Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
19.12.2023 Автосервис
1029
Время чтения: 13 минут

Признаки неисправности лямбда-зонда: как распознать, что делать

Сохранить статью:

В чем проблема? Признаки неисправности лямбда-зонда не спутать ни с чем другим. Самый очевидный – бортовой компьютер сигнализирует о проблеме надписью Check Engine. Если вовремя не отреагировать, то дестабилизируется работа двигателя на холостых оборотах.

Что делать? Неисправный лямбда-зонд можно заменить самостоятельно, но лучше обратиться в сервис, где сперва проведут диагностику, в случае необходимости заменят деталь на новую и удалят диагностические коды.

 

Принцип работы лямбда-зонда

Лямбда-зонд представляет собой высокотехнологичное устройство, установленное в выпускной системе автомобиля. Этот датчик мониторит содержание кислорода в отработанных газах и его соответствие экологическим нормам. Также прибор влияет на то, насколько хорошо работает двигатель и как долго сможет прослужить. Название «лямбда-зонд» произошло от греческой буквы λ (лямбда), которая в автомобильной индустрии используется для обозначения коэффициента избытка воздуха в топливно-воздушной смеси.

Принцип работы лямбда-зондаПринцип работы лямбда-зонда

Основной принцип функционирования ДВС основан на точном соотношении воздуха и топлива, необходимого для успешного зажигания. Для стабильной работы требуются определенные пропорции топлива и воздуха. Стандартное соотношение составляет 14,7:1 (воздух/топливо), при этом значение λ равно единице. Признаки неисправностей лямбда-зонда могут проявиться в случае отклонения от указанных стандартов.

Когда топлива слишком мало и в смеси преобладает воздух, могут возникнуть провалы, рывки, и мощность падает. Если смесь слишком богата, это приводит к увеличению расхода топлива и пропускам зажигания. Лямбда-зонд, отслеживая уровень кислорода, передает данные ЭБУ, который принимает решение по коррекции подачи топлива.

Кислородные датчики в машинах начали применять в конце 1970-х годов благодаря компании Bosch. Первыми серийными автомобилями с лямбда-датчиками стали модели Volvo 240/260 для американского рынка. Сегодня в конструкции ТС может быть установлено от одного до четырех датчиков. Их главные функции включают в себя следующее:

  1. Датчики следят за уровнем кислорода в отработанных газах.
  2. Передают компьютеру информацию о том, как хорошо топливо сгорает.
  3. Принимают обратную связь от каталитического нейтрализатора.
  4. Снижают количество вредных выбросов.
  5. Оптимизируют работу двигателя.

Каждый ЛЗ адаптирован под конкретную марку и модель, поскольку его функционирование тесно связано с системой электронного управления транспортного средства. Подбор подходящего кислородного датчика осуществляется на основе VIN-номера или с учетом данных о годе выпуска, объеме и мощности двигателя.

Расположение лямбда-зонда

Лямбда-зонд обычно устанавливается в выпускной системе. На новых машинах часто бывает не один, а несколько таких датчиков, их могут поставить как под капот, так и в выхлопную трубу.

Расположение лямбда-зондаРасположение лямбда-зонда

Первый ЛЗ установлен близко к двигателю, его видно сразу и удобно заменять. Компактный датчик имеет цилиндрическую форму и встроен в выпускной коллектор. Задача устройства — сбор информации о том, сколько кислорода и вредных примесей содержится в выбросах до их попадания в катализатор для очистки.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Второй датчик располагается в нижней части авто перед глушителем и измеряет параметры после катализатора. ЭБУ анализирует оба потока данных, выявляя потенциальные различия, и отслеживает признаки неисправности первого и второго лямбда-зондов.

В старых моделях обычно установлен только один нижний датчик, в современных авто с двигателями 1,6 литра и больше — два. Автомобили с двойной системой выпуска могут иметь три или четыре датчика: два перед катализатором, ближе к двигателю, и остальные на каждой трубе выпускного коллектора.

Иногда второму кислородному датчику придают дополнительный элемент – обманку, например металлическую проставку или электронный эмулятор. Это позволяет обойти ЭБУ, изменяя данные о содержании кислорода и чистоте выбросов. Эта хитрость может быть полезной, например, при замене катализатора или при его неисправности. В противном случае компьютер станет постоянно сообщать о признаках неисправностей датчика лямбда-зонда (будет загораться Check Engine), что может негативно сказаться на продуктивности двигателя.

