Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
29.12.2023 Автосервис
1102
Время чтения: 13 минут

Течь масла из-под клапанной крышки: причины и решение проблемы

Сохранить статью:

Почему происходит? Течь масла из-под клапанной крышки – тревожный звоночек, что двигатель работает не так, как надо. И хорошо, если все дело в некачественной смазке или сбитой резьбе, так как это все легко исправимо. Другое дело, если причиной протечки стало высокое давление картерных газов, а это уже более серьезный ремонт.

Что делать? Не паниковать, а тщательно осмотреть клапанную крышку: резьбу, оценить ее форму (не деформировалась ли), прокладку под ней. Если все цело, то тщательно промыть от масла и вернуть на место. Опытные автовладельцы советуют сажать прокладку на герметик и проверять крышку через каждые 2 000–3 000 км пробега.

 

Что собой представляет клапанная крышка

Ни один сложный механизм, включая двигатель внутреннего сгорания, не может функционировать без смазочных материалов. Для работы мотора критически важен достаточный уровень смазки в системе и ее качество. Чтобы максимально сократить расход моторного масла, конструкция ДВС включает в себя набор специальных крышек и поддонов.

Задача клапанной крышки состоит в том, чтобы разогретое масло попросту не разлеталось при смазывании клапанов, валов и других элементов газораспределительного механизма. Специальные каналы позволяют масляному насосу прокачивать смазочный материал, которым обрабатываются поверхности стенок цилиндров, поршней, коленвала (в нижней части ДВС или блоке), а также ГБЦ – распредвалов, клапанов и цепи ГРМ (если ее наличие предусмотрено конструкцией двигателя).

Движущиеся и контактирующие друг с другом детали двигателя без смазки вырабатываются настолько быстро, что мотор в таких условиях не прослужит долго – он перегреется и выйдет из строя.

Клапанная крышка не дает масляному насосу распылять смазочный материал наружу, что быстро оставило бы двигатель без смазки. Преграда на пути моторного масла заставляет его стекать, накапливаясь в поддоне, из которого оно опять попадает в систему, совершая один цикл за другим.

Что собой представляет клапанная крышкаЧто собой представляет клапанная крышка

На старых двигателях для изготовления клапанных крышек всегда использовался металл, однако современные ДВС с каждым годом все чаще оснащают пластиковыми. Применение полимеров приводит к заметному снижению эксплуатационного ресурса этих элементов. Это происходит потому, что работа мотора связана с нагреванием до температуры, зачастую превышающей +100 °C. Такой нагрев опасен для любого пластика.

Течь масла из-под клапанной крышки – серьезная проблема, для понимания которой важно разобраться в особенностях крепления этого элемента на головке блока цилиндров. Последняя снабжена основными крепежными гнездами, которые могут быть предназначены для:

  • болтов, которые вкручиваются в ГБЦ;
  • гаек, которые накручиваются на шпильки.

Важно помнить, что наличие специальной прокладки при креплении клапанной крышки к головке блока цилиндров – строго обязательно! Вверху располагается маслозаливная горловина, через которую пополняется уровень или производится замена масла в двигателе.

 

Причины течи масла из-под клапанной крышки

  • Масло может утекать, когда прокладка между клапанной крышкой и головкой блока цилиндров утрачивает эластичность

Причинами могут быть перепады температуры и постоянная вибрация. Потерявшая упругость резина не герметизирует место прилегания, что приводит к появлению потеков масла. Для устранения данной проблемы необходимо заменить прокладку.

  • Часто причиной утечки масла становится деформированная клапанная крышка

Возможные причины этого явления – постоянные перепады температуры и/или неправильный момент затяжки креплений. Стальные или алюминиевые детали редко подвергаются деформации, чего нельзя сказать о пластиковых.

  • Масло может подтекать из-под клапанной крышки из-за неправильного монтажа

Подобное возникает, если при установке не были очищены от грязи прилегающие поверхности или затяжка крепежей была выполнена с нарушением рекомендованной последовательности. Кроме того, при сборке необходимо использовать герметик, нанося его в местах, которые производитель указывает в соответствующей технической документации.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

  • К протечке масла может приводить избыточное давление газов в картере двигателя

Неисправности или недостаточно эффективная работа системы вентиляции картерных газов часто приводит к тому, что взвешенные в выхлопных газах частички масла проникают наружу вследствие разгерметизации соединений. В этом случае весь мотор запотевает, покрываясь слоем моторного масла.

