Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Успейте получить скидку до 46 000 рублей на весь ассортимент
Только до 5 декабря
Получить скидку
15.08.2023 Автосервис
1811
Время чтения: 13 минут

Суммарный люфт рулевого управления автомобилей: нормы, нарушения, решение проблем

Сохранить статью:

О чем речь? Суммарный люфт рулевого управления автомобиля определен законодательно с ограниченными пределами. Иначе транспортное средство запрещено к эксплуатации.

Как проявляется? Люфтом называют свободный ход рулевого колеса до момента, пока машина не начнет поворачиваться в одну из сторон. Из-за конструкции автомобиля этого явления не избежать. Поэтому важно знать причины избыточного люфта и способы их устранения.

 

Что такое люфт рулевого управления автомобилей

Люфтом принято называть величину свободного хода в местах соединения нескольких элементов конструкции механизмов. Максимальную величину, смещение на которую не влияет критически на функционирование системы, называют допустимым люфтом.

Основные узлы и детали автомобиля, подверженные люфтам:

  • рулевое управление;
  • карданные передачи трансмиссии;
  • элементы ходовой части;
  • узлы подвески.

Работу элементов рулевого управления в транспортных средствах регламентируют Правила ЕЭК ООН № 79. В документе содержится перечисление конструктивных требований к узлам и деталям данной системы. Проверку технического состояния проводят в соответствии с основными эксплуатационными требованиями, изложенными в СТБ 1641-2006.

Что такое люфт рулевого управления автомобилейЧто такое люфт рулевого управления автомобилей 

Суммарный люфт рулевого управления автомобилей – величина угла между положениями рулевого руля, при которых управляемые колеса начинают разворачиваться вправо и влево. Иными словами, это сумма максимальных углов, на которые можно повернуть рулевое колесо в одну и в другую сторону без изменения направления движения транспортного средства.

В правилах безопасной эксплуатации транспортных средств перечисляются неисправности и условия, которые являются однозначным показанием для запрета пользования автомобилями, автобусами, автопоездами, автомобильными прицепами, мотоциклами, мопедами, квадроциклами и прочими самоходными машинами. В соответствии с требованиями, указанными в этом документе, при превышении приведенных значений использовать ТС запрещается.

Регламент методов проверки максимально допустимого люфта рулевого управления транспортных средств приводится в ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

 

Допустимый суммарный люфт рулевого управления автомобилей по ПДД

Для определения люфта рулевого управления замеряется величина угла, на который поворачивается управляющий узел системы, пока не возникнет отклик от управляемых колес. То есть это угол, на который можно повернуть руль в движении без изменения траектории хода транспортного средства.

Суммарный люфт – это сумма угловых величин поворота рулевого колеса в одну и в другую стороны до начала поворота управляемых колес, а значит, и самого автомобиля. Важность этого показателя настолько велика, что это отражено в ПДД.

Допустимый суммарный люфт рулевого управления автомобилей по ПДДДопустимый суммарный люфт рулевого управления автомобилей по ПДД 

Если техническая документация, которую производитель включает в комплект поставки транспортного средства, не содержит других рекомендованных значений, максимально допустимая величина люфта в градусах составляет:

  • у легковых автомобилей и использующих их элементы грузовых автомобилей и автобусов – 10°;
  • у автобусов – 20°;
  • у грузовых автомобилей – 25°.

В технической документации отдельных моделей могут указываться рекомендованные производителем значения, отличные от общих правил, например:

  • ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 – 5°;
  • Газель 3302 – 20° (в пассажирской версии) и 25° (в грузовой версии).
Началом поворота управляемых колес принято считать отклонение на угол от 0,06 до 0,01 градуса от прямого положения.

Как образуется люфт в рулевом управлении автомобилей

Конструкция рулевого управления у самоходных транспортных средств относительно проста, однако это не мешает данному узлу быть одним из важнейших. Именно руль позволяет водителю изменять траекторию движения автомобиля – поворачивать, маневрировать, преодолевать препятствия и парковаться. Важно понимать, что многочисленные подвижные детали и соединения, которые подвергаются изнашиванию в ходе эксплуатации, делают этот механизм не самым надежным.

Рулевая колонка – устройство, соединяющее рулевое колесо с рулевым механизмом, в котором часто возникает повышенный люфт. Основным элементом этого узла является шток, зафиксированный на валу с шарнирами.

Для передачи вращения между деталями рулевой колонки используются шестерни. Еще при изготовлении и сборке производитель предусматривает небольшие зазоры между взаимодействующими деталями, уменьшающие износ, к которому приводит трение зубцов друг о друга.

