Почему свистят тормозные колодки? Чаще всего свист появляется после замены этого многослойного «пирога» на новые. Как правило, является временным явлением – после того, как детали притрутся, неприятный звук пропадет.
Как устранить проблему? Есть и другие причины: издает звуки сигнализатор износа колодок, компоненты тормозной системы требуют внимания (диагностики, ремонта, замены). Важно определить источник свиста и своевременно устранить его.
В этой статье:
Основные причины свиста тормозных колодок
Причины, почему свистят тормозные колодки при торможении на машине, могут быть самые разнообразные:
Притирка новых деталей
Это совершенно нормальное явление, поэтому, если вы заменили колодки, то первое время может появляться скрип: главное, чтобы тормозная система работала исправно. Через пару недель все должно стабилизироваться.
Действие «скрипуна» – звукового индикатора износа
В современных автомобилях много решений для облегчения ухода за узлами, и, помимо электронных датчиков, используются более традиционные механические приспособления. Появление скрипа в данном случае сигнализирует о необходимости замены колодок, а если они новые, то, возможно, попались некачественные.
Высокая температура тормозных колодок в процессе работы
Звук может возникнуть из-за сильного разогрева элементов тормозной системы, хотя такое наблюдается достаточно редко, преимущественно при плохой вентиляции колодок.
Повреждение армирующего слоя
Тормозные колодки обычно имеют многослойную структуру, где каждое покрытие поверх металлической основы выполняет свою функцию – антикоррозионную, противошумную, теплоизолирующую. Соответственно, по мере естественного износа утрачивается часть данных свойств, что может выражаться и в появлении нехарактерных звуков. В этом случае требуется заменить колодки. Также может быть наличие поверхностной коррозии на колодке.
Основные причины свиста тормозных колодок
Возможна и такая банальная причина, почему свистят тормозные колодки при движении, как застревание небольшого камня между диском и колодкой – пока он не сотрется полностью, будет слышаться скрежет. Также порой сказывается отсутствие смазки в направляющих суппорта – достаточно нанести масло, и проблема исчезает.
Чаще скрип указывает на то, что колодки изношены и пришла пора поставить новые. Конечно, какое-то время они еще послужат, но игнорировать проблему нельзя, особенно если звук становится все более устойчивым. Иногда скрипят даже свежие колодки – в основном это касается низкокачественной продукции от малоизвестных производителей. Если спустя 1-2 недели после замены доносится свист, скрип и другие звуки, то лучше перестраховаться и установить качественные колодки, лучше в оригинальном исполнении.
Причина свиста тормозных колодок в суппорте и направляющих
Как правило, свист исходит от пыльника основного поршня либо направляющих. Если пыльник получил механическое повреждение или пришел в негодность от старости, то внутрь начинают попадать посторонние предметы: песчинки, мелкий мусор и т. п. Вся эта грязная смесь при езде и торможении трется о металлические элементы, ускоряя их износ.
Товары из категории
В худшем случае направляющие или сам поршень может заклинить, так что после торможения колодки перестанут возвращаться в исходное положение. Из-за этого они будут тормозить автомобиль во время движения, что, естественно, вызовет повышенный нагрев соприкасающихся поверхностей. В результате резко ускорится износ дисков, так что даже по их потемневшему внешнему виду станет понятно, что они требуют замены.
Колебания как главная причина свиста тормозных колодок
Поскольку действие тормозной системы автомобилей основано на использовании силы трения движущихся частей о неподвижные, то может показаться, что шум неизбежен, и разница лишь в его силе – колодки и диск всегда скрипят. Это действительно так, но нужно учитывать, что еще одна характеристика звука – частота волны, причем лишь часть диапазона находится в пределах слышимости человеческого уха. Производители колодок добиваются того, чтобы при работе колодки шумели как можно меньше, что достигается гашением звуковых волн или их переводом в высокие частоты, которые мы не ощущаем.
Скрип же и свист появляются, когда слои, отвечающие за преобразование волн, истираются, и соседние элементы начинают колебаться в одной частоте, резонируя друг с другом. Общеизвестным примером, демонстрирующим, какую разрушительную силу могут приобретать звуковые волны в этом случае, является фокус, когда искусный певец, беря высокую ноту, способен разбить бокал с тонкими стенками. При этом звуковые колебания вызывают вибрации стекла, и в какой-то момент волны, накладываясь друг на друга, достигают предела прочности стекла. Однако чтобы такое произошло, нужно идеальное совпадение длины и частоты волн.
Для подтверждения действенности подобной закономерности можно провести небольшой эксперимент: подвесить на скобу суппорта какой-нибудь грузик, после чего звук изменит свою тональность.
Колебания как главная причина свиста тормозных колодок
Объяснение, почему свистят тормозные колодки, нужно искать в физических законах. При торможении колодка трется о диск, что вызывает колебания – последние частично передаются на скобу. Если частота волн совпадает, то скоба начинает «петь». Соответственно, изменение ее массы влечет изменение и амплитуды ее собственных колебаний, что не дает резонанса и, значит, заметного скрипа.
Помимо скобы, звуки могут издавать и другие объекты, находящиеся рядом с колодкой: грязезащитный щиток, пружина подвески, нижний рычаг и пр. Частота их колебаний определяется несколькими факторами: масса, форма, влажность и температура воздуха, а также коэффициент трения в паре диск – колодка. Чем больше последний параметр, тем выше будет амплитуда колебаний и сильнее последствия.
Сама тормозная колодка при соприкосновении с диском никак не звучит, но она провоцирует передаваемые далее колебания. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, то момент силы, возникающий при контакте диска с колодкой, вызывает эффект закусывания на передней кромке. При этом колодка поворачивается на плече приложения силы, который равен ее толщине: в результате именно передняя кромка подвергается наибольшей нагрузке и нагревается в процессе взаимодействия элементов тормозной системы.
