О чем речь? Сопротивление датчика коленвала покажет, работает узел или с ним возникли проблемы. Устройство необходимо для отслеживания корректной работы двигателя, его поломка приведет к невозможности запуска мотора.
На что обратить внимание? Проверка сопротивления датчика коленвала выполняется тремя способами: с помощью омметра, осциллографа или путем замера индуктивности. Каждый из методов требует демонтажа устройства, поэтому необходимо знать о месте его расположения.
В этой статье:
Задачи датчика коленвала
Во всех современных автомобилях работают многочисленные датчики, позволяющие эффективно контролировать работу агрегатов и систем.
Информация, поступающая от этих устройств, анализируется электронным блоком управления, который на основе на полученных данных настраивает работу того или иного механизма (системы).
Задачи датчика коленвала
Крайне важную роль в работе двигателей внутреннего сгорания (ДВС) играют датчики положения коленчатого вала (ДПКВ), которые часто называют датчиками верхней мертвой точки (ДВМТ).
Эти приборы отвечают за контроль скорости, с которой вращается коленвал ДВС.
Товары из категории
На основе его показаний блок управления настраивает работу топливной системы и системы зажигания.
Иными словами, в зависимости от показаний датчика положения коленчатого вала ЭБУ задает параметры подачи топливно-воздушной смеси в камеры сгорания, включая момент подачи электрического импульса на свечи зажигания.
Даже если удается запустить мотор, он будет работать нестабильно, с провалами и часто глохнуть, особенно при увеличении нагрузки. Все это обуславливает исключительную важность датчиков ВМТ и необходимость поддержания их работоспособности.
Чаще всего эти приборы монтируются рядом со шкивом привода ремня генератора, снабженным зубчатым венцом по окружности, который называют диском синхронизации. Датчик положения коленчатого вала срабатывает при его вращении.
Точность работы датчиков ВМТ обеспечивается путем их монтажа на определенном расстоянии от зубчатого венца.
Если устройство установлено правильно, его сердечник отделяет от вершин зубьев расстояние от 0,5 до 1,5 мм.
Несмотря на то, что датчики положения коленвала располагаются не слишком удобно, доступ к ним все же возможен.
Задачи датчика коленвала
Причины и признаки неисправности датчика коленвала
Датчики положения коленчатого вала могут выходить из строя или работать некорректно по разным причинам. Разберем наиболее часто встречающиеся:
- Увеличение или уменьшение расстояния, отделяющего зубья синхронизирующего диска от катушки (в норме оно составляет от половины до полутора миллиметров). Для регулировки зазора применяются специальные шайбы. Чаще всего возникновение подобных неисправностей бывает связано с заменой датчика. Также после ремонтных работ или ДТП могут быть смещены сердечник или шайба. Кроме того, между ДПКВ и зубчатым венцом может забиваться грязь.
- Ухудшение контакта питающих проводов или их обрыв. К примеру, отхождение фишки ДПКВ возможно при повреждении фиксатора. Нарушенная целостность провода и изоляции приводит к тому, что сигнал не доходит до электронного блока управления из-за замыкания на детали и механизмы, находящиеся рядом с устройством.
- Физические повреждения датчиков часто приводят к сбоям в их работе вплоть до полного выхода из строя. Причиной могут стать вибрации, окисление, слишком тонкая медная проволока в качестве проводника сигнала и др.
- Также причина неполадок может скрываться в повреждении зубьев на синхронизационном диске. Часто такие неполадки возникают после ремонта или ДТП. Зубчатый венец требует периодической очистки от пыли и грязи, которые ускоряют изнашивание металла и приводят к стачиванию зубцов. Если повреждается резиновый демпфер, датчик перестает реагировать на вращение синхронизирующего диска.
- Если речь идет об оптическом датчике ВМТ, причиной некорректной работы могут быть повреждения светодиода или фотоэлектрического элемента.
Разберем признаки, которые обычно сигнализируют о возникновении неполадок в работе ДПКВ:
Проблемы с запуском двигателя
При полном выходе датчика из строя завести двигатель невозможно. Поворачивая ключ в замке зажигания, водитель в этом случае слышит, как гудит бензиновый насос, а двигатель прокручивается на холостых оборотах за счет работы стартера. Эти симптомы практически всегда говорят о неисправности ДПКВ.
