О чем речь? От положения дроссельной заслонки зависят качество смесеобразования, стабильность оборотов двигателя. Любые нештатные изменения в этом узле приводят к неправильной работе мотора – обороты плавают, увеличивается расход топлива, затрудняется запуск.
Что учесть? На изменение положения дроссельной заслонки укажет работа двигателя. Вялый отклик на педаль газа, плохая тяга, густой дым из выхлопной трубы – все это говорит о возможных неисправностях. Только диагностика подтвердит или опровергнет подозрения.
В этой статье:
Что собой представляет дроссельная заслонка
Некорректная работа дроссельной заслонки часто создает проблемы владельцам автомобилей. Неисправности могут проявляться по-разному: плохо запускается двигатель, плавает частота вращения коленвала на холостых оборотах, западает педаль акселератора, снижается мощность мотора и т. д. Чаще всего корнем бед становится засорившийся дроссель. Для устранения неполадок необходимо очистить узел от загрязнений.
Блоком дроссельной заслонки (БДЗ) называют элемент впускной системы, через который воздух, покидая воздушный фильтр, подается во впускной коллектор двигателя.
Регулировка положения дроссельной заслонки необходима для того, чтобы правильно формировалась топливно-воздушная смесь, которая затем воспламеняется в камерах сгорания (цилиндрах) ДВС.
Что собой представляет дроссельная заслонка
Положение дроссельной заслонки влияет не только на формирование топливной смеси – от него зависит стабилизация частоты вращения коленчатого вала. Когда включаются мощные бортовые потребители, такие как компрессор системы кондиционирования воздуха или усилитель руля, дроссель в автоматическом режиме увеличивает обороты. Кроме того, от этого блока зависит стабильность работы двигателя на холостом ходу, функционирование круиз-контроля, АПС и ряда других систем.
Ранее карбюраторные бензиновые двигатели внутреннего сгорания оснащались дросселями, которые встраивались в сами карбюраторы. На современных моторах, где за впрыск обычно отвечает электроника, блок дроссельной заслонки представляет собой отдельное и зачастую очень сложное устройство.
Ранее механические дроссели предусматривали механическое воздействие водителя, который нажимал на педаль акселератора, связанную с БДЗ тросиком. Полумеханические устройства, помимо троса, оснащаются электрическим мотором, отвечающим за положение дроссельной заслонки на холостых оборотах. В наше время все чаще используется только электронная система регулировки.
Товары из категории
Какие положения принимает дроссельная заслонка, изменяющая площадь поперечного сечения канала подачи воздуха, зависит от ряда устройств. С помощью датчика ее положения ЭБУ получает данные, на основании которых можно определить, какая степень открытия будет оптимальной, а также сколько бензина необходимо подавать для формирования топливно-воздушной смеси.
Регулировка холостых оборотов мотора регулируется специальным устройством – РХХ (регулятором холостого хода). Блок дроссельной заслонки оснащается каналами, по которым циркулируют воздух и жидкость из системы охлаждения, подогревающая дроссель.
Сама задвижка дросселя выполнена в виде круглой пластины, поворот которой относительно поперечной оси увеличивает или уменьшает просвет канала подачи воздуха. Для того чтобы уменьшить сопротивление потоку, поверхность покрыта антифрикционным составом на основе дисульфида молибдена. Это покрытие имеет характерный золотистый оттенок.
Виды приводов дроссельных заслонок
Механический привод
Этот вид БДЗ в наши дни устарел и практически не применяется. Отличительной чертой таких устройств был клапан, управлявшийся педалью акселератора с помощью тросика.
Дроссель с механическим приводом работает так:
- водитель нажимает ногой на педаль акселератора;
- приходят в движение рычаги, тяги и тросики;
- открывается дроссельная заслонка;
- воздух подается в двигатель и смешивается с топливом;
- смесь впрыскивается внутрь цилиндра.
От количества воздуха, который подается через БДЗ, зависят характеристики топливной смеси. Изменение просвета отражается на давлении, создаваемом в камерах сгорания в результате воспламенения горючего, а значит, и на таких параметрах, как мощность, динамика разгона автомобиля, расход горючего и т. д. При отпускании педали газа воздушный канал полностью перекрывается заслонкой. Помимо описанного механизма регуляции, в таких устройствах обычно бывает предусмотрен ручной режим управления.
Электронный привод
Как правило, двигатели современных автомобилей оснащаются дросселями, заслонки которых приводятся в движение электрическими моторами, то есть педаль акселератора напрямую не связана с БДЗ. За регулировку подачи воздуха отвечает электронная система управления ДВС. На холостых оборотах управление положением клапана осуществляется в автоматическом режиме.
Электронный привод
Электронная система, управляющая работой БДЗ, состоит из:
- датчика положения заслонки дросселя;
- электронного блока управления;
- электропривода;
- датчика позиции педали акселератора.
Управление блоком дроссельной заслонки осуществляется с учетом данных о работе коробки переключения передач, компрессора системы кондиционирования воздуха, круиз-контроля и датчика тормозной педали.
Дроссель с электрическим приводом работает следующим образом:
- водитель нажимает на педаль газа;
- изменяется сопротивление в датчике позиции педали газа;
- данные передаются на электронный блок управления;
- ЭБУ посылает импульс электрическому приводу;
- изменяется положение задвижки дросселя;
- датчик положения дроссельной заслонки отправляет информацию о выполнении команды на электронный блок управления.
Угол поворота задвижки дросселя зависит от текущего режима управления и того, в каком положении находится педаль газа.
