Что это? Пропуски зажигания – невоспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндре. Причиной неисправности могут служить некачественные или изношенные свечи зажигания, неверные настройки двигателя, утечки воздуха.
Как понять? Для выявления поломки необходимо продиагностировать узлы ДВС, где с большей вероятностью возникают проблемы. Если не получается сделать это самостоятельно, лучше обратиться к специалистам в сервисном центре.
В этой статье:
На каком этапе работы двигателя может происходить пропуск зажигания
Прежде чем начать разговор о причинах пропуска зажигания двигателя, необходимо вспомнить устройство ДВС.
При взрыве топливно-воздушной смеси поршень начинает двигаться.
На каком этапе работы двигателя может происходить пропуск зажигания
При смещении вниз поршень приводит в движение соединенной с ним коленчатый вал. Работа мотора притекает в четыре этапа (или такта) поэтому он называется четырехтактным.
- Поршень опускается в нижнюю мертвую точку, в это время в цилиндр подается топливно-воздушная смесь.
- Поршень возвращается к верхней крайней точке, при этом топливно-воздушная смесь сжимается.
- Возникает разряд между электродами свечи зажигания, при этом топливно-воздушная смесь воспламеняется и, создав давление, снова толкает поршень вниз, при этом вращается коленчатый вал.
- Поршень двигается вверх, а сгоревшее топливо выходит наружу через выпускной клапан.
- Вышеуказанные этапы циклически повторяются.
По такому принципу работают все четырехтактные двигатели, которые используются на современных автомобилях. Также существует двухтактный мотор, но он не рассматривается в рамках данного материала.
При пропусках зажигания на оборотах один или более из указных тактов проходят некорректно либо не выполняются вовсе.
Пропуски зажигания могут объясняться следующими причинами:
- Поступление обогащенной или обедненной топливно-воздушной смеси в цилиндр.
- Слабый разряд искры зажигания, отклонение от нормальной периодичности подачи искры.
- Недостаточная компрессия, потеря топливно-воздушной смеси.
- Некорректное время впуска или выпуска топливно-воздушной смеси из цилиндра.
Может показаться, что существует не так много ошибок, вызывающих пропуски зажигания цилиндров. Однако в действительности при выполнении диагностики оказывается, что нередко обнаружить причину неисправности не так просто.
Основные признаки пропусков зажигания
Существует ряд симптомов, которые помогают проверить пропуски зажигания.
Автомобиль ускоряется неравномерно, при этом разгон выполняется с трудом
Если вы заметили, что авто стало хуже разгоняться, у него снизилась максимальная скорость, то это с большой долей вероятности может говорить о пропусках зажигания на ходу. В этом случае мощность падает, коленчатый вал вращается с меньшей частотой, что приводит к ухудшению разгона.
Товары из категории
Неровный холостой ход
Также подобные неисправности могут появляться периодически, обороты при этом нестабильны. Если во время стоянки на светофоре двигатель глохнет, то это также указывает на пропуски зажигания на холостом ходу. Для поддержания работы двигателя в статичном положении приходится добавлять газу, что не является нормальным режимом работы мотора.
При работе двигателя ощущаются вибрации
При работе двигателя ощущаются вибрации
Когда один или несколько тактов работы двигателя пропускаются, то коленчатый вал начинает вращаться неравномерно. При этом в салоне возникает заметная вибрация. Она нарастает при разгоне или даже простом пуске мотора. Все это может указывать на пропуски зажигания свечи.
Загорание индикатора — Check Engine
На приборной панели практически всех современных автомобилей есть индикатор check, который указывает на неполадки в работе мотора. Во многих случаях он означает ошибку пропуска зажигания. Индикатор может загораться время от времени либо гореть постоянно. Когда он перестает выключаться, это говорит о том, что проблема усугубилась до такой степени, что проявляется при любом режиме езды и даже во время стоянки. Паниковать здесь не нужно, просто как можно скорее отвезите свое авто на диагностику.
При работе мотора меняется его звук
При эксплуатации автомобиля водитель начинает понимать, какой звук работы мотора является нормальным. Если звук изменился, то рекомендуется не строить догадок и провести проверку двигателя. Из-за множественных пропусков зажигания четырехцилиндровый двигатель может работать со звуком, характерным для трехцилиндрового мотора.
Также вы можете обнаружить, что в выхлопной трубе появились прострелы. Они обусловлены неправильной работой каталитического нейтрализатора, функционирование которого нарушается при неполном сгорании топливно-воздушной смеси.
Каждый из перечисленных симптомов может указывать на то, что при работе двигателя возникают пропуски зажигания. Причину неполадок необходимо незамедлительно выявить и устранить, а также воздержаться от использования авто до завершения ремонтных работ.
6 причин пропусков зажигания
Пропуски зажигания при работе двигателя внутреннего сгорания могут быть самыми разнообразными. Рассмотрим их, начав с наиболее распространенных и закончив довольно редкими.
Повреждение катушки зажигания или прерывателя-распределителя (трамблера)
Пропуски на катушке зажигания характерны для старых моделей автомобилей. У некоторых моделей на каждой свече стоит отдельная катушка. У других установлена одна общая катушка для всех свечей, соединенная с ними через кабель.
Также на старых авто стоит прерыватель и иногда катушка зажигания. Для определения неисправной катушки каждую из них необходимо поочередно отключать от высоковольтного провода и проверять работу двигателя.
