Что это? Через шаровую опору ступица колеса крепится к подвеске автомобиля. Удары и трение приводят к износу детали. При ее замене и ремонте часто сбиваются положение колес и настройки рулевой рейки. Сход-развал возвращает исходное положение подвески и необходим при любых манипуляциях с ходовой частью машины.
Как выполняется? Процедура «сход-развал» после замены шаровой на стенде делает машину более устойчивой и управляемой на дороге, снижается износ шин и уровень расхода топлива. Специалист возвращает колеса в заводское оптимальное положение с помощью компьютеризированной установки.
В этой статье:
Функции и диагностика неисправностей шаровой опоры
Шаровая (или шаровая опора) – это шарнир, входящий в состав различных узлов автомобиля. Благодаря шаровой опоре колесо имеет возможность проворачиваться в определённых ограниченных пределах в горизонтальной плоскости и при этом не отклоняться от установленного уровня в вертикальной плоскости. Число шаровых зависит от разновидности подвески автомобиля: минимально – это одна опора, максимально – пять.
Функции и диагностика неисправностей шаровой опоры
Шаровая, входящая в состав подвески управляемых колёс, напрямую влияет на маневренность транспортного средства.
С момента своего появления шаровая опора была модифицирована инженерами до нескольких разновидностей, однако классической считается конструкция, включающая в себя следующие составляющие:
- стальной кованый корпус;
- «яблоко» – центральный элемент в виде шара, на который приходится вся основная нагрузка;
- стопор, закрепляющий «яблоко» внутри корпуса;
- вкладыш из полимерных материалов, внутри которого крутится «яблоко»;
- «палец» – металлический стержень с резьбой вверху, соединяющий шаровую опору со ступицей;
- резиновый пыльник, предохраняющий внутренний узел шаровой от попадания влаги и загрязнений;
- смазка под пыльником, обеспечивающая дополнительную герметичность шарнира;
- фланец, скрепляющий шаровую опору и рычаг (сегодня больше распространены подвески, в которых шаровая соединена с рычагами без использования фланца).
Товары из категории
Ни один из узлов автомобиля не может служить вечно. Любая излишняя нагрузка на подвеску может сказаться и на работе шаровой опоры. Провести профессиональную диагностику вам смогут в любом автосервисе, однако есть несколько общих признаков, которые могут свидетельствовать о наличии неполадок в работе этого механизма:
- постукивание в подвеске при наезде на ямы и мелкие дорожные препятствия;
- ярко выраженный больший износ у одной или нескольких шин;
- скрип в руле при поворотах;
- заметное подёргивание колеса даже при движении на низкой скорости.
При выявлении подобных симптомов рекомендуется незамедлительно обратиться в автосервис для ремонта или замены шаровой опоры.
Необходимость проведения процедуры сход-развала после замены шаровой
Шаровые опоры представляют собой подвижные соединительные элементы, благодаря которым обеспечивается верное пространственное расположение колёс при осуществлении поворотов и резких манёвров. Эти детали подвески испытывают колоссальную нагрузку. При этом шаровые относятся к ключевым элементам при настройке ходовой части любого автомобиля. А это значит, что делать сход-развал после замены шаровых нужно обязательно.
Необходимость проведения процедуры сход-развала после замены шаровой
О большом износе шаровых опор свидетельствуют следующие симптомы:
- заметно ухудшившаяся управляемость транспортного средства;
- низкая курсовая устойчивость;
- образование люфтов в системе рулевого управления;
- неравномерный износ покрышек.
Износ шаровой опоры с течением эксплуатационного срока негативным образом отражается на настройке подвески машины. Поэтому рекомендуется периодические проводить диагностику технического состояния всех деталей, входящих в этот механизм, и делать развал-схождение даже без явных признаков износа. Сами автопроизводители советуют проверять настройки ходовой части после пробега в 15-20 тысяч километров.
Подобные профилактические меры позволяют минимизировать риск возникновения критических проблем с подвеской, ходовой частью, а также системой рулевого управления автотранспортного средства. Однако на практике большинство водителей делают развал только после замены шаровой опоры либо после других основательных ремонтных работ.
Шаровая опора является шарнирным соединительным механизмом, поэтому износ всех деталей и конструкций идёт равномерно по всем координатным осям, что негативным образом отражается на всех показателях настроек ходовой части автомобиля, а именно на:
- положительных и отрицательных углах развала;
- углах схождения;
- наклоне продольного типа;
- прилежащем угле и плече обкатки.