Признаки неправильного положения дроссельной заслонки
Регулировка датчика положения дроссельной заслонки необходима для корректной работы БДЗ, от которой в свою очередь зависит формирование топливно-воздушной смеси со всеми вытекающими последствиями. В норме соотношение массы бензина и воздуха должно колебаться от 1 к 14,7 до 1 к 15.
Подача обедненной смеси приводит к:
- проблемам с запуском двигателя;
- нестабильной работе ДВС на холостых оборотах;
- слабому отклику двигателя на нажатие педали;
- самопроизвольным остановкам работы мотора при начале движения;
- ощутимому снижению мощности ДВС.
Излишне богатая смесь при подаче в камеры сгорания двигателя становится причиной:
- черного или темно-серого дыма в выхлопных газах;
- хлопков в системе выхлопа;
- запаха свежего топлива в выхлопных газах;
- снижения мощности двигателя и динамики разгона автомобиля;
- проблем с горячим пуском ДВС;
- увеличения потребления горючего.
Признаки неправильного положения дроссельной заслонки
Важно помнить, что перечисленные признаки могут появляться не только при нарушении работы БДЗ, причина может скрываться в неисправности топливной системы, электронного блока управления, системы выпуска отработавших газов и т. д.
Чаще всего нарушения в работе этого важного узла, отвечающего за подачу воздуха, бывают связаны с поломкой:
- РХХ, регулирующего положение дроссельной заслонки на холостом ходу;
- датчика положения дроссельной заслонки (при его поломке, как правило, загорается индикатор Check Engine на панели приборов);
- тросика или электромотора, с помощью которых осуществляется управление положением задвижки (механический и электрический приводы, соответственно).
Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Обычно некорректная работа ДПДЗ бывает связана с износом резистивного слоя. Характер нарушений работы ДВС зависит от того, в каком именно месте это проявилось. Симптомы бывают разными: мотор глохнет на холостых оборотах или во время езды они проваливаются, двигатель начинает работать рывками. Также может возникать перегазовка.
Если при замене был установлен датчик низкого качества, его работа может зависеть от изменения температуры (нагрева). Некорректные данные, поступающие в электронную систему управления двигателем, не позволяют последнему посылать правильные команды, регулирующие работу БДЗ, направленную на стабилизацию холостых оборотов.
Диагностику можно выполнить, измерив выходной сигнал на холодном (после как минимум двух с половиной часов «отдыха») и на горячем двигателе. Наличие заметных расхождений свидетельствует о необходимости замены датчика положения дроссельной заслонки.
Диагностика неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Для проверки ДПДЗ на исправность можно использовать автосканер, мотортестер или обычный мультиметр.
Важно понимать, что из перечисленных приборов только мотортестер способен выявить даже самый небольшой по площади и интенсивности износ резистивного слоя датчика. При использовании сканера незначительные дефекты обнаружить не удается, так как скорость обмена данными с электронным блоком управления слишком мала (они попросту не успевают отразиться в диаграмме).
Диагностика неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Расскажем, как проверить датчик положения дроссельной заслонки с помощью автосканера. Необходимо перевести прибор в режим, позволяющий снимать параметры в реальном времени, а затем зайти в раздел для снятия показаний в процентах или измерения напряжения на ДПДЗ. Далее следует отслеживать уведомления прибора, постепенно открывая задвижку дросселя. Если предусмотрен режим осциллографа, лучше всего воспользоваться им. Сигнал должен нарастать плавно. Если отмечаются скачки и резкие провалы – резистивный слой изношен.
Наличие небольших изменений осциллограммы можно игнорировать. Зачастую они появляются в результате непроизвольных движений рук оператора. Если дефект резистивного слоя дорожек ДПДЗ имеет совсем небольшие размеры, низкая скорость обмена данными между электронным блоком управления и прибором может не позволить их обнаружить.
Специалисты рекомендуют, сняв ДПДЗ с двигателя, промыть дроссель, так как из-за отложений на его стенках могут происходить сбои в работе устройства.
Часто задаваемые вопросы о положении дроссельной заслонки
В каком положении дроссельная заслонка на холостом ходу?
Во время работы ДВС на холостых оборотах задвижка дросселя полностью перекрывает канал воздуховода. Подача воздуха идет через регулятор холостого хода, а электроника регулирует частоту вращения коленчатого вала, открывая и закрывая электроклапан.
Можно ли самостоятельно отремонтировать датчик положения дроссельной заслонки?
Восстановление резистивного слоя – задача, выполнение которой по силам только профессионалам, однако опытные водители временно решают проблему, смещая дорожки относительно ползунка (это возможно, если ДПДЗ оснащен специальным винтом).
Как провести адаптацию положения дроссельной заслонки?
Если вы выполнили чистку БДЗ с электроприводом, задвижку необходимо откалибровать. Специалисты называют эту процедуру сбросом адаптации. Когда узел обрастает отложениями, ЭБУ реагирует на это, компенсируя сужение просвета большим углом раскрытия заслонки.
После удаления загрязнений необходимо сбросить эту адаптацию и вернуть заводские настройки. В противном случае на холостом ходу двигатель будет работать со слишком высокой частотой вращения коленвала.
Чаще всего сбросить адаптацию довольно просто – достаточно непродолжительного отключения АКБ. Иногда для выполнения этой процедуры нужно подключать автосканер или прибегать к другим дополнительным мерам. Приступая к обслуживанию БДЗ, ознакомьтесь с технической документацией, прилагающейся к автомобилю.
Итак, для корректной работы дроссельной заслонки (крайне важного элемента, который регулирует подачу воздуха в ДВС) необходимо периодически проверять работоспособность БДЗ, при необходимости выполняя очистку или замену вышедших из строя деталей.