Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
30.11.2023 Автосервис
1121
Время чтения: 13 минут

Порядок зажигания цилиндров и причины его нарушения

Сохранить статью:

О чем речь? Правильный порядокзажигания цилиндров – важный фактор оптимальной работы двигателя, эффективности использования топлива. Это помогает поддерживать автомобиль в хорошем техническом состоянии и повышает надежность его работы.

Почему это важно? Нарушение порядка может привести к неравномерной работе двигателя, потере мощности и ненадлежащему сгоранию топлива. Если один из цилиндров не работает должным образом или есть проблемы со свечой или катушкой, зная порядок зажигания, вы сможете легко выявить и устранить проблему.

 

Устройство цилиндров

При работе ДВС в его цилиндрах осуществляется процесс, который делится на фазы газораспределения – рабочий цикл.

Фазами газораспределения принято называть моменты раскрытия и закрытия клапанов цилиндров, между которыми коленчатый вал двигателя совершает поворот на определенное число градусов по отношению к верхней и нижней мертвым точкам, соответственно – ВМТ и НМТ.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

За один рабочий цикл в камере сгорания один раз воспламеняется топливно-воздушная смесь. Частота и периодичность воспламенений в цилиндрах ДВС напрямую связана с равномерностью его работы. Чем больше интервалы, тем менее равномерно «трудится» мотор.

Величина рабочего цикла зависит от числа цилиндров в двигателе: чем их больше, тем меньше интервал воспламенения.

Порядок работы цилиндров

Теперь, когда мы в общих чертах разобрали с точки зрения теории взаимосвязь между интервалом воспламенения и равномерностью работы двигателя внутреннего сгорания, рассмотрим порядок зажигания цилиндров в ДВС с разным числом и взаиморасположением:

  • в четырехцилиндровых ДВС с интервалом воспламенения, равным 180°, схема выглядит так: 1-3-4-2 или 1-2-4-3;
  • в шестицилиндровых рядных двигателях внутреннего сгорания с интервалом воспламенения 120°: 1-5-3-6-2-4;
  • порядок зажигания 8 цилиндров в V-образном двигателе с интервалом воспламенения, равным 90°: 1-5-4-8-6-3-7-2.
При любой схеме воспламенения порядок работы зажигания цилиндров имеет одну общую особенность: независимо от производителя и модели первым всегда идет главный (первый) цилиндр.

Знать, в каком порядке работают цилиндры ДВС в вашем автомобиле, однозначно очень полезно. Эта информация пригодится для контроля порядка зажигания, если вы выполняете регулировку угла опережения зажигания, ремонт ГБЦ, устанавливаете или заменяете высоковольтные провода или подключаете их к свечам зажигания и трамблеру.

 

Нарушение порядка зажигания цилиндров

Сбои в работе двигателя внутреннего сгорания из-за пропуска зажигания вызваны тем, что в одной или нескольких камерах сгорания топливно-воздушная смесь воспламеняется несвоевременно или вспышка и вовсе отсутствует.

Нарушение порядка зажигания цилиндровНарушение порядка зажигания цилиндров

Результатом таких сбоев становится нарушение работы двигателя, который «троит» или работает рывками. Такие неполадки сопровождаются заметным снижением мощности мотора. Топливно-воздушная смесь, не сгоревшая в цилиндрах, при этом сгорает уже в выпускной системе. Именно этим объясняются хлопки и выстрелы, которые раздаются из глушителя автомобиля при пропусках зажигания.

О проблемах, из-за которых не воспламеняется топливно-воздушная смесь в камерах сгорания карбюраторных двигателей, свидетельствует появление характерных симптомов: мотор начинает «троить», из глушителя раздаются выстрелы или громкие хлопки, снижается мощность, а также из выхлопной трубы появляется отчетливый запах бензина.

Если нарушен порядок зажигания цилиндров в инжекторном двигателе внутреннего сгорания, электронный блок управления определяет такие сбои как ошибку, на панели приборов загорается соответствующий световой индикатор (Check Engine). Этот сигнал свидетельствует о необходимости выполнения компьютерной диагностики ДВС.

