О чем речь? Ручной тормоз автомобиля включают не только по окончании поездки, но и в других ситуациях: для старта в гору, в пробках и в качестве вспомогательного или запасного способа торможения.
На что обратить внимание? Устройство ручного тормоза зависит от его вида: механические и электромеханические модели отличаются друг от друга. Также водителю стоит уметь распознавать неисправности ручника.
В этой статье:
Зачем нужен ручной тормоз автомобиля
На первый взгляд может показаться очевидным ответ на вопрос, для чего нужен ручной тормоз автомобиля. Однако у этого механизма есть и другие важные функции:
- С его помощью можно удерживать машину на месте. Многие считают, что достаточно включить определенный режим КПП, к примеру установить рычаг в положение паркинга на АКПП, и включить первую передачу на механике. Однако стояночный тормоз также необходимо использовать, чтобы коробка не перегружалась. Это же правило действует, если вы двигаетесь в горку либо спускаетесь со склона. Алгоритм действий следующий: затягиваем ручник, а затем выбираем скорость на коробке переключения передач.
- Ручник позволяет легче тронуться в гору. К примеру, если на уклоне вы отпустите педаль тормоза, машина скатится вниз. Исключить подобную ситуацию можно, если воспользоваться ручным тормозом. Причем на механике его нужно отпустить после схватывания сцепления, параллельно нажимая на педаль акселератора.
- Если основная тормозная система откажет, ручник поможет избежать аварии, несмотря на то что у него небольшая мощность. В любом случае вы сможете остановить машину, особенно если скорость движения невысокая. Просто потяните за рычаг.
- Ручник можно использовать вместо основного тормоза при езде в городских условиях. К примеру, когда вы стоите в пробке, рекомендуется ставить авто на ручной тормоз, чтобы ваша правая нога не уставала.
Зачем нужен ручной тормоз автомобиля
Устройство ручного тормоза автомобиля
Рассмотрим, что такое ручной тормоз автомобиля и как работает этот механизм. Ручник задействует основные тормозные колодки либо собственные. Конструкция может состоять из следующих элементов:
Рычаг
Стандартное устройство, встречающееся на машинах, сделанных в СССР. Чаще всего рычаг находится между передними креслами. Водителю необходимо просто установить рычаг в верхнее положение, после чего он зафиксируется. Чтобы снять машину с тормоза, следует нажать на кнопку и опустить ручку.
Педаль
Ножной тормоз устанавливается на авто, сделанных в Японии и Америке. Педаль ножного тормоза меньше других и находится слева. Принцип действия точно такой же, как у рычага. Для того чтобы снять автомобиль с тормоза, следует потянуть за специальную ручку в нижней области приборной панели.
Клавиша
На нее нужно нажать, если на машине электроручник. Месторасположение кнопки может отличаться в зависимости от модели авто, чаще всего это центральный тоннель ближе к рычагу КПП. Главное достоинство такого тормоза – небольшие размеры. Электрический ручник включается и выключается автоматически, если вы останавливаетесь, а затем нажимаете на акселератор.
Товары из категории
Конструкция рычага и педали несложная. Такой стояночный тормоз функционирует за счет системы тросов и рычагов. Вы потянули за рычаг в салоне либо нажали на педаль, через тягу воздействие передается на трос, который тянет уравнитель, представляющий собой кронштейн. По кромкам кронштейна расположены пара тросиков: по одному на колесо. Эти тросы через рычаги прижимают колодки к барабану.
Первая схема выглядит следующим образом: тросик через резьбовую муфту вытягивает основной тормозной цилиндр, в результате колодка прижимается к диску.
Второй вид конструкции: маленький барабан внутри ступицы тормозного диска, функционирует устройство точно так же, как и барабанные тормоза.
Такой же принцип действия будет у электроручника. Такой стояночный тормоз является электромеханическим. Дело в том, что прижимает колодки механика, несмотря на использование электрического привода.
На некоторых моделях авто электрические моторы с редукторами находятся на задних суппортах. После нажатия клавиши запускается мотор, начинает вращение вала редуктора, который через винтовой привод прижимает колодку к диску.
На других машинах конструктивно ручник устроен более просто: активация стояночного тормоза происходит за счет тросов, как при работе рычага и педали. Но действие осуществляет не человек, а электрический двигатель через редуктор.
Устройство ручного тормоза автомобиля
Виды неисправностей ручного тормоза автомобиля
Заклинивание ручника
Данная неисправность возникает, если редко использовать стояночный тормоз. На авто с автоматической трансмиссией есть положение «P», когда коробка блокирует колеса. В случае с МКПП автовладельцы зачастую ставят автомобиль на передачу.
