Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
10.08.2023 Автосервис
1509
Время чтения: 11 минут

Перестал работать ГУР: диагностика, ремонт, профилактика

Сохранить статью:

Почему? Если перестал работать ГУР, очевидно, что в системе возникла поломка. Причин произошедшего много: от низкого уровня жидкости до износа внутренних деталей механизма и завоздушивания трубок гидросистемы.

Что делать? В первую очередь необходимо диагностировать причину неисправности. Если получилось, можно приступать к ремонту. Если нет, не стоит сразу бежать в ближайший магазин автозапчастей и заказывать ГУР в сборе – обратитесь в автосервис.

 

Устройство ГУР

Начнем с того, что представляет собой гидроусилитель руля и как он работает.

Усилители рулевого управления предназначены для сокращения усилия, необходимого для поворота транспортного средства. Соответственно, этот узел способствует меньшей утомляемости водителя и повышению комфортности езды. В современных автомобилях наличие усилителя руля стало общераспространенным. Хотя бывают разные системы, например пневомоусилители, электроусилители, наиболее распространенный вариант – именно ГУР (гидроусилитель руля). В данном случае используется замкнутая гидравлическая система.

Устройство ГУРУстройство ГУР

Центральным элементом узла выступает насос, соединенный приводом с двигателем машины. Его задачей является нагнетание нужного давления, которое может достигать 50 и даже 100 атмосфер. Еще одним необходимым узлом служит распределитель, который фиксирует усилие, оказываемое на рулевое колесо, и затем обеспечивает соответствующий поворот управляемых колес. Распределитель состоит из вала, связанного с рулем, золотника, идущего на шестеренку рулевого механизма, и соединяющего их стержня – торсиона.

Кроме того, деталями ГУР являются гидроцилиндр, бачок с жидкостью и клапан, контролирующий давление в системе. Циркуляция масла обеспечивается шлангами, которые делятся на две группы – низкого и высокого давления.

Когда машина неподвижна или едет прямо, то жидкость свободно перекачивается насосом из цилиндра в бачок и обратно – все дозирующие каналы распределителя закрыты. При повороте руля золотник открывает масляные каналы, и жидкость начинает давить на поршень гидроцилиндра, который передает усилие на рулевую рейку, благодаря чему колеса тоже поворачиваются.

Если руль продолжает удерживаться в повернутом состоянии, то распределитель возвращается в нейтральное положение. Исключение составляет поворот до упора, когда насосу приходится работать на полную мощность, что приводит к его ускоренному износу. Поэтому очень нежелательно удерживать руль в крайнем положении даже непродолжительное время, 5 секунд и более, поскольку это чревато перегревом и закипанием масла, после чего насос ГУР перестает работать.

 

Как понять, что перестал работать ГУР

Есть характерные признаки, указывающие на проблемы с ГУР, и игнорировать их нельзя, поскольку неполадки рулевого управления чреваты созданием аварийной ситуации. Итак, насторожить должны следующие изменения в поведении автомобиля:

  • Повышенный шум работы насоса гидроусилителя, особенно заметный при повороте. Это может свидетельствовать о слабом натяге ремня или неподходящей вязкости масла, а в худшем случае указывает на то, что насос находится на «последнем издыхании».
  • Увеличение усилия при повороте руля. В принципе, легковым автомобилем можно управлять и без ГУР, но потребуются значительные усилия для обращения с рулевым колесом. Если, к примеру, раньше его можно было сдвинуть одним пальцем, а теперь нужно давить с силой, то с системой что-то не так.
  • Заметный люфт руля. Тоже неблагоприятный признак, хотя причин может быть несколько, в том числе проблемы с ГУР или рулевой рейкой.
  • Биение руля – чаще всего это ощущается при повороте. Проблему нужно искать в рулевой рейке или редукторе гидроусилителя.
  • Посторонние шумы в рулевой колонке во время движения.
  • Повороты вправо и влево стали требовать разных усилий.
  • Чрезмерно легкое вращение руля – не стоит радоваться такой «идеальной» работе ГУР, поскольку для водителя опасна утрата чувства дороги. Значит, необходимо провести регулировку устройства.
  • Вибрации в руле – обычно это вызвано подсосом воздуха в систему гидроусилителя.

Правда, нужно учитывать, что большинство указанных признаков неисправности ГУР схожи с неполадками других элементов рулевой системы (рейка, тяги, наконечники и пр.). Скажем, если ГУР после переборки рулевой рейки перестал работать, то причины должны быть взаимосвязаны.

5 основных причин поломки ГУР

Хотя неисправности гидроусилителя руля и их причины бывают различные, можно выделить наиболее распространенные варианты, почему перестал работать ГУР.

