О чем речь? Работа адсорбера мало влияет на рабочие циклы двигателя. Данный элемент отвечает за другое – не допускает попадания паров бензина в атмосферу. Иными словами, автомобиль не будет пахнуть, как бензоколонка, если адсорбер исправен.
Как работает? В адсорбере содержится специальный наполнитель, впитывающий пары бензина. Периодически включается цикл регенерации, когда адсорбирующая способность элемента достигает своего максимума.
В этой статье:
Что собой представляет автомобильный адсорбер
Есть категория автомобильных устройств, задача которых состоит в уменьшении вредных выбросов и повышении уровня экологичности двигателя. Например, каталитический нейтрализатор выхлопных газов и адсорбер, предотвращающий выбросы паров топлива в окружающую среду. Адсорбер часто путают с топливным абсорбером, и даже происхождение у этих терминов одинаковое: sorbeo, что с латинского переводится как «поглощать». Но у адсорбера вторая буква в наименовании именно «д», а не «б». И на это есть причина.
Абсорбция – это процесс поглощения чего-нибудь всем объемом вещества. Чтобы лучше понять, о чем речь, представьте губку, впитывающую воду, – она отлично демонстрирует данный процесс. Что же до адсорбции, то здесь речь уже идет об осаждении вещества на поверхности. Следовательно, устройство и принцип работы адсорбера принципиально другой, чем у абсорбера.
Что собой представляет автомобильный адсорбер
Наверняка вы чувствовали запах бензина от нагревшегося на солнце автомобиля. Причина проста: под влиянием высоких температур пары бензина начинают испаряться, в том числе и из топливного бака. Было бы неплохо предотвратить выбросы этих паров в атмосферу, так как это не просто неприятно, но и неэкологично. Однако полностью герметичным бак делать нельзя, так как израсходованное горючее должно замещаться воздухом. Именно благодаря особому принципу работы адсорбера автомобиля бензиновые пары не выходят наружу.
Устройство играет очень важную роль для окружающей среды, а также для нормальной работы многих систем транспортного средства. Влияет ли адсорбер на работу двигателя? Практически нет, разве что благодаря улавливанию паров исключаются возможные проблемы с запуском двигателя, так как обеспечивается корректное соотношение бензина и воздуха на старте. Но адсорбер выполняет многие другие функции:
- Предупреждает или существенно уменьшает неприятные запахи испаряющегося топлива.
- Экономит бензин. Попадающие в окружающую среду пары увеличивают расход топлива. Принцип работы клапана адсорбера основан на блокировании испарений, в итоге горючее используется более полно.
- Благодаря наличию этой запчасти машины могут соответствовать установленным стандартам и нормам. Во многих странах и регионах приняты жесткие требования по уменьшению топливных выбросов. Работа клапана адсорбера заключается именно в снижении выбросов.
- Существенно снижает испарения бензина из топливного бака. Благодаря этому сокращается число опасных химических соединений, таких, например, как бензол.
- Предотвращает загрязнение окружающей среды за счет улавливания вредных веществ, негативно влияющих на природу и опасных для здоровья человека.
Работа адсорбера помогает сделать транспортные средства более экологичными, снизить влияние топливных паров на здоровье людей и экологию.
Устройство адсорбера автомобиля
Горючее, испаряющееся из бака и прочих деталей при нагревании либо хранении автомобиля, направляется в улавливающую систему. Испарения проходят сквозь адсорбер и содержащийся в нем специальный материал, который удерживает молекулы бензиновых паров. В результате наружу выходит очищенный воздух.
Когда двигатель работает и создаются особые условия (к примеру, когда мотор нагревается до определенной температуры), система открывает узел. Благодаря этому воздух проходит через адсорбер, а испарения удаляются. Они попадают во впускную систему, где происходит их сжигание. В результате эффективно используются топливные пары и снижается уровень выбросов.
Товары из категории
Устройство адсорбера может отличаться в зависимости от типа системы, модели и бренда. Однако в конструкции есть некоторые общие характеристики.
Корпус
В корпусе находятся базовые компоненты, а также он защищает их от внешних негативных воздействий.
Адсорбентный материал
Бывает в форме шариков, гранул и прочих текстур. Обеспечивает наибольшую поверхность контакта с молекулами бензиновых испарений.
Выходы и входы
Нужны для подачи и удаления топливных паров. Пути входа связаны с прочими элементами системы, к примеру с топливным баком. Пути выхода направляют испарения ко впускной системе.
Датчики и клапаны
Осуществляют управление процессом адсорбции, передачей и регенерацией испарений. Работа датчика адсорбера заключается в том, чтобы помогать системе управления распознавать время проведения регенерации. Клапаны выполняют контроль воздушных потоков и паров.