В результате ручник практически не используется, происходит закисание, механизм не функционирует нормально. Данная проблема незаметна во время езды, но, если вы потянете за ручной тормоз, а затем отпустите его, автомобиль не сможет двигаться.
При покупке подержанной машины будьте внимательны, поскольку бывший собственник мог не пользоваться стояночным тормозом. Поломку можно обнаружить при техническом обслуживании. Если автомеханик сообщит вам, что ручник не функционирует, нужно устранить поломку.
Какие детали заклинивает:
- Колодку в скобе.
- Поршень в тормозном суппорте.
- Лапку на колодке барабанного тормоза.
- Тросик ручника.
Все указанные элементы, помимо тросов, подлежат разборке и восстановлению. Тросы необходимо установить новые. При попадании воды внутрь механизма образуется ржавчина. В качестве быстрого решения можно пошевелить тросик и нанести смазочный состав. Но если механизм заклинивает, влага все равно проникнет внутрь, тогда трос заржавеет полностью.
Также может произойти протечка тормозных цилиндров. При этом внутри механизма все элементы заклинит: лапку ручника на колодке, тросик, тормозной цилиндр. Происходит это из-за того, что тормозная жидкость попадает на накладки колодок. Это приводит к повреждению барабанов, они ржавеют и быстро изнашиваются.
Виды неисправностей ручного тормоза автомобиля
Неотрегулированный ручник
Периодически стояночный тормоз нужно регулировать, в противном случае он зажмет колоса. Из-за того что они будут вращаться с большим усилием, произойдет перегрев тормозов. Для предотвращения такой ситуации рычаг ручника нужно отрегулировать так, чтобы был небольшой люфт.
На многих машинах установлена система самоподвода колодок (основных либо отдельных – для ручного тормоза). Ручник можно отрегулировать во время ремонтных работ, при замене тросиков.
Чтобы механизм не заклинивало, его нужно регулярно использовать, тогда пространство между колодкой и диском будет оптимальным.
Когда свободный ход больше нормы, ручной тормоз не будет нормально функционировать, машина может скатиться вниз при подъеме в горку. На авто с барабанными тормозами сзади без ссамоподвода не сработает тормозная система.
Пространство между колодкой и барабаном можно убрать, отрегулировав ручник. Когда зазор больше нормы, тормозная педаль провалится до середины. Подобную неисправность можно наблюдать на отечественных авто Lada Granta, Priora, Kalina.
Выход из строя электрики
Даже если ручной тормоз механический, концевой выключатель может сломаться. Проблема кажется простой на первый взгляд: на панели приборов светится индикатор, и больше никаких признаков неисправности нет.
Однако одинаковый красный индикатор на приборной панели отвечает как за ручник, так и за уровень тормозной жидкости и функционирование системы в целом. И если лампочка непрерывно светится из-за поломки концевика, вы не обнаружите другие более серьезные неисправности.
Концевик ручного тормоза выполняет другие функции. К примеру, дневные ходовые огни на авто, сделанных в Корее, включатся, если машина снята с ручника. Также на концевик завязана сигнализационная система, автозапуск и турботаймер. Если этот механизм вышел из строя, все перечисленные устройства не будут функционировать.
Виды неисправностей ручного тормоза автомобиля
У электрического ручника намного больше поломок:
- Выход из строя сервопривода. Если пластиковый корпус поврежден либо разгерметизировался, внутрь механизма проникнет вода, образуется ржавчина. В результате шестерни и электромотор перестанут функционировать. На панели приборов вы увидите желтую лампочку, сигнализирующую о поломке ручника.
- Неправильная замена колодок. Электрический ручник оснащен собственным ЭБУ. Система автоматически определяет, с какой силой зажимать колодки и как отпускать их, чтобы вращение колес происходило свободно. При замене колодок нужно подсоединить специальное устройство для диагностики, выбрав режим замены расходников. Вы услышите, как зажужжат сервоприводы. После такой проверки можно утопить поршни в первоначальное положение. Если этого не сделать, тормозной суппорт будет поврежден.
Когда установлены новые колодки, выбираем графу «выход из режима замены колодок» — после чего ЭБУ 1-2 раза зажмет колодки и проведет стандартную установку.
Большинство механиков и собственников авто не выполняют эти манипуляции, а просто разводят суппорты от АКБ. На автомобилях старых годов выпуска пренебрегать данной процедурой можно. После активации ЭБУ проведет адаптацию к новым колодкам. К примеру, это правило относится к таким машинам, как «Фольксваген-Пассат» B6 и B7 и «Фольксваген-Тигуан» до 2016 года.
