promotion aet
Скидка на весь ассортимент AE&T
19.04.2023 Автосервис
1961
Время чтения: 14 минут

Смазочная система двигателя: назначение, элементы, принцип работы

Сохранить статью:

Зачем нужна? Смазочная система двигателя выполняет несколько важных функций. Используемая в ней рабочая жидкость не только уменьшает силу трения между подвижными деталями, но и охлаждает основные узлы мотора, одновременно очищая их от загрязнений и предотвращая коррозию.

На что обратить внимание? Если хотя бы один из компонентов системы смазки по тем или иным причинам начинает работать не совсем корректно, проблему нельзя игнорировать. Нужно сразу же принять необходимые меры по ремонту или замене, иначе последствия могут быть самыми неприятными.

 

Назначение смазочной системы двигателя

Двигатель внутреннего сгорания обеспечивает движение автомобиля, и в этом отношении его можно назвать главным узлом. Мотор состоит из множества деталей, некоторые из которых подвижны, что делает их уязвимыми перед трением и вызванным этим износом. Как известно, при трении выделяется тепло, что заставляет физические тела расширяться, и для элементов двигателя это крайне неблагоприятный фактор.

Из-за сокращения зазоров, в которые к тому же попадают продукты износа, поверхности начинают еще больше соприкасаться друг с другом, что оказывает на материал разрушительное воздействие и может привести к полному заклиниванию. Наконец, сила трения снижает коэффициент полезного действия двигателя. Все это объясняет, почему так важно минимизировать трение подвижных частей любой техники.

Простейшим решением данных проблем является использование смазки. Тем самым сухое трение заменяется на намного более щадящее мокрое, отчего сокращается механический износ соприкасающихся поверхностей.

Профилактика поломок Назначение смазочной системы двигателяПрофилактика поломок Назначение смазочной системы двигателя

Применение смазки имеет и другие ощутимые выгоды:

  • Масло выполняет функцию охлаждения.
  • Смазочная жидкость естественным образом удаляет из зазоров продукты износа и частицы нагара.
  • Предохранение деталей от воздействия коррозии. Для этого в моторные масла добавляются специальные присадки, которые создают защитную пленку на поверхности.
  • Масло выполняет полезную работу, будучи используемым в разных системах автомобиля: регулирование фаз газораспределения, в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, гидронатяжителях привода ГРМ и т.п.

Чтобы масло обеспечивало все вышеперечисленные функции, оно должно непрерывно циркулировать, что дает возможность ему очищаться и охлаждаться.

Элементы системы

Смазочная система напрямую встроена в различные узлы автомобиля, и прежде всего является частью конструкции двигателя.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
334 800 ₽
В кредит от 11 160/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Основные элементы смазочной системы двигателя автомобиля:

  1. Заливная горловина, предназначенная для заливки масла в систему.
  2. Поддон картера находится в нижней части корпуса двигателя, и он представляет собой открытый резервуар. Именно по уровню жидкости в поддоне определяется, достаточно ли в системе масла – это можно проверить вручную с помощью щупа, а в современных машинах есть датчики, отслеживающие объем смазочной жидкости. В самом низу поддона расположено сливное отверстие, через которое масло естественным образом выходит при его замене.
  3. Маслозаборник, конструкция которого состоит из патрубка, соединяющего поддон с насосом, и фильтра грубой очистки.
  4. Масляный насос – через маслозаборник он всасывает смазочную жидкость из поддона и подает ее под давлением в рабочую систему. Этот агрегат включается одновременно с мотором, и выход его из строя чреват поломками двигателя. Приводом служит коленвал, распредвал или вспомогательный приводной вал. В различных автомобилях используются разные типы насосов: шестеренчатые, двухступенчатые, роторные.
  5. Масляный фильтр – сквозь него проходит все масло, находящееся в системе. Задача фильтра – очищать смазочную жидкость от нагара, металлических частиц и других инородных тел. Эти устройства бывают неразборные (фильтр меняется целиком) либо разборные, когда есть заменяемый фильтрующий элемент.
  6. Масляный радиатор предназначен для охлаждения рабочей жидкости в системе смазки. Сам же он охлаждается благодаря пластинам и теплоотводящим трубкам, на которые попадает воздушный поток.
  7. Магистрали и каналы соединяют между собой отдельные элементы смазочной системы.
  8. Масляные форсунки необходимы для подачи масла внутрь цилиндров.
  9. Различные датчики. К числу основных приборов смазочной системы двигателя относятся датчики давления, температуры и уровня масла. Они передают данные в электронный блок управления автомобилем и сигнализируют о выходе параметров за допустимые пределы.
  10. Перепускные и редукционные клапаны обеспечивают автоматизацию процесса движения масла внутри системы, в том числе контролируют рабочее давление. Монтируются они на входе-выходе ведущих элементов системы – насос, фильтр и пр.

