О чем речь? Сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости – один из параметров, по которому можно определить наличие или отсутствие проблем с этим модулем. Работа резистора очень важна, так как он передает данные ЭБУ, регулирующему работу двигателя.
На что обратить внимание? Однако измерение сопротивления – не единственный способ диагностики, есть и более точные варианты. Также используют и разные методы проверки: со снятием датчика и без.
В этой статье:
Устройство и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости
Система охлаждения современных двигателей внутреннего сгорания оснащается датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – резистором (термистором), который реагирует на изменение температуры и подает сигнал электронному блоку управления. ЭБУ на основании полученных данных регулирует шаги регулятора холостого хода и настраивает оптимальный объем топливно-воздушной смеси, подаваемой в камеры сгорания.
Суть работы устройства заключается в увеличении сопротивления при охлаждении и понижении при нагревании.
Устройство и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости
К примеру, при температуре +130 °C сопротивление ДТОЖ составляет 70 Ом, при -40 °C оно возрастает до 100,7 Ом.
Управление термистором осуществляет контроллер путем подачи электрического тока с положительным напряжением 5 вольт.
Работа датчика основана на применении классического резистора, сопротивление которого (R) – неизменно.
Вычислить, насколько нагрелась ОЖ в системе, можно по падению напряжения на ДТОЖ за счет изменения сопротивления. Чем сильнее нагрет двигатель, тем на меньшую величину будет снижаться напряжение.
Для того чтобы измерить сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости, нужно знать, где он установлен на конкретном двигателе.
Также возможным местом установке термистора может быть патрубок радиатора.
ДТОЖ представляет собой компактное устройство, для установки которого применяется резьбовое соединение. Термистор, контролирующий изменения температуры, погружен в антифриз.
Некоторые модели, например BMW E 39 оснащались ДВС с двумя датчиками температуры охлаждающей жидкости, один из которых монтировался на выходе из двигателя, а второй – после радиатора. Установить и снять их можно было с помощью гаечного ключа на 22 мм.
Измерение температуры двумя термисторами в двух разных местах обеспечивает быстрый ответ электронного блока управления на ее изменения.
Такое решение применяется на дорогих автомобилях с мощными двигателями, так как в них крайне важно контролировать температуру охлаждающей жидкости в системе.
ЭБУ в этом случае снабжается соответствующим программным обеспечением. Информацию о типе и месте установки устройств можно найти в технической документации, входящей в комплект поставки автомобиля.
Благодаря относительной простоте такие датчики крайне надежны и редко выходят из строя, однако зачастую их работа нарушается из-за перетертого провода или окисленных электрических контактов.
Устройство и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости
Признаки и причины неисправности датчика охлаждающей жидкости
Существует ряд признаков, по которым можно определить, что ДТОЖ вышел из строя или работает некорректно:
- Загоревшийся на приборной панели индикатор Check Engine. В этом случае нужно выполнить сканирование кода ошибки, так как он может срабатывать при разных неисправностях.
- Увеличенный расход топлива (некорректная работа датчика может стать причиной нарушения правильного формирования топливно-воздушной смеси).
- Нестабильная работа мотора – плавающие холостые обороты, проблемы с запуском двигателя (обычно зимой), а также его внезапные остановки при работе на низких оборотах.
- Глохнущий при разогреве ДВС (самопроизвольная остановка мотора происходит при достижении определенной температуры ОЖ вне зависимости от того, чем заполнена система – водой или качественным антифризом).
- Перебои в работе вентилятора (вообще не запускается или возникают проблемы с переходом в аварийный режим).
- Трудности с запуском двигателя «на холодную».
Устройство датчиков температуры охлаждающей жидкости в силу своей крайней простоты обеспечивает высокую надежность. Чаще всего неисправности возникают как следствие износа или механических повреждений. К примеру, при использовании воды ДТОЖ может пострадать от коррозии.
Чаще всего датчики температуры охлаждающей жидкости ломаются из-за:
- механических повреждений корпуса, о которых обычно свидетельствует подтекание антифриза или воды, а также поломки самого термистора;
- формирования на контактах оксидной пленки, увеличивающей сопротивление;
- повреждения контактов (фишек) или проводов в основании разъемов;
- нарушения контакта внутри ДТОЖ из-за старения, ударных нагрузок или вибрации;
- повреждения изоляции на проводах, по которым на датчик поступает ток от электронного блока управления.
Нередко проблему можно решить, очистив контакты и корпус датчика от загрязнений, окислов и т. д. В остальных случаях неисправные устройства подлежат замене.
ДТОЖ недороги, а их демонтаж и установку без особых проблем выполнит даже неопытный водитель.
Признаки и причины неисправности датчика охлаждающей жидкости
Диагностика сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости
Для проверки работоспособности датчика температуры охлаждающей жидкости можно воспользоваться одним из двух способов: с предварительным демонтажом или без него. Первый вариант подразумевает проведение визуального осмотра, а также использование мультиметра в режиме омметра или специального диагностического сканера, а во втором случае нужно использовать нагревательные и специальные контрольные приборы, речь о которых пойдет ниже:
Визуальный осмотр
Чаще всего при возникновении неполадок в работе датчика температуры охлаждающей жидкости удается решить проблемы без демонтажа, например, если неисправности стали следствием окислившихся контактов, поврежденной изоляции или механического повреждения проводов, а также подтекания антифриза. Если при осмотре этого не обнаружено, ДТОЖ нуждается в более углубленной диагностике.
Необходимо убедиться в отсутствии механических повреждений корпуса датчика (трещины или зазоры, через которые вытекает охлаждающая жидкость).
Для проверки корректности работы устройства обычно сверяют его показания с температурой, которую отображают приборы на панели. При наличии расхождения ДТОЖ необходимо демонтировать, чтобы обследовать с применением специальной аппаратуры и при необходимости заменить новым.
Мультиметр или омметр
Приборная панель
Термометр
Для самостоятельной диагностики ДТОЖ с помощью термометра:
- поставьте емкость с необходимым объемом воды на электрическую или газовую плиту;
- переведите мультиметр в режим омметра;
- опустите терморезистор ДТОЖ в жидкость, а к его контактам подключите зажимы прибора;
- погрузите термометр в воду;
- постепенно нагревайте жидкость, фиксируя показания омметра через каждые 5 °C.
Товары из категории
Без термометра
- поместите датчик в воду, а затем доведите ее до кипения;
- замерьте сопротивление ДТОЖ мультиметром;
- если устройство исправно, прибор покажет сопротивление 176 Ом.
Часто задаваемые вопросы о датчике температуры охлаждающей жидкости
Как увеличить срок эксплуатации ДТОЖ?
Какой способ диагностики ДТОЖ самый простой?
Как правильно выполнить диагностику ДТОЖ?
Приступая к проверке работоспособности этого устройства, необходимо помнить о соблюдении ряда важных условий:
- убедитесь, что уровень жидкости в системе (расширительном бачке и радиаторе) соответствует рекомендациям производителя двигателя;
- прежде чем открыть крышки радиатора и расширительного бачка, необходимо дать двигателю остыть;
- для того чтобы получить корректные показания при выполнении измерений, убедитесь, что термистор датчика полностью погружен в антифриз.
Датчики температуры охлаждающей жидкости играют важную роль в работе двигателя внутреннего сгорания, влияя на формирование топливно-воздушной смеси. От корректности их показаний зависит срок эксплуатации и производительность мотора. Необходимо поддерживать ДТОЖ в рабочем состоянии, прибегая к услугам специалистов, когда собственных навыков и знаний недостаточно для выполнения диагностики и устранения неполадок.