О чем речь? Сварка кузова автомобиля требуется при различных повреждениях, вызванных как механической деформацией, так и другими причинами, например, коррозией. В зависимости от типа металла, формы и структуры детали выбирается подходящая технология.
На что обратить внимание? Сварка кузова имеет свои особенности. Например, нельзя варить сплошным швом, ведь в таком случае каркас поведет, а значит, работа будет испорчена. Также необходимо правильно выбирать расходные материалы.
В этой статье:
Отличительные черты сварки кузова автомобиля
Кузовное железо имеет особенности, которые обязательно следует учитывать, если предстоит сварка кузова автомобиля. В первую очередь, это его малая толщина. Использование тонкого катаного листа в проектировании и изготовлении этой части машины объясняется упором на минимизацию его массы. Дополнительную прочность обеспечивает усиление ключевых узлов и особенности трехмерной конструкции.
Отличительные черты сварки кузова автомобиля
Крупных элементов немного, проблем при сваривании они не доставляют. Поэтому основной технологический акцент делается на нюансы работы со сталью, чья толщина не достигает и миллиметра.
Эта технология характерна для конвейерного производства, применять ее при ремонте проблематично, а значит, нецелесообразно.
Минусы сплошного шва
Также следует помнить о недопустимости сплошного шва. В противном случае сталь кузова будет деформирована и утратит начальную геометрию.
Этот тип соединения прочнее. Но одна из сторон кузова, сваренная таким образом, рискует оказаться на несколько сантиметров меньше противоположной. Исправить это не получится, кузов будет испорчен безвозвратно. Чтобы избежать подобных проблем, данную часть машины варят небольшими стежками, подражая точечной сварке и не нарушая соответствия в прогреве металла разных частей.
Формы швов для сварки кузова автомобиля
Можно выделить три типа соединения: встык, внахлест, внахлест с пазом.
Первое из них – самое непростое для начинающих. Однако, разобравшись в закономерностях и немного попрактиковавшись, освоить его просто, особенно используя качественные сварочные устройства типа TIG или MIG/MAG. Необходим такой тип сварки, когда части кузова соединяются краями. Важно помнить о необходимости небольшого зазора между ними, поскольку при нагревании металл расширяется.
Если нужно обеспечить гладкость одной из сторон, применяют соединение внахлест с пазом. В этом случае потребуются специальные приспособления: один из листов подсовывается под фланец другого и соединяется. Стык остается с внутренней стороны. Для полной герметизации его можно проварить с двух сторон.
Это, кстати, одна из сложностей сварки внахлест или внахлест с пазом. Непроваренное с двух сторон соединение может быть негерметичным. Поскольку температурная обработка одного и того же участка удваивается, нагреваемый металл также будет деформироваться сильнее. Поэтому серьезных преимуществ, за исключением легкости в освоении для начинающих, подобная технология не имеет. Использовать ее однозначно следует разве что при имитации заводской сварки или отсутствии возможности варить встык.
Товары из категории
Сварка встык оптимальна для металлических заплаток или ремонтных вставок.
Если технологическая оснастка или навыки сварки недостаточны для изготовления из одного листа какой-либо необходимой панели или детали со сложной геометрией, можно выполнить ее из ряда простых частей. Так довольно часто поступают даже профессионалы, практикующие формовку металла и кузовной ремонт.
Прежде этот способ применяли и заводские производители, однако со временем он был вытеснен более функциональной техникой штампования и формования прокаткой.
Виды сварки для ремонта кузова авто
Темп сварочных работ и их добротность определяются, прежде всего, применяемым оборудованием. Разумеется, настоящий мастер без труда может применить любую из доступных технологий, но если это приведет к потере времени или ухудшению качества работы, очевидно, что заниматься этим он не будет.
Так, с появлением полуавтоматов, давно и прочно вышла из употребления кислородно-ацетиленовая горелка, с которой в свое время начинался кузовной ремонт.
Виды сварки для ремонта кузова авто
Полуавтомат
Это максимально легкий в освоении и применении способ сварки, который по силам даже новичку. Его принцип основан на работе в среде инертного газа.