 

Виды лямбда-зондов

Распространены датчики кислорода из диоксида циркония и широкополосные, а также титановые, которые встречаются реже. По количеству контактов ЛЗ бывают с одним проводом или сразу с четырьмя, включая заземление и подогрев. Существует винтовой тип крепления, когда датчик просто вкручивается в выхлопной коллектор, и крепление на фланце.

Виды лямбда-зондовВиды лямбда-зондов

Наиболее популярные сегодня кислородные датчики работают таким образом:

Циркониевый лямбда-зонд

Особенностью этого датчика является способность к автоматическому созданию напряжения. Электрический разряд возникает за счет различия уровня кислорода в атмосфере и выхлопных газах. Рабочая температура кислородного датчика лямбда-зонда из циркония составляет от 300 °С; ниже этой температуры могут проявиться признаки неисправности, и датчик не будет работать. Основными функциональными компонентами циркониевого лямбда-зонда являются:

  • электролит из твердого диоксида циркония;
  • внутренний и внешний электроды;
  • колпачок с отверстиями для защиты;
  • нагревательный элемент.

Керамическая поверхность взаимодействует с воздухом внутри и отработанными газами снаружи. Если уровень кислорода отличается, возникает сигнальное напряжение в 0,45 В, при котором λ равна 1. Когда значения отклоняются, ЭБУ дает команду регулировать подачу топлива для коррекции.

Титановый лямбда-зонд

Титановый датчик отличается от циркониевого тем, что не взаимодействует с атмосферой и не создает электрический ток. Титановый зонд уменьшает сопротивление при богатой топливной смеси и увеличивает при обеднении. Рабочая температура устройства начинается от 700 °С. ЛЗ из титана устанавливают редко из-за высокой стоимости.

Широкополосный лямбда-зонд

Имеет более сложную конструкцию по сравнению с предыдущими и обеспечивает высокую точность измерений. Отличие от циркониевого заключается в том, что широкополосный датчик не только фиксирует факт отклонения от установленных значений, но и предоставляет конкретную величину этого отклонения.

Лямбда-зонд такого типа – это своего рода комплекс из двух камер: измерительной и насосной. В измерительной камере поддерживается стандартный состав с использованием различных уровней напряжения. Отработанные газы из выпускного коллектора поступают в диффузионную щель, где и догорают. Затем датчик измеряет и сравнивает значения в обеих камерах, передавая информацию на ЭБУ. Рабочая температура широкополосного датчика составляет не менее 600 °С, и в его конструкции предусмотрена система подогрева.

Часто встречающиеся причины поломки лямбда-зонда

Отказ кислородного датчика обычно происходит постепенно, и производители предусматривают аварийный режим управления двигателем. Это сделано для предотвращения возможных серьезных повреждений автомобиля и обеспечения вашей безопасности на дороге.

Часто встречающиеся причины поломки лямбда-зондаЧасто встречающиеся причины поломки лямбда-зонда

Дефекты ЛЗ могут быть вызваны различными факторами. Когда происходит поломка, важно знать, какие признаки неисправности лямбда-зонда указывают на проблему.

  • Механическое повреждение, возникшее в результате сильного удара при аварии, столкновения с бордюром или езды по бездорожью.
  • Некорректная работа двигателя и неисправности в системе зажигания могут привести к перегреву кислородного датчика.
  • Засорение выпускной системы является еще одной распространенной причиной неисправности кислородного датчика, особенно при наличии продуктов сгорания некачественного топлива, содержащего большое количество тяжелых металлов.
  • Поломка элементов ЦПГ: поршня, поршневого пальца или шатуна. Может привести к проникновению масла в выхлопную систему, что забивает зонд.
  • Попадание технических жидкостей в корпус.
  • Замыкание в проводке.
  • Неправильные пропорции ТВС (слишком богатая или бедная смесь).
  • Разгерметизация выпускной системы.
  • Пропуски зажигания.
  • Использование добавок, «улучшающих» качество топлива.
  • Естественный износ. При использовании низкокачественного топлива средний срок службы датчика составляет примерно от 40 до 70 тыс. км пробега.
 

