Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
19.03.2024 Автосервис
964
Время чтения: 13 минут

Сопротивление свечей зажигания: подготовка к диагностике

Сохранить статью:

О чем речь? Сопротивление свечей зажигания обеспечивает защиту от электромагнитных помех, гарантируя стабильность работы электронных систем автомобиля. Оно измеряется в омах и может различаться для разных типов устройств.Сопротивление свечей зажигания обеспечивает защиту от электромагнитных помех, гарантируя стабильность работы электронных систем автомобиля. Оно измеряется в омах и может различаться для разных типов устройств.

 

Что такое сопротивление свечей зажигания

Сопротивлением свечей зажигания специалисты называют величину электрического сопротивления току, проходящему через них, измеряемого в омах. Это характеристика, присущая каждому такому устройству, и существуют нормы, которым они должны соответствовать. При выходе за пределы допустимых значений последствия могут разными – от перебоев в работе цилиндров ДВС до потери мощности и увеличения расхода горючего.

Принцип работы свечей зажигания и накала

Для проверки сопротивления свечей зажигания обычно используют мультиметр. Рассмотрим принципы, на которых основана работа этих устройств.

По сути, срабатывание свечи представляет собой короткое замыкание электрической цепи. Аккумуляторная батарея подает ток под напряжением 12 В на катушку зажигания, где происходит преобразование в ток напряжением до 40 тысяч вольт, проходящий по кабелям к центральному выводу, на котором возбуждается искра между плюсовым электродом и минусовым – корпусом. Для сглаживания поступающего вольтажа эти элементы оснащаются переменными резисторами.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

В дизельных ДВС искра воспламенения не образуется на свечах накала. Их задачей является преобразование электрической энергии в тепловую. Тепло необходимо для нагревания цилиндров и поддержания в них температуры +75 °C. Топливно-воздушная смесь в таких моторах воспламеняется при сжатии под высоким давлением.

Принцип работы свечей зажигания и накалаПринцип работы свечей зажигания и накала

Виды свечей зажигания

Существуют разные классификации автомобильных свечей зажигания, которые могут различаться по числу электродов, калильным показателям, размеру корпусов. По первому из перечисленных признаков они бывают:

  • двухэлектродными;
  • многоэлектродными.
В устройствах первого типа используются центральный и боковой электроды. В более современных и надежных свечах их число может достигать четырех.

Особое внимание специалисты уделяют материалу, из которого изготавливаются электроды свечей зажигания. У классических моделей они выполнены из никелевого сплава, что позволяет обеспечить длительный срок службы.

 

Для отведения тепла конструкция таких приспособлений включает в себя элементы из сплава на основе меди. Это решение позволяет снизить тепловую нагрузку. Подобные устройства обычно служат от 10 000 до 15 000 км пробега.

На электроды платиновых свечей слой платины наносится путем напыления. Это необходимо для увеличения эксплуатационного ресурса устройств, а также для обеспечения стабильной работы в широком диапазоне температуры. Средний срок службы колеблется от 50 000 до 60 000 км пробега.

Иридий используется в свечах зажигания двигателей внутреннего сгорания для снижения напряжения, при котором происходит возбуждение искры, воспламеняющей топливную смесь. Изделиям из иридиевых сплавов свойственна повышенная коррозионная стойкость. Такие устройства служат до 100 000 км пробега.

Нормальное сопротивление свечей зажигания

Нормальные значения сопротивления свечей зажигания могут быть разными. Чаще всего они находятся в диапазоне от 2 до 20 кОм. Но в любом случае следует изучить рекомендации изготовителя двигателя, ведь возможно наличие особенностей, присущих конкретным моделям. Устройства, сопротивление которых больше или меньше рекомендованных значений, подлежат замене.

Нормальное сопротивление свечей зажиганияНормальное сопротивление свечей зажигания

Когда необходимо проверять и менять свечи

Существуют разные признаки снижения работоспособности и физического износа свечей зажигания. Если искра отсутствует в одной или нескольких камерах сгорания, топливно-воздушная смесь не выгорает до конца. Следствием становится ощутимое снижение мощности двигателя и резкое ухудшение динамики разгона. Кроме того, обычно наблюдается нестабильность холостых оборотов. Увеличение расхода горючего может составить от 50 до 100 %.

Транспортные средства с подобными неполадками специалисты рекомендуют выводить из эксплуатации, чтобы выявить и устранить поломки. Необоснованно высокие расходы, вызванные частыми заправками, далеко не самые серьезные последствия, к которым может привести неправильная работа ДВС из-за проблем с зажиганием. Нестабильная работа мотора может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия, например, когда недостаточная мощность двигателя не позволяет водителю правильно выполнить и вовремя закончить обгон, покинув встречную полосу.

К описанным выше проблемам нередко приводят неисправные бронепровода, форсунки и т. д. Свечи – самая вероятная причина возникновения неполадок в системе зажигания. Кроме того, они наиболее доступны, а значит, диагностику следует начинать именно с них.

При некорректной работе одной или нескольких свечей зажигания, причиной которой может быть, например, нагар на электродах, не происходит полного и эффективного сгорания топливно-воздушной смеси, а значит, горючее расходуется впустую. При этом автомобиль с трудом набирает скорость даже при выжатой до упора педали газа.

