Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
18.03.2024 Автосервис
1032
Время чтения: 12 минут

Низкий уровень охлаждающей жидкости: причины и диагностика

Сохранить статью:

В чем проблема? При низком уровне охлаждающей жидкости автомобиль начинает «кипеть», ехать на нем нельзя. Это значит, что произошла утечка тосола или антифриза из-за трещины в хомутах, бачке и прокладке ГБЦ, поломки печки.

Что делать? Нужно регулярно следить за уровнем охлаждающей жидкости, чтобы не столкнуться с перегревом мотора. Также утечка антифриза может привести к заливу ЭБУ, если разгерметизация произошла внутри приборной панели. Любые последствия сулят дорогостоящий ремонт, поэтому лучше не допускать понижения уровня тосола, вовремя доливая.

 

Причины низкого уровня охлаждающей жидкости

Благодаря циркуляции тосола от автомобильных двигателей отводятся избытки тепловой энергии и освобождаются от загрязнений мелкие каналы. Если срабатывает датчик температуры охлаждающей жидкости (код ошибки P0117), причиной часто является низкий уровень хладагента в системе. Такое срабатывание ДТОЖ – тревожный сигнал, появление которого должно заставить водителя выполнить диагностику, чтобы локализовать и устранить неполадки.

Для охлаждающей жидкости двигатель внутреннего сгорания оснащается специальной закрытой системой. Визуальный контроль уровня тосола возможен только в расширительном бачке с соответствующими метками. В норме хладагент не перекрывает отметку максимума, располагаясь между ней и пометкой минимума.

Причины низкого уровня охлаждающей жидкостиПричины низкого уровня охлаждающей жидкости

Доливать охлаждающую жидкость для восполнения ее недостатка имеет смысл только после проверки целостности шлангов и других элементов системы. Сначала необходимо разобраться, почему уровень тосола понижается, локализовать место утечки и устранить неисправность.

Появление на приборе кода ошибки P0117, которая означает низкий уровень охлаждающей жидкости, требует оперативной реакции. В противном случае велика вероятность возникновения серьезных проблем, затрагивающих не только двигатель, но и другие системы.

Причина появления этого предупреждающего сигнала может скрываться в:

  • трещинах, дефектах уплотнителей расширительного бачка, печки и других элементов системы охлаждения;
  • недостаточно сильной затяжке хомутов на шлангах;
  • некорректной работе клапанов;
  • неисправности системы подачи топлива;
  • сбитых настройках системы зажигания;
  • использовании неподходящей ОЖ;
  • особенностях стиля вождения.

Отображение кода ошибки Р0117, свидетельствующего о низком уровне сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости, может быть связано с нарушением целостности головки блока цилиндров ДВС и рядом других неисправностей.

Если на приборной панели горит индикатор, означающий низкий уровень охлаждающей жидкости, причины этого явления могут быть вполне безобидными, например, уменьшение объема тосола из-за постепенного испарения воды, входящей в его состав.

Отслеживая уровень хладагента в системе, водитель имеет возможность вовремя отреагировать на его снижение. Иногда, чтобы исправить положение, достаточно просто долить в бачок немного дистиллированной воды.

Причины низкого уровня охлаждающей жидкостиПричины низкого уровня охлаждающей жидкости

Уровень охлаждающей жидкости может снижаться под влиянием внешних факторов, например, температуры окружающего воздуха. Летняя жара может привести к увеличению объема тосола в системе охлаждения, в морозы – к уменьшению.

Если антифриз протекает и оказывается в цилиндрах или смешивается с моторным маслом, в выхлопных газах появляется белый пар, а качество смазки ухудшается. Важно понимать, что при появлении кода ошибки P0117 увеличивается расход топлива и снижается мощность двигателя.

 

При неисправности клапанов или проблемах с расширительным бачком снижается давление, жидкость начинает вскипать, что в свою очередь приводит к возникновению паровых пробок. Результатом может стать разрушение головки блока цилиндров.

