Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
17.11.2023 Автосервис
1102
Время чтения: 12 минут

Неисправности свечей зажигания: как найти и устранить

Сохранить статью:

О чем речь? Неисправности свечей зажигания вызваны, как правило, естественным износом или ошибками в эксплуатации. Они не подлежат ремонту, поэтому при появлении первых признаков проблем их меняют.

На что обратить внимание? Иногда выйти из строя может одна свеча, на что указывают определенные признаки. Подобная ситуации не облегчает положения дел, а лишь усугубляет.

 

Задача и устройство свечей зажигания

Если упростить вопрос до предела, то свечи зажигания нужны, чтобы автомобиль ехал.

Теперь подробнее. За долю секунды до того, как поршень в цилиндре доходит до верхней мертвой точки, топливно-воздушная смесь поджигается при помощи искры от свечи. После этого смесь расширяется, толкая поршень вниз, а вместе с ним и шатун, приводящий в движение коленчатый вал и колеса.

Задача и устройство свечей зажиганияЗадача и устройство свечей зажигания

Если отсутствуют неисправности свечей зажигания автомобиля, то двигатель работает нормально на любом режиме – при низкой, высокой скорости движении по трассе. Горючее сгорает одинаково во всех цилиндрах.

В моторах, работающих на бензине, поджиг происходит за счет электрического разряда. Он возникает между двумя электродами, расстояние между ними составляет примерно 1 мм. Этот промежуток также именуется искровым зазором.

Искровой зазор должен соответствовать тем требованиям, которые определены производителем авто, обеспечивать как образование искры, так и мощность, достаточную для воспламенения топливно-воздушной смеси.

Для пробития искрового зазора требуется напряжение около 20 000 В. Оно обеспечивается катушкой зажигания, которой в современных моделях авто управляет электронный блок. С его помощью ток со штатным напряжением 12 В преобразуется в разряд с минимальной амперностью и максимальным вольтажем.

В одних моделях авто катушка находится в изолированном блоке зажигания, соединяясь со свечой через высоковольтный провод. В других авто эта деталь размещена прямо на свече. Автомобильный высоковольтный кабель способен выдержать напряжение до 40 000 В.

При выходе из строя кабеля, блока управления зажиганием, катушки возникают пропуски зажигания. В этом случае даже новые свечи не будут работать должным образом

Вместе с тем неисправность свечей зажигания вызывает повышение нагрузки на высоковольтные кабель и катушку зажигания, приводя к рассеиванию энергии электрического импульса и сокращая срок их эксплуатации.

Свечи зажигания отличаются по размерам и характеристикам:

  • Радиус и длина резьбой части, а также размер шестигранного разъема под ключ.
  • Форма и длина керамического изолятора.
  • Материал, из которого изготовлен основной электрод.
  • Число и форма боковых электродов.
  • Искровой зазор, калильное значение и др.

Важно, чтобы параметры устройств соответствовали тем требованиям, которые определены производителем мотора.

Задача и устройство свечей зажиганияЗадача и устройство свечей зажигания

Факторы, снижающие ресурс свечей зажигания

Причины неисправностей свечей зажигания очень разнообразны, но все они приводят к уменьшению срока их службы и проблемам в работе мотора.

  • Одна из наиболее распространенных причин – использование некачественного бензина, в котором высока концентрация ферроценовых (железосодержащих) добавок. Это вызывает формирование красноватых отложений на изоляторе. Железо приводит к непроизвольному замыканию электродов, в результате чего гасится искра.
  • Частые холодные старты мотора (особенно при температурах ниже нуля), непродолжительные поездки, долгое движение в пробках на небольших оборотах мотора. Такая эксплуатация авто приводит к тому, что свечи не успевают нагреться до оптимальной температуры, что препятствует их самоочищению. Это провоцирует отложение присадок, находящихся в масле и бензине, что мешает образованию искры и оборачивается быстрым ржавлением электродов.
  • Продолжительная езда на повышенных оборотах мотора, резкие старты с места. Такой режим вызывает перегрев свечей зажигания, что приводит к повышению частоты искровых импульсов.