К неполадкам, которые типичны для некорректной работы свечей, относятся проблемы с запуском двигателя. Если топливно-воздушная смесь воспламеняется не во всех камерах сгорания, рабочим цилиндрам приходится работать с увеличенной нагрузкой. В этих условиях часто происходит ускоренное изнашивание стартера и аккумуляторной батареи. Если вовремя не заменить неисправные устройства, можно столкнуться с необходимостью менять узлы и детали, стоимость которых выше в десятки раз.

Подготовка к диагностике

Для проверки свечей требуется предварительная подготовка. Даже у полностью исправных устройств электроды покрываются налетом, который следует удалить перед проведением диагностики. Водители используют для этого разные способы, включая ультразвуковую очистку и даже промывку кока-колой.

Подготовка к диагностикеПодготовка к диагностике

Особенно популярны два метода:

  • удаление налета металлической щеткой или наждачной бумагой (важно помнить, что такая очистка сопровождается дополнительным истончением электродов);
  • применение специальных химических составов, например, очистителя карбюраторов или инжекторов (этот метод позволяет выполнять качественную и щадящую очистку).

Для регулировки зазора используют специальные щупы. Изменение расстояния между электродами вызвано постепенным выгоранием материала электродов, что в свою очередь приводит к постепенному ослабеванию искры. Если она перестает воспламенять топливную смесь, происходит детонация несгоревшего бензина в цилиндрах, которая может стать причиной серьезных поломок.

 

Нормальная величина зазора может быть разной:

  • от 0,5 до 0,6 мм (карбюраторные моторы с контактным зажиганием);
  • от 0,7 до 0,8 мм (карбюраторные ДВС с электронным зажиганием);
  • от 1,0 до 1,3 мм (инжекторные двигатели внутреннего сгорания).

Подготовка к диагностикеПодготовка к диагностике

Процесс проверки свечей зажигания

Проверить сопротивление свечей зажигания проще всего с помощью мультиметра, предварительно переключив его в режим омметра (20 кОм). Измерение выполняется между открытым краем центрального электрода и контактной гайкой. Если прибор отреагирует при замере между электродом и поверхностью корпуса, это однозначно свидетельствует о неисправности устройства.

Сопротивление на центральном электроде обусловлено действием резистора, который снижает интенсивность горения дуги, чтобы она медленнее плавила материал электрода, увеличивая зазор. Кроме того, благодаря внутреннему резистору минимизируется уровень радиопомех, возникающих в момент возбуждения искры. Стабильную и эффективную работу ДВС обеспечивает примерно одинаковое сопротивление на всех устройствах.

Свечи с заметными отклонениями от нормальных значений сопротивления подлежат замене. Чаще всего нормой является диапазон от 5 до 15 кОм.

Применение мультиметра позволяет выявлять свечи с нулевым сопротивлением, предназначенные для установки на ДВС строго определенных типов. Случайное их монтирование на обычный двигатель может стать причиной выхода из строя ЭСУД. В любом случае при монтаже устройств нужно выполнять такую проверку, чтобы избежать серьезных поломок, дорогостоящего ремонта или просто дестабилизации работы силовой установки.

Процесс проверки свечей зажиганияПроцесс проверки свечей зажигания

Как продлить срок службы свечей

Подлежат ли восстановлению неисправные свечи? Нет. Трещины в изоляторе, оплавление электрода, повреждение уплотнительного кольца – все это сигнал о необходимости замены. Если вы сделаете это своевременно, то избежите множества неприятных последствий.

Для того чтобы продлить ресурс свечей, следует воспользоваться рекомендациями опытных водителей:

  • не пытайтесь экономить, заливая топливо неизвестного происхождения и качества;
  • примерно каждые 15 000 км пробега выполняйте проверку электродов и корпусов свечей, при необходимости регулируя зазор;
  • уделяйте внимание подбору калильного числа (при неправильной установке возможен выход свечей из строя из-за скопившегося нагара);
  • старайтесь ставить оригинальные устройства (если использовать заменители, то это должна быть продукция проверенных брендов – NGK, Denso, Brisk и т. п.).

Часто задаваемые вопросы о сопротивлении свечей зажигания

О чем можно судить по состоянию свечей зажигания?

На основании результатов проверки работы этих устройств можно сделать выводы о ходе температурных процессов, сбалансированности топливно-воздушной смеси, качестве топлива и т. д. Рекомендованный максимум пробега между заменами свечей зажигания – около 30 000 км. Увеличение зазора составляет 0,015 мм на каждую тысячу километров, пройденную автомобилем. Оптимальная периодичность диагностики – каждые 5 000 км.

Что можно выяснить при визуальном осмотре свечей зажигания?

В норме электроды должны быть чистыми и не иметь видимых повреждений. Допускается наличие равномерного коричневого налета, но не должно быть следов масла и нагара. В последнем случае могут иметь место использование некачественного бензина, неверные настройки топливной системы или горение моторного масла.

К каким последствиям может привести использование неправильно подобранных свечей зажигания?

Если использовать неподходящие устройства, это может привести к серьезным поломкам и сбоям в работе двигателя. Кроме того, сами электроды будут чаще выходить из строя, покрываясь слоем нагара. Признаками неправильного подбора свечей могут быть «троение» мотора и повышенный расход горючего.

К каким последствиям может привести использование неправильно подобранных свечей зажигания?К каким последствиям может привести использование неправильно подобранных свечей зажигания?

Величина электрического сопротивления свечей зажигания – важный показатель, по которому можно оценить эффективность работы как системы подачи топлива, так и двигателя в целом.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...