О чем речь? Неисправности маховика возникают вследствие естественного износа и из-за внешних причин: неправильной эксплуатации автомобиля, ошибок при ремонте двигателя или сцепления, поломок иных узлов и агрегатов.
На что обратить внимание? Основные признаки неисправности – работа двигателя с перебоями, невозможность запуска мотора, вибрации, неприятный запах, проскальзывание передач. В таких случаях владельцу необходимо принять решение о замене или восстановлении маховика.
В этой статье:
Функции и виды маховика
Маховик — это механизм, передающий крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Этот диск имеет зубчатый обод и служит для взаимодействия со стартером. Деталь важна для балансировки и работоспособности силового агрегата. На маховике установлена корзина сцепления в механических коробках передач, а в автоматических — гидротрансформатор.
Функции и виды маховика
Размер и вес маховика зависят от мощности двигателя и числа цилиндров. Благодаря своему значительному весу механизм обеспечивает инерционный момент, необходимый для непрерывной работы мотора. Большинство современных авто оснащены четырехтактными двигателями, где в процессе сгорания топлива поршень двигается только в одном из четырех тактов, а маховик поддерживает вращение коленчатого вала благодаря инерции.
Функции маховика:
- Механизм принимает крутящий момент от стартера, что позволяет запустить двигатель.
- Передает КМ от коленчатого вала через сцепление к трансмиссии.
- Служит для сглаживания работы силового агрегата.
Принцип работы маховика заключается в следующем: когда КМ передается с коленчатого вала на маховик, внутри механизма происходит сжатие специальных пружин. При достижении определенной силы энергия от пружин переходит на вторую часть маховика, что инициирует вращение трансмиссии. Это устройство не только снижает нагрузку на трансмиссию, но и подавляет колебания коленвала. Неисправности маховика двигателя могут привести к серьезным проблемам с машиной.
Конструкторы разделяют маховики на четыре вида:
- двухмассовые;
- одномассовые;
- облегченные;
- сплошные.
Одномассовый маховик — это деталь с простейшей конструкцией, представляющая собой единое цельное изделие. Такой механизм выделяется своей надежностью и доступной ценой. Этот маховик представляет собой круглый диск диаметром от 30 до 40 см с монтажным отверстием в центре, выполненным под ступицу. На внешней поверхности диска имеется кольцевая контактная зона и место для крепления сцепления.
Функции и виды маховика
На автомобили, оснащенные мощными двигателями, устанавливают двухмассовые маховики. Эти механизмы представляют собой комплекс из двух дисков, расположенных в едином корпусе. Сцепление между дисками обеспечивается при помощи пружинной демпфирующей системы. Эта конструкция имеет множество преимуществ, среди которых:
- плавное переключение передач;
- увеличение срока службы трансмиссии;
- подавление толчков и колебаний.
Маховики этого типа придают двигателям повышенную экономичность.
Товары из категории
Для увеличения динамичности авто и более быстрого отклика на акселератор, в тюнинге часто используют легкие маховики. Такие механизмы уменьшают инерционный момент и повышают эффективность силового агрегата, но подходят не для всех двигателей.
Преимущество таких конструкций — уменьшение габаритов мотора без ущерба для мощности. Это обеспечивает стабильную работу при низких оборотах, что важно для современных машин.
Признаки и причины неисправностей маховика
Выявить неисправности маховика двигателя можно по следующим признакам:
- КПП не способна переключиться на следующую передачу.
- Появление запаха, похожего на запах сгоревшего хлеба, может быть связано с перегревом маховика.
- Появление вибраций, которые ощущаются через пол автомобиля, могут свидетельствовать о проблемах с механизмом пружинного маховика.
- Скрип при запуске и выключении мотора также могут указывать на неисправности маховика.
- Появление стука при работе двигателя на холостых оборотах может быть связано с нестабильной работой механизма.
- Если вибрация сохраняется после остановки мотора, это также может указывать на более серьезные проблемы с маховиком.
- Ощущение пульсации при нажатии на педаль тормоза может быть следствием неправильной работы маховика.
- Внезапное повышение или снижение оборотов двигателя.
