promotion aet
Скидка на весь ассортимент AE&T
21.10.2023 Автосервис
1051
Время чтения: 13 минут

Размеры клиновых ремней: какие бывают, чем отличаются

Сохранить статью:

Что это? Клиновый ремень передает мощность от двигателя к навесному оборудованию автомобиля (генератору, компрессору кондиционера). Менять его нужно каждые 80–100 тысяч километров, а также при любых признаках износа.

Как выбрать? Размеры клиновых ремней – ключевой критерий выбора. Также важны профиль, материал и условия эксплуатации. Алгоритм замены зависит от типа ремня и его расположения.

 

Что собой представляет клиновый ремень

Клиновые ремни являются важной частью конструкции множества механизмов (автомобильных двигателей, станков, насосов, генераторов и многих других). Их основная функция – передача крутящего момента между ведущим и ведомым шкивами, хорошее сцепление с которыми обеспечивается трапециевидной формой поперечного сечения этих изделий.

Что собой представляет клиновый ремень Что собой представляет клиновый ремень

Клиновый ремень позволяет преобразовывать вращение ведущего шкива в поступательное, а затем выполнять обратную трансформацию на ведомом. Передача усилия происходит за счет силы трения. Благодаря высокой износостойкости и надежности используемых материалов применение таких ремней повышает срок службы автомобильных двигателей.

В зависимости от числа оборотов и рабочих нагрузок в различных механизмах устанавливают клиновые ремни разного сечения, размера и типа. Эффективная передача крутящего момента без проскальзывания и длительная эксплуатация обеспечиваются применением правильно подобранных изделий.

Существует две основные разновидности клиновых ремней. Они бывают одно- или многоручьевыми. Первые (с одним широким клином) передают крутящий момент с ведущего шкива на ведомый. Основное применение многоручьевых изделий с несколькими параллельными узкими клиньями – перенос больших усилий в сложных и мощных механизмах.

Клиновые ремни для современных аппаратов выпускаются в нескольких модификациях:

  • Серпянка – такие применяются для передачи крутящего момента от автомобильного двигателя на другие агрегаты.
  • Ремни с защитным слоем, предохраняющим основной материал от повреждающих факторов – агрессивных технических жидкостей, перепадов температур и т. д. Предназначены для эксплуатации в сложных условиях.
  • Ремни с внутренними шнурами из текстиля, обладающие повышенной прочностью по сравнению с классическими. Широко применяются в автомобильной и спецтехнике.

При установке клиновых ремней необходимо принимать в расчет их конфигурацию, размеры и сечение, чтобы добиться максимальной эффективности работы механизма и обеспечить длительный срок эксплуатации.

Материалы клиновых ремней

Для изготовления современных клиновых ремней применяются высокопрочные материалы; они подбираются по характеру выполняемой работы и условиям эксплуатации механизмов:

Резина

Большинство клиновых ремней изготавливается из этого материала. Такие изделия долговечны и обеспечивают эффективную передачу усилия. Но их применение ограничено – они не работают в механизмах с высокими нагрузками.

Текстиль

Этот материал благодаря малому удельному весу и относительной дешевизне также широко используется при изготовлении клиновых ремней, но они требуют относительно частой замены.

Кожа

Изготовленные из этого материала клиновые ремни долговечнее текстильных и резиновых, однако их применение ограничено ввиду высокой стоимости. Кожаные изделия выдерживают большую нагрузку, а при небольших усилиях их использование затрудняется излишней жесткостью.

Полиуретан

Оптимальный материал, ремни из которого отличаются прочностью, долговечностью и высокой влагостойкостью в сочетании с относительно невысокой стоимостью.

Выбирая материал клинового ремня, необходимо также исходить из его стоимости, срока службы, простоты установки и ряда других характеристик. Если речь идет об автомобиле, следует ознакомиться с требованиями, предъявляемыми производителем двигателя. В противном случае можно столкнуться с нежелательными последствиями в ходе эксплуатации.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
334 800 ₽
В кредит от 11 160/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

В современных механизмах применяются клиновые ремни разных размеров, профиля и длины, поэтому при их приобретении и установке лучше всего проконсультироваться у специалистов.