Как образуется люфт в рулевом управлении автомобилейКак образуется люфт в рулевом управлении автомобилей 

Люфт рулевого управления для водителя проявляется в возможности поворачивать руль из стороны в сторону без изменения направления передних колес. Чем дольше эксплуатируется транспортное средство, тем заметнее становится наличие свободного хода, к увеличению которого приводит естественное изнашивание элементов.

Большинство современных автомобилей оснащается реечно-шестеренным рулевым механизмом, преобразующим вращательное движение руля в поперечное движение рейки, передающей его на передние колеса.

Рулевой механизм, отвечающий за преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное, включает зубчатое колесо, надежно соединенное с рулевой колонкой, представляющей собой два вала. Последние соединяются друг с другом карданной передачей.

При вращении шестерни, закрепленной на одном из валов, движение через зубчатое сцепление передается рейке и идущим от нее тягам, соединенным с поворотными кулаками.

Как работает рулевое управление? Предположим, необходимо повернуть вправо. Для этого, поворачивая рулевое колесо в правую сторону, водитель вращает рулевую колонку и закрепленное на ней зубчатое колесо, которое через зубчатое сцепление перемещает рейку влево.

Перемещаясь, рейка толкает тягу левого колеса и тянет тягу правого. Последняя через рулевые кулаки начинает разворачивать управляемые колеса направо. Чем больше угол поворота руля, тем сильнее будут поворачиваться передние колеса.

Казалось бы, ничего сложного здесь нет, однако эта система включает в себя многочисленные соединения – шестерни с рейкой, рейки с тягами, тяги с поворотными кулаками и карданную передачу в рулевой колонке. Работа и взаимодействие всех этих подвижных элементов неминуемо приводит к трению, изнашиванию деталей, а значит, к увеличению люфта.

Товары из категории

Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Объем ресивера, л 500
  • Мощность, кВт 11
291 785 ₽
В кредит от 9 726/мес
ЗАРЯДНО-ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩИЙ ШКАФ ДЛЯ АКБ СВЕТОЧ - 04 - 06.40В.50А.R18А(250ВТ) – управление только через ПК
ЗАРЯДНО-ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩИЙ ШКАФ ДЛЯ АКБ СВЕТОЧ - 04 - 06.40В.50А.R18А(250ВТ) – управление только через ПК
  • Количество каналов, шт 6
  • Ток зарядки 1, А 50
682 560 ₽
В кредит от 22 752/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
349 200 ₽
В кредит от 11 640/мес
ML Верстак 1800 ML5/ML5 с двойным экраном и освещением
ML Верстак 1800 ML5/ML5 с двойным экраном и освещением
  • Габариты, мм 1888x1800x700
  • Вес, кг 141.2
Под заказ
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Признаки люфта рулевого управления автомобилей

Для того чтобы эффективно устранить неисправность раньше, чем она станет причиной нарушения работы других узлов и деталей, необходимо отслеживать симптомы изнашивания деталей рулевого управления. Люфт дает знать о себе:

  • появлением стука при повороте рулевого колеса;
  • повышенными вибрациями во время движения;
  • скрипом при повороте колес;
  • отклонением от заданной траектории при прямом положении рулевого колеса.

Диагностика люфта рулевого управления автомобилей

Для измерения размаха люфта используется специальный прибор – люфтометр. К примеру, модели К524М или ИСЛ-М позволяют за считанные минуты с высокой точностью определить величину свободного хода руля.

Для проведения диагностики необходимо:

  • завести двигатель и оставить его работать на холостых оборотах;
  • выставить передние колеса по продольной оси автомобиля;
  • проверить работу гидроусилителя руля;
  • по очереди повернуть рулевое колесо вправо и влево, фиксируя при этом начало поворота управляемых колес;
  • люфт равен угловому расстоянию, которое рулевое колесо проходит между этими моментами.

Вне зависимости от методов диагностики при обнаружении превышения допустимых значений люфта необходимо определить и устранить причину неполадок.

Правила проверки люфта рулевого управления автомобилей

Для корректного определения величины свободного хода при диагностике необходимо соблюдать ряд условий:

  • на шинах передних колес не должно быть грязи и влаги;
  • асфальтовое или бетонное покрытие, на котором стоят передние колеса, должно быть горизонтальным, ровным и сухим.
Если автомобиль оснащен гидравлическим усилителем руля, диагностика проводится с работающим на холостом ходу мотором.

Суммарный люфт в рулевом управлении грузового или легкового автомобиля определяют, измеряя угловое расстояние, которое проходит рулевое колесо от одного зафиксированного крайнего положения колес до другого. Измерения повторяются несколько раз.

