Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
18.01.2024 Автосервис
1202
Время чтения: 13 минут

Неисправности модуля зажигания: признаки, диагностика, ремонт

Сохранить статью:

В чем проблема? Неисправности модуля зажигания в автомобиле приводят к серьезным проблемам с запуском двигателя и его работой. Устройство отвечает за правильное распределение высоковольтного импульса на свечи и синхронизацию этого процесса с работой цилиндров. Несмотря на свою надежность, механизм подвергается износу или выходит из строя по различным причинам.

Что делать? Для диагностики и устранения неисправностей модуля зажигания рекомендуется обратиться к специалистам автосервиса. Они проверят всю систему зажигания, электрические цепи и компоненты устройства, а также произведут необходимые ремонтные работы или замену катушек в случае необходимости.

 

Принцип работы модуля зажигания

Основная функция системы зажигания состоит в том, что он отвечает за воспламенение топливно-воздушной смеси в камерах сгорания двигателя путем подачи высоковольтного напряжения, благодаря которому происходит генерация искры на электродах свечей. ДВС разных производителей оснащаются различными стартовыми устройствами, которые объединяют принцип действия и набор основных элементов.

Топливо должно воспламеняться надежно, качественно и строго в заданные моменты согласно предварительным настройкам. Неисправности модуля зажигания, которые приводят к возникновению отклонений от заводских значений, могут стать причиной серьезных неполадок и в итоге вывести из строя силовой агрегат автомобиля.

В современных двигателях внутреннего сгорания могут быть установлены различные системы старта, поэтому они оснащаются разными модулями зажигания. Например, в раздельных модификациях предусмотрено наличие отдельных катушек для каждой из свечей, а в блочных – общей на две или на все цилиндры.

Раньше автомобильные ДВС имели одну общую катушку и специальное устройство, распределявшее электрический ток. Такое решение не отличалось надежностью, поэтому позже ему на смену пришли электронные системы зажигания.

Работу современных модулей зажигания контролируют специальные электронные блоки управления, отвечающие за генерацию и подачу на свечи электрического тока под высоким напряжением.

Подача блоком управления низковольтных сигналов, управляющих модулем зажигания, согласована с положением коленчатого вала. Воспламенение топливно-воздушной смеси происходит в конце сигнала. Процесс продолжается в течение времени, длительность которого зависит от уровня заряда и напряжения электрического тока в бортовой сети автомобиля.

Модуль зажигания в ходе одного рабочего цикла четырехцилиндрового двигателя подает две искры. Первая группа свечей получает импульс при максимальном сжатии топливно-воздушной смеси, а вторая, которую называют «холостой», – при выпуске. В зоне влияния первой катушки находятся свечи первого и четвертого, а второй – второго и третьего цилиндров.

Принцип работы модуля зажиганияПринцип работы модуля зажигания

Современные модули зажигания – это объемные электротехнические устройства, накапливающие напряжение, доходящее до 30 тысяч вольт, и подающие его на свечи по высоковольтным проводам.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Конструктивно такие устройства представляют собой две объединенные катушки зажигания с двумя коммутаторами и выходами для подключения высоковольтных проводов.

Модули зажигания не содержат ни одного подвижного элемента и управляются с помощью электроники, благодаря чему очень надежны и имеют длительный срок службы. Считывание информации с датчиков, которыми оснащен двигатель, выполняется специальным контроллером.

 

Признаки неисправности модуля зажигания

Разберем основные симптомы неисправности модуля зажигания. Сделать вывод о поломке устройства можно по:

  • затрудненному запуску двигателя «на холодную» (причина – искры на одной или нескольких свечах);
  • плавающим холостым оборотам двигателя (их частота начинает меняться самопроизвольно);
  • провалам в мощности, которые проявляются при наборе скорости или на затяжных подъемах;
  • снижению мощности двигателя;
  • отказу 1-го и 4-го или 2-го и 3-го цилиндров (двигатель «троит»);
  • загоревшемуся сигнализатору «Cheсk Еngine» на приборной панели автомобиля.

