Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
26.10.2023 Автосервис
952
Время чтения: 13 минут

Регулировка зазора тормозных колодок и ее особенности

Сохранить статью:

В чем проблема? Тормозные колодки – неотъемлемая часть системы автомобиля, и если они не обслуживаются должным образом, то он не будет останавливаться так быстро и безопасно, как это должно быть.

Что делать? К счастью, регулировка зазора тормозных колодок – то, что может выполнить любой человек, имеющий несколько основных инструментов. Прежде всего следует ослабить гайки крепления колесных дисков, после чего поднять автомобиль на домкрате и снять шину. Далее все интуитивно понятно.

 

Как работают тормозные колодки

Тормоза могут быть двух типов: барабанные либо дисковые.

Дисковые тормоза имеют следующую конструкцию. На колесе закреплен тормозной диск, вращаются с той же скоростью. Над диском расположена колодка с покрытием из фрикционного материала. В момент торможения эти колодки прижимаются к дискам, вызывая снижение скорости их вращения и остановку автомобиля.

На каждом диске находятся по две колодки – с внутренней и с наружной стороны. При нажатии на педаль тормоза их прижимает к дискам специальный рычаг – суппорт.

Барабанные тормоза устроены похожим образом, но они нажимают на диск только с внутренней стороны. Барабаны часто устанавливаются на бюджетных моделях автомобилей, например «Лада-Веста», «Рено-Логан», а также на недорогих «Ситроенах», «Тойотах», «Пежо» и т. д.

Кроме того, барабанные механизмы установлены в ручном тормозе. При нажатии на рычаг стояночного тормоза они прижимаются к дискам задних колес и фиксируются в таком положении.

Как работают тормозные колодкиКак работают тормозные колодки

Сила трения колодок о барабан либо о диск зависит от силы нажатия на педаль тормоза. В зависимости от этого тормозная жидкость давит на колодки в разной степени. Чем выше это давление, тем сильнее прижатие и тем резче оказывается торможение.

Когда необходима регулировка тормозов

Регулировка тормозного механизма бывает текущая или полная. При полной регулировке необходимо разобрать тормоз полностью, выполнить замену отдельных деталей или их настройку по отдельности.

Частичная настройка может выполняться собственными силами в гараже или на подъемнике. В этом случае регулируется в основном сила прижатия тормозов к задним колесам. Особенно пристальное внимание такой регулировке нужно уделять в том случае, если барабанные тормоза заменены автовладельцем на дисковые.

Аналогичным образом регулировка зазора тормозных колодок требуется при их замене, а также установке новых дисков. Оба этих действия обычно выполняются одновременно.

При проведении обслуживания тормозной системы любого типа необходимо внимательно изучить руководство по эксплуатации соответствующей модели транспортного средства.

Когда необходима регулировка тормозовКогда необходима регулировка тормозов

Как правило, регулировка тормозов включает в себя следующе операции:

  • Настройка привода тормозов (ход педали тормоза).
  • Настройка тормозных механизмов (интервал между диском и тормозными колодками). Аналогичным образом должен быть отрегулирован и задний тормоз.
  • Настройка стояночного (ручного) тормоза.
Обратите внимание! До начала настройки передних тормозов следует удостовериться в правильной регулировке подшипников. При наличии на задних колесах дисковых тормозов подшипники на них также должны быть проверены.

Регулировка зазора между колодками и барабаном

Регулировка зазора между колодками и барабаномРегулировка зазора между колодками и барабаном

Настройка зазора между барабаном и колодками выполняется по следующей схеме:

  • А – регулировочные эксцентрики колодок передних колес;
  • В – регулировочные эксцентрики колодок задних колес;
  • S – левое колесо;
  • d – правое колесо. Стрелки вверху обозначают направление вращения колеса.
 

