О чем речь? Неисправность топливного насоса может проявляться по-разному, в том числе и взаимоисключающими признаками, например, снижением или повышением мощности двигателя.
На что обратить внимание? Если симптомов неисправности довольно много, то причин меньше: износ деталей, засорение самого насоса или фильтров, перегрев. Для диагностики используют специальные стенды, которые также применяют и для ремонта.
В этой статье:
Устройство топливного насоса
Бензонасос выполняет важную функцию — транспортировку топлива из бака в ДВС. Однако роль устройства в инжекторных системах не ограничивается только этим. В современных авто ТНВД также отвечает за поддержание необходимого давления в топливной рампе, что является ключевым моментом для эффективной работы двигателя.
Некоторые ТС оснащаются двумя насосами: один находится в бензобаке и отвечает за перекачивание топлива в подводящую магистраль, а второй, установленный на топливной рампе, поддерживает стабильное давление, необходимое для функционирования топливных форсунок. Работа бензонасоса заключается в эффективной перекачке определенного объема топлива и обеспечении достаточного давления в системе питания при различных режимах работы мотора. Неисправность топливного насоса может привести к нарушению этого важного процесса.
Устройство топливного насоса
Для постоянного обеспечения необходимого давления в топливной рампе электробензонасос должен функционировать при включенном зажигании. От активности устройства зависит непрерывная поставка топлива в камеру сгорания. После поворота ключа в замке зажигания ТНВД мгновенно вступает в действие, опережая запуск стартера. При выключении двигателя бензонасос тоже перестает работать, что способствует безопасности в аварийных ситуациях и при дорожно-транспортных происшествиях. Лишнее топливо перенаправляется обратно в бак через специальный перепускной клапан.
Поддерживая заданное давление в топливной рампе, автомобиль способен точно регулировать подачу топлива в каждый отдельный цилиндр. В критический момент управляющая система машины передает сигнал на соответствующую форсунку, открывая ее электромагнитный клапан на короткое время, и топливо подается в камеру сгорания через мельчайшие отверстия. Основной задачей ЭБУ является расчет необходимого времени, в течение которого клапан форсунки должен оставаться открытым. В случае снижения давления в топливной рампе возникают нарушения в подаче бензина, что может привести к разнообразным проблемам.
Электробензонасос, установленный в большинстве легковых машин, размещается непосредственно в топливном баке и представляет собой компактный пластиковый цилиндр с выносным поплавком. Погружаясь в бензин, этот агрегат охлаждается в процессе работы. Добраться до него можно, сложив заднее сиденье, и в некоторых случаях через багажник. Это требует отключения электрического разъема и пары шлангов, а иногда также использования специального ключа для отворачивания крепежной гайки насоса.
Товары из категории
По принципу работы ТНВД разделяются на три типа: роторно-роликовые, шестеренчатые и центробежные (турбинные). На сегодняшний день центробежные являются наиболее распространенными. Эти насосы осуществляют подачу топлива через вращение крыльчатки со множеством лопастей, размещенных в специальной камере. При вращении крыльчатки возникают завихрения, засасывающие бензин и сжимающие его, таким образом создается давление в топливной магистрали.
Устройство топливного насоса
Признаки неисправности топливного насоса
Вне зависимости от конкретного типа ТНВД, используемого в вашем авто, существует схожесть в симптомах, свидетельствующих о его неполадках. Давайте проанализируем часто встречающиеся признаки неисправностей топливного насоса.
«Скулящий» звук в топливном баке
Этот симптом является одним из ранних предупреждений о возможном отказе топливного насоса. К сожалению, далеко не каждый водитель способен различить звук, исходящий от силового агрегата, от шума, возникающего в топливном баке.
При нормальной работе насоса во время запуска мотора слышны характерные щелчки, которые в процессе движения должны переходить в еле слышный гул. Громкий «скулящий» шум из топливного бака может свидетельствовать о неполадках ТНВД, но также возможны другие причины, такие как недостаток топлива или использование низкокачественного бензина.
Троение двигателя
Этот симптом можно считать основным признаком неисправности топливного насоса. Ключевой функцией насоса является непрерывная подача топлива из бака в двигатель. В условиях небольшой скорости движения даже потенциально неисправный насос может выполнять свои функции, однако на высоких скоростях есть риск, что устройство не сможет доставить требуемое количество бензина. Это, в свою очередь, способно привести к нестабильной работе мотора, то есть троению.
Затруднение в запуске двигателя
ТНВД поддается естественному износу по мере течения времени, что, в свою очередь, может снизить эффективность в подаче топлива.
При запуске мотора рано утром бензонасос подает топливо в камеры, инициируя процесс сгорания. Если насос слабый и способен передавать лишь небольшой объем бензина за один раз, вы заметите, что для успешного запуска двигателя может потребоваться несколько попыток.
