Почему это важно? «Правильный» объем масла в АКПП существенно увеличивает сроки эксплуатации коробки-автомата, а также в значительной степени снижает риски неожиданного выхода ее из строя.
От чего зависит? Тут прежде всего играет роль вместимость АКПП, которая обусловлена моделью двигателя. Если говорить о техобслуживании авто, то здесь важен способ замены масла: полный, частичный или просто обновление жидкости.
В этой статье:
Необходимость наличия масла в коробке-автомате
В автоматических коробках передач масло выполняет роль смазки, которая обеспечивает функционирование всех механизмов. Также оно способствует отведению тепла от деталей, которые нагреваются в процессе работы, и служит рабочим телом для гидротрансформатора и гидросистемы управления.
Чтобы не было проблем с АКПП, у масла должны сохраняться свойства в узком диапазоне значений. При отклонении от допустимого интервала сразу идет нарушение в работе автоматической коробки передач. Составные части АКПП начинают взаимодействовать по-другому, что моментально ощущается на движении автомобиля. Могут появиться рывки, потеря тяги или коробка вовсе перестает выполнять свои функции.
Необходимость наличия масла в коробке-автомате
Масло в АКПП необходимо периодически менять, так как со временем оно «изнашивается» и теряет свои полезные качества. Сказывается длительная работа при высоких температурах (более 150°C даже при нормальной эксплуатации).
Агрессивная езда приводит к перегреву трансмиссии, вследствие чего масло быстро меняет свою структуру. Если у вас спокойный стиль вождения, то жидкость все равно со временем утратит вязкость, так как она загрязняется в процессе работы. Этому способствует износ подшипников, редукторов, фрикционов и накладок блокировок.
Сроки замены, которые необходимо соблюдать, и рекомендуемый объем масла в АКПП указан в инструкции по эксплуатации автомобиля. В том случае, если в регламенте данный пункт отсутствует, это не говорит о том, что масло в трансмиссии менять не нужно.
3 способа замены масла
Существует три вида замены масла в автоматической коробке передач – это обновление, частичная и полная замена.
У первого способа есть достоинства и недостатки. Обновление предусматривает замену части масла от полного объема. К достоинствам можно отнести его быстрое выполнение. Для этого необходимо прогреть коробку, затем выкрутить пробку слить немного жидкости. Затем добавляется такое же количество масла, которое сливали. Важным моментом является использование той же марки смазки, которая была в коробке.
К недостаткам можно отнести тот факт, что объем частичной замены масла в АКПП составит всего лишь 30% от всей жидкости. При таком способе, по сути, старое масло, которое считается отработанным, просто разбавляется новым. На выборе данного варианта можно остановиться, если вы знаете, какая жидкость в трансмиссии и у вас есть уверенность в чистоте и рабочем состоянии АКПП. Обновление не включает в себя замену фильтров коробки и очистку поддона от накопившейся грязи. Если вы обновляете трансмиссионное масло таким образом, то учтите, что оно подлежит частичной замене через каждые 15 000-20000 км.
Второй способ включает в себя обязательную чистку поддона и замену фильтра. Чтобы убрать старый расходник, иногда может потребоваться снять патрубки с радиатора охлаждения. При таком подходе осуществляется частичная замена масла АКПП, объем сливаемой жидкости при этом составит 60%. Оставшаяся часть накапливается в гидротрансформаторе, а также в других труднодоступных участках, ее называют несливаемым остатком.
Учитывая все эти нюансы, водители предпочитают третий метод – замену всего объема масла в АКПП. Такие работы проводятся методом вытеснения при помощи специального аппарата, который удаляет из коробки всю жидкость.
3 способа замены масла
Этот способ замены масла является самым продуктивным, но также имеет свои недостатки. Чтобы подключить аппарат, снимаются патрубки с радиатора охлаждения коробки. Затем происходит запуск циркуляции жидкости, после чего подлежит замене старый фильтр. Ожидаемого результата не будет, если не чистить поддон и оставить фильтр в коробке. В системе останется часть загрязнений.
При любом способе замены жидкости надо знать, каков объем масла в АКПП. Все дело в том, что в мануале может быть указан общий объем, например 8 л, но при прохождении ТО заливается только 5-6 л. Расход напрямую связан со способом замены, который был использован. Если обновлению подлежала лишь часть трансмиссионной жидкости, то заливаемый объем будет меньше. Также надо помнить про несливаемый остаток.
Средний объем масла в АКПП
Нужный объем масла в АКПП определяется исходя из размера коробки и от нагрузки. Также подбор происходит с учетом таких характеристик, как вязкость и коэффициент трения. Точный уровень масла в коробке можно получить после ее прогрева, ведь нужно учитывать свойство расширения жидкости при повышении температуры.
Товары из категории
Модель двигателя и его характеристики влияют на нужный объем масла для автоматической коробки передач. Чем меньше мощность, тем меньше жидкости нужно для раскручивания и охлаждения гидротрансформатора и наоборот. Например, средний «сухой» заправочный объем масла в АКПП для седана будет от 6 до 8,5 л, а для паркетников или рамных внедорожников он составит порядка 10 л. Если рассматривать 4-ступенчатую коробку Subaru 4ЕАТ с мотором 1,6 л, то она рассчитана на 8,0-8,3 л, а для мотора 2,5 л уже потребуется 9,3-9,6 л жидкости.
