О чем речь? Температура замерзания антифриза зависит от соотношения этиленгликоля и дистиллированной воды в готовой смеси. Именно эти компоненты составляют основу всех незамерзающих жидкостей, использующихся в автомобильных системах охлаждения.
Как выбрать? Концентрация 50/50 считается оптимальной. При такой пропорции температура замерзания антифриза составляет -36 °С. В чистом виде лить этиленгликоль в систему охлаждения нельзя, так как он замерзнет при -13 °С. Также обращают внимание на присадки в составе водного раствора.
В этой статье:
Общие сведения об антифризе
Большинству автолюбителей неизвестно, какая жидкость заполняет систему охлаждения машины. Пока мотор работает без нареканий, вопрос о ее составе их мало волнует. Однако в сильные морозы старый или некачественный антифриз может стать причиной серьезных проблем, вынуждая владельца обращаться в автосервис или заказывать эвакуатор. Чтобы избежать неприятностей, необходимо тщательно выбирать охлаждающий раствор.
Лучшим охладителем является вода. Она эффективно отводит тепло и стоит недорого. Некоторые могут возразить, мол, зимой это не подходит. Но водители вплоть до 60-х годов прошлого века спокойно ездили на воде даже в самые суровые морозы, выполняя регулярные процедуры – утром добавляли кипяток в радиатор, а вечером сливали воду, чтобы избежать замерзания двигателя. Но сейчас такие манипуляции кажутся неудобными и затратными по времени.
Товары из категории
В настоящее время антифриз обеспечивает эффективное охлаждение мотора в любых условиях – как в жару, так и в морозы. Охлаждающие жидкости содержат специальные добавки, защищающие систему охлаждения от коррозии и обеспечивающие нужные свойства раствора на протяжении всего срока службы.
Термин «антифриз» можно перевести как «против замерзания». Поэтому так называют все охлаждающие жидкости, которые сохраняют текучесть при низкой температуре. В составе раствора есть этиленгликоль (или пропиленгликоль). Для предотвращения повреждения элементов системы охлаждения в него также добавляют специальные антикоррозионные присадки.
Этиленгликоль (или этандиол) – это органическое соединение с химической формулой C2H6O2, замерзает при температуре около -13 °С и кипит при +197 °С. Интересное свойство этого раствора заключается в том, что он замерзает при более низкой температуре, чем чистый спирт (C2H6O). Например, антифриз с водой в равных пропорциях будет замерзать при температуре -38 °С.
Однако есть проблемы с коррозией. Дело в том, что этиленгликоль агрессивно действует на металл, поэтому в раствор обязательно добавляют ингибиторы коррозии. Существуют различные технологии производства охлаждающих жидкостей. Их основное отличие – в составе пакета антикоррозионных присадок.
Но что делать, если антифриз все-таки замерз? В системе охлаждения образуется шуга, сгустки замерзшей смеси. Мотор начинает перегреваться из-за недостаточного охлаждения, деформируется головка блока цилиндров и сам блок. В результате может выйти из строя помпа, а если она заблокируется, то порвется ремень ее привода или ремень газораспределительного механизма. В худшем случае это может привести к серьезным повреждениям и дорогостоящему ремонту ДВС. А если поломка произойдет в отдаленном месте, последствия могут быть крайне серьезными.
Удалить замерзший антифриз из системы охлаждения можно только путем разборки элементов системы охлаждения. Это чаще всего происходит из-за низкого качества охлаждающей жидкости, фактическая точка замерзания которой оказывается выше, чем указано на упаковке.
Заводской раствор должен работать при температурах до -40 °С. Однако малоизвестные производители часто экономят на составе, не соблюдают необходимые параметры. Нередко встречаются подделки. У таких продуктов точка замерзания может быть даже выше -10 °С. Чтобы избежать подобных неприятностей, следует выбирать проверенные и качественные антифризы с гарантированной температурой замерзания, регулярно проверять состояние жидкости и использовать только оригинальные марки.
От чего зависит температура замерзания антифриза
Большинство охлаждающих жидкостей изготавливаются на основе этиленгликоля. Этот компонент придает антифризу морозоустойчивые свойства. Из этого следует очевидный вывод: чем выше содержание этиленгликоля в составе, тем ниже точка замерзания раствора.
