Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
15.02.2024 Автосервис
1035
Время чтения: 14 минут

Система охлаждения двигателя автомобиля: для чего нужна и как работает

Сохранить статью:

Зачем нужна? Система охлаждения двигателя автомобиля призвана поддерживать в моторе определенную температуру, при которой тот функционирует с максимальной эффективностью и экономичностью.

На что обратить внимание? Если игнорировать сбои в работе системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, это с большой долей вероятности приведет к дорогостоящему ремонту автомобиля.

 

Функции системы охлаждения двигателя автомобиля

В процессе работы мотора горячие газы в нем могут нагреваться до температуры 2000 градусов по Цельсию. В таких условиях для нормального функционирования агрегата необходима система охлаждения двигателя автомобиля.

Она позволяет избежать перегрева, из-за которого могут возникать деформации отдельных деталей, повышается износ запчастей, нарушается процесс сгорания топливно-воздушной смеси. Все это способно вызвать полный выход силовой установки из строя и необходимость сложного ремонта.

Вместе с тем нельзя допускать слишком сильного охлаждения мотора. Существует такое понятие, как рабочая температура двигателя. Если она ниже рекомендованных производителем значений, то нарушается процесс подачи масла к отдельным узлам и механизмам, что приводит к усиленному трению контактирующих поверхностей, снижению их ресурса и падению мощности силовой установки.

Также нарушается процесс испарения горючего, что негативно сказывается на экологичности ТС, увеличиваются зазоры между деталями. Эти факторы провоцируют преждевременный выход из строя цилиндров и поршней в слишком холодном моторе.

Следовательно, система охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля обеспечивает отвод тепла от мотора во время его работы и подержание температуры, необходимой для нормального функционирования всех механизмов.

Функции системы охлаждения двигателя автомобиляФункции системы охлаждения двигателя автомобиля

Также охлаждающая система поддерживает оптимальную температуру в салоне авто, в двигателях с турбонаддувом она служит для охлаждения сжатого воздуха перед его поступлением в цилиндры, предотвращает перегрев смазки и потерю ею своих свойств.

 

Виды систем охлаждения ДВС

Система отвода тепла от работающего мотора в атмосферу может быть реализована одним из двух вариантов.

  • Напрямую

Принцип работы такой системы охлаждения двигателя автомобиля состоит в том, что атмосферный воздух посредством определенных каналов поступает на головку блока цилиндров и к самим цилиндрам. Для повышения площади теплообмена они снабжены ребрами. Увеличение объема поступающего в мотор воздуха обеспечивает вентилятор, который включается по сигналу от специального датчика.

Подобные системы имеют простую конструкцию и высокую надежность, но они слишком шумны. По этой причине такой способ охлаждения не используется на легковых ТС с конца XX века.

  • Через посредника

В данном случае для охлаждения головки блока цилиндров и самих цилиндров применяется система каналов, по которым циркулирует антифриз. Такая система гораздо сложнее, труднее в обслуживании, но при ее использовании достигается относительная бесшумность работы.

На современных ТС применятся только жидкостный контур теплоотведения. В этой связи рассмотрим более подробно особенности именно такой системы охлаждения двигателя легкового автомобиля.

Устройство жидкостной системы охлаждения двигателя автомобиля

Устройство системы охлаждения мотора включает в себя следующие элементы:

Устройство жидкостной системы охлаждения двигателя автомобиляУстройство жидкостной системы охлаждения двигателя автомобиля

Радиатор

У большинства ТС этот элемент находится в передней части моторного отсека. Он представляет собой металлическую пластину со множеством тонких трубок и ячеек. Антифриз, попадая в них из бачка через трубки по краям радиатора, за счет большой площади отдает лишнее тепло в окружающую среду.

В ТС устаревших моделей был предусмотрен кран в радиаторе, через который антифриз можно было слить из мотора при необходимости. В современных двигателях такой кран отсутствует. В верхней части радиатора может находиться вентиль, который позволяет стравить избыточное давление в системе охлаждения двигателя автомобиля, также клапан иногда располагается на расширительном бачке.

Помпа

Для того чтобы система охлаждения смогла нормально работать, антифриз в ней должен постоянно циркулировать. Нагретая жидкость от мотора подается в радиатор, там отдает излишки тепла и возвращается обратно к цилиндрам. Для постоянной циркуляции используется помпа – специальный насос, который либо приводится в движение самим двигателем через ремень или шестерни, либо имеет электрический привод.

Термостат

Мотор в разных режимах работы нагревается неодинаково. В этой связи требуется устройство, которое управляет охлаждением в зависимости от изменяющейся температуры цилиндров. Для этого используется термостат, обеспечивающий отведение такого объема тепла, которое необходимо для поддержания рабочей температуры силовой установки без перегрева.