В сервисной книжке автомобиля или в справочниках по проведению техобслуживания есть раздел «Заправочные емкости», в котором можно найти данные по рекомендуемому количеству используемых жидкостей, в том числе и объему масла в АКПП. Если таких книжек у вас нет, то можно воспользоваться Интернетом для проверки официальной информации. На специализированных сервисах вы можете ознакомиться с объемами жидкостей всех типов для основных моделей автомобилей.
Средний объем масла в АКПП
Представим, что рядом нет ни нужной справочной литературы, ни Интернета, а масло нужно поменять очень быстро. Что делать в этой ситуации? Совет от опытных специалистов заключается в том, чтобы удвоить литраж масла в двигателе, чтобы получить примерный заправочный объем масла в АКПП. Конечно, такой метод расчета подходит не для всех марок автомобилей, так как в некоторых коробках передач предусмотрен небольшой объем жидкости заводом-изготовителем.
При расчете объема масла в АКПП нужно учитывать, что есть два типа трансмиссий. Следует различать классическую АКПП и вариатор. Роботизированную коробку мы в расчет не берем, потому что ее строение близко к механической. Объем масла в «роботе» и механической коробке передач около 3-4 л, потому что там нет радиаторов охлаждения.
Следует различать виды марок масел, которые используется в АКПП и в коробке вариаторного типа:
- ATF (Automatic Transmission Fluid) – масло для АКПП.
- CVTF (Continuously Variable Transmission Fluid) – масло для вариатора.
Заправочный объем масла в АКПП легкового автомобиля в среднем составляет 6-8 литров, у паркетников или внедорожников этот объем больше, он может быть более 9 литров. Как определить, сколько масла необходимо? Можно отталкиваться от объема двигателя. Если он больше 2,5 литров, то вам потребуется около 9 литров ATF для автоматической коробки передач. Такой литраж обусловлен конструктивными особенностями моделей автомобилей, оснащенных АКПП или вариатором. Они более сложны, чем МКПП или «робот» и требуют хорошего охлаждения.
Циркуляция масла проходит по замкнутой системе. Оно поднимается от поддона, затем попадает в гидротрансформатор, далее в радиатор, потом снова уходит в поддон АКПП. Для функции передачи крутящего момента, которую выполняет гидротрансформатор, необходимо около 2 литров масла. Другие 3-4 литра уходят на работу насоса, который качает смазку, а также на набор шестерней в корпусе. Оставшиеся 2 литра расходуются на радиатор и магистраль.
В сумме получается 8 литров, но это приблизительный расчет. Все зависит от размеров гидротрансформатора, радиатора и магистральных шлангов автомобиля. Чем больше детали, узлы и агрегаты в конкретной модели, тем больший объем масла в АКПП потребуется для ее эксплуатации.
Общий объем масла (CVTF) для вариаторного типа коробки составляет 6-7 литров, но нужно также брать в расчет нагрузки и объем двигателя. Его конструкция похожа, в работе также используется магистраль двух трубок и радиатор, но нет гидротрансформатора, а следовательно, объем масла в вариаторе меньше на 1-2 литра, чем в АКПП. Крутящий момент передается от двигателя к трансмиссии с помощью ремня.
Количество масла для различных марок авто
Для того чтобы продлить срок использования автоматической коробки передач и избежать ее преждевременного капремонта, необходимо проводить замену масла в АКПП каждые 60000 км. В таблице приведены популярные марки автомобилей и заправочные объемы масла в АКПП для частичной и полной замены.