Соединительные элементы и разъемы
С их помощью производится подключение адсорбера к управлению автомобилем и прочим элементам системы.
Теплоизоляционный материал
Служит для уменьшения влияния перепадов температур на адсорбцию и регенерацию.
Вакуумные линии
С их помощью создается поддерживающее давление для улавливания топливных испарений.
Клапаны
Выполняют управление регенерацией, а именно открытием адсорбера для удаления улавливаемых испарений.
Общие конструктивные особенности и схемы работы адсорберов направлены на качественное улавливание, хранение и последующее использование бензиновых паров для снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Принцип работы адсорбера
Адсорбер может работать в разных режимах.
- Режим № 1
Машина стоит на стоянке, мотор выключен. Если автомобиль и топливный бак нагреются, то в баке сильно повысится давление. Испарения начинают выдавливаться вместе с воздухом, проходя через адсорбер. Угольные частицы в нем насыщаются горючим, а воздух очищается и выходит наружу с помощью открытия клапана вентиляции бака избыточным давлением. Происходит проветривание бака, а испарения не выбрасываются в окружающую среду.
- Режим № 2
ДВС работает. Адсорбер не безразмерный, поэтому нужна периодическая регенерация осажденных паров для очистки устройства от избытка горючего.
Задействуется разрежение во впускных трубах мотора. ЭБУ (электронный блок управления) закрывает клапан вентиляции топливного бака, который соединяет адсорбер с атмосферой и одновременно запускает работу клапана продувки адсорбера.
Принцип работы адсорбера
Запуск процесса продувки осуществляется не сразу после начала работы ДВС, а только тогда, когда мотор достаточно прогреется. Открытие клапана продувки не полное – происходит дозирование расхода топливных испарений. Это обеспечивается за счет подачи напряжения на клапан с широтно-импульсной модуляцией через ШИМ-регулятор.
Таким образом, электронный блок управления может менять силу продувки или вообще не выполнять ее, если решит, что эта операция уже была выполнена. ЭБУ знает, какое количество бензина прошло сквозь форсунки и что отдала система вентиляции топливного бака. Кислородные датчики оповещают ЭБУ о составе смеси.
ЭБУ пристально контролирует работу системы. Для этих целей почти все современные машины (по стандартам «Евро 5» и «Евро 6») оснащены датчиком абсолютного давления. Задача этого датчика – мгновенно распознавать малейшую разгерметизацию системы – от вышедшей из строя трубки, прохудившегося вентиляционного клапана, треснутого корпуса адсорбера до незакрученной пробки бензинового бака.
Признаки неисправности в работе адсорбера
Распознать неисправность устройства можно по множеству признаков.
- Высокий расход бензина. Если адсорбер поломался и плохо улавливает испарения, то топливо начинает расходоваться быстрее, чем обычно, поскольку происходит выброс паров в атмосферу.
- Увеличенные выбросы испарений. Если адсорбер загрязнился или получил какие-то повреждения, существенно возрастает вероятность утечки паров, проявляющихся запахом бензина вокруг машины.
- Check Engine – предупредительный индикатор, загорающийся на панели приборов при поломках в улавливающей системе. Причем указывать индикатор может на неисправности как самого адсорбера, так и прочих элементов EVAP.
- Сложности с запуском ДВС. Как говорилось выше, хоть и мало, но адсорбер влияет на работу двигателя, и если он работает неправильно, то при запуске мотора образуется смесь горючего и воздуха, из-за чего возникают сложности при запуске мотора.
- Сниженная производительность ДВС. При поступлении испарений в систему впуска, по причине некорректной работы клапана адсорбера или других его компонентов, может снизиться эффективность работы мотора.
- Трудности с заправкой. Отдельные поломки адсорбера провоцируют возникновение проблем с заправкой автомобиля, а также могут приводить к срабатыванию автоматического отключения на автозаправочной станции.
- Поломки, возникающие из-за утечек вакуума. В данном случае нужно проверить работу клапана адсорбера и прочих элементов, связанных с вакуумной системой. Выход из строя этих компонентов вызывает сложности с формированием вакуума и функционированием всей системы в целом.
Признаки неисправности в работе адсорбера
В случае возникновения вышеописанных признаков стоит посетить СТО для проведения диагностики и ремонта. Поскольку влияние адсорбера на работу двигателя все же есть, стоит тщательно следить за исправностью этой запчасти. Кроме того, поломки в улавливающей системе негативно сказываются на экологических характеристиках автомобиля, что тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Проверка работы клапана адсорбера
Мы выяснили, каквлияет клапан адсорбера на работу двигателя и атмосферу, теперь рассмотрим процесс проверки функционирования непосредственно этого компонента.