Поскольку до ЭБУ не доходят сигналы от ДПКВ, топливо не впрыскивается в цилиндры и не воспламеняется, так как электроника не может определить, в какое время и в какой камере сгорания необходимо подавать электрический импульс на электроды свечи зажигания. Как правило, в таких случаях выходом из положения становятся ремонт или замена датчика.
Проблемы с запуском двигателя
Внезапные остановки работы двигателя
Мотор начинает глохнуть, достигая определенной температуры, на ходу или на холостых оборотах. Повторно заводится, только если дать ему охладиться. Затем все повторяется: нагревшись, ДВС опять внезапно отключается.
Такие симптомы обычно указывают на нарушение целостности обмотки датчика, медная проволока в которой трескается под действием перепадов температуры.
Не удается запустить мотор при отрицательной температуре окружающего воздуха
Если ДПКВ вышел из строя, двигатель не запускается. Причиной также может быть треснувшая обмотка, только в данном случае неполадки не связаны с нагреванием мотора. Проблемы такого рода возникают относительно редко.
Двигатель работает нестабильно
Проявления могут быть разными. К примеру, в виде хлопков в ресивере или выхлопной системе, ощутимого снижения мощности силового агрегата или эффективности зажигания. Часто эти симптомы сочетаются и свидетельствуют о возможном попадании в датчик положения коленчатого вала металлической стружки или масла.
Попадание инородных тел или жидкости может привести к изменению параметров чувствительности ДПКВ. Некорректная и неэффективная работа последнего становится причиной сбоев в работе двигателя. Нередко подобные неисправности обнаруживаются при визуальном осмотре, в остальных случаях требуется относительно несложная диагностика.
Трещины в обмотке возможны из-за вибрации. Также может треснуть корпус датчика, что приведет к попаданию внутрь влаги. В этом случае визуальная диагностика затруднительна, лучше прибегнуть к компьютерной или просто заменить ДПКВ новым.
Причина неполадок также может крыться в вышедшем из строя разъеме или проводе питания. Необходимо понимать, что все эти признаки характерны также для перебоев в работе других электронных устройств, что затрудняет установление точного диагноза.
Как правило, неисправный механизм подлежит замене. Эти устройства с неразборным корпусом сложно, а порой и невозможно отремонтировать, например, когда причиной неполадок становится повреждение обмотки или сердечника. ДПКВ относительно недорогие, а их широкий ассортимент в специализированных магазинах позволяет без особых сложностей подобрать требуемый прибор для конкретного автомобиля.
>Двигатель работает нестабильно
Проверка сопротивления датчика коленвала
Проверить работоспособность датчика положения коленчатого вала можно разными способами, используя соответствующие приборы. Разберем три самых простых метода.
Для проверки ДПКВ требуется его демонтаж. Предварительно следует отметить его положение метками. Устройство надо осмотреть, чтобы вывить видимые признаки неисправности. Если при визуальном исследовании на контактах обнаружена грязь, их необходимо тщательно промыть спиртом или бензином, а затем протереть ветошью.
При монтаже следует правильно выставить зазор между зубьями диска и сердечником ДПКВ, которое в норме должно составлять от 0,6 до 1,5 мм. Далее можно обследовать электросхему датчика:
Проверка ДПКВ омметром
Это наиболее простой метод, позволяющий измерить сопротивление датчика коленвала, однако результаты измерения не всегда позволяют точно локализовать неисправность. Можно использовать для диагностики мультиметр в режиме омметра. Нормальные значения колеблются от 550 до 750 Ом.
Чтобы проверить, какое сопротивление на датчике коленвала, с помощью мультиметра нужно выполнить замеры на катушке индуктивности, так как именно ее повреждение сразу же сказывается на сопротивлении. Первым делом устанавливаются границы требуемого диапазона значений. Максимум обычно 2 кОм. Далее проводятся замеры на выводах с помощью щупов. Нормальные показатели обязаны укладываться между 500 и 700 Ом, однако специалисты рекомендуют уточнять эти нормы по соответствующей технической документации. Если катушка исправна, переходят к дальнейшим этапам диагностики.