ТермостатТермостат

В частности, при запуске мотора в холодную погоду нужно отводить минимальное количество тепла, иначе двигатель будет прогреваться очень долго, вырастет расход горючего. В рабочем режиме термостат резко повышает интенсивность теплообмена, изменяя циркуляцию антифриза в системе.

Раньше на ТС использовался преимущественно механический термостат, который функционирует независимо и открывается при срабатывании термочувствительного элемента. На современных авто обычно устанавливается электронный термостат, который срабатывает при поступлении команды от блока управления мотором.

Расширительный бачок

Система охлаждения мотора герметична, в ней антифриз находится под давлением 1,5-2 атмосферы. Это позволяет избежать закипания жидкости, однако при повышении температуры она увеличивается в объеме.

Чтобы патрубки не разорвало от избыточного давления, в системе установлен расширительный бачок, который расположен в верхней зоне моторного отсека и частично заполнен жидкостью. В устройстве есть предохранительный и вакуумный клапаны.

Вакуумный клапан нужен для поступления воздуха в бачок при охлаждении и уменьшении в объеме антифриза. Это исключает образование в нем разреженной области. Предохранительный клапан, в свою очередь, обеспечивает сброс чрезмерного давления, которое при превышении критических значений может разорвать контур охлаждения.

Патрубки

Соединяют все детали системы отвода тепла от мотора и обеспечивают циркуляцию антифриза по ней. Патрубки изготавливаются из прочной резины либо из силикона, к остальным деталям они крепятся при помощи хомутов. Чаще всего они самозажимные, однако могут использоваться винтовые, которые при ремонте системы охлаждения двигателя автомобиля нужно правильно отрегулировать при монтаже.

Вентилятор

Этот элемент системы охлаждения не вступает в контакт с антифризом, он обеспечивает приток атмосферного воздуха к радиатору, понижая его температуру. Значение этого элемента особенно важно, когда скорость движения машины по дороге невелика. Двигатель вентилятора бывает как механическим, так и электрическим. Система управления им различается на каждой модели авто, лопасти вращаются с переменной частотой в зависимости от режима эксплуатации силовой установки, температуры окружающей среды и цилиндров двигателя.

Датчик температуры

Определяет температуру антифриза в контуре охлаждения и передает соответствующие данные на электронный блок управления. Тот, в свою очередь, подает соответствующие команды на привод, ограничивая режимы работы силовой установки. В частности, на многих современных моделях ТС ЭБУ не позволяет повысить мощность мотора прежде, чем его температура достигнет штатных показателей.

Датчик температурыДатчик температуры

На приборной панели имеется лампочка, связанная с температурным датчиком. Она включается, когда мотор нагревается свыше допустимого порога.

Антифриз

Состав антифриза включает в себя чистую воду, этиленгликоль и пропиленгликоль, а также специальные присадки. Это позволяет охлаждающему веществу оставаться в жидком состоянии до температуры 60 градусов ниже нуля, при последующем охлаждении она не кристаллизуется, а принимает форму вязкой текучей массы.

Также антифриз имеет в своем составе специальные красители, которые светится в УФ-излучении и имеют яркий цвет. За счет этого можно легко обнаружить место утечки охлаждающей жидкости. Обратите внимание, что цвет «незамерзайки» позволяет определить ее состав, однако такая система маркировки отличается у каждого бренда.

 

Типичные неисправности системы и способы их устранения

Чаще всего неполадки в работе системы охлаждения двигателя дают о себе знать перегревом мотора. При этом загорается соответствующий индикатор, расположенный на приборной панели. На аналоговом указателе стрелка температуры уходит в красную зону.

Также может возникать и противоположная ситуация – мотор начинает остывать ниже рабочей температуры, в частности при большой скорости движения ТС. Подобные неполадки могут быть обусловлены наличием следующих факторов.

  • Неисправен вентилятор

Даже при небольшой скорости движения ТС загорается индикатор перегрева, а после разгона, напротив, температура начинает падать. В этом случае в первую очередь нужно проверить герметичность контура охлаждения, надежность крепления патрубков, исправность соединений. Также следует протестировать ремень вентилятора, если последний приводится в движение механическим устройством. При обрыве ремня необходимо поменять деталь.

Неисправен вентиляторНеисправен вентилятор

Если после этих мер неполадка не устранена, то следует включить на максимальный режим отопление салона и вентиляцию, после чего проследовать до ближайшей СТО. При наличии пробок в дороге лучше остановиться в стороне и заглушить двигатель до устранения затора.