Правила выбора клинового ремня

Правильный подбор зубчатых клиновых ремней в значительной степени определяет эффективность автомобильного двигателя и его надежность. При их установке на конкретное транспортное средство (ТС) необходимо принимать в расчет:

Размеры, которые особы для разных марок и моделей двигателя

Приобретая ремни для установки, следует ознакомиться с рекомендациями, которые производитель указывает в соответствующей технической документации.

Правила выбора клинового ремня Правила выбора клинового ремня

Материалы

При выборе следует учитывать его долговечность, устойчивость к изнашиванию и ряд других важных эксплуатационных характеристик.

Производитель

Специалисты не рекомендуют экономить, приобретая продукцию ноунейм. Лучше отдать предпочтение клиновым ремням, производитель которых хорошо зарекомендовал себя.

Срок службы

Клиновые ремни подлежат периодической замене. Важно убедиться в соответствии указанного срока службы требованиям, которые выдвигает производитель конкретного двигателя.

Помимо типа и размеров клиновых ремней крайне нужно увериться в хорошем качестве материалов, из которых они изготовлены. В противном случае велика вероятность снижения мощности и даже выхода механизма из строя. Выбирая материал, следует исходить из:

  • Типа двигателя – для бензиновых моторов специалисты рекомендуют приобретать резиновые ремни, а на дизельные чаще всего устанавливают полиуретановые.
  • Нагрузки – в зависимости от их предполагаемой величины для установки берут ремни из материалов разной прочности. Резиновые рассчитаны на нагрузку от 30 до 300 кВт, а полиуретановые – от 60 до 600 кВт.
  • Условий эксплуатации – если изделия будут использоваться при повышенной влажности, запылении или в агрессивных химических средах, важно, чтобы материал клиновых ремней имел большую стойкость.

Кроме того, выбор необходимо делать с учетом:

  • толщины;
  • ширины;
  • формы поперечного сечения;
  • нагрузок;
  • скорости вращения шкивов.

От выбора клиновидных ремней в значительной степени будет зависеть эффективность передачи крутящего момента, надежность и долговечность всего механизма. Каждая замена этих изделий должна сопровождаться общей диагностикой двигателя внутреннего сгорания.

Размеры клиновых ремней по стандартам

Клиновые ремни внутри каждого из типов подразделяются на разновидности. При одинаковых ширине и высоте профиля они могут существенно отличаться по длине. Сведения о профиле и длине в дюймах или миллиметрах обычно содержатся в маркировке клинового ремня.

Размеры клиновых ремней по стандартам Размеры клиновых ремней по стандартам

Классические клиновые ремни с маркировкой по международным стандартам:

  • Z. Ширина 10 мм, высота 6 мм, длина от 360 до 2 800 мм.
  • Ширина 13 мм, высота 8 мм, длина от 420 до 5 300 мм.
  • Ширина 17 мм, высота 11 мм, длина от 530 до 9 000 мм.
  • Ширина 22 мм, высота 14 мм, длина от 1 180 до 9 500 мм.
  • Ширина 32 мм, высота 20 мм, длина от 1 900 до 12 500 мм.
  • Ширина 40 мм, высота 25 мм, длина от 3 350 до 14 000 мм.

Узкопрофильные клиновые ремни:

  • SPZ. Ширина 10 мм, высота 8 мм длина от 500 до 2 040 мм.
  • SPA. Ширина 13 мм, высота 10 мм, длина от 750 до 2 650 мм.
  • SPB. Ширина 17 мм, высота 14 мм, длина от 1 250 до 8 000 мм.
  • SPC. Ширина 22 мм, высота 18 мм, длина от 1 800 до 10 000 мм.

Клиновые ремни с фасонным зубом:

  • XPZ. Ширина 10 мм, высота 8 мм, длина от 630 до 3 550 мм.
  • XPA. Ширина 13 мм, высота 9 мм, длина от 690 до 3 550 мм.
  • XPB. Ширина 16 мм, высота 13 мм, длина от 1 060 до 4 250 мм.
  • XPC. Ширина 22 мм, высота 17 мм длина от 2 280 до 5 000 мм.
  • 3VX. Ширина 10 мм, высота 8 мм, длина от 250 до 1 500 дюймов.
  • 5VX. Ширина 16 мм, высота 13 мм, длина от 500 до 3 550 дюймов.
 

