются на отдельные узлы и агрегаты.
Важную роль при этом играет автономность составных частей конструкции, которые должны представлять собой законченные элементы, легко демонтироваться и устанавливаться на свое место, не требуя сложной регулировки функционально связанных с ними агрегатов.
Виды работ по ремонту автомобилей
Вне зависимости от назначения и вида ремонт автомобилей может включать в себя следующие этапы:
- Ремонтно-кузовные работы:
- монтаж кузовных деталей;
- сварка;
- окраска кузова или кузовных деталей;
- полировка оптики, кузовных элементов;
- химическая чистка салона и отдельных элементов отделки салона;
- мойка автомобиля.
- Обслуживание систем и агрегатов:
- монтаж/демонтаж колес;
- балансировка колес;
- измерение содержания и регулировка СО в выхлопных газах;
- замена масла и масляных фильтров;
- замена охлаждающей жидкости;
- измерение и корректировка компрессии в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания;
- проверка работы ДВС;
- регулировка зажигания.
- Ремонт подвески:
- измерение и коррекция углов развала и схождения колес;
- полное обследование подвески;
- стендовая проверка амортизаторов и тормозной системы;
- полная замена дисковых или барабанных тормозов;
- прокачка тормозной системы;
- замена элементов подвески.
- Диагностика и ремонт электрооборудования:
- проверка состояния аккумулятора;
- диагностика генератора;
- проверка зарядной системы;
- диагностика системы зажигания;
- проверка состояния свечей зажигания;
- диагностика электрической системы топливоподачи;
- проверка состояния корпуса стартера;
- диагностика системы охлаждения двигателя;
- проверка состояния электрических проводов и разъемов;
- диагностика системы освещения автомобиля;
- установка автомагнитолы и музыкальной системы.
Виды работ по ремонту автомобилей
Ремонт разных видов и периодичности – мера, которая позволяет продлить срок эксплуатации автомобилей. Своевременное восстановление или замена неисправных деталей, узлов и агрегатов дает возможность предотвратить преждевременный выход из строя конструктивно связанных с ними элементов. Обобщая, можно сказать, что главная цель любых ремонтных работ – восстановить транспортные средства и увеличить срок их работоспособности.