Для данной неисправности характерны протечки смазочного материала под клапанной крышки, на стыке блока и поддона, в посадочных местах сальников распредвала и коленвала. Также часто выдавливается наружу масляный щуп и быстро снижается уровень моторного масла в системе.

  • Масло может утекать из-под клапанной крышки, если неправильно подобрана резиновая прокладка

Которая должна быть достаточно упругой и хорошо выдерживать перепады температуры. Эксплуатационные характеристики этого изделия определяются в основном химическим составом резины и качеством формовки.

Последствия течи масла из-под клапанной крышки

Автомобили с пробегом часто имеют незначительное масляное запотевание, которое окружает крышку головки блока цилиндров. Это нормальное явление. Если же течь становится обильной, масло может попадать на раскаленный металл выпускного коллектора, становясь источником характерного неприятного запаха. Опасность такой утечки заключается в растущем потенциальном риске возгорания.

Течь масла из-под клапанной крышки приводит к налипанию пыли. Если длительное время эксплуатировать автомобиль с такой неполадкой, весь мотор постепенно покроется плотным слоем грязи. В жару такое «одеяло» существенно перегружает систему охлаждения. Если оно недостаточно эффективно, например, из-за уменьшения теплоотдачи, к которому приводят внутреннее или наружное загрязнение, ДВС может перегреться. Кроме того, существенно возрастают затраты на поддержание требуемого уровня смазочного материала.

 

Что делать, если пропускает клапанная крышка

При выявлении утечки масла из-под клапанной крышки специалисты рекомендуют проверить и подтянуть крепления, выполнить диагностику системы вентиляции картерных газов и проверить правильность установки резиновой прокладки между крышкой и головкой блока цилиндров.

Что делать, если пропускает клапанная крышкаЧто делать, если пропускает клапанная крышка

Подтяжка креплений

При подтяжке винтовых креплений (болтов или гаек) клапанной крышки необходимо использовать динамометрический ключ, обеспечивающий точный контроль момента силы, чтобы не сорвать резьбу или не сломать болт.

Диагностика клапана рециркуляции в системе вентиляции картерных газов

От исправности клапана зависит работоспособность всей системы вентиляции картера. На малых оборотах он закрыт, а по мере их увеличения начинает открываться. При неисправности этого устройства происходит нарастание давления картерных газов, смазка выдавливается наружу через сальники и прокладки.

Убедиться в работоспособности клапана PCV несложно – снимите его и продуйте с двух сторон. Исправное устройство пропускает воздух только в одну сторону. В противном случае оно подлежит замене.

Проверка прокладки

Нарушение герметичности, обусловленное повреждением или износом резиновой прокладки – серьезная неполадка, так как для ее устранения необходимо снимать клапанную крышку. При установке новой прокладки необходимо убедиться в отсутствии трещин.

Чтобы выполнить замену:

  • демонтируйте клапанную крышку;
  • снимите и промойте сеточки;
  • нанесите герметик на посадочное место прокладки в крышке клапанов;
  • установите в клапанную крышку резиновую прокладку;
  • еще раз нанесите герметик на прокладку;
  • установите на место клапанную крышку;
  • затяните крепления в последовательности, рекомендованной производителем.

Важно! Если для крепления клапанной крышки используются шпильки, необходимо убедиться, что они полностью ввинчены в головку блока.

Что делать, если пропускает клапанная крышкаЧто делать, если пропускает клапанная крышка

Если моторное масло подтекает через болтовое соединение и попадает на раскаленный металл выпускного коллектора, в салоне может ощущаться характерный запах гари. Чаще всего это признак проблем с уплотнителями. Для устранения такой неполадки необходима разборка блока, однако некоторое время двигатель можно эксплуатировать, восстановив поврежденный уплотнительный элемент с помощью герметика.

Какую прокладку клапанной крышки выбрать

Прокладка между клапанной крышкой и головкой блока цилиндров на современных двигателях внутреннего сгорания может быть резиновой, пробковой или силиконовой. Разберем особенности каждого из этих материалов.

Резина

Плюсы:

  • резиновая смесь, из которой выполнены такие прокладки, доступная и относительно дешевая;
  • эластичный материал обеспечивает герметичность даже при наличии дефектов на поверхности соединяемых элементов.