Проверка ДПКВ измерением индуктивности
Еще один несложный метод, позволяющий проверить исправность датчика положения коленчатого вала – измерение индуктивности. Его применение облегчает наличие соответствующей функции в современных мультиметрах.
Для выполнения исследования понадобятся:
- мультиметр с функцией измерения индуктивности или мегаомметр;
- сетевой трансформатор;
- измеритель индуктивности;
- вольтметр (желательно цифровой).
Для повышения точности измерений необходимо выполнять их при температуре от +20 до +22 °C. Сопротивление обмотки, как и в первом случае, измеряется омметром.
Далее выполняется проверка индуктивности обмотки специальным прибором. В норме она колеблется от 200 до 400 мГн. Если полученные данные сильно выходят за пределы границ, можно предположить, что ДПКВ неисправен.
Затем для измерения сопротивления изолирующего слоя проводов обмотки следует воспользоваться мегаомметром. При напряжении 500 вольт оно должно составлять от 0,5 до 20 МОм. Иные значения сигнализируют о нарушении целостности изоляции. Для уточнения полученных показателей рекомендуется выполнить повторные замеры.
При случайном намагничивании синхронизирующего диска его размагничивают, используя сетевой трансформатор. По результатам выполненных замеров можно судить о наличии неполадок и при необходимости произвести замену механизма. При установке ДПКВ пригодятся отметки, которые были оставлены перед демонтажом. Также важно не забыть о рекомендованных значениях величины зазора между зубцами диска и датчиком (от 0,5 до 1,5 мм).
Проверка ДПКВ омметром
Проверка с помощью осциллографа
Этот метод часто применяется профессионалами как наиболее точный. Помимо осциллографа, для выполнения диагностики требуется специализированное ПО. Проверку можно проводить, не снимая датчик с двигателя.
Измерение цифровым осциллографом дает возможность относительно легко обнаружить неполадки в системе впрыска. Чтобы осуществить диагностику, необходимо подключить к ДПКВ щупы. Соблюдать полярность необязательно. Запустив программу, следует провести перед устройством металлический предмет. Если датчик работает корректно, на мониторе появится осциллограмма. В противном случае реакции прибора не последует.
Для повышения точности проверки ее лучше производить на работающем моторе. Если выходные параметры отличны от нормальных, ДВС будет работать с перебоями и дергаться. Наличие таких признаков указывает на неисправность датчика или повреждение зубцов синхронизирующего диска. Точные выводы специалисты делают по результатам изучения показаний осциллографа.
Метод исследования обычно выбирают в соответствии с имеющимися возможностями и навыками. Описанные виды диагностики применимы ко всем инжекторным ДВС. Профессионалы предпочитают пользоваться осциллографом, который обеспечивает наибольшую точность.
Часто задаваемые вопросы о сопротивлении датчика коленвала
О чем свидетельствует нулевое сопротивление?
Если при выполнении измерений вы сталкиваетесь с нулевыми значениями сопротивления, речь идет о коротком замыкании в системе.
К короткому замыканию могут привести повреждение изоляции проводов или контактирующие друг с другом кабели. Результатом подобного взаимодействия становятся перегрев элементов цепи и возникновение неполадок разного рода. Обнаружив нулевое сопротивление при исследовании ДПКВ, отремонтируйте его, а лучше просто замените.
О чем может говорить бесконечное значение сопротивления?
Как правило, речь идет о бесконечном считывании показаний. Это случается, например, когда цепь разомкнута вследствие разрыва или короткого замыкания, приведшего к выгоранию одного из элементов.
Если для измерений используется цифровой прибор, о разрыве цепи будут свидетельствовать латинские буквы OL, отображающиеся на мониторе.
Какое сопротивление датчика положения коленвала считается нормальным?
У разных транспортных средств это значение в норме может составлять от 200 до 2000 Ом. К примеру, для двигателя автомобиля Ford Escape 2008 года выпуска этот показатель составляет от 250 до 1000 Ом.
Опытные водители знают, как можно проверить сопротивление, а значит, и работоспособность датчика коленвала, поэтому возят с собой запасные устройства, чтобы оперативно выполнить замену при необходимости.