При засорении шлангов и каналов шлаком происходит критическое снижение уровня охлаждающей жидкости, последствием которого становится появление новых пробок.

Детонация топливно-воздушной смеси, вызванная преждевременным воспламенением, приводит к повышенному выделению тепловой энергии. Система охлаждения перестает справляться с растущей температурой, тосол начинает кипеть и двигатель перегревается.

Причины низкого уровня охлаждающей жидкостиПричины низкого уровня охлаждающей жидкости

Диагностика при низком уровне охлаждающей жидкости

Не всегда у водителей есть возможность немедленно обратиться за помощью к профессионалам, а значит, нужно уметь обнаруживать симптомы, свидетельствующие о неполадках в работе системы охлаждения ДВС.

На заглушенном двигателе нужно проверить состояние масла, достав щуп и оценив моторную смазку визуально. Если все в порядке, в ней должны отсутствовать следы посторонних жидкостей.

Далее необходимо запустить двигатель и подождать, пока заработает вентиляция. В ходе проверки следует уделить внимание состоянию системы охлаждения – стыкам магистральных шлангов, прокладкам и другим местам, в которых может подтекать тосол. Если хладагент течет из радиатора, обнаружить место утечки своими силами, скорее всего, не получится.

Далее следует проверить на герметичность расширительный бачок. При неплотном прилегании крышки хладагент может вытекать наружу. Об этом свидетельствует выходящий из-под капота пар, а также следы тосола как на самом бачке, так и вокруг него.

Утечка больших объемов антифриза может иметь место при нарушении герметичности ГБЦ. В этом случае о самостоятельном устранении неисправности говорить, скорее всего, не приходится. Оптимальным решением будет обратиться к профессионалам на ближайшей станции технического обслуживания или в сервисном центре.

Проще всего обнаружить утечку охлаждающей жидкости, оставив под капотом на ночь плотный картон, на котором, если тосол подтекает, утром обнаружатся характерные следы.

Что делать при резком снижении уровня охлаждающей жидкости

Для временного устранения подтекания охлаждающей жидкости, которое позволит доехать до автосервиса, можно использовать термостойкий герметик. Без хладагента в системе эксплуатировать автомобиль нельзя. Максимально допустимый пробег составляет примерно один километр (в зависимости от технических характеристик конкретной модели).

При низком уровне охлаждающей жидкости в системе нельзя продолжать движение, так как это может стать причиной закипания тосола, серьезных повреждений и, как следствие, дорогостоящего ремонта. Специалисты настоятельно рекомендуют без промедления принимать все необходимые меры для устранения неполадок своими силами или обращаться в ближайший автосервис, вызвав эвакуатор, если двигатель не запускается.

Обнаружив утечку жидкости из системы охлаждения автомобиля, используйте расходные материалы, которые необходимо держать в гараже для оперативного устранения мелких неполадок. Все работы выполняются только после удаления хладагента из системы. Подождите, пока мотор остынет, демонтируйте защитный кожух, слейте антифриз в заранее подготовленную емкость через сливное отверстие или патрубок на радиаторе.

Для выполнения ремонтных работ, помимо качественных запасных частей, могут потребоваться опыт и определенные навыки, поэтому лучше доверить их выполнение профессионалам, которые будут использовать оригинальные детали и смогут гарантировать хороший результат.

Эксплуатация двигателя с недостаточным объемом жидкости в системе охлаждения может привести к:

  • снижению эффективности системы охлаждения;
  • закипанию двигателя;
  • изнашиванию компрессионных колец;
  • снижению компрессии в цилиндрах и мощности ДВС;
  • заклиниванию поршней;
  • появлению микроскопических трещин на стенках цилиндров.

