Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
25.03.2024 Автосервис
1164
Время чтения: 12 минут

Почему буксует сцепление: диагностика и устранение неисправности

Сохранить статью:

Почему буксует сцепление? Из-за износа деталей: маховика, прижимного диска, накладок. Загрязнения некоторых элементов системы тоже препятствуют работе сцепления. От причины пробуксовки зависит сложность ремонта: будет достаточно чистки деталей или придется полностью менять узел.

Что делать? Сперва проводят диагностику. Она отличается в зависимости от того, какая коробка передачи (механическая или автомат) установлена в транспортном средстве. Так, на АКПП редко бывает запах горелого, поэтому определить можно по косвенным признакам: ухудшению динамики и «зависанию» на передаче.

 

Устройство сцепления автомобиля

Сцепление отвечает за передачу крутящего момента от вала двигателя на вал коробки переключения передач (далее он передается через трансмиссию на ведущие колеса). В основе работы этого узла лежит трение. Основная конструктивная особенность заключается в возможности прекратить передачу усилия, когда в этом нет необходимости.

Устройство сцепления автомобиляУстройство сцепления автомобиля

Именно благодаря наличию узла такой специфической конструкции двигатель стоящего неподвижно автомобиля может, когда это нужно, работать на холостых оборотах, а затем водитель имеет возможность плавно тронуться с места. Переключение передач во время движения также выполняется с участием сцепления.

Что представляет собой данный узел в современных автомобилях? Легковые транспортные средства оснащаются «сухим» однодисковым сцеплением относительно простой конструкции. Разберем его устройство:

  • Ведомый диск по обеим сторонам внешней части оснащен фрикционными накладками, а по центру – шлицевой муфтой, дающей диску возможность сдвигаться по оси благодаря шлицам, которыми снабжен вал КПП. Для соединения внешней и центральной частей используется подпружиненный демпфер.
  • Ведущий диск или корзина сцепления включает в свою конструкцию кожух, закрепленный на маховике ДВС, диафрагменную пружину и подвижный нажимной диск.
  • Выжимной подшипник через вращающуюся обойму оказывает давление на пружину диафрагмы ведущего диска, размыкая диски и выключая передачу крутящего момента.
  • Привод сцепления необходим для управления включением и отключением агрегата через воздействие на выжимной подшипник, который перемещается вдоль вала КПП. Существуют тросовые и гидравлические варианты. Второй более сложный и конструктивно состоит из двух цилиндров – рабочего и главного, с которым соединяется педаль. Между собой они сообщаются через магистраль с гидравлической жидкостью. Именно в работе привода зачастую кроется ответ на вопрос, почему может буксовать новое сцепление.

Ведомый диск разделяет маховик ДВС и нажимной диск ведущего диска корзины сцепления, которая закреплена на маховике. Для соединения ведомого диска с первичным валом двигателя используется шлицевая муфта. Передача крутящего момента от мотора к КПП происходит при плотном прилегании накладок ведомого диска к нажимному диску корзины (ведущий диск и маховик с двух сторон сжимают ведомый).

 

Сцепление механических КПП работает достаточно просто. Когда водитель нажимает на педаль, выжимной подшипник начинает давить на диафрагменную пружину ведущего диска, перемещая ее лепестки, вследствие чего нажимной диск корзины отводится от ведомого. Благодаря зазору, появляющемуся в этот момент между фрикционными накладками и маховиком, временно прекращается передача усилия от мотора к КПП, что позволяет водителю притормозить или переключить скорость.

Когда педаль отпущена, ведомый диск прижимается к маховику нажимным диском корзины, что приводит к возобновлению передачи крутящего момента. Плавность этого процесса обеспечивается кратковременной пробуксовкой ведомого диска. Кроме того, для гашения колебаний и вибраций от работающего ДВС ведомый диск посередине оснащен демпферными пружинами.

Устройство сцепления автомобиляУстройство сцепления автомобиля

Почему буксует сцепление

Сцепление в ходе эксплуатации автомобиля подвергается воздействию трения и больших нагрузок, приводящих к изнашиванию его элементов. Со временем начинает нарастать проскальзывание смыкающихся и размыкающихся фрикционов, что приводит к снижению эффективности передачи крутящего момента. Это явление проявляется как при трогании с места, так и при переключении передач во время движения транспортного средства.

Если транспортное средство эксплуатируется с соблюдением всех рекомендаций производителя, на дорогах с хорошим покрытием, автомобиль редко стоит в пробках, а его владельцу присуща аккуратная манера вождения, этот узел может исправно служить не один десяток лет.

Разберем подробно, почему буксует сцепление:

Водитель часто не до конца выжимает педаль сцепления

Основные функции сцепления – установление и размыкание связи между маховиком ДВС и первичным валом коробки переключения передач, а также (в меньшей степени) этот узел участвует в трансформировании передаточного числа.

