В чем проблема? Иногда в автомобиле, особенно на кочках, появляется отчетливый неприятный звук. Это стучит амортизатор. Некоторые водители пренебрегают стуком, однако он может иметь серьезные последствия для безопасности, комфорта и надежности автомобиля.
В чем особенность? Стук амортизатора возникает только с той стороны подвески, где появилась неисправность – спереди или сзади. Но этот звук можно спутать с нарушением работы некоторых других узлов. Поэтому важно знать признаки и причины появления стука в амортизаторе, а также способы его устранения.
В этой статье:
Что такое амортизатор
Прежде чем разобраться, почему стучит амортизатор и что с этим делать, следует изучить принцип работы этого устройства. Основным элементом детали является наполненный маслом цилиндр. Внутри него находится поршень с подвижным штоком, благодаря движению которого гасится ударная и вибрационная нагрузка, возникающая при движении машины по неровной дороге. За счет вязкости масла в системе создается сопротивление, препятствующее распространению нагрузки на другие части автомобиля, что делает поездку намного комфортнее.
Исправная деталь работает бесшумно, поэтому, когда водитель замечает, что амортизатор стучит даже на мелких неровностях дороги, требуется выполнить диагностику устройства. Скорее всего, деталь вышла из строя, и нужно обслужить авто. Ездить со сломанным амортизатором небезопасно, поскольку управляемость существенно ухудшается, к тому же на другие узлы транспортного средства начинает передаваться не поглощенная устройством нагрузка.
Признаки стука в амортизаторе
Не все посторонние звуки, слышимые со стороны подвески, означают, что возникла проблема с опорами амортизирующего устройства. Возможны неполадки в других частях детали, среди которых:
Сайлентблоки
Это прокладки из полимерных материалов, расположенные между металлическими элементами, чтобы исключить их контакт. Повреждение прокладок приводит к ударам запчастей друг о друга. Вышедшие из строя сайлентблоки можно заменить, что нетрудно и недорого.
Товары из категории
Шаровые опоры
С помощью этих деталей обеспечивается прочное соединение стоек или ступиц с рычагами. Замена шаровых опор — сложная работа, придется обратиться в автомастерскую.
Стойки стабилизаторов
Их задача — не допускать сильного крена автомобиля при крутых поворотах и маневрировании. Проверить их состояние можно, раскачивая припаркованную машину, — если это легко удается, то определенно нужно отремонтировать или обслужить стойки.
Признаки стука в амортизаторе
Как определить, что стучит именно амортизатор, а не другие детали подвески? На самом деле это несложно, ведь эта запчасть издает звук, который не спутать ни с чем другим.
Если машину сильно кренит на поворотах, кузов заваливается назад при ускорении и раскачивается при езде по ямам и препятствиям, ухудшилась эффективность торможения, это говорит о том, что неисправны именно амортизаторы.
Можно выполнить проверку и на стоянке, для этого нужно постараться раскачать авто руками. Когда вы отпустите машину, колебания кузова должны почти сразу прекратиться, но, если автомобиль продолжает качаться, значит, амортизаторы не справляются с гашением колебаний.
Еще один способ — создать нагрузку, например сильно надавить на крыло и сразу отпустить. Если подвеска в норме, авто вернется в обычное положение. При неисправностях амортизатора вы будете наблюдать колебания кузова, и, скорее всего, придется заменить вышедшую из строя деталь.
Понять, что стучит именно амортизатор, можно с помощью простого визуального осмотра детали. Пора принимать меры, если на корпусе видны вмятины и другие повреждения, а также заметны подтеки масла.
Причины стука в амортизаторе
Если в движении вы слышите, как стучит амортизатор, как понять в чем кроется причина неисправности? Деталь может отказать из-за различных неполадок, перечислим самые распространенные из них:
Протечки масла и уменьшение его количества в цилиндре
Это происходит из-за износа прокладочных материалов. При их повреждении в цилиндре нарушается герметичность, и масло легко протекает. Сальники выходят из строя постепенно из-за коррозии, попадания едких реагентов, которыми посыпают дороги, оседания пыли. В среднем на российских дорогах прокладки амортизаторов служат 50–60 тыс. км. пробега, а после этого можно услышать, как стучит амортизатор.
Разрушение стоек и корпуса
Различные повреждения элементов появляются из-за избыточного физического воздействия. Из-за этого нарушается работа штока, который теряет способность двигаться по всей высоте и обеспечивать амортизацию. На некоторых моделях авто ставят двухтрубные амортизаторы, которым не так страшны повреждения корпуса или штока.
Повреждения поршня
Расположенный в цилиндре, под воздействием слишком сильной нагрузки поршень может деформироваться или расколоться. Такое может произойти при попадании в яму или наезде на препятствие на высокой скорости. Поршень попытается смягчить нагрузку, но для амортизации будет недостаточно сопротивления. В итоге поршень сталкивается с дном цилиндра и деформируется. Логично, что повреждения детали зачастую сопровождаются протечками масла.
Масло низкого качества
Вы можете услышать, как стучит амортизатор на ходу, если в цилиндр залито недостаточно вязкое масло. Его густота требуется для поглощения ударных и вибрационных нагрузок.
Причины стука в амортизаторе
Из-за сложного устройства отремонтировать амортизатор практически невозможно. При неисправностях решить проблему можно только заменой амортизатора.
Важно знать, что амортизирующие устройства меняют только парой на одной колесной оси. То есть, если стучит передний правый амортизатор и требуется его замена, менять нужно и передний левый.