В этой связи на вопрос, как часто нужно менять свечи зажигания, нельзя дать однозначного ответа. Можно следовать рекомендациям производителя, но более правильным будет ориентация на работу двигателя. Если появились неполадки при его запуске, то замена требуется при любом пробеге.

Факторы, снижающие ресурс свечей зажиганияФакторы, снижающие ресурс свечей зажигания

Признаки неисправности свечей зажигания

Чтобы проверить неисправности свечей зажигания по внешнему виду, их можно достать из свечных колодцев, однако делать этого не рекомендуется. Дело в том, что для посадки свечей используются уплотнительные кольца, рассчитанные на однократный монтаж. При повторной установке они могут не обеспечить необходимой герметичности камеры сгорания.

Даже без извлечения свечей можно узнать об их неисправности по ряду характерных признаков:

  • Позднее зажигание. При этом происходит повышение потребления бензина, мощность мотора падает, он может чрезмерно нагреваться и начать издавать нехарактерные звуки.
  • Перебои в зажигании. В этом случае одна или более свечей неисправны и работают нестабильно. Мотор может подтраивать, его мощность падает, возникает тряска двигателя.
  • Раннее зажигание. Обусловлено калильным зажиганием вследствие перегрева свечей. Мотор также начинает утрачивать мощность и работает ненадежно.

Таким образом, если мотор начал работать не так, как обычно, желательно проверить состояние свечей. Перед этим необходимо проехать пару сотен километров – это позволит свечам самоочиститься от небольших загрязнений. Некоторые сведения о работе мотора может дать цвет нагара на свечах.

Поиск неисправностей свечей зажигания

При появлении признаков неисправности двигателя диагностику следует начать с ревизии свечей зажигания. Для этого существует несколько методик.

Попеременное отключение электропитания

Наиболее доступный способ диагностики – поочередный демонтаж катушек со свечей зажигания на работающем моторе. В это время необходимо слушать звук двигателя. Если при снятии конкретной катушки тон не изменился, то проблема заключается именно в ней.

Так, при троении четырехцилиндрового мотора можно отсоединить кабель рабочей свечи, тогда двигатель продолжит работу за счет двух цилиндров. В этом случае ДВС начнет «чихать» и «захлебываться».

 

Проверка «на искру»

Свеча зажигания снимается, на нее насаживается провод, затем свеча кладется на металл клапанной крышки. Теперь нужно покрутить стартер. Если неполадки отсутствуют, то на свече появится яркая и отчетливая искра.

Проверка тестером

Для диагностики можно воспользоваться пробником искровым пьезоэлектрическим, который без проблем можно купить в любом автомагазине. Перед проверкой со свечи удаляется наконечник с высоковольтным кабелем, вместо него закручивается до упора втулка гибкого соединителя тестера. Теперь устройство нужно с силой прижать подпружиненным щупом в его носовой части к массе мотора. Тестер нажимается и отпускается, при этом необходимо наблюдать, зажигается ли индикаторная лампочка, находящаяся на пробнике, слышен ли треск искры. Если свеча исправна, то лампочка в момент нажатия зажигается.

Поиск неисправностей свечей зажиганияПоиск неисправностей свечей зажигания

Наружные признаки

Признаком неисправности свечей зажигания может оказаться изменение их внешнего вида. На неполадки указывают следующие проявления:

  • Раскол изоляции электрода. Определяется по глубокой детонации при любой температуре. Дефект устраняется заменой свечей.
  • Отложения и бархатистый нагар на свече. Этот признак указывает на низкое качество бензина. Лучше использовать другое топливо, дальнейшая езда на неподходящем горючем может привести к выходу из строя других деталей. Свечи также следует очистить или поменять на новые.
  • Перегрев. На это указывает повышенный износ верхнего электрода и белый цвет изолятора. Это может происходить из-за ненадежно закрывающегося клапана или бензина с избыточной степенью горения. Не будет лишним еще раз прочитать спецификацию установленных свечей – не исключено, что они несовместимы с конкретной моделью двигателя.
  • Глянец или золотистый налет на свечах. Свечи нужно поменять на другие, с подходящими характеристиками.
  • Красный нагар. Образуется при использовании топлива или масла с большой концентрацией присадок, которые приводят к оседанию на свечах соединений марганца и свинца. Смазку и бензин придется заменить, также нужно очистить свечи от налета.
  • Нормальный износ свечи. Свечи зажигания рассчитаны на определенный срок эксплуатации. По его истечении поверхность детали покрываются оксидами меди и железа. Необходимо установить новые свечи зажигания.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Замена неисправных свечей зажигания

Автомеханики считают свечи зажигания расходным материалом, который должен заменяться по достижении предусмотренного производителем срока их эксплуатации или при определенном побеге.