Водитель постоянно использует педаль сцепления, стараясь максимально плавно тронуться с места или компенсировать недостаточную мощность двигателя путем переключения передач. При этом механизм подвергается интенсивным механическим нагрузкам и часто перегревается, что со временем приводит к утрате основных эксплуатационных характеристик.

Грязь на фрикционных дисках

Среди основных причин пробуксовки сцепления «на холодную» специалисты указывают различные загрязнения, накапливающиеся на фрикционах в ходе эксплуатации транспортного средства.

Появление грязи и масла на дисках может быть связано с:

  • подгоранием сцепления при длительных пробуксовках;
  • ездой по бездорожью и глубоким лужам;
  • потеками технических жидкостей, образующихся в ходе выполнения ремонтных работ;
  • протекающими сальниками и прокладками ДВС.

Загрязнение фрикционов приводит к пробуксовке, не позволяющей развить давление, необходимое для передачи крутящего момента от маховика двигателя на входящий вал КПП.

Грязь на фрикционных дискахГрязь на фрикционных дисках

Изношенные накладки

Фрикционные накладки на дисках имеют высокий коэффициент трения при взаимодействии с поверхностью деталей, выполненных из легированных типов стали. Однако высокие эксплуатационные характеристики сочетаются с недолговечностью. Причиной относительно быстрого изнашивания фрикционов становится мягкость специальных материалов, из которых их изготавливают.

Износ накладок приводит к уменьшению общей толщина диска. Рабочего хода детали становится недостаточно для того, чтобы обеспечить надежный и плотный прижим. В ходе таких пробуксовок поверхности изнашиваются еще больше и проблемы нарастают.

Изношенная поверхность маховика

Так называемая эксплуатационная усталость накапливается в проточке для ведомого дискового модуля, необходимой для совместного функционирования маховой конструкции и ведущего вала, в ходе которого происходит сжатие фрикционов. При большом пробеге транспортного средства, а также при выполнении ремонтных работ, в ходе которых осуществляется полная замена того или иного узла трансмиссии, маховик изнашивается.

Изнашивание приводит к истончению верхней части маховика. Сила прижима уменьшается, что со временем приводит к неисправностям и поломкам.

 

Ослабленная пружина

Периодические пробуксовки сцепления – повод как можно быстрее провести диагностику. В противном случае узел может внезапно выйти из строя во время движения и спровоцировать дорожно-транспортное происшествие, а также стать причиной серьезных поломок.

Причиной возникновения проблем зачастую становится сама пружинная конструкция, натяжение которой недостаточно для того, чтобы полноценно прижать накладки к поверхности диска.

Ошибки при регулировке сцепления

До сих пор многие автомобили оснащаются сцеплением, которому нужна регулярная настройка. Многие водители предпочитают не уделять этому вопросу должного внимания.

Эксплуатация автомобиля с неправильно настроенным сцеплением со временем может привести к возникновению неполадок. Постоянные избыточные нагрузки, которые воздействуют на выжимной подшипник, могут спровоцировать отказ агрегата. Проявляется это в том, что диски перестают справляться с полноценной передачей крутящего момента даже при полностью отжатой педали.

Ошибки при регулировке сцепленияОшибки при регулировке сцепления

Признаки пробуксовки сцепления

Из-за пробуксовки сцепления возникают проблемы с переключением скоростей, снижается динамика разгона и возникают вибрации. Первое, что замечает водитель: проблемы с набором скорости и изменившийся ход педали, которая становится туже или начинает застывать в выжатом положении. Если в машине при этом появляется характерный неприятный запах, поездку в сервисный центр откладывать нельзя. В противном случае вскоре вы не сможете нормально переключать передачи.

При пробуксовке сцепления с диагностикой обычно не возникает трудностей. В этом случае можно использовать один из трех эффективных методов (или все три в комплексе).

Если в автомобиле стоит механическая коробка переключения передач, это существенно упрощает диагностику, для выполнения которой необходимо:

  • Включить четвертую или пятую передачу и попробовать тронуться с места. Если все в порядке, вам это не удастся. В противном случае сцепление работает некорректно.
  • Попробовать запустить двигатель, предварительно заблокировав колеса и включив первую передачу. Если вам это удалось – сцепление неисправно (проскальзывают фрикционы). В норме мотор должен заглохнуть.
  • Попробуйте погазовать на высоких передачах во время движения. Если обороты нарастают постепенно, без провалов и скачков – сцепление исправно.

Эти три признака – основные, однако необходимо иметь в виду, что первое время нарушения в работе сцепления могут ничем себя не выдавать. Такие неполадки можно обнаружить только с помощью соответствующих профессиональных инструментов и приборов.