Регулярное проведение процедуры схода-развала помогает минимизировать отрицательные последствия износа шаровых, особенно на ранних стадиях. Если после её осуществления никаких улучшений не наблюдается, это свидетельствует о наличии серьёзных проблем с ходовой частью автомобиля, а может также быть признаком и более опасных дефектов.
Виды стендов «развал-схождения»
Развал колеса – это угол, который образуется между центральной плоскостью колеса и вертикальной прямой. То есть это отклонение колеса по вертикали. Верно настроенный угол развала колеса гарантирует отличное сцепление с дорожным покрытием, хорошую маневренность и устойчивую управляемость транспортным средством. Неверный угол развала может привести к неравномерному износу шин, а также потере контроля над управлением.
Развал измеряется в градусах. Нулевой показатель соответствует положению, при котором колесо находится в вертикальном положении относительно поверхности дороги. Положительный угол свидетельствует об отклонении колеса наружу, отрицательный – об отклонении во внутрь.
Стенд для регулировки развал-схождения является самым используемым оборудованием в любой автомобильной мастерской. Верная регулировка колёс не только защищает покрышки машины от износа, но и напрямую влияет на безопасность транспортного средства при движении, долгую и исправную службу подвески и системы рулевого управления. Именно поэтому необходимо обязательно регулировать развал после замены шаровой, а также при эксплуатации автомобиля каждые 20-25 тысяч километров пробега.
Виды стендов «развал-схождения»
Существует две разновидности стендов «развал-схождения»:
- Оптические
Простые и понятные в использовании, эти стенды, однако, обладают весомым недостатком: с помощью такого оборудования возможно проводить диагностику только одной оси. В большинстве случаев упор делается на техническое обслуживание и ремонт передней оси подвески автомобиля, но при этом важно помнить, что расхождение угла развала задних колёс также напрямую влияет на управляемость и устойчивость транспортного средства при движении.
Оптические стенды при диагностике не показывают «повёрнутость» заднего моста, что впоследствии может отразиться на появлении небольшого наклона автомобиля при движении по прямой.
- Компьютерные
Компьютерные стенды современного поколения (с замкнутым контуром измерения) позволяют проводить диагностику сразу обоих мостов транспортного средства и выявлять расхождения во взаимном расположении передней и задней осей подвески по отношению к оси симметрии. Ещё одно преимущество таких стендов – более высокая точность, по сравнению с оптическими. Такие устройства также поддерживают распечатку результатов диагностики и проведённой регулировки.
Наиболее частые неисправности, проявляющиеся после регулировки развала
Первая неисправность связана с неровным положением руля при движении по прямой. Среди основных причин можно выделить следующие:
- Регулировка развал-схождения была выполнена без учёта свободного хода системы рулевого управления. В результате этого при движении транспортного средства по прямой свободный ход может выбираться в правую или левую сторону и провоцировать тем самым наклон руля.
- Имеются отклонения в угле развала задних колёс. В данном случае, скорее всего, развал-схождение было выполнено на оптическом стенде, который, как уже упоминалось выше, не учитывает заднюю ось, либо на компьютерном стенде, но с отключенной функцией проверки заднего моста подвески.
- Наблюдается разное давление в передних и задних шинах. Важно помнить о том, что регулировать развал-схождения необходимо при одинаковом давлении во всех покрышках.
- Имеются другие серьёзные дефекты ходовой части автомобиля, не выявленные при диагностике и регулировке развал-схождения.
Наиболее частые неисправности, проявляющиеся после регулировки развала
Вторая самая частая неисправность, появляющаяся после регулировки развала, – увод автомобиля в сторону при движении по прямой. К основным причинам можно отнести следующие:
- Одна из самых распространённых причин – влияние покрышек. Даже если вы только что «обули» автомобиль в новую резину, попробуйте поменять между собой правое и левое переднее колесо. Если в результате этой замены машину начинает уводить в противоположную сторону – причина, совершенно точно, кроется в резине. В данном случае меняйте колёса до тех пор, пока не выявите пару, при которой машина обретёт ровный ход при движении по прямой.
- Вторая причина может скрываться в дефектах со стороны заднего моста. Как уже говорилось ранее: обязательно диагностируйте обе оси автомобиля.
- Наличие неявных дефектов ходовой части, не выявленных при проведении диагностики, также может провоцировать увод автомобиля в сторону.
Вопросом необходимости схода-развала после замены шаровых опор в большинстве случаев задаются автолюбители, впервые столкнувшиеся с ремонтом подвески в своём автомобиле. Замена шаровой не является сложной процедурой, её, действительно, можно осуществить собственными силами. Однако, верно настроить подвеску без привлечения квалифицированных специалистов и специализированного оборудования, практически невозможно – стоит доверить эту работу профессионалам.