Существует несколько причин, которые могут привести к неисправностям маховика двигателя:
- чрезмерный перегрев мотора;
- неравномерное распределение компрессии в цилиндрах;
- частые запуски и выключения двигателя;
- низкая частота вращения коленвала;
- нарушения в работе систем подачи топлива и зажигания;
- проблемы в трансмиссии.
Признаки и причины неисправностей маховика
Основные неисправности маховика
Износ зубцов венца
Это одна из основных причин, почему двигатель может не запуститься. Износ зубьев маховика приводит к тому, что стартер вращается, но не зацепляется с венцом, так как бендикс стартера не может зацепиться за зубцы.
При небольшом износе зубьев рекомендуется повернуть венец на 90°, чтобы были задействованы неповрежденные зубы. Замена венца не требуется, поскольку оригинальная деталь сможет прослужить еще долго. Альтернативным методом является создание фасок под углом 1,5 x 45°, что улучшит сцепление бендикса.
Проворот зубчатого венца относительно маховика
При запуске двигателя нежелательный проворот может возникнуть из-за ненадежной холодной посадки венца на маховик. Этот метод включает установку венца без предварительного нагрева до нужной температуры, с использованием молотка для закрепления. Опыт показывает, что это ненадежный способ, который может вызвать скрип и скрежет при проворачивании коленвала стартером. Постоянное проскальзывание венца может изменить цвет поверхности маховика под ним, вызывая появление патины.
Для устранения такой неисправности маховика потребуется полная разборка и установка нового зубчатого венца с обязательным нагревом до нужной температуры.
Важно, чтобы крутящий момент в 590 Нм не вызывал проворот венца на месте. Также венец не должен смещаться в осевом направлении при усилии 3,9 кН, что соответствует примерно 4 000 кгс.
Изнашивание рабочей поверхности маховика
Износ поверхности маховика, которая контактирует с ведомым диском сцепления, обычно происходит после длительной эксплуатации авто. Износ может проявиться спустя несколько лет использования, но может и раньше. Одной из причин его ускоренного проявления является частое использование сцепления водителем. Кроме того, износ маховика может ускорять подклинивающий выжимной подшипник.
Выработка рабочей поверхности маховика считается приемлемой в пределах 1 мм. Ремонт неисправности включает проточку поверхности на глубину до 1 мм и одновременную обработку поверхности крепления корзины сцепления на 0,5±1,0 мм.
После проточки проводится проверка параллельности обработанных поверхностей, где допустимое отклонение составляет до 0,1 мм. Также необходимо проверить биение маховика, допустимый предел которого на индикаторе составляет 0,1 мм. Замена маховика на новый понадобится в случаях обнаружения глубоких выработок, трещин, значительных царапин или при невозможности провести качественную проточку с последующей проверкой.
Изнашивание рабочей поверхности маховика
Большое количество масла на поверхности маховика
Замасливание рабочей поверхности механизма обычно происходит из-за протечки заднего сальника коленвала. Такая неисправность маховика может быть вызвана несколькими причинами, включая отсутствие заглушки на лючке картера сцепления или утечку моторного масла из-под клапанной крышки.
Загрязнение также вызывает контакт поверхности детали с маслом. Это приводит к проскальзыванию сцепления, которое нельзя регулировать. Для устранения этой проблемы требуется полная разборка, очистка деталей сцепления и маховика уайт-спиритом, а иногда замена ведомого диска сцепления. Это важно для надежной передачи КМ от двигателя к трансмиссии.
Исчезновение ориентирной метки на маховике
Иногда находить метку на маховике бывает сложно. Метку можно найти, совместив ее с меткой на ГРМ. При этом установочную метку должно быть видно в специальном окне картера сцепления, напротив шкалы углов опережения зажигания.
Если метка в окне не появляется, шкив распределительного вала необходимо повернуть на 360°. Однако бывает, что метка становится не видна из-за грязи или масла либо из-за повреждений, вызванных коррозией.