Проблемы с базовой регулировкой
Когда на автомобиле отдельные колодки ручного тормоза, как на «Фольксвагене-Туареге» 2010—2018 годов, базовая установка потребует сверхточной регулировки, длительность этой процедуры достаточно большая.
Как только новые расходники будут установлены, нужно подключить компьютер, активировать и отпустить ручник. При этом на мониторе будут указаны зазоры на колесах. Автомеханик через отверстие колесного болта отверткой отрегулирует зазоры и снова выполняет тестирование. Данное действие нужно повторять, пока зазоры на колесах не станут оптимальными. Также нужно учитывать одну особенность: разница между зазорами должна быть в допуске.
После того как ручник будет отрегулирован, нужно, чтобы колодки притерлись. Для этого используется программа диагностики, поджимающая колодки стояночного тормоза. В таком режиме следует проехать 0,5 км, затем еще раз измерить зазоры и выполнить регулировку. На проведение всех манипуляций потребуется пара часов.
Выход из строя кнопки ручника
Данная проблема нередко возникает после химчистки салона. Также на ручник нельзя проливать жидкость.
Выход из строя кнопки ручника
Быстрая диагностика неисправностей ручного тормоза
Чтобы обнаружить возможные неисправности ручного тормоза, надо выполнить техническое обслуживание автомобиля либо отправиться на СТО. Также вы можете провести диагностику своими силами:
- Поднимитесь на машине в горку, начните парковаться и включите ручной тормоз. Если он не держит на подъеме и автомобиль катится, значит, без ремонта не обойтись.
- Следует поддомкратить авто либо заехать на подъемник. Включить стояночный тормоз и вручную прокрутить задние колеса. Если вам легко удалось это сделать, значит, ручник не работает.
- Если у вас механическая коробка передач, мотор не будет глохнуть при трогании с места с включенным неисправным ручником. Активируйте стояночный тормоз, включите первую скорость и нажмите на педаль до конца. При исправном ручнике машина дернется и заглохнет. Если этого не произошло, значит, стояночный тормоз вышел из строя.
Критерии выбора деталей для ручного тормоза
При выборе ручника рассматривайте те же самые бренды, под которым выпускаются тормозные суппорты и ремкомплекты. Подбирать тросик стояночного тормоза нужно с учетом основных характеристик:
- Особенности вашего автомобиля: марка и модель, год производства.
- Код оригинальных деталей. Возможно, у вас есть коды аналогов, тогда вы легко подберете оригинальные запчасти.
- VIN-код. Эту характеристику вы точно должны знать, поэтому легко подберете подходящий ручник.
Многие собственники авто покупают расходники, ориентируясь на данные машины. Подобный подход обеспечивает высокую точность благодаря тому, что онлайн-магазины сделали кросс-базы и улучшают системы поиска по электронным каталогам.
Зная марку и модель авто, вы сможете подобрать нужную запчасть, выяснить код оригинальной детали или аналога и сделать заказ.
Выбирая ручной тормоз, обращайте внимание на компанию-изготовителя. Лучше всего покупать оригинальные детали либо отдавать предпочтение брендам, сотрудничающим с автопроизводителями.
Никто не гарантирует, что вы не нарветесь на подделку. Чаще всего подделывают итальянские расходники, ручники от немецкого бренда «Бош», а также «Адриауто» из Италии. Чтобы обезопасить себя, перед покупкой проведите визуальный осмотр упаковки и детали. Если вы заметите повреждения, некачественную полиграфию, скорее всего, перед вами контрафакт.
Часто задаваемые вопросы о ручном тормозе автомобиля
В каких случаях надо диагностировать ручной тормоз?
Прежде чем начать двигаться на машине, выполните проверку ручника. Не следует ехать на стояночном тормозе, поскольку в этом случае механизм быстро износится, а тормозные колодки и диски перегреются.
Допустимо ли ставить авто на ручник в холодное время года?
Поступать таким образом нельзя. Зимой снежная каша налипает на колеса, при низкой минусовой температуре даже после недолгой стоянки тормозные диски и колодки замерзнут. Вы не сможете ехать, кроме того, механизм стояночного тормоза может выйти из строя.
Как работает ручник на авто с коробкой-автоматом?
Если у вас автоматическая трансмиссия, на режиме паркинг нужно включать ручник. Так вы увеличите эксплуатационный срок механизма паркинга. Кроме того, обезопасите себя от отката автомобиля, к примеру, во дворе дома, где можно случайно наехать на припаркованную рядом машину.
Ручник – обязательный механизм, обеспечивающий комфортную и безопасную эксплуатацию вашего авто. Следите за состоянием стояночного тормоза, периодически диагностируйте его работу, при необходимости выполняйте ремонт и меняйте расходники.