Кроме того, зафиксировав пропуски зажигания, электронный блок часто принудительно отключает проблемные цилиндры. Этому предшествует анализ показаний датчика положения коленчатого вала с учетом скорости вращения последнего и того, какие цилиндры работали в момент измерения. На четырехцилиндровых ДВС данные снимаются на каждой четверти оборота коленвала.

После фиксации превышения порога счетчиком пропусков зажигания электронный блок управления начинает отключение неработающих цилиндров – в них прекращается подача топливно-воздушной смеси. Их повторное включение выполняется после паузы, заложенной в программу ЭБУ, или перезапуска двигателя.

Цель внедрения такой системы – защита каталитического нейтрализатора, которым оборудуется выхлопная система автомобилей с инжекторными двигателями внутреннего сгорания. Топливно-воздушная смесь, не сгоревшая в цилиндрах, разрушает керамические соты катализатора. После отключения подачи топлива в цилиндры с нарушенным зажиганием водитель имеет возможность доехать до сервисного центра.

Важно понимать, что даже разовые, несистематические сбои в системе зажигания приводят к срабатыванию соответствующего индикатора на приборной панели автомобиля. Такой простой способ, как отключение клеммы аккумуляторной батареи, не всегда помогает выполнить сброс ошибки. При постоянно горящем чеке для того, чтобы лампочка погасла, необходимо использовать программные методы. Диагностическое оборудование, подключенное к двигателю, позволяет точно определить, в каких цилиндрах нарушено воспламенение топливно-воздушной смеси.

Нарушение порядка зажигания цилиндровНарушение порядка зажигания цилиндров

Для обозначения ошибки, вызванной пропусками зажигания, сканер выдает литеру «p». К примеру, p0301 означает, что проблема возникла в первом цилиндре, была зафиксирована электронной системой управления двигателем и записана в память. Код p0302 указывает на пропуск зажигания во втором цилиндре, а р0300 – говорит о множественных случайных сбоях (превышениях, пропусках и т. п.).

Причины нарушения порядка зажигания цилиндров

Причины нарушения порядка зажигания цилиндро:

  • Вышедшие из строя высоковольтные провода, свечи зажигания, катушка или прерыватель-распределитель (в карбюраторных двигателях – трамблер), скопившийся в свечных колодцах конденсат, приводящий к «пробиваниям» в блок.
  • Неисправности топливно-воздушной системы, причинами которых, в свою очередь, становятся инжекторные форсунки, воздушные и топливные фильтры, забитые загрязнениями и нагаром. Мотор при этом «троит» на холостом ходу. Проблема исчезает после прогрева. Топливоподача также может быть нарушена из-за обрыва цепи отдельных форсунок.
  • Низкая компрессия или ее неравномерное распределение вследствие износа поршней и стенок цилиндров или неправильной работы газораспределительного механизма. Воспламенение в этом случае затруднено из-за недостаточного давления топливно-воздушной смеси.
  • Неправильная регулировка зазоров клапанов, которая часто приводит к разгерметизации камер сгорания во время такта сжатия. Если тарелка клапана не полностью прилегает к седлу или прогорела, в зажигании могут возникать пропуски.
  • Низкое качество топлива, его утечка или недостаточное давление при подаче из-за неисправностей бензонасоса. Чтобы исключить эту проблему, необходимо убедиться в том, что регулятор давления работает правильно, отсутствует утечка воздуха и в топливо не попадает вода.
  • Некорректная работа ЭБУ, который не отключает подачу топлива в проблемные цилиндры за счет форсунок, что приводит к «троению» мотора из-за пропусков зажигания. Для устранения проблемы может понадобиться перепрошивка электронного блока управления и/или замена датчиков ЭСУД.

Диагностика неисправности

Самостоятельная диагностика причин возникновения пропусков зажигания

Причиной пропусков воспламенения топливно-воздушной смеси в камерах сгорания могут стать как простые дефекты свечей зажигания, так и неисправность целых узлов двигателя внутреннего сгорания.