Алгоритм работ следующий:

  1. Зажмите педаль тормоза с усилием 98–117 (10–12 кгс). Это нужно для надежного прижатия барабанов к колодкам.
  2. Зафиксировав педаль в зажатом положении, при помощи шестигранного ключа установите в нужное положение эксцентрики, помеченные на схеме как А и В, пока они не соприкоснутся с колодками.
  3. Отпустите тормоз и поверните шестигранным ключом эксцентрики в противоположную сторону примерно на 10 градусов.
  4. При вращении вывешенных колес резко нажмите на тормоза 3-4 раза. При отпущенной педали колодки не должны задевать барабан.
  5. Проверьте работу тормоза. Для этого разгоните автомобиль несколько раз и затормозите, отметив при этом длину свободного и полного хода педали.
  6. Двигайтесь несколько километров без торможения. Остановите автомобиль и проверьте температуру барабанов. Они не должны сильного нагреться. В противном случае регулировку нужно выполнить повторно, поскольку повышение их температуры говорит о том, что при отпущенной педали колодки немного прижимаются к барабанам.
  7. Если возникают сложности при регулировке зазора, возможно, необходимо заменить колодки и снова отрегулировать интервал между ними и барабаном.

Советы по регулировке зазора тормозных колодок

  1. Во избежание выхода из строя тормозов во время движения своевременно проверяйте все трубки на износ и отсутствие повреждений. Особое внимание уделяется:
    • Металлическим трубопроводам, на которых не допускаются вмятины, разрывы. Также с ними не должны контактировать острые детали, корыте могут привезти к порезу стенок трубки.
    • Целостность тормозных шлангов не должна быть нарушена, также не допускается их контактирование с маслами и смазками, поскольку они разъедают полимерные материалы.
    • Сильно нажмите на педаль тормоза и осмотрите трубки, нет ли на них вздутий. Если они проявились, шланги нужно заменить.
    • Проверьте все крепежи, болтовые соединения, при необходимости подтяните их. Ослабление соединений приводит к повреждениям шлангов при вибрациях во время движения авто.
    • Проверьте, нет ли утечки тормозной жидкости из штуцеров. Если есть, то их гайки нужно закрутить до упора. Следите, чтобы не повредить шланги.
  2. Если какие-то запчасти износились, сразу ставьте вместо них новые.
  3. Если автомобиль используется боле 5 лет или прошел свыше 100 000 километров, необходимо менять шланги, даже если с виду они не износились. Это позволит избежать внезапных обрывов трубок на ходу.
  4. Меняйте тормозную жидкость в распределительном бачке не реже чем один раз в пять лет.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Советы по настройке свободного хода педали тормоза

Свободным ходом педали тормоза называют расстояние, которое она проходит после нажатия без приложения тормозного усилия к колодкам. Настройка этого параметра отличается в зависимости от предпочтений водителя к стилю езды. Чем более жесткое торможение используется, тем меньше должен быть свободный ход.

Для регулировки свободного хода тормозной педали потребуется ряд инструментов:

  • Ключ для настройки свободного хода (как правило, на 8 или 10).
  • Отвертка (нужна не во всех случаях).

Советы по настройке свободного хода педали тормозаСоветы по настройке свободного хода педали тормоза

При настройке свободного хода педали необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Поставьте авто на ровную поверхность, задние колеса зафиксируйте стояночным тормозом.
  2. На педали или на тяге, сочленяющей ее с основным тормозным цилиндром, отыщите регулировочный болт.
  3. Проверьте исходное положение педали. Она должна быть поднята и не контактировать с барабаном или диском.
  4. Если требуется сделать жесткий свободный ход, регулировочный болт нужно затянуть соответствующим ключом. Если нужно сделать ход педали мягче, болт нужно открутить.
  5. Протестируйте получившийся свободный ход. Немного разгоните автомобиль и затормозите несколько раз. Удостоверьтесь, что педаль не контактирует с тормозным диском или барабаном в отпущенном состоянии.
  6. Протестируйте исправность тормозов. Разгоните автомобиль несколько раз, а затем нажмите на педаль. Удостоверьтесь, что качество торможения не ухудшилось.
 