Марка машины | Тип АКПП | Объем ATF для частичной замены со снятием поддона, л | Объем ATF для полной замены с промывкой, л |
---|---|---|---|
«Шевроле-Авео (T300)» | 6Т30 | 4,5-5,5 | 8,0-12,0 |
«Шевроле-Круз» | 6Т30, 6Т40, 6Т45 | 4,5-5,5 | 8,0-12,0 |
«Форд-Фокус 2» | 4F27E | 3,5-4,0 | 8,0-12,0 |
«Хонда-СРВ» | M4ТA, MRVA | 3,0-4,0 | 6,5-8,0 |
«Хендэ-Акцент» | A4AF3 | 3,5-4,0 | 8,0-12,0 |
«Хендэ-Ай икс 35» | A6MF1 | 4,0-5,0 | 7,5-12,0 |
«Хендэ-Солярис» | A6GF1/2 | 4,0-5,0 | 7,5-12,0 |
«Киа-Рио» | A6GF1/2 | 4,0-5,0 | 7,5-12,0 |
«Мазда-3» | FN4A-EL, FNR5 | 3,5-4,0 | 7,0-12,0 |
FW6A-EL | 4,5-5,0 | 9,0-12,0 | |
«Мазда-6» | FN4A-EL, FNR5 | 3,5-4,0 | 7,0-12,0 |
FW6A-EL | 4,5-5,0 | 9,0-12,0 | |
«Ниссан-Альмера-Классик» | RE4F03A | 4,0-5,0 | 8,0-12,0 |
«Ниссан-Икс-Трейл» | JF011E (CVT) | 5,5-6,0 | 8,0-10,0 |
JF613E | 4,5-5,5 | 8,0-12,0 | |
«Опель-Астра H – J» | 6T30, 6T40 | 4,0-4,5 | 8,0-12,0 |
«Тойота-Камри» | U250 | 3,5-4,0 | 8,0-12,0 |
U760 | 4,0-5,0 | 8,0-12,0 | |
«Тойота-Корола» | U340 | 4,0-5,0 | 8,0-12,0 |
«Тойота-Рав4» | U250 | 3,5-4,0 | 8,0-12,0 |
U760 | 4,0-5,0 | 8,0-12,0 | |
«Фольксваген-Джетта» | 09G | 3,5-4,0 | 8,0-12,0 |
«Фольксваген-Пассат Б6» | 09G | 4,0-5,0 | 8,0-10,0 |
DQ250 | 5,0-5,8 | — |
Алгоритм замены масла в коробке-автомате
Слить из АКПП отработанное масло проще в нагретом виде. Для этого необходимо проехать 1-2 километра, затем установить авто на подъемник или яму. Следующим шагом идет выключение двигателя и фиксация машины на месте. Для быстрого слива масла используйте домкрат сначала с одной стороны (поднимите машину и немного подождите), потом так же с другой стороны.
Алгоритм замены масла в коробке-автомате
Чтобы заменить отработанное масло, специалисты рекомендуют следующий порядок действий:
- Расчистите зону рядом со сливным отверстием, затем открутите крышку.
- Под машину нужно установить емкость, в которую будет сливаться отработанное масло. Затем, используя инструмент, отвинтите резьбовую крышку сливного отверстия. Если вы не хотите повредить резьбу, лучше возьмите вместо рожкового ключа накидную головку.
- Подождите, пока все масло сольется в подготовленную емкость.
- Уберите с литой магнитной крышки металлические частицы.
- Закройте сливную крышку.
- Приготовьте гибкий шланг, имеющий лейку на конце, или специальный шприц.
- Следующим шагом предстоит определить объем масла в АКПП. Уровень вы можете посмотреть на нижней отметке маслозаливной горловины или воспользоваться щупом.
- После того как зальете нужное количество жидкости, маслозаливную горловину необходимо закрыть.
Отсоедините патрубок, который идет от трансмиссии к радиатору. Прикрепите патрубки к устройству для смены масла. Запустите двигатель и устройство, слейте масло. Затем вы можете открутить крышку и залить новую жидкость через маслозаливную горловину.
Выбор используемой смазки
Различают три типа масла для автоматической коробки передач:
- Минеральное. Такой вариант ATF будет недорогим и с небольшой вязкостью. Подходит для АКПП с большой выработкой и зазорами в кожухе.
- Полусинтетическое. Масло содержит больше присадок и совмещает характеристики минерального масла и синтетического. Оно отличается стойкостью к коррозии, защищено от перегрева и кипения. Цена полусинтетики выше минералки, но дешевле синтетического масла.
- Синтетическое. Наиболее дорогостоящий вариант, который рекомендуют производители. Синтетика термостабильна и не подвержена воздействию как низких, так и высоких температур. При использовании синтетического масла риски окисления и возникновения коррозии сведены к минимуму.
Масла для АКПП имеют маркировку ATF и соответствуют высоким требованиям. Они должны смазывать элементы, выводить продукты переработки, осуществлять охлаждение, иметь высокий уровень вязкости, а также стойкость к окислению.
Выбор используемой смазки
При выборе ATF для АКПП нужно учитывать несколько условий:
- Рекомендации завода-изготовителя. В руководстве пользователя к автомобилю указана оригинальная маркировка масла для КПП, которая обеспечивает максимальный срок использования.
- Стандарты вязкости и заводские допуски производителя.
- Рекомендуемый объем масла для АКПП.
- Наличие и состав присадок в ATF для защиты АКПП от коррозии, окисления и преждевременного износа.
- Спецификации разных заводов-изготовителей.
Использование оригинального синтетического масла, которое рекомендует производитель, – это лучшее решение для автовладельца. Если возможности приобрести оригинал нет, можно использовать аналог, который будет максимально соответствовать характеристикам рекомендованного состава.
В заключение можно отметить следующие важные моменты. В мануале к автомобилю или на интернет-форумах нетрудно узнать нормативный объем масла для АКПП. Частичная замена предусматривает 4-5 л, полная – от 8-12 л (зависит от количества промывок). Если вы меняете масло, то вместе с ним нужно почистить или заменить фильтр, а также промыть поддон и радиатор. При таком подходе повысится срок службы ATF, давление масла будет сохранено в нужном диапазоне, снизится вероятность задержек в работе коробки и появления рывков при движении автомобиля.