promotion aet
Скидка на весь ассортимент AE&T
14.03.2024 Автосервис
1023
Время чтения: 12 минут

Какое трансмиссионное масло заливать

Сохранить статью:

О чём речь? Выбор трансмиссионного масла – важный аспект обслуживания любого автотранспортного средства. Правильное масло обеспечивает долговечность и надежность работы коробки передач.

 

Основные функции трансмиссионных масел

Трансмиссионное масло – это специальная жидкость, которая используется для смазывания и охлаждения коробки передач (трансмиссии) автомобиля. Она выполняет следующие функции:

  • Защищает компоненты коробки передач от излишних физических нагрузок.
  • Улучшает процесс охлаждения.
  • Предотвращает окисление и появление ржавчины.
  • Естественным образом выводит механические частицы из контактных областей, которые образуются из-за износа деталей и нагара.
  • Снижает уровень посторонних шумов и колебаний.
Это способствует повышению общей эффективности работы коробки передач и обеспечивает плавное переключение скоростей независимо от скорости и частоты вращения двигателя.

Водителям важно знать различие между моторным маслом и трансмиссионной жидкостью. Хотя обе жидкости выполняют схожие функции, они все же не являются идентичными. Мотор нагревается до очень высоких температур, такие температуры материалы для коробки передач не выдерживают. Простой способ различить их – небольшое количество жидкости вылить в воду, трансмиссионная жидкость образует радужную пленку на поверхности.

Основные функции трансмиссионных маселОсновные функции трансмиссионных масел

Свойства трансмиссионного масла

Характеристики трансмиссионного масла определяют его возможность обеспечивать смазку и защиту во время работы в зубчатых передачах, к этим свойствам относятся:

  • Критическая нагрузка – минимальная нагрузка, при которой разрушается масляная пленка.
  • Индекс задира – способность масла снижать износ деталей из-за трения.
  • Диаметр пятна износа – характеристика способности масла защищать детали от износа в результате тесного контакта металлических поверхностей.
  • Нагрузка сваривания – наименьшая приложенная нагрузка, при которой поверхности сначала сцепляются, а затем свариваются.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
334 800 ₽
В кредит от 11 160/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Значимыми свойствами трансмиссионного масла также являются:

  • Вязкость – характеристика вязкостных свойств базового масла, измеряемая в сантистоках (сСт) или мм²/с.
  • Температура застывания – характеристика низкотемпературных свойств масла и его способности сохранять текучесть при низких температурах.
  • Температура вспышки – показатель устойчивости и качества базового масла, а также ресурса трансмиссионного масла.
 

Какими бывают трансмиссионные масла

Существует несколько видов трансмиссионных масел с различными марками и характеристиками. Чтобы понять, какое трансмиссионное маслозаливать в конкретный автомобиль в холодный или теплый период, нужно знать, чем отличается одна жидкость от другой. Важно помнить также, что масла для двигателей и трансмиссии сильно отличаются по своему составу и свойствам, даже при внешней схожести. Опытный специалист может легко их отличить по запаху. Некоторые трансмиссионные масла имеют необычный цвет (красный, синий, зеленый), что делается специально, чтобы избежать путаницы с другими смазочными материалами.

Отличия в использовании моторного и трансмиссионного масел обусловлены разными условиями работы двигателя. В трансмиссии многочисленные детали находятся в постоянном контакте друг с другом, что требует более высокой густоты трансмиссионного масла. Оно также работает при более низких температурах, чем моторное. Инженеры подбирают масло под каждый узел трансмиссии индивидуально, учитывая особенности конструкции агрегатов.

Существует несколько базовых типов трансмиссионных масел:

  • Минеральные масла, получаемые из переработки нефти, применяются чаще всего.
  • Синтетические масла, изготавливаемые химическим путем, имеют оптимальные свойства и используются в сложных условиях.
  • Полусинтетические масла сочетают в себе свойства минеральных и синтетических, имея улучшенные характеристики, но также и более высокую цену.

Какими бывают трансмиссионные маслаКакими бывают трансмиссионные масла

Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ

Трансмиссионные масла обеспечивают смазку и защиту разнообразных устройств для передачи крутящего момента от двигателя к колесам автомобиля или другого транспортного средства. В зависимости от вида и условий работы передачи требуются разные свойства трансмиссионных масел, такие как вязкость, устойчивость к окислению, защита от износа и задиров, антикоррозионные и антипенные качества и т. д.