В некоторых автомастерских выполняют ремонт детали, разрезая корпус и вынимая поршень и шток. Затем из нового амортизатора извлекают детали, которые требуется заменить в старом, заливают масло и заваривают корпус. Выполнять такую операцию довольно трудно, гораздо проще и дешевле будет поставить новый рабочий амортизатор, чем ремонтировать вышедший из строя.
Причины стука в новом амортизаторе
Случается, что при движении стучит не старый, а новый амортизатор. Несмотря на то что деталь еще не изношена, посторонние шумы все же могут появиться, и, к сожалению, такая проблема — совсем не редкость.
Почему стучит новый амортизатор:
- Заводской брак. Когда придет пора сменить сломанное устройство на новое, не стоит приобретать самый дешевый амортизатор. Производители, изготавливающие запчасти самого бюджетного сегмента, далеко не всегда заботятся о качестве.
- Ошибки при установке. Главное, что нужно обеспечить при монтаже детали, это надежную фиксацию ее частей. Стук амортизатора может появиться, если крепеж слабо затянут и деталь болтается.
- Дефекты или неподходящие размеры полимерных втулок.
Причины стука в амортизаторе зимой
Амортизирующие устройства, особенно российского производства, способны качественно выполнять свою работу даже при низких температурах.
Причины стука в амортизаторе зимой
Но проблемы в зимний сезон все же могут появиться. Все дело в масле, которое применяется в амортизаторе. Если в мороз амортизатор стучит даже на мелких кочках, есть вероятность, что в цилиндр залито летнее, а не всесезонное масло.
Такое может произойти при импорте автомобилей из теплых стран в северные регионы. Летнее масло замерзает, и амортизатор, не издававший никаких посторонних звуков до того, как машину перевезли, в новом климате начинает стучать.
Если проблема заключается только в этом, можно легко ее решить с помощью замены масла на специальное, незамерзающее.
Устранение стука в амортизаторе
Когда шум становится отчетливо слышен, автомобилисту следует как можно скорее отправиться на диагностику, ведь это, скорее всего, стучит амортизатор. Ответ на вопрос, можно ли ездить на машине со сломанной деталью, отрицательный. Транспортное средство теряет управляемость и устойчивость, сильно кренится при разгоне и поворотах, а, наезжая даже на небольшое препятствие на высокой скорости, водитель рискует попасть в серьезную аварию.
Если первичная диагностика покажет, что устройство повреждено, разумно приобрести и сразу поставить замену. Важно помнить, что нужно менять обе детали на колесной оси — если стучит левый задний амортизатор, правый задний тоже нужно установить новый.
Иногда водители пытаются отремонтировать устройство вместо покупки и монтажа нового. Для этого вскрывают корпус, меняют шток и прочие элементы, заливают новое масло. Но такой ремонт нецелесообразен. Ведь это слишком трудная операция, и выполнить ее самостоятельно вряд ли получится, а услуги автомастера будут стоить дороже, чем новые амортизаторы.
Чтобы не выяснять, почему стучит передний или задний амортизатор, проводить диагностику, покупать новые запчасти и тратиться монтаж, следует всегда соблюдать несложные правила эксплуатации. Самое главное — исключить лишнюю нагрузку. Например, стоит сбавлять скорость перед проездом лежачих полицейских и других неровностей на дороге. Правило простое: чем медленнее движется машина, тем меньше нагрузка на подвеску. Преодолевать неровные участки рекомендуется на скорости не более 20 км/ч.
Устранение стука в амортизаторе
Если вы все же заметили, что стучит амортизатор на кочках, покупать нужно только качественные детали. Экономить не стоит, ведь лучше приобрести рабочее и эффективное устройство у проверенного поставщика, чем дешевое, но не способное прослужить заявленный производителем срок.
Часто задаваемые вопросы о стуке в амортизаторе
Какие звуки издает неисправное амортизирующее устройство?
При износе амортизатора и его элементов зачастую можно услышать скрип или стук, а также почувствовать вибрацию даже при езде по хорошей, ровной дороге. Причина этого заключается в трении металлических деталей друг о друга, которое усиливается при срабатывании устройства.
Почему нельзя ездить, если стучит амортизатор?
Если передний или задний амортизатор начал шуметь, продолжить движение можно, но только на низкой скорости, и лучше сразу ехать в автосервис. Разгоняться не рекомендуется, особенно при наезде на любое препятствие, поскольку это чревато пробоем и повреждением подвески. Кроме того, из-за сломанного амортизирующего устройства покрышки изнашиваются гораздо быстрее, а также ухудшается управляемость, что делает езду небезопасной.
Из-за чего изнашиваются амортизаторы?
Любые повреждения, например трещины и вмятины, провоцируют протечки масла, что ускоряет износ запчастей. В жаркую погоду амортизаторам грозит перегрев из-за налипшей грязи, которая нарушает теплоотвод, поэтому стоит своевременно менять защитные пыльники.
Поломка амортизаторов — неприятная ситуация, которая может привести к опасным последствиям. Однако всегда есть возможность предупредить неполадку и с помощью несложной диагностики и своевременной замены запчастей избежать серьезных проблем. Помните, что при износе одного амортизатора нужно сразу заменить и второй. Кроме того, желательно вместе с ними приобрести и поставить верхние опоры — это повысит надежность и комфорт, а также продлит срок эксплуатации деталей.