На автомобилях с автоматическими коробками переключения передач дела обстоят иначе – диагностировать поломку сложнее.

Наиболее вероятные причины – неисправность фрикционов (аналогов ведомых дисков в автомобилях с МКПП) или гидротрансформатора:

  • Пробуксовка сцепления на автомобилях с АКПП часто происходит из-за износа фрикционов. Обнаружить их неисправность своими силами сложно, а вот заменить (при наличии необходимых навыков) – вполне реально.
  • Выход из строя гидротрансформатора сопровождается теми же симптомами – возникают трудности с переключением передач, двигатель работает на повышенных оборотах, резко возрастает расход топлива.

Если в салон автомобиля, оснащенного автоматической коробкой переключения передач, просачивается характерный неприятный запах горящего сцепления, можно с большой долей вероятности говорить об изношенных фрикционах. Самостоятельный ремонт в этом случае проблематичен, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Автомобили с бесступенчатой трансмиссией (вариатором) оснащаются гидравлическими муфтами или гидротрансформаторами, которые выполняют те же функции, что сцепление на машинах с автоматическими коробками переключения передач. Неполадки чаще всего возникают из-за износа фрикционов. Самостоятельная диагностика затруднительна.

Признаки пробуксовки сцепленияПризнаки пробуксовки сцепления

Что делать при пробуксовке сцепления

Часто водители думают, что отремонтировать сцепление, которое пробуксовывает, это сложная и дорогостоящая процедура. По этой причине они предпочитают не обращать внимания на неполадки и откладывают поездку в автосервис до момента, когда «будет получше с деньгами». Так поступать не стоит, тем более что чаще всего проблему можно решить без особо крупных затрат.

Также нередко можно встретить мнение, согласно которому главное – профессиональная диагностика, а ремонт вполне можно выполнить своими силами. Принимать решение здесь может только сам автовладелец, однако не следует забывать об ответственности, лежащей на каждом участнике дорожного движения.

Алгоритм устранения неполадок зависит от их характера:

  • При износе фрикционных накладок самое главное – правильно оценить, насколько они изношены. Если зазор между шляпками заклепок и поверхностью накладки превышает 0,2 мм, необходима замена ведомого диска и накладок. Если же он меньше – можно ограничиться регулировкой свободного хода педали сцепления.
  • Масляная пленка на поверхности накладок. Утечка может происходить из-за неисправности дренажа маховика двигателя, однако чаще всего причиной является избыточный объем масла. Устранить проблему просто – достаточно использовать для очистки керосин, протереть накладки (ветошь должна быть без ворса), а затем использовать наждачную бумагу для финишной шлифовки.
  • Разбухание резиновых элементов гидравлического привода. После демонтажа обоих цилиндров нужно выполнить очистку с помощью спиртосодержащей жидкости, отбраковать вышедшие из строя резинки и заменить их новыми, после чего прочистить компенсаторные отверстия. По окончании ремонта необходимо заменить в системе рабочую жидкость.
  • Недостаточная жесткость прижимной пружинной конструкции. Обычно с этой неприятностью сталкиваются владельцы автомобилей, которые находятся в эксплуатации более 10 лет. Вследствие естественного износа пружины перестают обеспечивать требуемое усилие, сцепление начинает пробуксовывать. Способ устранения проблемы в данном случае один – замена пружин.

Во всех прочих случаях сцепление подлежит полной замене.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Часто задаваемые вопросы о пробуксовке сцепления

Как долго может прослужить сцепление после возникновения пробуксовок?

Если появилась эта проблема, водителю следует выжимать сцепление максимально плавно. Однако даже если это и решит проблему, то только временно. Разрушение фрикционных накладок будет вызывать нарастание проскальзывания дисков. Специалисты советуют не тянуть с заменой неисправного агрегата.

Может ли пробуксовка сцепления стать причиной повреждения маховика?

Да, и достаточно скоро. Если игнорировать некорректную работу сцепления, есть риск, что маховик через относительно короткий срок разрушится из-за перегрева, который в свою очередь приводит к тому, что сталь утрачивает свои эксплуатационные характеристики. Не откладывайте замену всего узла, если появились признаки пробуксовки.

Допустима ли эксплуатация автомобиля при пробуксовке сцепления?

Передвигаться можно, но езда на транспортном средстве с неисправным сцеплением связана с серьезным риском как возникновения более значительных и дорогостоящих неполадок, так и серьезных дорожно-транспортных происшествий. Важно понимать, что при полном отказе механизма автомобиль может стать практически неуправляемым.

Перечисленные выше «симптомы» пробуксовки сцепления необходимо знать, чтобы вовремя вывить неполадки и устранить их. Помните, что относительно дорогостоящая замена агрегата все же намного дешевле последствий, к которым может привести эксплуатация неисправного автомобиля.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