Загрязнение системы

5 основных причин поломки ГУР5 основных причин поломки ГУР

Поскольку основой гидравлической системы является заполняющая ее рабочая жидкость, то стабильность работы рулевого управления зависит от ее чистоты. Постепенно накапливающееся загрязнение негативно влияет на состояние насоса, который может начать работать с перебоями. Еще одной проблемой становится износ шлангов.

Наконец, в загрязненной жидкости обычно появляется осадок, который приводит к более сильному трению движущихся деталей. Поэтому важно своевременно производить замену масла в ГУР. В этом вопросе следует ориентироваться на рекомендации производителя – обычно рабочая жидкость меняется раз в 1-2 года.

Недостаточный объем жидкости

Часто встречающаяся проблема у тех водителей, которые не следят за уровнем технических жидкостей. При недостатке масла насосу становится труднее создавать необходимое давление, из-за чего вся система утрачивает эффективность, и руль становится более жестким. Если не обращать на это внимания, то проблема будет только нарастать: низкий уровень жидкости приводит к тому, что детали быстрее изнашиваются без смазки и отвода излишнего тепла.

В большинстве случае страдает прежде всего насос, выход которого из строя вызовет отказ всей системы гидроусилителя руля. Поэтому необходимо регулярно отслеживать уровень масла и доливать его при нехватке.

Износ ремня ГУР

Чаще всего насос ГУР приводится в движение ремнем, соединенным с коленвалом двигателя. Его износ проявляется в том, что падает производительность насоса, который не в силах создать необходимое давление, так что водителю приходится прилагать большие усилия для поворота руля. Если на ходу резко перестал работать ГУР и рулевое колесо стало вдруг неподатливым, то, скорее всего, произошел обрыв ремня.

Выход из строя насоса

Поскольку насос ГУР работает практически постоянно, то он подвергается большим нагрузкам и постепенно изнашивается. По причине механического износа происходит разрушение уплотнений, и внутренние части прилегают хуже друг к другу – результатом становится понижение рабочего давления, выдаваемого устройством. При этом будут требоваться все большие усилия для управления рулем. Поломка же насоса равнозначна тому, что полностью перестает работать ГУР.

Утечки жидкости

Объем рабочей жидкости обычно уменьшается из-за нарушения герметичности системы. Наиболее уязвимые места – сальники и места соединения шлангов. Их разрыв тоже может произойти, хотя случается это крайне редко. Также иногда подтекает рулевая рейка либо насос. При уменьшении уровня масла ГУР начинает работать не в полную силу, а сама система подвергается усиленным нагрузкам, что чревато поломкой.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Что делать, если ГУР завоздушен

В норме гидравлическая система должна быть герметичной, и попадание внутрь нее воздуха нежелательно, поскольку это способно не только снизить эффективность работы ГУР, но и повлечь другие неполадки:

  • Ухудшение технических параметров привода.
  • Блокировка руля – в процессе движения это вызовет аварийные последствия.
  • Появление нестабильности во вращении рулевого колеса – оно начнет поворачиваться рывками, что затрудняет управление автомобилем, особенно на высокой скорости.

Что делать, если ГУР завоздушенЧто делать, если ГУР завоздушен

Среди признаков, указывающих на возможное проникновение воздуха в гидроусилитель руля, можно выделить следующие:

  • Возникновение посторонних шумов в системе.
  • Появление течи рабочей жидкости, которую выталкивает воздушное давление.
  • В расширительном бачке на поверхности наблюдаются пенные образования.
  • Затруднение выполнения поворота даже при движении на малой скорости.
  • Увеличение усилий, требуемых для управления рулевым колесом, – автомобиль становится сложно повернуть.

Эффективным способом решения проблемы с воздухом является прокачка ГУР, которую можно выполнять как с включенным двигателем, так и вхолодную. В последнем случае следует несколько раз повернуть руль до упора в разные стороны, чтобы вытеснить воздух из системы. Впрочем, более высокой нужно признать действенность прокачки при включенном моторе. Как правило, это делается параллельно с заменой жидкости: двигатель несколько раз запускается, и руль вращается влево-вправо.

Рекомендуется выполнять данную процедуру в сервисном центре, поскольку завоздушенный ГУР ни в коем случае нельзя включать во избежание поломки насоса – сначала заливается масло и распределяется по системе путем вращения руля, причем машина в это время находится на подъемнике, чтобы можно было поворачивать колеса без излишних усилий.

 

Как не допустить поломки ГУР: профилактические меры

Чтобы продлить срок службы насоса и системы ГУР в целом, необходимо следить за ее состоянием и вовремя производить обслуживание. Сам по себе гидроусилитель — достаточно надежный узел, способный без проблем пройти и 100, и 200 тысяч км. Основные рекомендации по уходу за ГУР сводятся к следующему:

Регулярный контроль за уровнем жидкости и долив ее при понижении

При этом нельзя смешивать масла разных классов – добавлять нужно только ту жидкость, которая была залита ранее. Перелив тоже нежелателен, поскольку при нагреве масло расширяется, и чрезмерное давление может вызвать разрыв какого-либо элемента гидросистемы.