Поэтому трансмиссионные масла классифицируются по ГОСТ 17479.2-85 по двум основным параметрам: группе по эксплуатационным свойствам и классу кинематической вязкости. В соответствии с ГОСТ 17479.2-85 обозначение масел состоит из букв ТМ и последующих цифр, обозначающих группу масел и класс вязкости.

Группа по эксплуатационным свойствам характеризует способность масла сопротивляться высоким контактным напряжениям между зубьями передачи и предупреждать их повреждение. Контактные напряжения зависят от нагрузки, скорости, геометрии и материала зубьев. Чем выше контактные напряжения, тем больше требуется присадок в масле, которые формируют защитную пленку на поверхности зубьев и уменьшают трение и износ. По ГОСТ 17479.2-85 определяют пять групп трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам.

  • Группа 1 – масла без присадок, которые подходят для передач с низкими контактными напряжениями (900-1600 МПа) и низкой температурой масла (до 90 °С).
  • Группа 2 – масла с противоизносными присадками, которые рекомендуются для передач с умеренными контактными напряжениями (до 2100 МПа) и средней температурой масла (до 130 °С).
  • Группа 3 – масла с противозадирными присадками средней эффективности, которые предназначены для передач с высокими контактными напряжениями (до 3000 МПа) и высокой температурой масла (до 150 °С).
  • Группа 4 – масла с противозадирными присадками высокой эффективности, которые обеспечивают максимальную защиту передач от задиров и износа при экстремальных контактных напряжениях (до 3000 МПа) и температурах (до 150 °С).
  • Группа 5 – масла с высокоэффективными противовоздействующими присадками, имеющие улучшенные свойства по сравнению с маслами группы 4, а также универсальные масла, которые подходят для разных типов передач с любыми контактными напряжениями (свыше 3000 МПа) и температурами (до 150 °С).

Класс кинематической вязкости определяет толщину масляной пленки между зубьями передачи при определенной температуре. Вязкость влияет на сопротивление трению, теплоотдачу, герметичность и расход масла. Чем выше вязкость, тем больше сопротивление трению и теплоотдача, но меньше герметичность и расход масла.

По ГОСТ 17479.2-85 определяют пять классов вязкости трансмиссионных масел: 9, 12, 18 и 34, которые соответствуют разным диапазонам кинематической вязкости при 100 °С (6,00-10,99; 11,00-13,99; 25,00-41,0 мм/с соответственно).

Выбор класса вязкости зависит от вида и конструкции передачи, температуры окружающей среды и режима работы. В общем случае, чем больше нагрузка, скорость и температура передачи, тем выше должна быть вязкость масла.

Однако слишком высокая вязкость может привести к увеличению трения, потере мощности и перегреву. Поэтому необходимо выбирать масло с оптимальной вязкостью, которая обеспечивает достаточную смазку и охлаждение передачи. Для этого следует руководствоваться рекомендациями производителей транспортных средств и трансмиссионных масел, а также условиями эксплуатации.

Система API: особенности классификации

Система классификации API представляет удобный способ определения различий трансмиссионных масел и соответствия их конкретным механизмам. В рамках данной системы можно выделить несколько групп:

GL-1

Жидкости на минеральной основе с улучшенными характеристиками, обогащенные компонентами, повышающими стойкость к окислению, снижающими механический износ и предотвращающими образование пены. Противозадирные присадки отсутствуют. Предназначены для передач, работающих на низких скоростях, что характерно для тяжелой техники.

GL-2

Составы с улучшенными параметрами, подходящие для требовательных червячных передач.

 

GL-3

Объем присадок, препятствующих появлению задиров, увеличен до 2,7 %, что достаточно для большинства автомобилей за исключением самых новых моделей.

GL-4

Содержание противозадирных компонентов в объеме достигает 4 %. Этот стандарт наиболее распространен и подходит как для легковой, так и для грузовой техники, включая автобусы и грузовики.

GL-5

По системе API это лучшее трансмиссионное масло. Присадки, предотвращающие механический износ деталей коробки передач, составляют 6,5 % от общего объема жидкости. Этого хватает даже для гипоидных передач, которые имеют выраженное поперечное смещение, и коробок, работающих при наиболее высоких нагрузках, что типично для спортивных автомобилей.