Перед выполнением диагностики необходимо убедиться в том, что сила натяжения ремня привода насоса гидроусилителя и уровень рабочей жидкости в системе соответствуют рекомендованным значениям, которые производитель приводит в технической документации, входящей в комплект поставки транспортного средства.

При нормальной работе рулевого управления с гидравлическим усилителем органолептическая проверка должна показывать, что:

  • рулевое колесо вращается без рывков и задержек, а значит, гидроусилитель руля исправен;
  • при запуске двигателя не происходит самопроизвольного отклонения руля от прямого положения;
  • максимальный ход руля ограничен только конструктивными особенностями данного автомобиля;
  • детали и узлы рулевого управления не перемещаются относительно друг друга или опорной поверхности там, где это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • фиксация и сила затяжки всех резьбовых соединений соответствует рекомендациям производителя;
  • в рулевом механизме и приводах не используются детали с трещинами и признаками деформации.

Причины люфта рулевого управления автомобилей

Среди наиболее частых причин люфта в рулевом управлении:

  • плохо затянутые резьбовые соединения;
  • пришедшие в негодность шлицевые соединения;
  • износ карданных соединений промежуточного вала;
  • руль недостаточно прочно закреплен к корпусу автомобиля;
  • износ или слабая затяжка болтов крепления резинометаллических шарниров, соединяющих рулевые тяги с рейкой;
  • наличие большого зазора между рейкой и зубчатым колесом;
  • вышедшие из строя наконечники;
  • ослабленная затяжка регулировочных тяг.

Люфт в рулевом управлении устраняется относительно просто, если его причина в недостаточной затяжке гайки крепления рулевого колеса. Устранить его можно, демонтировав обшивку и с помощью торцевого ключа затянув резьбовое соединение.

На современных автомобилях под обшивкой рулевого колеса, как правило, скрывается подушка безопасности. Для того чтобы получить доступ к гайке, необходимо демонтировать этот модуль, предварительно скинув клеммы с аккумуляторной батареи.

Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса может привести к неуправляемости автомобиля. Руль свободно проворачивается, а значит, изнашиваются шлицы.

Для устранения проблемы необходимо установить новые детали. Выход из строя шарниров на промежуточном валу приводит к возникновению эффекта зубчатого колеса. Повороты рулевого колеса вызывают изнашивание промежуточного вала. Последний в таком случае следует заменить новым.

Еще одна частая причина появления люфта в рулевом управлении – ослабление крепления руля к корпусу автомобиля. Также проблема может возникать из-за пришедших в негодность прокладок. Для устранения неполадки в таком случае необходимо затянуть крепежи, предварительно заменив резиновые детали.

Следующая возможная причина возникновения люфта – увеличение зазора в зубчатом сцеплении рулевой рейки из-за истирания поверхности соприкасающихся зубцов. Также может увеличиваться зазор между рейкой и направляющими. Важно помнить, что причина преждевременного изнашивания этих деталей может крыться в порванных пыльниках.

Часто задаваемые вопросы о суммарном люфте рулевого управления автомобилей

  • Что называют суммарным люфтом?

Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля – сумма углов поворота руля до начала поворота управляемых колес в одну и в другую стороны от прямого положения.

  • Какова максимально допустимая величина суммарного люфта рулевого управления при эксплуатации автобусов?

Согласно пункту 2.1 ПДД РФ для автобусов максимально допустимое значение суммарного люфта в рулевом управлении – 20°.

  • По каким признакам можно во время движения определить, что суммарный люфт превышает допустимые значения?

О недопустимой величине люфта сигнализирует замедление отклика управляемых колес на повороты руля. Заметив такие признаки, водитель должен немедленно прекратить движение и установить причину неполадок.

Появление любых посторонних звуков – стука, вибрации, а также самопроизвольное отклонение автомобиля от траектории движения с большой вероятностью свидетельствует о том, что рулевое управление неисправно. Люфт может стать причиной того, что водитель не сможет своевременно отреагировать на опасную ситуацию.

Часто задаваемые вопросы о суммарном люфте рулевого управления автомобилейЧасто задаваемые вопросы о суммарном люфте рулевого управления автомобилей 

Что касается естественного износа шарниров и зубцов шестерен – это довольно медленный процесс, а значит, его сложно контролировать без применения специальных устройств. Необходимо регулярно выполнять диагностику, которая позволит своевременно выявить и устранить неполадки.

Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Приобрести оборудование за 0 ₽ без первого взноса
Кредит за 15 минут
Скидка до 46 000 ₽