Своевременная замена жидкости ГУР

Более точные сведения следует искать в руководстве по эксплуатации или на сайте производителя авто. Чаще всего критичным показателем является пробег 80–100 тысяч километров – через такие промежутки необходимо в обязательном порядке менять масло.

Использование только тех марок жидкости, которые рекомендованы производителем

Дело в том, что существует много их разновидностей, и даже есть категории, отличающиеся по своему цвету: бывают зеленая, желтая и красная жидкости для ГУР, обладающие разными характеристиками.

Правильная эксплуатация

Самое главное не злоупотреблять поворотом руля до упора. В таком положении он может находиться не более 5-10 секунд (это зависит от марки автомобиля). Насос при этом работает на максимуме своих возможностей, и ресурс его быстро сокращается.

Проверка пыльников рулевой рейки

Попадание пыли и грязи критично не только для рулевой рейки, но и для гидроусилителя. Намного дешевле и проще поставить новый пыльник, чем ремонтировать потом целый узел автомобиля.

Не рекомендуется оставлять машину на стоянке с вывернутыми колесами

Так или иначе это создает нагрузку на насос ГУР, поэтому перед выходом из автомобиля выровняйте передние колеса.

В морозную погоду следует сначала прогреть все системы автомобиля

Включая и гидроусилитель руля. Не крутите рулем сразу после запуска мотора – выждите несколько минут, прежде чем начинать движение.

Ни в коем случае не ездите после того, как перестал работать ГУР

Помимо того, что это затрудняет управление автомобилем, таким образом можно «убить» все рулевое управление, что выльется в дорогостоящий ремонт.

Проведение диагностики при появлении проблем с гидроусилителем (шумы, тяжелый руль и т. п.)

Во многих случаях, если сразу принять меры, то ремонтные работы окажутся незначительными, например устранение утечки в системе путем замены шлангов. Если же игнорировать неисправности и продолжать пользоваться машиной, то с большой долей вероятности произойдет выход из строя насоса, который является довольно дорогой запчастью.

Следование данным правилам позволит повысить эксплуатационный ресурс гидроусилителя руля и сэкономить на возможных ремонтных работах.

Часто задаваемые вопросы о поломках ГУР

  1. Какие еще возможны причины поломки ГУР?

Кроме вышеизложенных проблем, встречаются и другие неполадки в системе ГУР, в том числе:

  • Износ подшипника насоса. На это указывает шум, ощущаемый в процессе работы устройства, то есть при поворотах. Если приобретать новый насос нет желания, то можно попробовать отремонтировать его, заменив вышедшую из строя деталь, – нередко неисправность связана с подшипником.
  • Неполадки с редуктором. Редуктор предназначен для передачи и усиления крутящего момента с рулевого колеса. Хотя это прочная деталь, она тоже подвергается износу. Впрочем, чаще причиной механических поломок становится низкое качество запчасти.
  • Неправильный выбор жидкости. В современных маслах используются различные присадки, улучшающие полезные свойства технической жидкости. Однако залив неподходящего по составу масла грозит тем, что появятся сбои в работе ГУР. Вид жидкости указывается в техпаспорте, а в крайнем случае можно проконсультироваться с работниками автосервисов. Особенно опасны «эксперименты» по смешиванию разнородных жидкостей.
  • Сбой в работе клапана – обычно это характерно, когда «на горячую» перестает работать ГУР.
  1. Когда следует обращаться на СТО по поводу гидроусилителя руля?

Прежде всего, необходимо регулярно проходить диагностику и в положенные сроки производить замену рабочей жидкости.

Если же рулевое управление стало действовать затрудненно, то рекомендуется обратиться в специализированный автотехцентр, занимающийся диагностикой и ремонтом системы гидроусилителя руля. Исправление поломок ГУР требует профессионализма.

  1. Можно ли прокачать ГУР самостоятельно?

Сама по себе прокачка гидроусилителя руля не требует каких-либо усилий, и с ней способен справиться любой. Главное делать все по правилам и ни в коем случае не запускать незаполненную систему, поскольку насос, работающий всухую, практически сразу выйдет из строя.

Часто задаваемые вопросы о поломках ГУРЧасто задаваемые вопросы о поломках ГУР

Таким образом, гидроусилитель руля отвечает за комфортность управления автомобилем, и его поломку водитель сразу ощутит по тому, как туго стал поворачиваться руль. От владельца требуется следить за уровнем жидкости и вовремя ее менять, а также бережно относиться к ГУР, стараясь не выкручивать колеса до упора. Что же касается ремонта, то с учетом сложности гидравлической системы доверять это можно только специалистам.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