Какие? На неисправности датчика коленвала указывает двигатель, который не хочет заводиться вообще или в мороз, а также если глохнет «на горячую». Вывести устройство из строя может обрыв провода, повреждение обмотки или диска синхронизации.
Что делать? Работу ДПКВ проверяют мультиметром, осциллографом или тестером. Самый простой метод – замерить внутреннее сопротивление датчика с помощью авометра. Он в считанные секунды подскажет, исправен ли датчик коленвала.
В этой статье:
Расположение датчика положения коленвала
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) выполняет одну и ту же роль в разных автомобилях. Однако при этом устройство может располагаться в разных частях автомобиля в зависимости от марки, модели и вида двигателя машины.
Расположение датчика положения коленвала
Чтобы знать, как определить неисправность датчика коленвала, и своевременно осуществить ремонт, рассмотрим примеры расположения устройства на нескольких популярных в РФ моделях.
На отечественных ВАЗ 2110/2111/2112 с инжекторными двигателями датчик коленчатого вала находится на масляном насосе, расположенном у шкива генератора. С помощью ремня осуществляется механическая связь генератора и коленвала.
Корейские Daewoo Nexia комплектуются разными видами двигателей; в зависимости от установленного мотора ДПКВ может находиться в разных местах. В машинах на F16MF датчик расположен на заднем конце самого коленвала, напротив зубчатого счетного кольца. На силовых приводах A15MF, A15SMS и G15MF устройство установлено на шкиве генератора, также напротив задающего диска.
Товары из категории
Вне зависимости от объема двигателя известных Renault Logan (1,4 или 1,6 л) ДПКВ располагается в области блока цилиндров. Чтобы устранить неисправности датчика положения коленвала или заменить деталь, требуется сначала снять шланг воздушного фильтра. Электронный узел прикреплен на пластину с двумя монтажными отверстиями, которую нетрудно увидеть после демонтажа шланга.
В другом месте электронный датчик находится у автомобилей Hyundai Sonata. Устройство установлено под пластиковой крышкой ремня ГРМ, в районе балансировочного вала. Опознать датчик можно по фишке проводов питания, разъем подключен к корпусу клапанной крышки ДВС.
Практически у всех машин датчик располагается рядом с самим коленвалом и/или в области блока цилиндров. Найти ДПКВ можно по проводке, подключенной в разъем питания устройства. Однако если обнаружить датчик на своем автомобиле не удается, следует изучить техническую документацию на машину. Еще можно поискать информацию в Интернете, например на форумах водителей той же марки авто.
Принцип работы датчика положения коленвала
Основная задача датчика — контролировать работу системы впрыска топлива и системы зажигания. Синхронизация их действий происходит за счет того, что устройство постоянно фиксирует, в каком положении (под каким углом) находится коленчатый вал. Информация передается на блок управления двигателя (ЭБУ ДВС), который подает сигнал топливным форсункам и зажиганию.
При неисправностях датчика коленвала самым распространенным симптомом является отказ двигателя запускаться. Чаще всего неполадка возникает из-за повреждения провода питания, что делает работу устройства нестабильной.
Принцип работы датчика положения коленвала
Независимо от типа двигателя, работа датчика заключается в том, чтобы следить за движением зубчатого венца коленчатого вала, а именно за отсутствующими зубцами (одного или двух, в зависимости от конструкции). ДПКВ отслеживает перемещение металлических зубов, расположенных по периметру диска, по магнитному полю и фиксирует их пропуск, прерывающий электрический сигнал.
Магнитное поле, по которому магнитно-индукционный электронный датчик считывает информацию о положении коленвала, создается намагниченным сердечником с катушкой из медной проволоки. Когда металлические зубья синхронизирующего диска присутствуют в поле, ДПКВ имеет электрический заряд. Когда из-за отсутствия зубцов в поле электрический ток прерывается, это и служит сигналом блоку управления двигателем о конкретном положении коленвала.
Такой принцип работы устройства основан на эффекте Холла. Свойства магнитного поля меняются из-за вращения диска синхронизации и отсутствия определенных металлических элементов (в данном случае — зубцов). Соответственно, появляется разность потенциалов, и напряжение электромагнита меняется. При различных неисправностях датчика коленвала ЭБУ перестает корректно воспринимать сигнал, подаваемый устройством.
Помимо магнитно-индукционных датчиков, встречаются оптические, хотя их используют гораздо реже. Их работа также основана на контроле за перемещением зубцов диска синхронизации. Эти ДПКВ обладают источниками света (светодиодами) и фотоэлектрическими элементами. Последние фиксируют момент, когда излученный свет пропал на большее время, и преобразовывают эту информацию в электрический сигнал, подаваемый на блок управления.
Основной функцией датчика, помимо контроля за положением коленчатого вала, является определение частоты вращения узла.