После широкого распространения этого метода применять сварку для починки может даже рядовой владелец автомобиля. А ведь прежде сварочный кузовной ремонт был настолько сложен, что учиться приходилось весьма продолжительное время.
Принцип работы при таком способе сварки основан на подаче омедненной стальной проволоки малой тонкости в область сварочного шва из катушки электромотора с редуктором. Первый из выходов напряжения питания электрической дуги совмещается с направляющими роликами и соплом. Проволока проходит сквозь него. Второй выход применяется на деталь, подлежащую сварке.
В область дуги сквозь сопло направляется один из инертных газов, как правило, углекислота. Баллоны с ней оснащены редуктором с целью недопущения в область шва кислорода, так как он влияет на чистоту сваривания частей. Изредка используют углекисло-аргоновую смесь, швы в этом случае выходят более качественными.
Нажимая на расположенную на горелке аппарата кнопку, вы одновременно запускаете два параллельных процесса: активируете клапан инертного газа и запускаете его подачу в область сваривания, а также подаете напряжение на омедненную стальную проволоку, проходящую сквозь сопло.
Режим можно выбрать, вручную или автоматически регулируя основные параметры сварки:
- ток дуги, от мощности которого зависит провар (или проплавление шва);
- скорость подачи проволоки, чем мощнее дуга, тем больше масса присадочного металла;
- темп подачи газа, контролирующийся редуктором баллона.
Интенсивность тока, как правило, устанавливается несколько выше необходимой. При этом оператор сварки должен контролировать период касания продолжительностью нажатия кнопки активации. В итоге металл кузова не повреждается, а небольшие стежки имеют хороший провар.
Инвертор
Это силовой агрегат, преобразующий сетевое высокое переменное напряжение в низкое постоянное, предназначенное для питания сварочной дуги.
До сих пор здесь и там можно встретить утверждение, что полуавтоматы не относятся к инверторам, поскольку последние предназначены для работы с электродами и отличаются от сварочных трансформаторов только меньшим размером. Это утверждение ошибочно.
Типологически инверторы выделяются из этого ряда только более интенсивной частотой преобразования тока. Закономерность такова: чем выше частота трансформатора, тем он меньше. Вопреки некоторым мнениям, трансформатор необходим как минимум в гальванической развязке электродов и сети.
Так, весить инверторный аппарат может от двух до трех килограммов, поскольку частота тока в нем составляет 50–100 кГц и входящий в комплектацию трансформатор теряется на фоне остальной электронной начинки. В то же время при частоте тока в 50 Гц инверторы, работающие от сети, должны оснащаться весьма громоздкими трансформаторами, что автоматически доводит их вес до 20 кг.
Инвертор
Ручная дуговая сварка
При всех преимуществах современных видов сварки в настоящее время иногда практикуются способы, технологически изжившие себя, но все еще не вышедшие из окончательного употребления. К ним можно отнести ручное сваривание плавящимся электродом с обмазкой флюсом. Если за дело берется профессионал, такой метод вполне можно применять при соединении громоздких деталей. Однако для кузовной сварки он категорически не подходит.
Безусловно, настоящий специалист способен провести при помощи электрода самую филигранную сварочную работу.
Без баллона можно обойтись, например, при применении флюсованной проволоки. Но материалы в таком случае обойдутся дорого, а качество работы окажется низким. Поэтому на вопрос о том, какой сваркой варить кузов автомобиля, отвечаем, что полуавтомат выигрывает по всем параметрам.
Фиксация деталей кузова во время сварки
Один из самых сложных моментов при сварке – незакрепленная деталь. Для того чтобы избежать подобных проблем, перед началом процедуры следует закрепить нужные листы или другие элементы и установить между ними фиксированный зазор.
Способов для этого известно несколько, каждый имеет свои плюсы и минусы. Так, магнитная фиксация оптимальна при монтаже заплат, но совсем не подходит для сварки крыльев. Для этой операции стоит прибегнуть к другим инструментам.