Минусы:

  • относительно быстро утрачивает эластичность под действием перепадов температуры;
  • необходима частая замена из-за низкого эксплуатационного ресурса.

Пробка

Плюс: пробка с добавлением резиновой крошки устойчива к воздействию моторного масла и высокой температуры.

Минус: не компенсирует дефекты поверхности и требует применения герметика.

Силикон

Плюсы:

  • обеспечивает высокую герметичность и компенсирует незначительные дефекты клапанной крышки;
  • сохраняет эластичность при нагревании до +160 °С;
  • не разрушается при контакте с горячим моторным маслом.

Минус: на рынке часто встречаются поддельные силиконовые уплотнители.

Какую прокладку клапанной крышки выбратьКакую прокладку клапанной крышки выбрать

Внимание! Специалисты рекомендуют приобретать прокладки для клапанных крышек у официальных дилеров или на сайтах производителей.

Советы по устранению течи масла из-под клапанной крышки

  • При покупке прокладки необходимо убедиться, что ее поверхность не имеет дефектов, трещин и наплывов. Материал должен быть мягким и эластичным.
  • Если автомобиль оснащен двигателем, в котором для установки клапанной крышки используется герметик, его нельзя заменять другими составами. Кроме того, важную роль играет точное соблюдение рекомендованной производителем технологии нанесения.
  • Часто герметик используют при установке резиновых прокладок. Сторонники и противники такой практики приводят свои аргументы за и против.
  • Герметиком нередко пользуются для обработки привалочных плоскостей, имеющих те или иные дефекты, однако следует помнить, что эта мера не дает продолжительного эффекта. Если поверхности ровные, лучше не прибегать к дополнительной герметизации.
  • При установке клапанной крышки на ГБЦ и затяжке болтов (гаек) следует придерживаться последовательности, рекомендованной производителем, прикладывая заданное усилие.

Часто задаваемые вопросы о течи масла из-под клапанной крышки

Какую роль играет давление картерных газов?

При замене прокладки между клапанной крышкой и головкой блока цилиндров проблема утечки масла решается временно. Необходимо установить причину, по которой возникает данная неполадка.

Идеально ровные привалочные плоскости, качественный материал и форма прокладки – все это не решает проблему, если смазка выдавливается наружу из-за повышенного давления газов в картере. В состав газовой смеси входят несгоревшая топливно-воздушная смесь, которая проникает через поршневые кольца, и масляная взвесь. Система рециркуляции подает эту гремучую смесь обратно во впускной тракт.

При замене прокладки клапанной крышки, как правило, можно лишь на некоторое время устранить последствия поломки. Поэтому важно точно знать, почему протекает масло, так как ни правильная геометрия привалочных плоскостей, ни качественно сделанная прокладка и следование инструкциям не защитят от протечки, если внутри ДВС повышенное давление картерных газов.

Почему может идти дым из-под клапанной крышки?

Почему может идти дым из-под клапанной крышки?Почему может идти дым из-под клапанной крышки?

Дым, выходящий из мотора, когда вы снимаете крышку с маслозаливной горловины, может свидетельствовать о:

  • затрудненной рециркуляции картерных газов;
  • износе направляющих втулок клапанов;
  • износе поршневых колец.

Почему под клапанной крышкой образуется нагар?

Наличие нагара и грязи могут быть признаками:

  • отсутствия герметичности;
  • потери эластичности сальников и уплотнительных элементов;
  • низкого качества моторного масла.

С какой периодичностью нужно проверять герметичность клапанной крышки?

При проведении технического обслуживания двигателя клапанная крышка нуждается в тщательной протяжке. Специалисты рекомендуют выполнять диагностику и подтягивать крепления через 2 000–3 000 км пробега после замены прокладок или иных ремонтных работ. Если крышка сажается только на герметик, а прокладка отсутствует, следует дать уплотнительному слою схватиться. Этот процесс занимает от 8 до 12 часов.

Клапанные крышки входят в конструкцию всех двигателей внутреннего сгорания, предотвращая утечку моторного масла наружу в ходе работы силового агрегата. Самостоятельно установить причину возникновения течи, опираясь на изложенную выше информацию, и устранить ее, может каждый водитель.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...