Что делать при резком снижении уровня охлаждающей жидкостиЧто делать при резком снижении уровня охлаждающей жидкости

Выбор антифриза для доливания

На современном рынке автовладельцам предлагается широкий ассортимент охлаждающих жидкостей. Рассмотрим основные виды:

G11/CODEG11

Эта охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля – одна из самых популярных в Российской Федерации.

Среди главных преимуществ специалисты и пользователи особо отмечают относительную дешевизну антифриза, которая обусловлена простотой его производства. Разная цена конкретных марок может быть связана с объемом емкостей, химическим составом, наличием высококачественных добавок и т. д.

Охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля не содержат аминов, боратов и фосфатов.

G11/CODEG11 выпускается в широкой цветовой гамме и может быть желтого, зеленого или синего цвета. Последний оттенок встречается наиболее часто. Использование таких хладагентов возможно в системах охлаждения двигателей всех автомобилей, выпущенных не позже 1996 года.

 

G12/CODEG12

Эта охлаждающая жидкость производится на основе пропиленгликоля и несколько уступает предыдущей по широте применения. Одна из причин – более высокая стоимость, обусловленная дороговизной компонентов.

Специалисты советуют обратить внимание на эффективные антикоррозийные присадки, присутствующие в составе хладагентов этого типа. Рекомендуется использовать такие охлаждающие жидкости в автомобилях, выпущенных с 1996 по 2001 год.

Обычно такие антифризы красного цвета, но встречаются также фиолетовые, морковные и другие оттенки.

Срок службы подобных растворов достигает 5 лет.

Внимание! Смешивание хладагентов первого и второго типов недопустимо! Они могут вступать в реакцию, в результате которой из жидкости выпадают хлопья.

G12 Plus/G12+

Охлаждающие жидкости этого типа предназначены для автомобилей 2001 года выпуска и позже. В их составе также отсутствуют токсичные соединения – амины, бораты, нитриты и т. п.

Антифризы этого типа совместимы с жидкостями других видов (их смешивание не приводит к выпадению хлопьев). Цветовая гамма тоже широка, но наиболее распространены растворы лилового, фиолетового и сиреневого оттенков.

G13

Эти хладагенты схожи по своим характеристикам с G12 Plus, однако их производство требует использования более современных и сложных технологий. Этим обусловлено отсутствие предприятий по производству этих жидкостей в Российской Федерации.

Как правило, данные хладагенты применяются в системах охлаждения спорткаров и мотоциклов. Из плюсов специалисты особо отмечают их теплоемкость и теплопроводность.

G13G13

Первое, что приходит в голову, когда возникает необходимость восполнить недостаток хладагента в системе охлаждения двигателя, это использовать тот же, что и в предыдущий раз. Однако тут может возникнуть проблема, ведь далеко не факт, что удастся вспомнить, какую именно жидкость вы использовали. Некоторые автовладельцы заливают антифриз, подбирая его по цвету.

Это заблуждение – одно из наиболее широко распространенных среди водителей. Считается, что если была залита красная жидкость, то для восполнения уровня нужно использовать хладагент этого цвета. Важно понимать, что окраска никак не связана с химическим составом – за нее отвечают красители. Как мы уже выяснили, существует четыре типа составов и в большинстве случаев их смешивание приведет к плачевным последствиям.

Даже если обе жидкости будут, например, синего цвета, они могут вступить в непредсказуемую реакцию. Осадок, выпавший в результате, вызовет сбои в работе радиатора, забьет тонкие каналы и шланги. Все это может стать причиной крайне серьезных поломок, которые серьезно ударят по вашему карману.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Правила доливания охлаждающей жидкости

Для того чтобы долить или заменить охлаждающую жидкость в системе, нужно предварительно проверить последнюю на герметичность и убедиться, что утечки отсутствуют. Сделать это можно, обратившись в сервисный центр или просто поставив автомобиль на площадку с сухой горизонтальной поверхностью. Если под ним не образуется потеков тосола, можно приступать к заливке ОЖ.