Пропуски воспламенения могут возникать и на фоне нехитрого дефекта свечи, и по причине выхода из строя целого узла силового агрегата. Чтобы понять, что происходит с автомобилем, важно знать, как определить пропуски зажигания. В зависимости от того, установлен в машине электронный блок управления или нет, диагностику делают двумя способами:

Двигатели с ЭБУ

Если двигатель автомобиля оснащен электронным блоком управления, для выявления неисправностей нужно подключить сканер через разъем OBD, после чего на монитор будет выведен код ошибки. Коды p0301, p0302, p0303, p0304 говорят о пропусках зажигания в соответствующем цилиндре или повреждении высоковольтных проводов, свечей или прокладок, связанных с ним. Код p0300, появившийся на дисплее, означает необходимость проверки всей системы, в том числе фильтров и качества топливно-воздушной смеси.

На неполадки в работе форсунок указывают коды p0201, p0202, p0203, p0204 и т. д. (по числу цилиндров в ДВС). Если высветилась ошибка с кодом p0400, причину следует искать в работе выпускного коллектора.

Двигатели с ЭБУДвигатели с ЭБУ

На российских автомобилях может быть установлен электронный блок управления старого образца. Его лучше заменить современным ЭБУ, совместимым с электроникой конкретной модели, который без труда обнаружит проблемы с зажиганием в каждом конкретном цилиндре.

 

Двигатели без ЭБУ

Если отсутствует электронный блок управления, диагностика пропусков зажигания может быть проблематичной. Потребуется проверить каждый цилиндр по отдельности, предварительно демонтировав крышки клапанов, чтобы осмотреть стенки камеры и кольца поршней. Также необходимо убедиться в исправности высоковольтных проводов, свечей и элементов электронной системы.

Для того чтобы измерить активное электрическое сопротивление в бронепроводах, нужно воспользоваться омметром. При недопустимых значениях они подлежат замене. Следует также осмотреть бензонасос и выполнить замеры компрессии в каждом цилиндре. Если двигатель – карбюраторный, потребуется диагностика карбюратора.

Двигатели без ЭБУДвигатели без ЭБУ

Случается, что порядок зажигания цилиндров нарушен, проблемы становятся все более заметными, а самостоятельное обследование двигателя не дает результатов. Это значит, что необходимо, не затягивая, записаться в сервисный центр, специалисты которого располагают необходимым оборудованием для качественной компьютерной диагностики, устранения дефектов, а также ремонта или замены вышедших из строя элементов.

Часто задаваемые вопросы о порядке зажигания цилиндров

Как располагаются цилиндры?

Угол, под которым в современных V-образных ДВС расположены друг напротив друга цилиндры, может варьироваться от 1° до 180° (чаще всего он составляет 45°, 60° или 90°). Количество камер сгорания может колебаться от 2 до 12 (обычно 5, 6 или 8). Такое расположение выгодно отличается от рядного тем, что позволяет делать моторы более компактными.

Каков порядок работы цилиндров в четырехцилиндровых ДВС?

Если речь идет о рядных четырехцилиндровых двигателях внутреннего сгорания, как правило, цилиндры работают по схеме: 1-3-4-2.

Как отличается порядок работы цилиндров в 6-цилиндровом и V-образном 8-цилиндровом ДВС?

Порядок зажигания 6 цилиндров при рядном расположении и интервале между зажиганиями, равном 120°, таков: 1-5-3-6-2-4; в 8-цилиндровом V-образном ДВС с интервалом между зажиганиями, равным 90°, следующий: 1-5-4-8-6-3-7-2.

Как правило, водителю необязательно знать порядок цилиндров на катушке зажигания, однако эта информация может понадобиться, если он решит своими силами устранить неполадки, связанные с пропусками воспламенения в камерах сгорания, выполнить регулировку клапанов или откорректировать угол опережения зажигания.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...