Но с точкой замерзания не все так просто:
От чего зависит температура замерзания антифриза
График иллюстрирует зависимость точки замерзания водного раствора этиленгликоля от процентного содержания C2H6O2.
Как показывают данные, неразбавленный этиленгликоль начинает кристаллизоваться уже при температуре -12,9 °C. Чтобы добиться минимальной отметки в -72 °С, этандиол смешивают с водой в пропорции 2/1.
Однако антифриз – это не только смесь воды и этиленгликоля. В его составе антикоррозионные, антипенные и другие добавки. Кроме основной задачи, они предотвращают образование ледяных кристаллов и улучшают характеристики при низкой температуре.
Разбавляя этиленгликоль водой, мы не только снижаем температуру замерзания антифриза, но и уменьшаем нагрузку на насос. Разбавленная охлаждающая жидкость становится менее вязкой, что облегчает ее циркуляцию через систему охлаждения. Кроме того, неразбавленный концентрат содержит столько присадок, что это может привести к корродированию металлических деталей.
В итоге разбавление концентрата экономит ресурсы. При разбавлении водой в пропорции 1/1 мы получаем в два раза больше рабочей жидкости и снижаем температуру замерзания антифриза.
Обычно компании выпускают антифризы трех типов: готовые к использованию в пропорции 1/1, смеси в пропорции 3/2 и концентраты. Пропорция 1/1 является оптимальной для средних широт России, большинство автопроизводителей заливают именно такие растворы на конвейере.
Не помните, когда последний раз доливали антифриз? В таком случае стоит провести проверку плотности, чтобы определить содержание этиленгликоля в процентах. Для этой цели используют ареометр. Раствор берут непосредственно из расширительного бачка. Важно помнить, что измерение должно проводиться при определенной температуре. В Европе и в России проверяют плотность при +20 °C, но американский стандарт ASTM D1122 9 (ASTM International) рекомендует измерение при +15,5 °C. Необходимая температура исследования указана приборе.
Типы антифризов по химическому составу и цвету
Сегодня в магазинах представлено множество разновидностей антифризов, отличающихся химическим составом, цветом и продолжительностью службы.
По составу они делятся на следующие типы:
- силикатные;
- карбоксилатные;
- гибридные.
Каждый из них обладает своими особенностями и характеристиками.
Силикатные антифризы (САТ) содержат соли неорганических кислот, которые являются основными компонентами таких охлаждающих жидкостей. Недостатком этого вида является образование налета, так как соли со временем образуют тонкую пленку, препятствующую нормальной работе системы охлаждения. Это может привести к перегреву ДВС и увеличению расхода масла и топлива.
В карбоксилатных антифризах (ОАТ) органические кислоты используются в качестве основы, обозначаются как G12 или G12+. В отличие от неорганических кислот, они не образуют накипи и налета. Такие растворы обычно могут прослужить около пяти лет, уменьшая вероятность кавитации в системе охлаждения и предотвращая образование пузырей пара, обладают антикоррозионными свойствами.
Гибридный тип охлаждающей жидкости (Hybrid OAT coolant) объединяет в себе органические и неорганические кислоты. Этот вид сочетает плюсы и минусы двух предыдущих типов. В растворах G11 преимущественно используются силикатные присадки подобно советскому тосолу. Их действие просто: они образуют защитную пленку на поверхности деталей, предотвращая прямой контакт с этиленгликолем. Однако такой слой снижает эффективность теплоотвода, поэтому с появлением более мощных двигателей стали использовать антифризы G12 на основе органических кислот, где присадки действуют только в местах коррозии.
Эти антифризы имеют более длительный срок службы и сегодня являются наиболее распространенными, особенно G12+, которые обладают улучшенными свойствами и совместимы с другими типами. В отличие от G12 и G11, G12+ можно добавлять как в G11, так и в G12 (состав присадок в G12+ представляет собой что-то среднее между этими двумя типами).
Среди новинок в мире охлаждающих жидкостей стоит выделить лобридный антифриз – G12++ и G13.