В качестве примера возьмем автомобиль Hyundai Solaris. Алгоритмы замены или доливки антифриза у всех современных автомобилей схожи. Во-первых, мотору необходимо дать остыть, ведь манипуляции с горячим двигателем с большой долей вероятности могут привести к ожогам.

Правила доливания охлаждающей жидкостиПравила доливания охлаждающей жидкости

У Hyundai Solaris емкость для охлаждающей жидкости располагается в правой части подкапотного пространства. Разберем порядок действий при замене или доливке антифриза:

  • Поставьте машину на наклонную площадку таким образом, чтобы задняя часть оказалась ниже передней. Это обеспечит беспрепятственный выход воздуха из системы. Этим правилом можно пренебречь, если речь идет о доливке небольшого количества жидкости.
  • Снимите крышку с заливного отверстия расширительного бачка. Будьте внимательны – жидкость может находиться под небольшим давлением. Используйте ветошь, чтобы не пачкать руки.
  • Доливайте антифриз медленно, чтобы дать воздуху покинуть систему. Дождитесь, пока полностью исчезнут все пузырьки. Если этого не сделать, в дальнейшем появление воздушных пробок может нарушить нормальную работу мотора.
  • Нормальный уровень заполнения расширительного бачка составляет примерно 3/4 объема. Сверяйтесь с отметками на стенке емкости.
  • Заведите двигатель и дайте ему поработать вхолостую около пяти минут. Это позволит жидкости распределиться по системе (вы увидите, что ее уровень в бачке слегка понизился).
  • Если понижение значительное – долейте еще немного антифриза.
  • Протрите ветошью бачок и плотно закройте крышку.

Емкость, в которой вы приобрели антифриз, не стоит выбрасывать, не сохранив информацию о марке, составе и характеристиках ОЖ.

Случается, что охлаждающая жидкость подлежит замене, несмотря на то, что ее уровень остается в пределах нормы, а срок годности еще не заканчивается. Причиной может быть помутнение антифриза или изменение его консистенции. Не затягивайте с выполнением процедуры и не пытайтесь сэкономить, приобретая дешевую подделку, ведь от качества хладагента зависит «здоровье» двигателя.

Жидкость подлежит замене, если ее уровень снизился более чем на треть. Ее необходимо полностью слить, а затем использовать для промывания системы фильтрованную или дистиллированную воду. Иногда необходимо пользоваться специальными промывочными составами.

Для опытного водителя процедура достаточно проста. Для ее выполнения не нужно обладать большим опытом и специальными навыками. Главное – соблюдать довольно простые правила, о которых шел разговор выше. При возникновении каких-либо проблем лучше обратиться к специалистам в сервисном центре или автомастерской.

Часто задаваемые вопросы о низком уровне охлаждающей жидкости

С какой периодичностью нужно выполнять проверку уровня ОЖ в системе?

Опытные водители стараются делать это не реже одного раза в неделю или 10 дней. Периодичность выбирается в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля. Полагаться исключительно на показания датчика не следует, так как он может работать некорректно.

Допустимо ли использовать воду для разбавления охлаждающей жидкости?

Низкий уровень охлаждающей жидкости, о котором нам обычно сообщает соответствующий значок, загоревшийся на приборной панели, – повод для принятия незамедлительных мер. Если для решения проблемы достаточно повысить его совсем незначительно, можно использовать для восполнения объема дистиллированную воду. Однако необходимо помнить, что это – временная мера.

Насколько важно контролировать уровень жидкости в системе охлаждения в холодное время года?

Зимой охлаждающая жидкость может заметно уменьшаться в объеме, а значит, необходимо регулярно проверять уровень ОЖ в расширительном бачке системы охлаждения, восполняя ее недостаток при необходимости.

Независимо от марки и модели автомобиля следует поддерживать в рабочем состоянии систему охлаждения двигателя, чтобы избежать возникновения серьезных неисправностей.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