Основные неисправности модуля зажигания

Как и любые другие устройства, несмотря на надежность, модули зажигания иногда выходят из строя. Причиной возникновения неполадок чаще всего становятся:

Неправильно подобранные компоненты системы зажигания

К примеру, при подборе высоковольтных проводов необходимо учитывать рабочие параметры конкретного устройства. Сбои в работе и выгорание контактов может происходить из-за чрезмерно высокого или низкого напряжения.

Брак, повреждение деталей или ошибки при сборке

Некачественные компоненты, выходя из строя, провоцируют поломку других узлов и деталей. Если все элементы подобраны и установлены правильно, а их качество соответствует требованиям производителя модуля зажигания, то система будет сохранять работоспособность в течение долгого времени.

Если неисправен модуль зажигания, это приводит к тому, что двигатель перестает заводиться или работает с перебоями на высоких оборотах. При возникновении подобных неполадок в первую очередь необходимо убедиться в работоспособности этого устройства.

Короткое замыкание

При загрязнении модуля зажигания, на который в ходе эксплуатации транспортного средства могут попадать дорожная пыль, влага или химические вещества, контакты устройства могут окисляться. Окисление приводит к замыканию, в результате которого двигатель перестает заводиться или начинает глохнуть, особенно на высоких оборотах.

Короткое замыканиеКороткое замыкание

Если указанные неполадки проявляются с растущей интенсивностью, а при диагностике не выявляются в аккумуляторной батарее, высоковольтных проводах или стартере – модуль зажигания подлежит замене. В противном случае можно со временем столкнуться с поломкой других элементов системы, выходом из строя силового агрегата и необходимостью дорогостоящего ремонта.

Прерывание сигналов

Время и последовательность воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах ДВС определяются импульсами, которые бортовой компьютер автомобиля получает от датчиков и модуля зажигания. Прерывание сигнала приводит к нарушению порядка зажигания – мотор начинает «троить». Для того чтобы устранить проблему и наладить нормальную работу двигателя, неисправный механизм подлежит замене.

Датчик массового расхода воздуха

Работа модуля зажигания часто нарушается из-за попадания грязи или остатков топлива на провод ДМРВ. При этом датчик перестает принимать сигналы, двигатель перестает запускаться. Для того чтобы правильно устанавливать момент воспламенения топливно-воздушной смеси, необходим контроль вакуума в камерах сгорания. Нить датчика обычно освобождают от загрязнений с помощью специальных спреев, предназначенных для очистки ДВС или ухода за электроникой.

 

Диагностика модуля зажигания

Для того чтобы проверить, работоспособен ли модуль зажигания, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Проще всего подключить заведомо работоспособный и абсолютно идентичный установленному в автомобиле модуль зажигания с исправными высоковольтными проводами и заранее проверенными контактами.
  2. Пошевелить корпус модуля и клеммную колодку для выявления ненадежных контактов. Если механическое воздействие на эти элементы вызывает изменения в работе двигателя – неполадки вызваны неисправностью одного или нескольких контактов.
  3. Измерить сопротивление с помощью тестера, переключенного в режим омметра. Измерения необходимо провести на выходах к 1-му и 4-му, а также 2-му и 3-му цилиндрам. В норме сопротивление должно быть одинаковым, а его величина составляет около 5400 Ом.
  4. Проверить напряжение с помощью тестера, работающего в режиме вольтметра, прикладывая его щупы к контакту А на клеммной колодке и к массе. Измерения необходимо проводить с включенным зажиганием. В норме прибор должен показать 12 вольт. Если напряжение отсутствует, следует проверить предохранитель на модуле зажигания. Далее нужно убедиться в целостности цепи, подключив к ней контрольную лампу на 12 вольт, соединив провод с контактом А и вращая стартер. Мигание лампочки свидетельствует об обрыве цепи. Описанную процедуру требуется повторить для остальных контактов.
  5. В сервисных центрах выполняют компьютерную диагностику, используя специальное программное обеспечение для электронного блока управления работой двигателя. При наличии неисправностей аппаратура выдает буквенно-числовые коды ошибок. Далее проводят дополнительное углубленное обследование, чтобы принять решение – ремонтировать или заменять модуль зажигания. На специализированных станциях технического обслуживания такую проверку осуществляют, используя осциллограф.