  • Имеется утечка антифриза

Включается индикатор перегрева, количество жидкости в бачке падает ниже минимума, или она отсутствует вовсе. В этом случае нужно прекратить движение и выключить мотор. Когда он охладится, добавьте в бачок антифриз или, при его отсутствии, дистиллированную воду. Такая мера дает возможность продолжить движение до ближайшей СТО, однако при слишком быстрой утечке может потребоваться эвакуатор.

  • Термостат не закрывается

Мотор не нагревается до нормальной эксплуатационной температуры, так как охлаждающая жидкость всегда проходит по большому кругу через радиатор. На ходу набегающий поток воздуха снижает температуру еще сильнее. Можно добраться на авто до ближайшей СТО, где специалисты выполнят замену термостата.

  • Термостат не открывается

Охлаждающая жидкость проходит по малому кругу, что приводит к перегреву. На приборной панели включается соответствующий индикатор, радиатор холодный. В этом случае не обойтись без эвакуации ТС, продолжение движения своим ходом оказывается невозможным.

  • Перестала работать помпа

Если выходит из строя насос системы охлаждения двигателя автомобиля, то мотор перегревается, из-под капота идет пар. Антифриз не циркулирует в контуре, поэтому тепло не отводится от цилиндров. Если помпа приводится в движение соединенным с двигателем ремнем, то следует проверить целостность ременного механизма. В электрической помпе нужно убедиться в целостности предохранителей и проводов. Если причина неполадки не выяснена, то авто нужно доставить на СТО при помощи эвакуатора и заменить вышедший из строя агрегат.

  • Сильно загрязнился радиатор

Может включаться индикатор перегрева, стрелка термометра находится правее нормального положения. Решетка радиатора иногда забивается грязью. В этом случае следует обратиться на СТО, где выполнят промывку системы охлаждения двигателя автомобиля.

Сильно загрязнился радиаторСильно загрязнился радиатор

На отдельных моделях ТС можно прочистить радиатор без демонтажа детали. Для этого нужно снять декоративную решетку и бампер.

Рекомендации по уходу за системой охлаждения двигателя автомобиля

В современных моделях ТС система охлаждения устроена так, чтобы обеспечить ее бесперебойную работу в течение многих тысяч километров. Тем не менее необходимо проводить периодическое техническое обслуживание.

Основное внимание надо уделить своевременной замене антифриза. Также нужно следить за ее объемом в распределительном бачке, такую проверку выполняют на заглушенном моторе.

Время от времени осматривайте расширительный бачок, на нем не должно быть следов коррозии и грязи. Следите, чтобы в контуре охлаждения не было потеков.

При замене антифриза нужно перед заправкой новой жидкости промыть радиатор с использованием специальных реагентов.

При снижении эффективности работы системы отопления ее радиатор следует промыть чистой водой.

Контур охлаждения двигателя обеспечивает поддержание двигателя в рабочем температурном режиме, поэтому данная система требует пристального внимания со стороны водителя.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Часто задаваемые вопросы о системе охлаждения ДВС

Для чего предназначена система охлаждения двигателя автомобиля?

Основное назначение системы охлаждения мотора – недопущение его перегрева. Также к числу вспомогательных функций следует отнести поддержание нормального состояния смазки, печки, системы турбонаддува, работы выхлопной системы, КПП.

Каково устройство контура охлаждения?

В системе охлаждения двигателей грузовых и легковых автомобилей антифриз заправляется через расширительный бачок. Жидкость нагревается от цилиндров и подается в радиатор, в котором она охлаждается, и затем возвращается обратно.

Какие вещества подходят для охлаждения мотора?

В радиатор заливается либо дистиллированная вода, либо специальный антифриз. Второй вариант намного предпочтительнее. Наличие в антифризе этиленгликоля, моноэтиленгликоля и пропиленгликоля позволяет избежать закипания жидкости или ее замерзания при температурах до 30 градусов ниже нуля.

Какие вещества подходят для охлаждения мотора?Какие вещества подходят для охлаждения мотора?

Какая вода не подходит для заправки в контур охлаждения?

Обычную водопроводную воду нельзя заливать в радиатор, так как она содержит примеси, которые будут откладываться на стенках элементов охлаждающей системы, вызывая появление ржавчины.

Какие мероприятия выполняются при диагностике состояния контура охлаждения мотора?

Диагностика охлаждающего контура мотора включает в себя наружный осмотр, замер уровня антифриза в распределительном бачке, проверку вентилятора и термостата. Также тестируются сенсоры температуры, герметичность блока цилиндров, электронный блок управления.

Как видите, в современных автомобилях исправность системы охлаждения двигателя имеет важнейшее значение для его нормальной работы, поэтому контур отвода тепла должен периодически осматриваться на предмет повреждений.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