Общее устройство смазочной системы одинаково во всех типах двигателей – отличия касаются лишь конструкционных особенностей. Также отличаются по своим характеристикам моторные масла, к примеру есть отдельные для дизельных моторов, у которых рабочие температуры достигают более высоких показателей, чем у бензиновых.

Элементы системыЭлементы системы

Хотя базовая основа масла для смазочной системы дизельного двигателя может быть такой же, как и для бензинового, там используются другие присадки, дающие смазочной жидкости дополнительные свойства.

Эти масла обладают более высокой моющей способностью, поскольку дизельный мотор производит достаточно много сажи. Также они должны быть устойчивы к окислению, так как из-за высокой степени сжатия в картер могут попасть отработавшие газы, запускающие процессы окисления.

 

Принцип работы смазочной системы двигателя

Работа смазочной системы обеспечивает подачу масла на все трущиеся детали двигателя. Когда машина не заведена, масло размещается в поддоне картера. Сразу после запуска мотора включается насос, который забирает жидкость из картера и заполняет ей всю систему, прогоняя масло через фильтр: смазка поступает к коренным и шатунным подшипникам коленвала, а также опорным подшипникам и кулачкам распредвала ГРМ.

Из переднего коренного подшипника коленчатого вала масло идет на привод ГРМ и в головку блока цилиндров, где образуется масляная ванна, благодаря чему смазываются коромысла, толкатели, клапаны и другие детали. Из ГБЦ моторное масло уходит в поддон по сливным каналам.

Также масло подается в каналы в шатунах и разбрызгивается на стенки цилиндров и поверхности поршней: с помощью смазки происходит их охлаждение, плюс снижается трение поршневых колец о стенки цилиндра. В некоторых типах двигателях смазку поршневых пальцев и цилиндров обеспечивает масляный туман, который образуют мелкие частицы жидкости, распыленные в воздухе. Он создается тем, что капли стекающей вниз смазочной жидкости разбиваются деталями кривошипно-шатунного механизма. Кроме того, пары выделяются и тем маслом, которое выдавливается из-под шатунных подшипников.

Если мотор оснащен системой турбонаддува, главным элементом которой является турбокомпрессор, нагнетающий в двигатель дополнительный воздух, то на него тоже подается масло: с учетом высокой скорости вращения компрессор, лишенный смазки, быстро выйдет из строя.

Типы систем смазочной системы двигателя

Несмотря на существование единых принципов функционирования, есть и особенности конструктивных схем смазочной системы двигателя, так что возможна их классификация по разным критериям.

  1. Способ подачи масла – жидкость может подаваться под давлением, двигаться самотеком, или же используется комбинированный вариант. Последний является оптимальным решением, так как есть детали, работающие под большой нагрузкой и требующие более интенсивной смазки, а есть элементы, для которых достаточно обработки самотеком.
  2. Тип вентиляции картера – бывает открытая и закрытая система. В первом случае картерные газы через сапун сразу уходят в атмосферу, а во втором они направляются в цилиндры на дожигание. Разумеется, замкнутая система более экологична и потому предпочтительна.
  3. Способ охлаждения масла. Далеко не все двигатели оснащены масляным радиатором: для маломощных моторов вполне достаточно, что жидкость охлаждается естественным образом в поддоне картера.
  4. Тип картера. Более распространены машины с «мокрым» картером, но спортивные автомобили и внедорожники могут иметь двигатель с «сухим» картером. Хотя эффективность такой системы выше, конструктивно это более сложное решение и, следовательно, обходится дороже.

Типы систем смазочной системы двигателяТипы систем смазочной системы двигателя

В таких двигателях масло содержится не в поддоне, а в отдельном баке. Эта емкость дополнительно защищает смазочную жидкость от загрязнения и взбалтывания. Кроме того, так обеспечивается более высокое и стабильное давление при любом положении автомобиля. Для гоночных автомобилей важным преимуществом является более низкое расположение двигателя из-за отсутствия необходимости оставлять объемный поддон.

Конечно, отличия есть и в том, какие масла применяются в смазочной системе двигателя, – здесь лучше прислушиваться к рекомендациям производителей машин.

Причины возможных неисправностей

Число неисправностей смазочной системы двигателя невелико, и внешне это проявляется двумя способами: резкое увеличение расхода масла и снижение давления, о чем сигнализирует специальный датчик. Исходя из того, что заставило владельца авто насторожиться, и производится поиск источника проблемы.

