Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
30.11.2023 Автосервис
995
Время чтения: 13 минут

Подсос воздуха во впускном коллекторе: признаки, способы проверки и устранения

Сохранить статью:

В чем проблема? Подсос воздуха во впускном коллекторе – одна из распространенных неприятностей, с которой сталкиваются автомобилисты. Особенно достается владельцам «железных коней» с инжекторным и турбированным двигателями.

Как устранить? Сначала нужно определить этот самый подсос, а для этого нужно знать, что это такое вообще. Если когда-то достаточно было обследовать карбюраторные уплотнители, а также усилитель тормозов, то сейчас все несколько вариативнее. В каждом случае подойдет свой метод диагностики и ремонта.

 

Что значит подсос воздуха во впускном коллекторе

При подсосе некоторый объем дополнительного воздуха в обход стандартных путей попадает во впускную систему двигателя внутреннего сгорания. Причиной могут стать дефекты корпуса, замков, а также трещины в системе впуска или пришедшие в негодность из-за перегрева резиновые элементы.

Что значит подсос воздуха во впускном коллектореЧто значит подсос воздуха во впускном коллекторе

Топливно-воздушная смесь, за счет сгорания которой работает мотор, содержит строго определенные процентные доли компонентов. За контроль объема воздуха отвечает датчик массового расхода, установленный на впуске. Главный блок управления выполняет коррекцию состава смеси и работы ДВС на основе данных, получаемых от этого прибора.

При подсосе через трещины или иные дефекты коррекция системы зажигания не выполняется, так как информации о поступлении дополнительных объемов стороннего воздуха не доводится до управляющего устройства. Итогом становится нарушение баланса топливной смеси, потеря стабильности работы ДВС и, наконец, выход последнего из строя.

Влияние подсоса воздуха во впускном коллекторе на работу двигателя

При подсосе обороты двигателя начинают плавать из-за нарушения работы системы регулировки холостого хода, которая перестает эффективно менять угол опережения зажигания в ответ на попадание лишнего воздуха. Стандартные ДВС работают со стехиометрическим составом топливной смеси 14,7:1. Если соотношение нарушается за счет увеличения доли воздуха, это приводит к разбалансировке работы цилиндров и плавающим оборотам, так как не происходит полного сгорания.

Такой дисбаланс приводит к тому, что поршни, цилиндры, шатунно-поршневая группа и клапанный механизм начинают ускоренно изнашиваться. Детали и узлы ДВС могут разрушаться из-за неравномерных резких толчков. Кроме того, возрастает расход топлива на холостых оборотах.

Если мотор при увеличении оборотов трясется, но в целом работает хорошо и набор мощности не сопровождается рывками и провалами, это говорит о подсосе. Открытие дроссельной заслонки при нажатии на педаль газа обеспечивает попадание в цилиндры достаточного количества топливной смеси. Наличие небольшого свища, например, под резинкой форсунки, в данном случае не играет большой роли. По этой причине попадание в цилиндры дополнительного объема воздушной смеси не оказывает влияния на разгон, проявляясь исключительно на холостых оборотах.

Влияние подсоса воздуха во впускном коллекторе на работу двигателяВлияние подсоса воздуха во впускном коллекторе на работу двигателя

Проблема может исчезать при прогреве ДВС. Это свидетельствует об изношенности прокладок, которые при повышении температуры расширяются и начинают выполнять свою функцию.

Попадание лишнего воздуха через впускной коллектор часто становится причиной повышенного расхода горючего, так как нарушенный процесс формирования топливно-воздушной смеси приводит к снижению эффективности ее сгорания. Нередко поиск места, в котором происходит подсос, затрудняется наличием признаков, связанных с другими нарушениями в работе ДВС.

Признаки подсоса воздуха во впускном коллекторе

Топливно-воздушная смесь подготавливается и доставляется к камерам сгорания впускным коллектором. При подсосе нарушается соотношение процентных долей ее компонентов, что в свою очередь приводит к неполному сгоранию.