В таком сценарии насос будет постепенно поставлять небольшие порции топлива при каждой попытке запуска. По прошествии некоторого времени накопится достаточное количество бензина, и мотор успешно заведется.
Существуют и другие факторы, которые могут привести к трудностям при запуске, однако необходимо учитывать возможность неполадок ТНВД.
Затруднение в запуске двигателя
При повышении температуры глохнет двигатель
Появление такого симптома может быть обусловлено различными факторами: засорением топливных форсунок, влагой в горючем, аномалиями в работе датчиков положения распредвала или коленвала, отказом датчика массового расхода воздуха, датчика температуры или катушки зажигания. Тем не менее всегда следует учитывать также и возможность неисправностей топливного насоса.
Однако есть способ, как можно определить эту причину среди остальных. Если остановка двигателя происходит только при достижении максимальной температуры, вероятнее всего, корень проблемы именно в неполадках ТНВД.
Снижение или потеря мощности двигателя под нагрузкой
Подъем на гору, перевозка грузов или буксировка требуют дополнительной работы от силового агрегата, что приводит к увеличенному расходу топлива. При исправной работе топливного насоса это не является проблемой. Однако если мотор теряет мощность или происходит ее снижение при нагрузке, это может быть признаком неполадок бензонасоса. Важно отметить, что в нормальных условиях и во время обычного движения устройство может не «предупреждать» о проблемах.
Повышение расхода топлива
Существует множество возможных причин увеличения расхода бензина. Одной из них является неисправность предохранительного клапана в топливном насосе. Если клапан не функционирует должным образом, это приводит к постоянному вытеканию топлива в систему двигателя. Важно осознавать, что для оптимальной работы мотора необходимы точные пропорции состава топливной смеси. Переобогащенная смесь приводит к неполному сгоранию и накоплению избытка топлива.
Другие возможные факторы, способствующие плохой топливной экономии, включают в себя неисправный термостат, изношенные свечи зажигания и неработоспособный датчик охлаждающей жидкости. Отказавшие датчики кислорода и утечки клапана EGR также могут привести к увеличению расхода бензина.
Повышение расхода топлива
Причины неисправности топливного насоса
Для устранения поломок необходимо точно определить их источник. Среди основных причин неисправностей топливных насосов выделяются следующие:
- Поврежденная проводка и кабели, покрытые ржавчиной, что серьезно нарушает работу системы и мешает нормальной подаче топлива.
- Засорение в виде пыли, воды и частиц ржавчины.
- Изношенный фильтр, снижающий давление и ухудшающий функционирование устройства.
- Перегрев узла при движении с недостаточным количеством бензина.
- Избыточное потребление смазочных материалов, также вызывающее перегрев.
- Естественный износ компонентов узла.
Наиболее частой причиной неисправности ТНВД является засорение фильтра грубой очистки. Это сопровождается следующими признаками:
- Снижение мощности силового агрегата.
- Ухудшение тяги и ее ослабление при высоких оборотах.
- Затрудненный запуск.
- Нестабильная работа мотора при низких и холостых оборотах.
Важно оценить уровень давления в топливной рампе, который в нормальных условиях должен быть следующим:
- На холостом ходу — 0,23–0,25 кПа.
- При запуске — 0,3 кПа.
- В процессе перехода — 0,28–0,3 кПа.
Сниженное давление при переходе часто свидетельствует о засорении сетки. Если значения давления не достигают уровня 0,4 кПа при пережатой трубе, это указывает на износ бензонасоса и необходимость его замены.
Диагностика неисправностей топливного насоса
В автосервисных центрах специалисты применяют специализированные диагностические стенды для оценки работы ТНВД. Прежде всего внимание уделяется производительности устройства. Также проводится проверка функционирования плунжера и управляющего клапана (клапана потока SCV).
Система стенда взаимодействует с датчиком положения вала и клапаном управления топливом для точного определения фазы нагнетания. Затем стенд проводит несколько сотен циклов работы бензонасоса, подавая топливо из форсунок в предварительно подготовленные емкости. Этот процесс не только оценивает функциональность каждой форсунки, но и проверяет клапан управления топливными порциями. В случае возможной неисправности топливного насоса высокого давления этот метод также позволяет выявить и проанализировать соответствующие параметры.
Иногда механики заменяют клапан управления на заведомо функционирующий, чтобы выяснить фактическое состояние плунжерной пары.
Топ-5 стендов для диагностики и ремонта топливных насосов
«РусТехника» 04К
Стенд — незаменимый инструмент для проверки, диагностики и ремонта ТНВД на легковых и грузовых авто. Стенд передает крутящий момент двигателя стенда на вал бензонасоса, использует современные технологии, включая преобразователь частоты и современный тахометр. Стенд обеспечивает постоянную скорость вращения и гарантирует минимальные погрешности измерений. Оборудование легко в управлении, обслуживании и поставляется с заводской гарантией.