Неисправности, связанные с быстрым расходом моторного масла:

  • Нет герметичности крепления масляного фильтра к штуцеру.
  • Утечка смазочной жидкости – чаще всего из насоса или через прокладку картера.
  • Механические повреждения поддона.
  • Засорение системы вентиляции картера.

Причины, почему может гореть индикатор давления масла:

  • Недостаточное количество масла.
  • Сильное загрязнение фильтра.
  • Неисправности в работе масляного насоса.
  • Проблемы с редукционными клапанами.
  • Поломка датчика давления.

Игнорировать возникшую проблему нельзя, поскольку двигатель, не получающий необходимой смазки, быстро выходит из строя, что выльется в дорогостоящий ремонт. Поэтому, если у вас на приборной панели загорелась «масленка», то срочно проведите диагностирование смазочной системы двигателя. Начните с проверки уровня масла щупом – чаще всего требуется лишь доливка смазочной жидкости. Если же уровень в норме, то необходимо обратиться на станцию технического обслуживания для проведения полной диагностики.

Причины возможных неисправностейПричины возможных неисправностей

Профилактика поломок

Именно нормальное функционирование системы смазки является залогом исправности и долговечности двигателя. Масляное голодание неизбежно приводит к серьезным поломкам вплоть до таких, которые потребуют капитального ремонта.

 

Чтобы избежать проблем, нужно регулярно проводить техническое обслуживание смазочной системы двигателя. Возьмите себе за правило проверять уровень масла, в установленные сроки менять саму смазочную жидкость и фильтр, а при любой неисправности как можно быстрее ее устранять.

Ежедневное обслуживание автомобиля включает в себя проверку уровня масла и при необходимости его долив.

При ТО-1 производится слив отстоя из масляных фильтров, причем это делается на прогретом движке. Кроме того, следует промыть фильтр грубой очистки и фильтр вентиляции картера, а также проверить крепление всех узлов.

В плановые работы ТО-2, помимо этих операций, входит очистка центробежного фильтра тонкой очистки, трубок и клапана системы вентиляции картера.

Заправочное и смазочное оборудование

При сезонном обслуживании происходит замена масла на тот тип, который соответствует периоду, а система промывается маловязким маслом или специальной промывочной жидкостью. Правда, использование отдельных видов масла для зимнего и летнего времени не является обязательным требованием, поскольку сейчас распространены всесезонные сорта.

Каждый автовладелец должен уметь проверить уровень масла. Сделать это несложно, хотя есть и определенные правила: двигатель прогревают, после чего останавливают и ждут примерно пять минут, чтобы смазочная жидкость успела стечь в поддон картера.

Профилактика поломокПрофилактика поломок

Также можно оценить качество жидкости, капнув ею на лист бумаги: масло не должно быть темным и очень густым, и в нем не допускается наличие вкраплений, представляющих собой металлические примеси.

Периодичность замены масла указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Это делается тоже на разогретом двигателе, чтобы смазка имела менее вязкое состояние – в этом случае получится более быстрый и качественный слив ее из картера.

Еще рекомендуется перед заливом нового масла сделать промывку смазочной системы двигателя специальной маловязкой жидкостью. В этом случае двигатель запускается для работы на холостом ходу в течение 4-5 минут, после чего можно очистить систему от промывочной жидкости и наполнить ее свежим маслом.

Не забудьте, что одновременно с маслом меняется и фильтр – полностью или фильтрующий элемент, в зависимости от конструкции устройства. Существуют двигатели с центробежными масляными фильтрами – там разбирается и чистится центрифуга. Затем фильтр собирается, и проверяется его работа, так чтобы после остановки двигателя ротор продолжал вращаться не менее 2-3 минут.

Важным условием поддержания двигателя в исправном состоянии является грамотная эксплуатация ДВС, с учетом особенностей системы смазки. Так, в морозную погоду следует обязательно прогревать мотор, на что стоит потратить несколько минут. Дело в том, что на холоде масло густеет и теряет свои свойства, а разогрев возвращает ему нужную консистенцию.

Ни в коем случае не стоит экономить на замене масляного фильтра, поскольку это может потом вам дорого обойтись – любой из них со временем засоряется и плохо пропускает масло. Аналогичным образом при износе других элементов системы смазки лучше их менять, а не пытаться восстанавливать. К примеру, изношенная наружная поверхность втулок насоса способна вызвать деформацию корпуса.

В целом, система смазки играет важнейшую роль в работоспособности любого двигателя. Поэтому следует вовремя менять расходники – смазочные жидкости, фильтры, выбирая продукцию, рекомендованную производителем. Также необходимо ежедневно проверять уровень масла в картере. Если возникла неисправность и требуется частичная разборка мотора, то лучше доверить ремонт смазочной системы двигателя специалистам.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