По этой причине так важна герметичность впускного коллектора, ресивера и остальных навесных трубок. Причиной разгерметизации могут быть неправильно затянутые шпильки на коллекторе, прогоревшие прокладки или трещины в металле. В двигателях, работающих на газе, появление свищей на прокладках может быть связано с хлопками в системе впуска.

Подсос воздуха во впускном коллекторе, как правило, связан с нарушенной герметичностью. О наличии проблемы можно судить по:

  • «плавающим» холостым оборотам;
  • загоревшемуся на приборной панели индикатору Check Engine;
  • громкому шипению под капотом;
  • белому нагару на свечах зажигания;
  • увеличенному расходу топлива;
  • глохнущему при остановке двигателю.

Одни из наиболее заметных признаков подсоса воздуха через впускной коллектор – снизившаяся мощность и ухудшившаяся отзывчивость автомобиля на нажатие педали газа. Эти симптомы чаще всего проявляются, когда машина движется с большой скоростью, на обгоне или при подъеме в гору.

Признаки подсоса воздуха во впускном коллектореПризнаки подсоса воздуха во впускном коллекторе

Как обнаружить подсос воздуха во впускном коллекторе

Обнаружить подсос воздуха через впускной коллектор можно с помощью недорогого и простого инвентаря, который продают во всех автомагазинах. Лучше всего делать это с помощью профессионального дымогенератора, но его приобретение обойдется дороже, чем выполнение полноценной диагностики в сервисном центре.

Разберемся, как определить подсос воздуха во впускном коллекторе, используя простые и дешевые методы:

 

С помощью мыльного раствора

Этот простой и доступный метод достаточно эффективен. Изготовить смесь можно, добавив жидкое мыло в воду в отношении 1:4 и тщательно перемешав. Особо усердствовать не нужно, иначе жидкость вспенится и будет непригодна для поиска мест подсоса.

С помощью мыльного раствораС помощью мыльного раствора

Далее необходимо запустить двигатель, работа которого будет сопровождаться активным движением воздуха через предполагаемые места подсоса. Для увеличения давления в системе впуска, возможно, нужно будет «погазовать» на холостых оборотах.

Для нанесения мыльного раствора лучше всего использовать пульверизатор, тщательно и равномерно распределив жидкость по соединениям шлангов, прокладкам, переходникам и другим подозрительным участкам.

Места, в которых происходит подсос, можно обнаружить по появившимся мыльным пузырям.

Газовый баллончик

Диагностика выполняется на работающем двигателе. Это необходимо для того, чтобы воздух втягивался через растрескавшийся металл или дефекты прокладок при работе поршневой системы. Для успешного выполнения поисков мест подсоса воздуха во впускном коллекторе необходима стабильная работа ДВС.

Газовый баллончикГазовый баллончик

Баллончик необходимо использовать с присоединенной горелкой. Крайне важно при этом соблюдать особую осторожность, чтобы не произошло воспламенения газа. Потоком из баллончика нужно обрабатывать все участки, на которых может происходить подсос. Речь идет об узлах, соединениях, подводящих и отводящих трубах, прокладках и уплотнителях. Не стоит обходить вниманием места, визуально производящие впечатление исправных – утечки возможны там, где их сложно заподозрить.

Медленно перемещая поток вдоль подозрительных участков, нужно прислушиваться к работе силового агрегата. При втягивании газа образование топливно-воздушной смеси нарушается, что в свою очередь приводит к нестабильности работы ДВС, который при подсосе обычно «троит» или даже глохнет.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Шипение

Для того чтобы обнаружить подсос воздуха, необязательно пользоваться специальным оборудованием. Часто достаточно просто поднять крышку капота при заведенном двигателе и послушать звуки, которыми сопровождается его работа. Об утечке воздушной смеси можно судить по громкому шипению, раздающемуся из мест, через которые она подсасывается в систему впуска. Проникновение лишнего кислорода приводит к разбалансировке состава топливно-воздушного состава. Кроме того, с воздухом в цилиндры могут попадать твердые частицы пыли.