Поддерживает проверку дизельных насосов отечественного и импортного производства, можно тестировать до 12 секций высокого давления. Программное обеспечение стенда включает все необходимые данные для диагностики топливных насосов.
РусТехника
«ГАРО-Трейд» 04К
Стенд обеспечивает уникальную возможность регулировки через вращение приводного вала, присоединенного к муфте стенда. В ходе испытаний оборудование поддерживает нужные температуру и давление топлива, соответствующие тест-планам для каждого типа насоса. Электронные блоки стенда измеряют циклическую подачу, расход топлива, угол впрыска и другие характеристики, прописанные для каждого вида бензонасоса в программном обеспечении и тест-планах. Важно отметить, что стенд также предоставляет возможность выявления потенциальной неисправности топливного насоса в процессе анализа.
ГАРО-Трейд
«ТехАвто» ДД 10-05Э (ТА-501)
Спрос на модель в линейке стендов от «ТехАвто», а именно стенд ТА-501, остается высоким. Это оборудование обеспечивает возможность проведения испытаний 12 секций синхронно по циклической подаче. Объем бака для тестовой жидкости составляет 45 л, а производительность стендового насоса подкачки достигает 9 л/мин. Давление стендового насоса подкачки на штуцере подачи низкого давления варьируется в пределах 0–4 бар, а на штуцере подачи высокого давления — в пределах 0–60 бар
Этот стенд также оснащен системой имитации давления наддува для турбодизельных ТНВД, создающей давление в диапазоне от 0 до 2,5 бара. В дополнение к этому стенд обладает встроенной электрической системой обогрева и системой охлаждения радиатора. Привод оборудования представляет собой электродвигатель переменного тока с мощностью 15 кВт. Диапазон изменения оборотов составляет 0–4000 об/мин с точностью до ±1 оборот в минуту, а момент инерции маховика составляет 1,0 кг·м².
«ТехАвто» 8-01-7,5М
Стенд СДМ 8-01-7,5М предназначен для тестирования механических отечественных бензонасосов (стандарты «Евро-0» – «Евро-1»). По специальному заказу стенд может быть дополнен необходимой оснасткой для диагностики и регулировки ТНВД зарубежного производства, что позволяет выявлять неисправности топливного насоса высокого давления на иномарках.
Стенд контролирует следующие параметры и характеристики ТНВД:
- Производительность насосных секций, оценивая как величину, так и равномерность подачи топлива каждой секцией.
- Частоту вращения вала насоса в момент воздействия регулятора.
- Давление открытия нагнетательных клапанов.
- Угол нагнетания и подачи топлива в зависимости от поворота вала бензонасоса, а также последовательность подачи различных секций.
- Угол действительного впрыскивания топлива во время проведения диагностики.
- Параметры МОВТ (муфты опережения впрыска топлива), играющей ключевую роль в регулировке процесса впрыска.
ТехАвто
Dieselland CR-TEST-2P
Стенд CR-TEST-2P разработан для детальной проверки и анализа ТНВД в системе COMMON RAIL, таких как BOSCH, DENSO, DELPHI, SIEMENS (CP1, CP2, CP3, HP2, HP3, DFP1, DFP3, DFP6, HP3). Этот стенд способен выявить основные неисправности топливного насоса, регуляторов и датчиков давления, которые могут возникнуть на дизельных двигателях различных ТС, включая легковые авто, автобусы, грузовики и сельскохозяйственные тракторы.
Рабочее давление испытания достигает 1800 бар с возможностью увеличения до 2200 бар. Стенд оборудован электронной системой измерения, а в комплектацию входит управляющая программа со встроенными тест-планами.
Dieselland CR-TEST-2P
Часто задаваемые вопросы о неисправностях топливного насоса
Как часто следует проводить промывку системы?
Промывку топливной системы рекомендуется проводить примерно один-два раза в год.
Какие меры принять зимой, чтобы избежать неисправностей топливного насоса?
В зимний период рекомендуется предварительно прогревать двигатель в течение нескольких минут перед началом поездки, ориентируясь на данные приборов температуры охлаждающей жидкости и давления масла.
Может ли возникнуть увеличение мощности силового агрегата при неисправностях насоса?
Возможно, вам знакома ситуация, когда вы поддерживаете постоянную среднюю скорость и внезапно ощущаете неожиданный прилив мощности двигателя. Машина начинает ускоряться без воздействия на педаль газа. Этот феномен, вероятнее всего, объясняется наличием нерегулярного сопротивления внутри самого топливного насоса.
Работая на постоянном давлении для обеспечения поступления топлива в двигатель, насос при изменении сопротивления может увеличивать подачу топлива, что приводит к резкому повышению оборотов двигателя.
Не забывайте учитывать эти советы, когда проводите диагностику своего авто. И конечно, не стесняйтесь обратиться за помощью к опытным профессионалам. Использование современных стендов гарантирует точную диагностику и высококачественный ремонт при любых неисправностях топливного насоса высокого давления.