Хотя намного более известны и, следовательно, чаще применяются такие приспособления, как струбцины, зажимные щипцы или edge clips – сварочные зажимы для стыковых соединений. Поскольку они предназначены для различных манипуляций, вы без труда подберете предмет нужного размера и формы, даже если предполагается сварка металлических листов внахлест, внахлест со смещением или встык.
Оборудование для контактной сварки
Но наиболее популярны в кузовном ремонте все же зажимные щипцы. При всей универсальности они имеют два основных минуса. Первый – внушительные параметры, что существенно осложняет работу с ними. Второе неудобство связано с областью применения – точка фиксации детали может располагаться не далее 40 см от щипцов.
Сварочные зажимы используются чаще всего при соединении встык ремонтных вставок. Применять их целесообразно, если в наличии доступ к внутренним областям деталей. Ставить и снимать их легко, при работе щипцы совсем не мешают.
Кроме того, с их помощью хорошо производить точную, аккуратную стыковку листов с необходимыми зазорами с возможностью выравнивания поверхностей по заданной линии. Но там, где детали обладают внушительной кривизной, сварочные зажимы бессильны, поскольку часто не в состоянии сохранить нужный зазор.
Фиксация деталей кузова во время сварки
Примерный ход работ при сварке кузова
В качестве примера разберем сварку кузова автомобиля полуавтоматом. Следует помнить о том, что этот процесс состоит их нескольких этапов. Первый – подготовка приспособлений, которые понадобятся в последующей работе.
Далее специалист подключает редуктор с углекислым газом и баллон. Проверяет проволоку – ее край должен идти в механизм подачи. Откручивает сопло.
Иногда необходимо настроить регулятор тока и темп подачи проволоки. Это зависит от модели аппарата, который используется.
От типа примененной проволоки также зависят выставляемые настройки полярности:
- «+» в случае применения электродержателя;
- «-» при использовании горелки.
Полярность нужно изменить, если применяется медная проволока.
Также следует выбрать проволоку соответствующего диаметра, если собираетесь осуществлять сварку полуавтоматом. Стандартная медная проволока не подойдет, поэтому следует заранее озаботиться приобретением особой. Ее можно найти в магазинах, которые специализируются на запчастях.
Допустима проволока из других металлов, но с медным покрытием. Это обязательное условие, так как медь:
- создает стабильный электрический контакт;
- заменяет сварочный флюс.
Толщина расходника при этом должна быть в пределах 0,3–3 мм. Кроме того, обязательно понадобится флюсованная проволока в том случае, если сварка производится без использования углекислого газа. Флюс здесь выполняет защитную функцию и улучшает свойства сварки. Минус есть – это более высокая в сравнении со стандартной проволокой цена. Зато не придется настраивать полярность, как это нужно делать при работе с обычной проволокой.
Важно убедиться, что диаметры выбранной проволоки и сварочного наконечника совпадают.
Процесс сварки
После того как настройка выполнена, можно присоединять аппарат к питанию и начинать сварку. Обязательно учитывайте положение шва. Если предполагается стык большой длины, вначале следует точечно скрепить его в произвольных местах для закрепления материала. Дальше можно соединять элементы сплошным прерывистым методом.
В процессе сварки обязательно проверьте наличие металлических брызг на сопле сварки. Их отсутствие обозначает нормальную работу. Если брызги есть, воспользуйтесь для их устранения наждачной бумагой. В противном случае вы рискуете испортить сопло.
Наметив шов точечной сваркой, удостоверьтесь, что детали стоят ровно. Закончив стык, произведите зачистку и пройдитесь антикоррозийным составом. Автомобильный шовный герметик вполне подойдет. Если пропустить этот этап, срок эксплуатации может весьма сократиться. Затем наступает черед разравнивания и нанесения краски. Изнутри шов достаточно обработать пневматическим распылителем консервантов.
Как вы могли убедиться, сварочные кузовные работы – процесс сложный, имеющий ряд нюансов и требующий тщательной подготовки рабочего места, инструментария и, разумеется, деталей. Но именно такие действия необходимы, чтобы избавиться от коррозии и реанимировать ваш автомобиль.