Типы антифризов по химическому составу и цвету
Он представляет собой комбинацию органических ингибиторов коррозии в сочетании с традиционными силикатами. Благодаря этому совместим с другими видами антифризов и обладает высоким сроком службы: конвейерная заправка может эксплуатироваться на протяжении всего срока службы автомобиля. Однако стоит помнить, что хотя интервалы замены можно увеличить, рекомендуется все же периодически менять раствор, особенно если планируется длительная эксплуатация транспортного средства.
С антифризом G13 ситуация еще интереснее. Несмотря на то, что на разных сайтах часто можно встретить утверждения о том, что такие охлаждающие жидкости изготавливаются только на основе пропиленгликоля, на самом деле даже заводской раствор этого класса для автомобилей марки «Фольксваген» не является таковым.
Хотя экологи внесли свой вклад в появление этого типа антифризов, повышение «экологичности» в основном достигается заменой части этиленгликоля на глицерин. По содержанию присадок эти охлаждающие жидкости относятся к лобридным и могут смешиваться с ними без проблем.
Одним из наиболее широко распространенных и популярных является традиционный антифриз, хотя считается и не самым качественным. Срок службы не превышает двух лет, начинает кипеть уже при +105 °С. Среди традиционных охлаждающих жидкостей наиболее известен тосол.
Цвет антифризов отличается в зависимости от производителя, но на самом деле он никак не связан с их составом или качеством. Каждый производитель присваивает уникальный цвет своей охлаждающей жидкости.
Как правильно разбавлять концентрат антифриза для получения оптимальной температуры замерзания
Как правильно разбавлять концентрат антифриза для получения оптимальной температуры замерзания
- Непременно разводите концентрат антифриза с использованием воды. В противном случае существует риск того, что в мороз радиатор и даже блок цилиндров автомобиля могут треснуть.
- При разведении концентрата учитывайте климатические условия региона. К примеру, в Москве средняя температура января составляет около -10 °C, а минимальная достигает -38 °C. Разумно подстраховаться и выбрать смесь в пропорции 1/1, особенно если вы собираетесь отправиться туда, где климат более суровый.
- Не используйте неподготовленную воду для разведения концентрата. Такая жидкость содержит ионы, которые могут привести к образованию накипи в системе охлаждения. Для смешивания антифриза подходит дистиллированная вода или та, что прошла промышленную деминерализацию.
- Учтите, что производитель не несет ответственности за антифриз, разведенный в условиях использования. Невозможно гарантировать чистоту воды и точность пропорции разведения. Если сомневаетесь или не знаете, как правильно разводить, рекомендуется использовать готовые к применению охлаждающие жидкости.
Часто задаваемые вопросы о температуре замерзания антифриза
Какова температура замерзания антифриза G12?
Антифризы G12 (чаще красного цвета) представляют собой более современные охлаждающие жидкости, содержащие этиленгликоль, воду и органические кислоты в качестве присадок. Они не образуют налета на деталях и стенках системы охлаждения, что улучшает теплоотдачу и защищает от коррозии. Температура кристаллизации – до -60 °C, а кипения – до +150 °C. Продолжительность эксплуатации – до пяти лет.
Что такое прибор для измерения температуры замерзания антифриза?
Рефрактометр для охлаждающей жидкости – это инструмент для экспресс-анализа плотности и температуры замерзания антифриза, а также плотности стеклоомывающих растворов и электролита в аккумуляторе. Для измерения достаточно одной капли вещества. Прибор может использоваться в условиях недостаточного освещения.
Какова температура замерзания зеленого антифриза?
Для иностранных автомобилей часто используются недорогие охлаждающие жидкости с синим или зеленым оттенком. Обычно они замерзают при температуре -30…-50 °С в зависимости от страны производителя. Зеленый антифриз класса G11 содержит этиленгликоль и специальные компоненты для смазки и защиты от коррозии. Эти два вида растворов можно смешивать, но возможно образование пены, осадка и изменение характеристик.
Появление антифриза в свое время стало значимым прорывом в области эксплуатации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Десятки тысяч автолюбителей получили возможность безопасно использовать свои транспортные средства зимой без проблем с системой охлаждения мотора.Тем не менее, даже современные охлаждающие жидкости могут замерзать при низкой температуре, и это следует учитывать при выборе продукта для замены.