Система API: особенности классификацииСистема API: особенности классификации

Система SAE: особенности классификации

Этот стандарт различает технические жидкости по сезонному применению, указывая, при каких температурах они остаются достаточно текучими для эффективного функционирования:

  • Зимние. Отмечаются литерой W в названии, например 70W или 85W.
  • Летние. Не имеют W, обозначаются просто числами, 80, 90 и выше.
  • Всесезонные. Имеют двойное обозначение. Один из наиболее распространенных – 75W-90, подходит в том числе для крайне холодных районов, остается текучим даже в сильные морозы, выдерживает нагрев до 100 градусов.

Для лучшего понимания назначения трансмиссионного масла и определения температурных режимов приедем следующие данные:

  • 75W. Подходит для холоднейших районов, остается текучим даже при -54 градусах.
  • 80W. Рекомендуется для местности с прохладным и умеренным климатом, способен функционировать при -40 градусах.
  • 85W. Подходит для теплых зимних регионов, трансмиссионное масло превращается в парафин уже при -26.
  • 85 и 90. Представляют собой летние масла, которые теряют текучесть при -12 градусов.

Лучшие производители трансмиссионных масел

На рынке сегодня можно найти огромное количество различных видов смазочных материалов для автомобилей, включая трансмиссионные масла, доступные по цене, среднего уровня и премиум-класса. Рассмотрим компании, занимающие лидирующие позиции в производстве таких продуктов, и их ассортимент.

Shel

Британско-голландская компания, занимающаяся добычей и переработкой нефти, представлена на рынке бензина, смазочных материалов, а также моторных и минеральных масел для различных видов транспорта с двигателями разной мощности. Все продукты экологически безопасны и отличаются отличным соотношением «цена – качество».

Eneos

Японский производитель, предлагающий широкий выбор масел и трансмиссионных жидкостей с разными характеристиками для использования как в механических, так и в автоматических коробках передач, в упаковках объемом от 0,94 до 200 литров.

ZIC

Крупная корейская компания, специализирующаяся на добыче и переработке нефти. Их продукция широко представлена на рынке топлива, смазочных материалов и трансмиссионных масел, в основном синтетического происхождения. Составы имеют отличные свойства вязкости, антифрикционности и антикоррозионности, а также доступны по цене.

Luxe

Российский производитель масел для различных типов коробок передач, обеспечивающий высокое качество благодаря инновационным технологиям. Применение продукции позволяет увеличить срок службы механизмов, сделать работу коробки передач более плавной, уменьшить трение и предотвратить ранний износ. Составы разрабатываются с учетом различных погодных условий, включая холодные зимы, и подходят для различных видов транспорта.

«Роснефть»

Одной из специализаций компании является производство высококачественных трансмиссионных масел для ручных и автоматических коробок передач, способных выдерживать сложные условия эксплуатации. Компания имеет мировое признание в этой области, что делает ее продукцию одним из самых востребованных российских трансмиссионных масел.

Castrol

Европейская компания, которая имеет заводы в разных странах, таких как Германия, Австрия, Италия и Бельгия, сотрудничает с крупными автопроизводителями, например Opel, Porsche, Ford, Chevrolet и другими. Трансмиссионные масла Castrol пользуются высоким спросом благодаря надежной защите деталей трансмиссии от износа, перегрева и коррозии, что делает их отличным выбором для тех, кто ценит качество и надежность при эксплуатации в сложных условиях.

«Лукойл»

Еще одна крупная российская компания, специализирующаяся на производстве высококачественных масел и смазок для различных видов оборудования. Она предлагает широкий ассортимент продукции, включая минеральные, полусинтетические и синтетические трансмиссионные масла, упакованные в канистры объемом 1000 и 4000 мл. Самыми востребованными являются масла с индексами вязкости 75W-90 и 80W-90.

Liqui Moly

Известен как один из старейших производителей автомобильных технических жидкостей, смазочных материалов и средств по уходу за автомобилем. Продукция пользуется огромным спросом благодаря высокому качеству и отличным свойствам. Трансмиссионные масла Liqui Moly отличаются высокой стабильностью при различных температурах, защитой от коррозии и трения. Они практически не окисляются, легко справляются с отложениями и имеют низкую испаряемость, что помогает снизить расход масла в автомобиле.

Лучшие производители трансмиссионных маселЛучшие производители трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла от каждого из упомянутых производителей продаются как на глобальных, так и на местных рынках.

Как выбрать трансмиссионное масло

Что бы понять, какое трансмиссионное масло лучше заливать в конкретный автомобиль, нужно проанализировать условия эксплуатации машины и знать тип коробки передач. Исходя из этих данных, вы сможете легко выбрать подходящую трансмиссионную жидкость. Обратите внимание на два ключевых аспекта: индекс вязкости масла и классификацию API.