Признаки неисправности датчика коленвала
При неполадках в работе датчика положения коленвала могут возникнуть следующие симптомы неисправности:
Мотор не заводится
Двигатель не запустится, если датчик полностью выйдет из строя. При повороте ключа и попытке завести мотор может начать гудеть бензонасос, а стартер будет вхолостую крутить двигатель. В таком случае почти всегда проблема заключается именно в неполадках ДПКВ.
Так как электронный блок управления не получает никакую информацию от датчика, зажигание и впрыск топлива осуществиться не могут — ЭБУ не «знает», в какой момент и в каком цилиндре это нужно делать. При возникновении похожего симптома следует в первую очередь проверить датчик коленвала, определить, какие неисправности влекут за собой эти последствия, и далее провести ремонт или замену устройства на исправное.
Признаки неисправности датчика коленвала
Автомобиль неожиданно глохнет при работающем двигателе
Мотор может внезапно заглохнуть при достижении им определенной температуры. Это происходит вне зависимости от того, стоит машина или едет. Если подождать, когда двигатель остынет, а затем еще раз завести, то через некоторое время он снова нагреется и самовольно отключится.
Двигатель не заводится на морозе
При сломанном датчике положения коленвала появляется такой признак неисправности электронного устройства, что мотор не только не заводится, но и не пытается это сделать. Как и в предыдущем случае, дело может быть в треснувшей обмотке. Разница в том, что повреждение возникает не из-за тепла, а «на холодную», хотя на практике это встречается реже.
Неустойчивая работа мотора
Может проявляться по-разному. Например, при зажигании возникают хлопки в ресивер или выхлопную систему, заметно снижается мощность двигателя, зажигание происходит менее эффективно, либо наблюдаются несколько подобных симптомов одновременно. Это часто сигнализирует о выходе из строя именно датчика коленвала. Причина неполадки состоит в загрязнении устройства: на него попало масло или металлическая стружка.
Дело в том, что инородные вещества, особенно магнитная стружка, способны изменить характеристики чувствительного датчика. Устройство выполняет свои задачи некорректно и неэффективно, и потому возникают сбои в работе ДВС. Неисправность возможно обнаружить визуально или при помощи простой диагностики — в зависимости от расположения датчика.
Кроме того, обмотка может треснуть из-за вибрационной нагрузки. Трещины иногда возникают и в корпусе устройства, в таком случае в него легко попадает вода (например, при движении по мокрой дороге). Увидеть такие повреждения не получится, требуется компьютерная диагностика. Еще более простым выходом является замена ДПКВ на новый рабочий.
Помимо самого датчика выйти из строя может его разъем или провода питания. Стоит отметить, что описанные симптомы неисправности ДПКВ считаются самыми распространенными и могут сигнализировать о сбоях другой электроники автомобиля.
На самом деле датчик коленвала — надежная деталь и выходит из строя нечасто. Лучше всего провести общую диагностику и обследовать и другие датчики автомобиля.
Причины неисправности датчика коленвала
Причины неисправности датчика коленвала
Существует ряд наиболее распространенных причин, по которым ДПКВ может выйти из строя.
Среди них:
- Изменение расстояние между синхронизирующим диском и катушкой. Обычно эти детали находятся в 0,5–1,5 мм друг от друга. Расстояние можно увеличить или уменьшить специальными регулировочными шайбами. Подобная неисправность встречается при замене устройства, из-за механического смещения сердечника или шайбы по причине аварии или ремонта. В зазор между катушкой и синхронизирующим диском могла попасть пыль или грязь.
- Плохой контакт разъема питания или обрыв проводки. Например, фишка датчика может отходить, если повредится ее фиксатор. Из-за перелома провода и нарушения изоляции устройство может подавать сигнал на другие узлы и части автомобиля в подкапотном пространстве вместо ЭБУ.
- При каких-либо физических повреждениях катушки или сердечника могут возникать сбои и другие признаки неисправности устройства, либо датчик коленвала совсем перестанет работать. Детали ДПКВ могут повредиться из-за вибрационной нагрузки, окисления, использования слишком тонкой медной проволоки и т. д.
- Выход из строя синхронизационного диска. Зубья детали могут повредиться во время проведения ремонтных работ или из-за аварии. Следует очищать диск от загрязнений, ускоряющих износ детали, — зубцы начинают стачиваться быстрее. При разрывах резинового демпфера ДПКВ перестает «видеть» вращающиеся зубья.
- На оптических датчиках может быть поврежден светодиод или фотоэлектрический элемент, из-за чего нарушается и прекращается работа устройства.
Ремонт электронного устройства обычно не выполняют, поскольку в большинстве случаев запаянный корпус разобрать нельзя. Если из строя выйдет обмотка или сердечник, заменить детали будет невозможно. В случае повреждения ДПКВ проще демонтировать, утилизировать и заменить исправным. Новое устройство стоит недорого, а в автомагазинах можно найти разнообразные модели для многих марок авто.
Определение неисправности датчика коленвала
Существует несколько способов первичной диагностики датчика коленвала, и сделать это будет нетрудно для любого автовладельца. Поскольку на большинство современных машин ставят магнитно-индукционные ДПКВ, рассмотрим, как водитель может самостоятельно проверить работоспособность устройства этого типа.