ШипениеШипение

Для того чтобы точно локализовать места подсоса воздуха, можно использовать обычный целлофановый пакет или пищевую пленку. Участки, на которых происходит утечка, будут притягивать к себе свободный конец целлофана из-за разницы давлений. Данный метод используют на холодном двигателе, чтобы избежать оплавления и обгорания пленки.

 

Дым сигареты или вейпа

В данном случае обычной или электронной сигаретой пользуются вместо генератора дыма. Плотный пар вейпа отлично подходит для поиска мест подсоса воздуха. Обычный табачный дым справляется с этой задачей хуже. Принцип диагностики прост – сгенерированный поток дыма направляется на подозрительный участок системы впуска.

Для подачи дыма в труднодоступные места можно воспользоваться шлангом. Места, где его начнет втягивать во впускной коллектор из-за разницы давлений, будут отчетливо видны без специального оборудования.

Несмотря на безопасность и относительную эффективность этого метода, с его помощью не всегда удается обнаружить наличие более серьезных проблем, к которым приводит подсос воздуха во впускном коллекторе. В ходе диагностики необходимо соблюдать осторожность, особенно если для генерации дыма используется обычная зажженная сигарета – электронной это не касается.

Профессиональный генератор дыма

Герметичность впускной системы лучше всего проверять с помощью дымогенератора, который наиболее эффективен и дает стопроцентную гарантию обнаружения мест подсоса воздуха. Данный метод позволяет выполнить полную проверку всех предполагаемых мест утечки.

Перед началом диагностики необходимо провести подготовку. Автомобиль необходимо поставить на ручной тормоз, убедившись в том, что он эффективно выполняет свою функцию. Проводить работу лучше на холодном двигателе. В противном случае при подсоединении аппарата к воздуховодам могут быть оплавлены и повреждены штуцер и рукав дымогенератора.

Перед подключением генератора дыма к системе впуска следует убедиться в том, что уровень масла в баке достаточен. Далее, опираясь на схему расположения узлов, необходимо выбрать правильное место для подключения рукава к воздухозаборнику. Для этой цели можно воспользоваться каналом вакуумного усилителя. Для того чтобы дым уходил в коллектор, соединение должно быть герметичным.

Профессиональный генератор дымаПрофессиональный генератор дыма

Затем необходимо включить генерацию дыма и подождать, пока система впуска заполнится им. При наличии подсоса дым выходит наружу через трещины и неплотные соединения. Отметив все места утечки, можно выключать и отсоединять дымогенератор. Заканчивается процедура восстановлением герметичности в обнаруженных при проверке местах, через которые происходил забор воздуха.

Как устранить подсос воздуха во впускном коллекторе

Устранить подсос воздуха через впускной коллектор непросто, так как, прежде всего, необходимо выявить все участки, на которых он происходит. Эффективность визуального осмотра в данном случае невелика из-за возможного появления утечек в труднодоступных местах.

Начинать поиски следует непосредственно с самой впускной системы, точнее – шланга с установленным на нем датчиком массового расхода воздуха. Для того чтобы получить доступ к нему, необходимо снять воздушный фильтр. При пережатии рукава двигатель должен заглохнуть.

Если вы пережали шланг, а мотор продолжает работать, несмотря на перебои, значит, воздух подсасывается в другом месте. Выполняя эту процедуру, необходимо прислушиваться к звукам, которыми сопровождается работа ДВС. Повышение интенсивности засасывания воздушной смеси сопровождается громким свистом или шипением. На этом этапе можно использовать, опять же, дым от обычной сигареты или пар от вейпа, чтобы увидеть, где именно произошла разгерметизация.

На турбированных двигателях первым делом необходимо обследовать преобразователи давления, которые могут закисать в открытом положении. Для этого пережимают рукав, который к ним подходит, и наблюдают за поведением мотора. Замена преобразователей – относительно простая операция, так как обычно эти детали стоят в хорошо доступном месте.