Условия хранения трансмиссионного масла

Срок годности смазочных масел для коробок передач составляет обычно 5 лет, в некоторых случаях 3 года. После истечения этого срока присадки в жидкости теряют свои свойства, и масло перестает соответствовать требованиям.

Важно отметить, что период 3–5 лет действителен для хранения автомобильного масла в запечатанной упаковке. Если упаковку уже вскрыли, то срок хранения масла будет зависеть от множества условий. Для того чтобы смазка сохраняла свои свойства дольше, надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Избегайте резких перепадов температур, храните жидкость при стабильных условиях не выше 20 градусов Цельсия.
  • Смазочное масло следует хранить в хорошо проветриваемом помещении, защищенном от прямого солнечного света.
  • Не рекомендуется переливать масло в другие емкости, лучше оставлять его в заводской упаковке с надежно закрытой крышкой.
  • Не допускайте замораживания трансмиссионного масла ни при каких обстоятельствах.
    При соблюдении данных условий масло сохранит свои свойства весь заявленный срок годности.

Некоторые автолюбители пытаются «оживить» просроченное масло, добавляя в него специальные присадки. Это делать не рекомендуется, поскольку в жидкости могут остаться активные компоненты присадок, и при таком смешивании их содержание изменится, что уже не соответствует стандартам. Кроме того, новые добавки могут вступить в химическую реакцию с присадками, что приведет к непредсказуемым результатам.

Многие ошибочно полагают, что изменение цвета «трансмиссионки» является основным признаком непригодности жидкости. Это не всегда так. Главное значение при производстве имеют смазывающие характеристики, поэтому некоторые отклонения в цвете или запахе могут быть допустимы. Однако, если, помимо изменения цвета, произошло появление темных кристаллических осадков и само масло помутнело, его использование уже не рекомендуется.

Следует отметить, что хранение трансмиссионного или моторного масла в емкости или в системе автомобиля — это разные вещи. В случае со вторым вариантом смазка постоянно подвержена воздействию окружающей среды, что приводит к окислительным процессам и образованию различных отложений. Поэтому даже если вы добавили новое масло в автомобиль без пробега, это не означает, что его можно не менять много лет. Рекомендуется проводить плановую замену масла в коробке передач в зависимости от условий эксплуатации.

При нормальном функционировании системы масло надо менять каждые 70 000 км, а при экстремальных условиях (высокая температура, перегрузка, и др.) — через 25 000 км.

Условия хранения трансмиссионного маслаУсловия хранения трансмиссионного масла

Часто задаваемые вопросы о том, какое трансмиссионное масло заливать

В какой момент необходимо провести замену трансмиссионного масла?

Стандартный ресурс трансмиссионного масла составляет приблизительно 100 000 километров. Однако этот показатель может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации и типа автомобиля. На некоторых транспортных средствах продумана система, при которой масло наполняется «на всю жизнь».

Тем не менее следует помнить, что «вся жизнь» порой означает пройденные 200 000 километров, поэтому лучше обратиться к авторизованному автосервису, где подскажут оптимальный момент для замены масла именно для вашего автомобиля.

Как распознать фальсификацию при приобретении трансмиссионного масла?

Прежде всего следует обратить внимание на внешние характеристики продукции. Этикетка должна быть выполнена из качественного материала и ровно наклеена. Пластик канистры должен быть гладким, без дефектов и недостатков, не пропускающим свет.

В наше время производители все чаще ставят QR-коды и голографические наклейки на свой товар, с помощью которых можно получить полную информацию о продукте. И самое значимое – приобретать масло стоит только в проверенных магазинах или у официальных дистрибьюторов, что позволит до минимума сократить риск столкнуться с подделкой.

Можно ли смешивать разные виды трансмиссионных масел?

Это крайне нежелательно и может повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до поломки механизма. Однако если такое смешивание все же произошло (например, во время поездки произошла утечка и нужно продолжить движение), то следует как можно быстрее произвести замену масла.

Какое трансмиссионное масло лучше заливать – минеральное, синтетическое или полусинтетическое? Мы рассмотрели все детали, которые следует учесть при ответе на этот вопрос. Основное правило при выборе – следовать рекомендациям производителя вашего автомобиля и использовать продукцию компаний с хорошей репутацией.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