- Прежде всего необходимо осмотреть корпус на наличие трещин, убедиться, что нет обрывов шлангов, которые подходят к входным отверстиям клапана.
- Затем с аккумулятора нужно отключить минусовую клемму во избежание возникновения ошибок ЭБУ.
- Далее выполняется демонтаж поглотителя, который находится рядом с воздушным фильтром, справа от двигателя.
- Потом снимается с клапана фишка питания, а также воздушные входные и выходные шланги.
- На следующем этапе с помощью насоса нужно подать через клапан воздух в систему. Если клапан исправен, он не будет пропускать воздух, если же воздух проходит, то, скорее всего, нужно ремонтировать механическую часть компонента, а это не во всех случаях возможно.
- Затем с помощью проводов подается питание от аккумулятора на клапан. Если поломки нет, будет звук щелчка, свидетельствующий о том, что клапан сработал. По отсутствию звука можно понять, что повредилась электрическая часть, сгорела катушка электромагнита.
- После того как питание будет подключено, с помощью насоса снова нужно нагнетать воздух. Если открытый клапан исправен, через него будет легко проходить воздух.
- Далее питание снимается, и опять должен быть слышен звук щелчка, говорящий о том, что клапан закрылся.
Также можно выполнить проверку изоляции обмотки электромагнита с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления. Если клапан исправен, то на выводах катушки мультиметр покажет 10-30 Ом. Если значение меньше того, которое установил производитель, то клапан нужно менять, так как катушка впаяна в неразборный корпус. Если значения увеличены, то, скорее всего, произошел внутренний обрыв катушки.
Чтобы провести проверку всех компонентов, необходимо знать, где находятся выводы электрического узла адсорбера. Во многих случаях корпус адсорбера выполняется неразборным, следовательно, такое устройство придется полностью заменить.
Ремонт клапана адсорбера
Как уже говорилось, в большинстве случаев адсорбер не подлежит ремонту. Однако бывает так, что в корпусе прогнил поролон, из-за чего уголь забивает трубопроводы и клапан. Перед чисткой нужно тщательно осмотреть корпус: если не разбирается – покупаем новый адсорбер, если поржавел разборной – можно отреставрировать (но не нужно).
Ремонт клапана адсорбера
По аналогичной схеме действуем и с клапаном. Большинство клапанов – неразборные составляющие, которые просто заменяются на новые. Электромагнитная катушка, а также возвратная пружина – элементы, которые никогда не ремонтируются.
Понимание алгоритма работы клапана адсорбера, корректная диагностика с точным обнаружением отслужившего элемента позволяет сэкономить на покупке новых запчастей.
Часто задаваемые вопросы о работе адсорбера
Можно ли отказаться от адсорбера?
Можно, но не нужно. К такому шагу прибегают в основном только тогда, когда у машины адсорбер очень редкой модели, и при выходе его из строя нет возможности купить новый. В таком случае отсоединяются трубки, а бак соединяется с атмосферой посредством топливного фильтра от карбюраторных машин. Таким образом вы сможете защитить бак от попадания в него пыли.
Фильтр устанавливается еще и на входе в клапан продувки адсорбера. Такую манипуляцию можно проделать с машинами до «Евро 4», не имеющими датчика давления.
Можно почистить адсорбер?
Можно. Для этого нужно высыпать уголь и прогреть его в духовке (домашнюю духовку лучше не использовать для этих целей). Духовой шкаф разогревается сначала до 100 градусов, а через час температуру поднимают до 300 градусов Цельсия и прогревают до полного исчезновения запаха. Порошок при этом можно периодически помешивать.
Шланги, сетки, резинки, корпус нужно тщательно промыть. Из синтепона можно вырезать губки и заменить ими старые.
Как правильно установить адсорбер обратно?
Подсоединяя деталь, необходимо проверить, что все элементы сели на старые места. Можно при снятии адсорбера с машины сделать фото на смартфон, чтобы потом не допустить ошибок при установке.
На некоторых транспортных средствах адсорбер ставится под капотом, прямо возле подкрылков. В таком случае необходимо удостовериться, что отсутствует соприкосновение поверхностей, чтобы не протерся корпус и в него не начал поступать воздух.
Адсорбер автомобиля – главный элемент в системе EVAP. Он снижает выбросы вредных веществ в окружающую среду и способствует повышению экологических характеристик транспортного средства. Кроме того, это устройство улавливает, временно хранит топливные испарения, после чего отправляет их в ДВС, что уменьшает потери горючего.