Мгновенный нагрев на время приводит к падению коэффициента трения на передней кромке, но это не имеет критических последствий, поскольку колодка не работает постоянно и между циклами торможения может пройти значительный промежуток времени.
Для перераспределения усилий и уменьшения колебаний на колодках снимают фаски. При этом площадь фрикционного состава сокращается, что влечет существенное снижение вибраций. С аналогичной целью в пластинах могут делаться вырезы различной формы, а также прокладываться диагональные и поперечные пазы. Основное их предназначение – как раз устранение скрипов.
Также для уменьшения шума применяются и другие современные технологии: к примеру, специальные антискрипные пластины или покрытия в виде композитного материала. Их накладывают со стороны, противоположной фрикционной поверхности, чтобы гасить звуковые колебания. Еще одним способом снизить шум является изготовление фрикционных накладок из более мягких материалов: правда, при этом повышение комфортности езды сопровождается уменьшением эксплуатационного ресурса колодки.
Тормозная система способна издавать звуковые колебания в различных диапазонах. Так, вибрации частотой от 200 до 1000 Гц нашим ухом ощущаются как гул или вой – такие звуки можно услышать при низкой скорости и невысоком давлении в тормозной системе. Скрип же возникает при торможении на высокой скорости, и диапазон частот здесь составляет от 1000 до 20 000 Гц.
В процессе торможения участвуют колодка и тормозной диск, так что именно они выступают источником колебаний. Когда их амплитуда достигает пика, то возникает резонанс, и колебания передаются на соседние элементы (суппорт, поворотный кулак, стойку подвески и т. д.).
Насколько далеко это распространяется, зависит от ряда условий. В первую очередь влияние оказывает вес элемента: очевидно, что если колебания доходят до массивной балки, то на этом все и завершается. Кроме того, сказывается состояние окружающей среды, а именно влажность и температура воздуха. В большей степени скрип тормозов характерен для влажных и прохладных условий, чем для сухой и жаркой погоды.
Способы решения проблем со свистом тормозных колодок
Тормозной цилиндр издает звуки, когда превышена сила зажима диска. Если свист и скрип не проходят несколько дней, то необходимо проверить состояние тормозной системы. Ни в коем случае нельзя пренебрегать подобными проблемами, поскольку от исправности тормозов зависит безопасность участников дорожного движения.
В идеале необходимо ставить запчасти от одного изготовителя, поскольку использование деталей от разных производителей – распространенная причина, почему свистят тормозные колодки после замены. Правда, чаще всего свист фиксируется лишь первое время – пока идет притирка новых запчастей.
Способы решения проблем со свистом тормозных колодок
Также следует обращать внимание на внешнюю форму. Более качественные детали имеют вырезы: может показаться, что таким образом производитель экономит на металле, но в действительности это делается с целью гашения звуковых колебаний. Не стоит забывать и о необходимости смазки – для этого используются специальные составы, предназначенные именно для элементов тормозной системы.
Износ и появление коррозии способствуют тому, что при торможении улавливается шум. Для выяснения того, насколько это критично, следует обратиться в автосервис, где квалифицированные специалисты проведут диагностику и определят, целесообразно ли производить замену деталей.
Для неоригинальных запчастей используется такая хитрость, как очистка поверхности наждачной бумагой с целью удаления металлических заусенцев и прочих шероховатостей. Также на торцы рекомендуется нанести огнестойкий состав, а направляющие обработать графитовой смазкой.
Часто задаваемые вопросы о причинах свиста тормозных колодок
Насколько погодные условия влияют на свист тормозных колодок?
Существенно влияют, особенно влага. Во время дождя капли воды попадают на поверхность колодок, что вызывает свист и скрип. Аналогичным образом происходит и зимой из-за образования конденсата. Самая распространенная ситуация, когда водители слышат скрип тормозов, – движение по луже: если на раскаленную поверхность попадает вода, то мгновенно появляются звуки. Для просушки диска в таких условиях можно посоветовать несколько раз плавно нажать педаль тормоза.
Почему свистят новые тормозные колодки – можно ли их прорезать, чтобы они не издавали шума?
О причинах было сказано выше. Производить манипуляции с таким критически важным элементом безопасности, как тормозные колодки, не рекомендуется, но некоторые умельцы добиваются снижения шума. Алгоритм действий:
- мысленное разделение колодки на две-три равные части;
- разметка прямых линий в этих местах;
- выполнение надпилов на 2-2,5 мм в ширину и 4 мм в глубину.
Данный метод применим только к новым запчастям, и если нет уверенности в своих силах, то лучше к нему не прибегать.
Может ли появиться свист из-за ступичного подшипника?
Да, это возможно при сильном его износе, когда подшипник начинает люфтить и нагревать ступицу колеса. Тепло передается далее на тормозной суппорт, диск и колодки, и будет слышен писк. Чем сильнее эти звуки, тем критичнее состояние ступичного подшипника.
В целом скрип и свист колодок – повод к тому, чтобы проверить состояние тормозной системы. Следует помнить, что колодки относятся к автомобильным расходникам, и производить их замену нужно периодически, особенно если появляются подобные проблемы. Требования по срокам замены указываются компанией-производителем автомобиля. Чтобы не пришлось решать проблему, почему свистят тормоза, следует менять пластины каждые 30-60 тысяч километров, причем быстрее изнашиваются передние тормозные колодки.
Помните, что тормоза должны работать безотказно! Поэтому, если возникли признаки износа колодок, в том числе в виде появления посторонних шумов, необходимо обратиться в автотехцентр для диагностики и замены отработавших свое деталей.