Признаки неисправности лямбда-зонда

В отличие от масляных и воздушных фильтров датчики кислорода не требуют периодической замены, однако при первых признаках неисправности лямбда-зонда приобретение нового становится неизбежным. Это устройство подвергается постоянному воздействию агрессивных факторов: высоких температур, давления и интенсивных вибраций. Качество используемого топлива, включая его присадки, оказывает значительное воздействие на функциональность кислородного датчика.

Признаки неисправности лямбда-зондаПризнаки неисправности лямбда-зонда

При возникновении неисправности лямбда-зонда на приборной панели автомобиля активируется индикатор Check Engine. Для более точной диагностики проблемы механики в автосервисе считывают ошибки с помощью специального оборудования. Тем не менее иногда простой визуальный осмотр также может быть весьма полезен.

Например, если на кожухе много сажи, значит, мотор долго работал с переобогащенным топливом. Серый или белый налет говорит о том, что в масле и топливе слишком много примесей. А блестящие отложения указывают на избыток свинца, который образуется, если использовать плохое топливо.

В среднем автопроизводители рекомендуют замену кислородных датчиков каждые 50–100 тыс. км в зависимости от типа рабочего элемента. Обычно верхний датчик, установленный до катализатора, выходит из строя на более ранних этапах.

Основные проблемы с лямбда-зондом сводятся к двум вариантам: это сбой в проводке, либо внутренняя неисправность самого датчика, поскольку его нельзя разобрать.

Неисправный лямбда-зонд передает некорректные данные в блок управления двигателем, что заставляет ЭБУ корректировать работу двигателя. Это приводит к увеличению оборотов и дополнительному обогащению топливно-воздушной смеси, что может повысить расход бензина и в долгосрочной перспективе вызвать выход из строя свечей зажигания. Таким образом, первые признаки неисправности лямбда-зонда: изменения в работе мотора и повышенный расход топлива.

Распознать неисправность кислородного датчика можно по следующим признакам:

  • Повышение оборотов до максимальных значений с последующей остановкой мотора.
  • Нестабильные обороты на холостом ходу.
  • Потеря мощности двигателя при увеличении оборотов.
  • Загорание индикатора блока управления двигателем (Check Engine).
  • Неравномерное движение машины, сопровождающееся скачками.

Для восстановления правильной работы датчика рекомендуется провести процедуру демонтажа и тщательной очистки устройства. Для этого снимите керамическую головку и аккуратно удалите загрязнения, используя мягкую тряпку и специальное химическое средство.

В случае если вышеописанные меры не приводят к желаемым результатам, настоятельно рекомендуется рассмотреть вариант замены датчика на новый.

Часто задаваемые вопросы о признаках неисправностей лямбда-зонда

Почему горит ошибка лямбда-зонда?

Это может свидетельствовать о том, что подходит к концу срок службы датчик или имеются неполадки в соединениях. Обычно устройство нормально функционирует в течение первых 80 тыс. км, а затем может потребоваться замена. Максимальный срок службы составляет около 150 тыс. км. Хотя отключение датчика кислорода может быть выполнено без серьезных последствий для машины, важно помнить, что ЭБУ не сможет оптимально корректировать параметры зажигания и впрыска топлива в процессе сгорания.

Как часто необходимо заменять датчик кислорода?

Износ или неисправность ЛЗ, требующие его замены, обычно возникают при пробеге от 60 до 130 тыс. км. Этот период зависит от условий эксплуатации, таких как уровень пыли, температурные воздействия, качество используемого топлива, стиль вождения и ряд других факторов.

Допустимо ли использование автомобиля с неисправным кислородным датчиком?

Ездить на машине с явными признаками неисправности лямбда-зонда крайне нежелательно. При возникновении дефектов появляются ошибки, сопровождаемые включением Check Engine. Снижается производительность мотора, и увеличивается расход топлива из-за неправильных пропорций смеси топлива и воздуха.

Обратите внимание на то, что на состояние кислородного датчика могут оказывать влияние другие системы вашего автомобиля. Например, масло или антифриз, просочившиеся к ЛЗ, способны вызвать проблемы, и датчик будет выходить из строя, пока не устранена утечка.

Неисправность лямбда-зонда может повлиять на расход топлива и негативно сказаться на работоспособности двигателя. Будьте внимательны к индикаторам, чтобы избежать дополнительных затрат на будущий ремонт.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...