Аналогичные стандарты предусмотрены инструкциями по эксплуатации авто большинства производителей. Во время ТО-2, проводимого по достижении 30 000 км пробега, свечи всегда меняются. При этом, по заявлению изготовителей никелевых свечей, их продукция может служить от 30 000 до 50 000 км, но такая долговечность возможна лишь при исправности всех систем двигателя и использовании качественного горючего. Еще дольше могут служить иридиевые или платиновые свечи – в 2-3 раза больше по сравнению с обычными. Но в любом случае не рекомендуется ездить на одних и тех же свечах более 100 000 километров.

При длительном использовании свечей может закоксоваться резьба в посадочном отверстии головки болта. В этом случае демонтаж изношенных свечей вызовет проблемы, можно при этом сорвать резьбу в отверстии, и тогда придется менять всю ГБ. В некоторых случаях ГБ снимается и нагревается, что приводит к расширению металла, и выполнить демонтаж становится легче.

 

Демонтаж свечей зажигания на V-образном моторе также часто вызывает трудности, поскольку приходится демонтировать защиту. Тем не менее при наличии мешающих деталей их необходимо удалить, при этом не следует применять карданный ключ. При плотной посадке свечи поворотное усилие должно быть направлено без перекоса в сторону. При покупке нового комплекта необходимо помнить, что высокая стоимость не всегда является гарантией отличного качества свечей.

Замена неисправных свечей зажиганияЗамена неисправных свечей зажигания

При выборе новых свечей нужно учитывать требования, которые установлены производителем авто и указаны в руководстве по эксплуатации. Следует подбирать либо ту же модель, которая использована на заводе, либо комплект с полностью аналогичными характеристиками. При этом соответствовать должны не только размеры, но и калильное число. Установка новых свечей производится при помощи динамометрического ключа, усилие на котором не должно превышать пределов, прописанных изготовителем ТС. Резьба отверстия должна быть предварительно очищена от загрязнений и нагара.

Также необходимо действовать аккуратно при замене только одной свечи из неисправного цилиндра. Если установка новой свечи не помогла решить проблему, то с большой долей вероятности причина неисправности заключается в клапане или высоковольтном кабеле.

Часто задаваемые вопросы о неисправностях свечей зажигания

Как выявить неисправность на дизельном двигателе?

Калильные свечи устанавливаются в дизельных двигателях и обеспечивают запуск мотора при отрицательных температурах. Их конструкция значительно отличается от традиционных свечей, по сути, речь идет об отдельных нагревательных элементах. Об их выходе из строя можно узнать по отсутствию тока. Такие калильные свечи нуждаются в замене.

Какие проблемы может вызвать использование неисправных свечей?

При неисправных свечах в цилиндре происходит детонация, вызывающая сильную ударную волну. Из-за нее может произойти детонация остаточного заряда в цилиндре, что приведет к падению мощности двигателя. Вследствие чрезмерно нагрева повышается нагрузка на коленвал, поршни, шатуны. Кроме того, происходит выгорание мелких запчастей, разрушается масляная пленка на цилиндре.

Как увеличить длительность службы свечей?

Для увеличения срока службы новых свечей их, прежде всего, нужно правильно установить. Для закручивания используется динамометрический ключ с ограниченным крутящим моментом. При обслуживании двигателя нужно избегать проникновения масла в свечные шахты. Также опытные водители советуют периодически раскручивать мотор до предельных оборотов, чтобы обеспечить частичную самоочистку электродов от нагара.

При покупке свечей для всегда проверяйте себя по тому перечню, который рекомендован производителем. Если выбранного комплекта нет в списке, то читайте описание. Совпадать должны как размеры, так и калильное число. При возникновении затруднений лучше обратиться к квалифицированному автомеханику.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