Нагрузки на ремень и особенности использования

Конструкция различных ТС включает в себя множество клиновых ремней, с помощью которых крутящий момент от ведущего вала двигателя передается к генераторам, кондиционерам, насосам и другим узлам. Не менее широкое применение они получили в станках, подъемных устройствах и иных промышленных установках. От правильного выбора ремней зависит эффективность работы всех этих механизмов.

Нагрузки на ремень и особенности использования Нагрузки на ремень и особенности использования

Крайне важно выбирая клиновые ремни принимать во внимание особенности условий эксплуатации, ведь на них могут воздействовать не только стандартные нагрузки. Часто работа механизмов сопровождается вибрацией и нагревом рабочих частей. Поэтому необходимо, чтобы ремни имели конструкцию, обеспечивающую их максимальную надежность и долговечность.

Помимо маркировки при выборе ремней следует обращать внимание на их цвет, который может свидетельствовать о предназначении для определенных условий эксплуатации. В наиболее ответственных узлах устанавливаются специальные модели, которым помимо прочности свойственна повышенная устойчивость к изнашиванию.

Клиновые ремни при их использовании в механизмах подвергаются:

  • механическим нагрузкам от валов двигателей, генераторов, насосов, кондиционеров и др.;
  • вибрациям;
  • колебаниям температуры.

Итак, при выборе клиновых ремней для конкретных механизмов следует принимать в расчет не только нагрузки, но и условия эксплуатации. Правильный подбор марки и типа изделия создает условия для максимально эффективного функционирования системы и увеличения срока службы.

 

Правила установки и замены клинового ремня

Вне зависимости от качества клиновых ремней они подлежат регулярной замене.

Правила установки и замены клинового ремня Правила установки и замены клинового ремня

Чтобы поменять ремни, необходимо остановить работу механизма, что позволит избежать травмирования во время процесса. Далее следует:

  • снять защитный кожух для обеспечения доступа к шкивам;
  • ослабить болтовое винтовое крепление натяжных роликов (нельзя использовать для замены ремня подручные средства – это небезопасно);
  • сняв старое изделие, его следует внимательно изучить, чтобы по характеру износа определить возможную неисправность узла;
  • осмотреть шкивы и проверить правильность их положения;
  • очистить все рабочие поверхности от старой смазки, грязи, песка и прочих загрязнений;
  • установить новый ремень (если в механизме используется несколько этих изделий, все подлежат замене, даже если визуально они не имеют дефектов);
  • проверить натяжение ремней, заранее установив натяжные ролики в рабочее положение;
  • затянуть крепежные винты, предварительно отрегулировав натяжение ремней;
  • установить на место и закрепить защитный кожух.

После замены механизм нуждается в обкатке, проводя которую следует периодически проверять натяжку и положение ремней.

Часто задаваемые вопросы о клиновых ремнях

Как выбрать подходящий клиновый ремень по марке ТС?

При выборе клиновых ремней следует ориентироваться на рекомендации производителя для конкретной марки и модели автомобиля (двигателя). Всю необходимую информацию можно найти в технической документации, справочниках или у специалистов сервисного центра.

Как часто нужно менять клиновый ремень?

Срок эксплуатации клиновых ремней, как правило, не может быть четко лимитирован – он устанавливается в зависимости от целого ряда факторов, таких как марка и качество, нагрузки, условия работы и т. п.

Согласно общепринятым рекомендациям, замена должна осуществляться при пробеге от 80 000 до 100 000 км или каждые 4–5 лет независимо от степени износа. Дело в том, что со временем ремни утрачивают изначальные свойства, обмякают и становятся податливыми, что в свою очередь увеличивает риск обрыва или соскальзывания и отрицательно сказывается на эффективности работы двигателя.

Какие признаки свидетельствуют об износе ремней?

Если работа двигателя сопровождается треском и другими посторонними звуками, а также при обнаружении трещин на поверхности клиновых ремней, осыпания материала, из которого они выполнены, это говорит о необходимости замены изделий. Кроме того, их изнашивание обычно сопровождается снижением эффективности функционирования отдельных узлов и систем (к примеру, может плохо заряжаться аккумуляторная батарея).

Правильно подобрать клиновый ремень по типу, размерам, материалу можно только с учетом особенностей конкретного оборудования. В любом случае, если возникают проблемы, лучше попросить помощи у квалифицированных специалистов.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