Чтобы отыскать установочную метку, требуется тщательный осмотр. В арсенале мастера должны быть фонарик, шлицевая отвертка и тряпка, смоченная в растворителе. Используя отвертку, можно проворачивать маховик за зубцы зубчатого венца, а протирая поверхность, можно обнаружить метку. Иногда проблемы с нахождением метки возникают из-за ошибок в установке маховика во время ремонта двигателя, когда метка оказывается в месте, где ее нельзя обнаружить.
Менять или ремонтировать маховик
Перед установкой новой детали потребуется выполнить следующий комплекс работ:
- Демонтаж карданного вала.
- Отсоединение стартера.
- Снятие коробки передач (не всегда требуется).
- Демонтаж механизма сцепления.
- Снятие маховика вместе с ведомым диском.
В большинстве случаев при неисправностях маховика предпочтительнее заменить механизм, чем пытаться восстановить. Для реставрации маховика требуется специализированное оборудование, и процесс включает диагностику, выявление дефектов, шлифовку, очистку, смазку и установку обновленной детали. Качественная балансировка и профессиональные сварочные и токарные работы также необходимы для успешного ремонта маховика. Это гарантирует его эффективную и долгосрочную работу после восстановления.
Менять или ремонтировать маховик
Факторы, снижающие ресурс маховика
Долговечность маховика зависит от множества факторов, а не только от стиля вождения владельца, хотя это также играет роль:
- Экоезда — частые переключения передач, рекомендуемые электронными помощниками, и езда на низких оборотах, что может быть опасным для маховика. Это становится особенно критично при разгоне с низких оборотов.
- Спортивный стиль вождения с резкими ускорениями и маневрами. Такая манера существенно отличается от экоезды, однако также не полезна для маховика. Кроме того, резкие ускорения и маневры при спортивной езде нагружают демпфирующий механизм (ДМФ) крутильных колебаний.
- Движение с нагрузкой, включая буксировку прицепа и перевозку тяжестей, оказывает значительное воздействие на маховик, включая его демпфер. Это может привести к нагреву ДМФ и потенциальной утечке смазки из пружинных камер, что повредит маховик.
- Езда по городу, особенно в условиях прерывистого ритма городского движения. Трогания с места и разгоны создают серьезные нагрузки на маховик. Постоянное выключение и повторный запуск мотора также могут оказать вредное воздействие, поэтому использовать систему «старт – стоп» следует с умом и соблюдая рекомендации производителя.
- При чип-тюнинге автомобиля важно помнить, что стандартный двухмассовый маховик рассчитан на определенные нагрузки и характеристики. После модификации автомобиля нагрузки на маховик могут увеличиться, и это нужно учитывать.
- Состояние машины имеет большое значение для работы маховика. Например, неисправности в системе впрыска топлива могут вызвать нежелательные вибрации. Эксплуатация авто с неисправностями двигателя сокращает срок службы маховика. Поддержание технической исправности автомобиля важно для продления срока службы маховика.
Часто задаваемые вопросы о неисправностях маховика
Как ремонт сцепления воздействует на состояние маховика?
Двухмассовый маховик может сломаться в результате неправильной замены сцепления. Если в процессе ремонта использовались болты крепления выжимного диска большего размера, это может привести к блокировке маховика, что, в свою очередь, негативно скажется на его состоянии в будущем.
Какова продолжительность службы маховика?
Средний ресурс двухмассового маховика обычно составляет 150–200 тыс. км. Однако у некоторых водителей механизм может прослужить даже после 200 тыс. км, не проявляя признаков неисправностей, в то время как у других потребуется замена двухмассового маховика на 100–120 тыс. км. Ресурс зависит от условий эксплуатации и стиля вождения.
Какие аспекты следует учесть при замене маховика?
При установке нового маховика крайне важно правильно соблюдать ориентацию сцепления, а также использовать специальный крепеж и при необходимости соответствующие смазочные материалы. Правильный выбор и квалифицированная установка маховика обеспечат надежную работу двигателя и трансмиссии.
Для увеличения срока службы маховика и других компонентов авто рекомендуется избегать буксировок и перевозки тяжелых грузов, а также не стартовать слишком резко. Эти меры продлевают ресурс автомобиля и снижают необходимость в обслуживании и ремонте при небольших пробегах.