Неисправные свечи зажигания
6 причин пропусков зажигания
Автомеханики считают свечи расходным материалом, так как они имеют ограниченный ресурс работы. Если они не менялись длительное время, то с большой долей вероятности возникающие пропуски зажигания исчезнут при их замене.
Негерметичность впускного коллектора
На старых автомобилях часто возникает пропуск зажигания вследствие разгерметизации головки цилиндров, если впускной коллектор не имеет стальной прокладки.
Если же у вас более современная модель автомобиля, все рано имеет смысл убедиться, что прокладка впускного коллектора герметична. Также необходимо осмотреть вакуумные шланги на предмет повреждений.
Недостаточное давление топлива
Эта неполадка может быть вызвана неправильной работой регулятора давления топлива, топливного насоса либо засором топливного фильтра. В результате низкое давление горючего приводит к обеднению топливно-воздушной смеси, что вызывает пропуски зажигания во всех цилиндрах бензинового мотора. Если двигатель ведет себя подобным образом, то следует проверить давление топлива в системе.
Форсунки
Еще одной возможной причиной неполадок, также характерной для старых моделей автомобилей, является неисправность топливной форсунки. Такая проблема между тем редко встречается на новых авто, поэтому на них следует уделить более пристальное вынимание другим симптомам.
Недостаточная компрессия или повреждение внутри мотора
Если проверка вышеуказанных признаков не позволила определить причину пропусков зажигания мотора, то следует обратить внимание на степень компрессии, а также поведение двигателя. Падение давления топливно-воздушной смеси может быть вызвано износом ремня газораспределительного механизма.
Способы диагностики пропусков зажигания
Для автомобилей с электронным блоком управления
Наличие электронного блока управления значительно облегчает диагностику неисправности. Через разъем OBD к нему необходимо подключить автосканер и посмотреть значение кодов обнаруженных ошибок. Коды Р0301, Р0302, Р0303, Р0304 говорят о неисправности в одном из четырех цилиндров, высоковольтном кабеле, свечах или прокладках, связанных с ними в соответствии с последней цифрой кода.
При выводе ошибки P0300 необходимо выполнить комплексную диагностику системы зажигания, включая фильтр и состав топливно-воздушной смеси. На неисправность форсунок указывают коды Р0201, Р0202, Р0203, Р0204 и т. д. (в соответствии с количеством цилиндров в моторе). Шифр P0400 говорит о неполадках в работе впускного коллектора.
Способы диагностики пропусков зажигания
На российских автомобилях часто используются устаревшие электронные блоки управления. Рекомендуется заменить их на более современную модель в автосервисе, это позволит повысить точность диагностики с использованием сканера.
Для автомобилей без электронного блока управления
Определить причину пропусков зажигания на инжекторном моторе авто, не имеющего электронного блока управления, значительно сложнее. Дело в том, что проблема может присутствовать более чем в одном цилиндре, поэтому придется осматривать каждый из них. Для этого следует снять крышки клапанов, проверить состояние высоковольтного провода, свечей, электронных компонентов.
Если на авто установлен карбюраторный двигатель, то необходимо проверить состояние самого карбюратора.
Часто задаваемые вопросы о пропусках зажигания
Допускается ли эксплуатация авто при пропусках зажигания?
Если датчик ЭБУ фиксирует пропуски зажигания, то бензин сгорает не до конца. Уменьшить выбросы в атмосферу при этом помогает каталитический нейтрализатор, который способен нагреваться при работе до 600 градусов.
При попадании в катализатор несгоревшее топливо может сдетонировать в нем и вывести устройство из строя, а новый катализатор стоит дорого.
Также езда при пропусках зажигания может привести к повреждению датчика кислорода. Использовать авто с такой неисправностью для дальних поездок настоятельно не рекомендуется.
Как убедиться в герметичности впускного коллектора?
Для диагностики необходимо запустить мотор и дать ему поработать на холостом ходу. При этом прислушайтесь к звуку из зоны расположения впускного коллектора. При утечках возникает характерный шум. Также можно применить аэрозоль «Быстрый старт» или очиститель тормозов. Их нужно распылить вокруг прокладки на впуске. Если обороты мотора возросли, то можно сделать вывод об утечке воздуха.
При выполнении указанных процедур необходимо иметь рядом огнетушитель, поскольку спрей и очиститель могут загореться.
Разгерметизация впускного коллектора не всегда приводит к неработоспособности цилиндра, но он может начать функционировать нестабильно.
Как проверьте компрессию?
Если искра зажигается нормально, но на одном из цилиндров она не работает, следует проверить компрессию на каждом из цилиндров. Для этого понадобится компрессометр.
При недостаточном сжатии в цилиндре можно попробовать налить в него небольшое количество масла и повторить проверку. Если давление не нормализовалось, тот придется разбирать мотор.
Также следует провести ревизию клапанов, прокладок и поршневых колец. Кроме того, имеет смысл проверить и синхронизацию распределительного вала, хотя при ее отклонении от нормы давление падает во всех цилиндрах сразу.
Если возникают пропуски зажигания на холодную и не удалось определить причину неисправности своими силами, то остается только обратиться на СТО для профессиональной диагностики и ремонта с использованием специального оборудования, установкой оригинальных запчастей и материалов.