Ремонт модуля зажигания

Модуль зажигания устроен довольно сложно – его конструкция включает в себя катушки (одну или несколько), плату, контакты и комплект высоковольтных проводов. Отремонтировать можно только контакты. Иногда проблему можно решить, заменив детали (транзисторы и/или катушки).

Порядок действий при выполнении ремонта модуля зажигания:

  • подденьте отверткой и откройте корпус заранее снятого модуля зажигания;
  • удалите защитную силиконовую пленку, которой покрыта плата;
  • уберите весь алюминий от высоковольтных контактов;
  • припаяйте к выводам платы концы новых высоковольтных проводов, предварительно демонтировав старые и удалив налет с поверхности коллектора, прогрев плату до температуры +180 °C (определить ее можно по характерному запаху);
  • завершив ремонт, необходимо покрыть поверхность всех контактов, платы и модуль слоем защитного лака (можно использовать средство для ногтей);
  • выполнить сборку, соблюдая обратный порядок действий;
  • при нормальной работе модуля двигателя после запуска необходимо полностью заклеить корпус устройства герметиком, заправив внутрь провода, чтобы их не зажимала пластина.

Ремонт модуля зажиганияРемонт модуля зажигания

Если описанные выше действия не решили проблему и модуль по-прежнему отказывается работать, необходима более тщательная диагностика. Причина возникновения неполадок в работе устройства может крыться в вышедших из строя транзисторе или электронном компоненте, а также в обрыве проводов катушки. Важно понимать, что зачастую проще и дешевле приобрести новый механизм и выполнить его замену.

Советы по эксплуатации модуля зажигания

Для того чтобы обеспечить долгую и бесперебойную работу модуля зажигания, эксплуатация прибора должна осуществляться с учетом рекомендаций производителя. Главное правило, которое необходимо соблюдать: нельзя подолгу держать зажигание включенным, пытаясь запустить двигатель. При этом страдают и со временем выходят из строя катушки устройства. Следует периодически осматривать все элементы, при необходимости удаляя с их поверхности отложения загрязнений или выполняя замену. Особого внимания требуют высоковольтные провода и корпус (при нарушении целостности последнего внутрь может просачиваться вода).

Важно! Категорически запрещено пытаться отключать высоковольтные провода голыми руками, чтобы исключить вероятность поражения электрическим током высокого напряжения.

Часто задаваемые вопросы о неисправности модуля зажигания

По каким признакам можно обнаружить неисправность модуля зажигания?

Самым главным признаком, по мнению специалистов, является отсутствие искры на электродах свечей. Однако о выходе из строя модуля зажигания могут говорить и другие симптомы. К примеру, ухудшается динамика набора скорости, появляются провалы в работе мотора при резком нажатии на педаль акселератора, когда необходимо быстро ускорить движение автомобиля. Также часто страдает мощность двигателя, начинают «плавать» холостые обороты.

Из-за чего выходят из строя катушки зажигания?

Одна из главных причин неисправности модуля зажигания – повреждение свечей или высоковольтных проводов, в которых повышается сопротивление, а значит, и выходное напряжение. При превышении порога в 35 тысяч вольт появляется вероятность пробоя изоляции, в результате которого может произойти короткой замыкание.

Из-за чего выходят из строя катушки зажигания?Из-за чего выходят из строя катушки зажигания?

Из каких элементов состоит модуль зажигания?

Основные элементы модуля зажигания – катушки, необходимые для формирования электрического импульса, подаваемого на конкретные свечи. Такое решение позволяет отказаться от использования трамблера для распределения вырабатываемого тока.

Неисправности модуля зажигания приводят к нарушениям в работе ДВС, сопровождающимся избыточным уровнем вибрации, а значит, к ускоренному изнашиванию подушек. Со временем начинают возникать все новые неполадки, которые могут привести к выходу из строя силового агрегата. Необходима регулярная диагностика, позволяющая своевременно выявлять и устранять проблемы в работе этого устройства.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...