Как устранить подсос воздуха во впускном коллектореКак устранить подсос воздуха во впускном коллекторе

Если с помощью описанных выше методов вам не удалось обнаружить места подсоса, необходимо обратиться в сервисный центр. Самостоятельно пробовать выявить и устранить причины забора воздуха под впускным коллектором опасно, это может привести к возникновению еще более серьезных проблем. Специалисты быстро и качественно выполнят диагностику и ремонт с помощью особого оборудования и инструментов.

Ценная памятка о том, что нужно проверить в первую очередь

Согласно народной мудрости: «Где тонко, там и рвется». Это относится и к автомобилям. Рассмотрим места, где чаще всего возникает подсос воздуха:

  • клапан EGR, предназначенный для регуляции давления в картере (если здесь нарушается герметичность, то воздух начинает прорываться во впускной коллектор);
  • система вентиляции картера – здесь причина подсоса может быть в патрубках, прокладках, местах соединений;
  • регулятор холостого хода – электромеханический прибор, поддерживающий стабильные обороты на холодном двигателе;
  • вакуумный усилитель тормозов (ВУТ);
  • клапан абсорбера, собирающий испаряющееся горючее и перенаправляющий его в камеру сгорания;
  • вакуумные шланги, соединяющие двигатель с вакуумным усилителем тормозов, турбокомпрессором и пневматическим центральным замком;
  • уплотнители форсунок;
  • патрубок воздушного фильтра;
  • сальники впускного коллектора, которые уплотняют соединения последнего с двигателем;
  • прокладки дроссельной заслонки.

Все эти участки – потенциальные места возникновения трещин и щелей. После локализации проблемы необходимо выполнить соответствующий ремонт и устранить утечку воздуха. В противном случае работа ДВС будет сопровождаться провалами, плавающими оборотами. Мотор при подсосе воздушной смеси может заглохнуть при остановке на светофоре или «захлебнуться» при увеличении нагрузки.

Часто задаваемые вопросы о подсосе воздуха во впускном коллекторе

Каковы основные признаки подсоса воздуха во впускном коллекторе?

В первую очередь о подсосе воздуха через выпускной коллектор свидетельствуют повышение расхода топлива и снижение мощности мотора.

Как пользоваться диагностическим сканером?

Если автомобиль оснащен шиной OBD-2, для обнаружения подсоса можно применять специальный сканер. Специалисты рекомендуют пользоваться недорогими моделями, которые можно подключать к ПК или мобильному устройству с помощью беспроводных интерфейсов Bluetooth или Wi‐Fi, например, ELM 327. Диагностику нужно выполнять прибором, собранным на чипе FTDI. Результаты, полученные при сканировании, расшифровываются с помощью специального программного обеспечения – OpenDiag.

Как пользоваться диагностическим сканером?Как пользоваться диагностическим сканером?

Соединив беспроводной адаптер с разъемом, необходимо зайти в программу. Начинать следует с кодов неисправностей. Код ошибки P0171 «Бедная смесь» свидетельствует о наличии подсоса. Марки и модели автомобилей, с которыми работает сканер, выводятся на стартовый экран. Необходимо выбрать из списка электронный блок управления, который установлен на обследуемом ДВС, и запустить диагностику с помощью соответствующей кнопки. Данная процедура выполняется на заглушенном моторе.

Нужные параметры указываются на вкладке диагностики в разделе «Настройки». В данном случае речь идет о:

  • кратковременной коррекции подачи топлива;
  • долговременной коррекции подачи топлива;
  • регуляторе холостого хода.

На монитор будут выведены стартовые значения для каждого параметра. Положительное значение долговременной коррекции подачи топлива косвенно указывает на наличие подсоса воздуха.

Выше мы рассмотрели, как найти подсос воздуха во впускном коллекторе и что следует предпринять при его обнаружении. Важно не затягивать с диагностикой и ремонтом, чтобы не столкнуться с более серьезными проблемами и дорогостоящим ремонтом двигателя.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