Определение неисправности датчика коленвала
Осуществить проверку можно с помощью омметра, осциллографа, а также замерив индуктивность катушки датчика. Перед диагностикой необходимо установить зазор между сердечником и синхронизирующим диском, чтобы расстояние не выходило за пределы нормы. Для этого надо изучить техническую документацию, чаще всего ширина зазора составляет 0,5–1,5 мм, но может отличаться у разных моделей.
Диагностику выполняют при помощи мультиметра (измеряют сопротивление катушки электромагнита), тестера (узнают значение индуктивности, а также сопротивления изоляции) или осциллографа. Проще и доступнее для водителя будет использовать мультиметр/омметр, чтобы проверить сопротивление. На приборе нужно включить режим измерения сопротивления (обозначается символом Ω).
Большинство современных ДПКВ имеют величину внутреннего сопротивления от 500 до 700 Ом, значение следует уточнить в документации на датчик. Еще можно измерить изоляцию проводов питания, это значение не должно быть меньше 0,5 МОм.
Чтобы установить наличие неисправностей в цепи датчика положения коленвала, при наличии подходящих приборов измеряют индуктивность катушки. Для этого понадобится тестер с функцией мегаомметра, вольтметр, LCR-метр и сетевой трансформатор. У исправного датчика значение индуктивности катушки чаще всего равняется 200–400 мГн, величина зависит от конкретной модели устройства.
Если измерительные приборы показывают значительно более низкое (либо, в редких случаях, высокое) число, то с большой долей вероятности ДПКВ неисправен. Далее выполняют дополнительные проверки, чтобы убедиться в неработоспособности устройства (или обратном) и найти причину неполадки.
Наиболее трудный способ проверки датчика, требующий наличия специального оборудования, но при этом самый надежный и информативный, — проверка электронным осциллографом. Для этого нужно завести двигатель машины, подключить щупы прибора к выводам ДПКВ и запустить программу, с помощью которой снимают осциллограмму. Полученный рисунок многое скажет о работоспособности датчика коленвала и о том, есть ли какие-либо нарушения его работы.
Еще можно снять ДПКВ с посадочного места, подключить щупы, приложить к катушке какой-нибудь металлический предмет (ножницы, отвертку или что-то подобное, что будет под рукой) и перемещать его в разные стороны корпуса. Исправный датчик будет реагировать на движения, что видно по рисунку осциллограммы.
Существуют специальные сканеры, с помощью которых можно получить данные об ошибках, зафиксированных ЭБУ. Информация, содержащаяся в памяти блока управления, расскажет о наличии сбоев ДПКВ и других элементах двигателя.
Часто задаваемые вопросы о неисправностях датчика коленвала
Как прозвонить датчик коленвала омметром?
Этот вариант является самым элементарным способом проверить работоспособность датчика. Для этого омметром требуется измерить сопротивление обмотки. У современных автомобилей это значение должно быть в пределах от 550 до 750 Ом.
Как проверить датчик положения коленчатого вала?
Если у владельца нет подходящего оборудования, можно просто заехать в любой ближайший автосервис, где даже не самый опытный мастер диагностики сумеет распознать сбои датчика коленвала или неисправность в его цепи. При обнаружении проблем стоит осуществить дополнительную проверку путем замены устройства на заведомо исправное.
Дело в том, что при простой диагностике часто бывает трудно установить однозначно, исправен датчик или полностью неисправен. Устройство может начать «чудить» при определенных условиях: после нагрева мотора, при движении или, наоборот, «на холодную». Чтобы наверняка узнать о работоспособности ДПКВ, понадобятся приборы и инструменты: мультиметр/омметр, миллиамперметр и отвертка.
Может ли влиять на работу датчика загрязнение контактов?
Фишка датчика защищена резиновой накладкой, но со временем уплотнитель по естественным причинам изнашивается, теряя герметичность. Из-за этого под него начинает просачиваться влага и попадать пыль. Это запускает процесс коррозии, из-за окисления прерывается цепь. Даже когда сам ДПКВ исправен, из-за нерабочей проводки он теряет способность корректно выполнять свою работу — определять положение коленчатого вала, что приводит к остановке мотора.
Чтобы избавиться от подобной проблемы, можно попробовать почистить контактные штифты. Для этого используют тонкие инструменты вроде надфиля или наждачки — штифты находятся достаточно глубоко, иным способом добраться до них и очистить вряд ли получится. Пыль, которую удастся удалить, нужно выдуть, установить контакты на место и после этого можно пробовать завести мотор.
В Интернете можно найти много видео, на которых водители успешно заводят машину с неисправным датчиком коленвала. Добраться до электронного устройства может быть затруднительно без домкрата и других приспособлений, поскольку этому препятствует большое количество других узлов в моторном отсеке.
К счастью, ДПКВ не выходит из строя одномоментно, а о его «нездоровье» можно понять по различным симптомам, на которые важно обращать внимание.