Замена тормозных колодок

Чтобы самостоятельно заменить и отрегулировать зазор тормозных колодок передних колес, соблюдайте следующую инструкцию:

  1. Машину поместите на ровную поверхность, зафиксируйте задние колеса стояночным тормозом и упорами.
  2. Снимите крышку распределительного бачка, при помощи домкрата поднимите вверх переднюю часть кузова, затем открутите винты колес.
  3. Поверните руль до упора, затем снимите колесо и проверьте, нет ли на диске повреждений.
  4. Демонтируйте суппорты, затем поднимите крышку.
  5. Демонтируйте скобы, противоскрипные накладки, удалите с них грязь.
  6. Поставьте новые колодки, нанесите на поршень смазку, установите суппорт обратно.
  7. Зафиксируйте суппорты, также смазав их, после чего поставьте обратно пробку расширительного бачка и протестируйте герметичность системы. Для этого нажмите на педаль тормоза. Она не должна уходить в пол без усилия.

Порядок замены и регулировки зазора тормозных колодок задних колес выполняется по тому же алгоритму. Некоторые особенности есть при работе с барабанными тормозами:

  1. Зажимать стояночный тормоз не надо, так как это ограничит доступ к барабанам.
  2. Устанавливая упоры под передние колеса, нужно перевести рычаг переключения передач на первую скорость.
  3. Демонтируйте колесо и снимите барабан.
  4. Снимите трос ручного тормоза, демонтируйте пружины, тяги, снимите изношенные колодки, заменив их на новые.
  5. Протестируйте исправность тормозной системы.

Часто задаваемые вопросы о регулировке зазора тормозных колодок

  • Что такое свободный ход педали тормоза?

Свободный ход педали тормоза – это расстояние, которое педаль при нажатии на нее проходит до начала непосредственного торможения. Он возникает из-за того, что при отпущенной педали между колодками и диском имеется небольшой зазор, который исключает их контактирование между собой во время движения. В противном случае тормоза работали бы постоянно, что вызвало бы возрастание нагрузки на двигатель, быстрое стирание фрикционного слоя.

  • Какой свободный ход для педали тормоза удобнее всего?

Здесь все зависит от предпочтений водителя. Чем более жесткое торможение требуется, чем более агрессивен стиль езды, тем меньше должен быть свободный ход. В среднем эта величина не должна превышать 2-3 миллиметров. При отклонении от этого значения как в большую, так и в меньшую строну тормозам требуется регулировка.

  • Каково назначение тормозных колодок?

Тормозные колодки представляют собой пластины из металла, на которые нанесен фрикционный слой. Они соединены суппортами, обеспечивающими их прижатие к барабанам или дискам. Благодаря колодкам происходит замедление вращения колес при торможении и остановка автомобиля. В барабанных тормозах колодки давят на стенки барабана, а в дисковых – сжимают диск с обеих сторон.

  • Как протестировать состояние тормозных колодок?

Колодки осматриваются при любом техническом обслуживании транспортного средства. Фрикционный слой, присутствующий на каждой из них, не должен быть менее допустимой толщины. Разбирать всю систему полностью не нужно, достаточно лишь заглянуть в смотровое окно в суппорте.

  • Какой должен быть зазор на задних тормозных колодках?

Колодки должны иметь толщину не менее 2-4 мм. На отдельных моделях автомобилей они могут быть тоньше – 1,5 миллиметра. Если колодки стерлись до меньшей толщины, их нужно заменить на новые. Соответственно, при стирании фрикционного слоя увеличивается расстояние между колодками и колесом, что приводит в неэффективности торможения. Норму зазора устанавливает производитель тормозной системы. Она обычно находится в диапазоне 0,2-1,2 мм.

Отметим, что исправная тормозная система – одно из главных условий, которое обеспечивает нормальное и безопасное управление автомобилем. При износе отдельных механизмов могут не только повредиться близко расположенные детали, трубки, суппорты и т. д., но и возрастает риск серьезного дорожно-транспортного происшествия.

Обслуживание и барабанных, и дисковых тормозов вполне можно выполнить собственными силами. Если же возникают сложности, лучше обратиться в автосервис, особенно если качество торможения снизилось или колодки имеют толщину меньше рекомендованной.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